2.1 Миграционные процессы
в Российской федерации
Миграция населения
- один из самых сложных социально-экономических
процессов, подверженный воздействию
комплекса политических, экономических,
социальных отношений. [1]
Миграция населения
в России в настоящее время
выполняет важную роль, смягчая
процессы депопуляции в стране,
и влияет на перераспределение
населения между отдельными частями
страны. На миграцию оказывают
влияние глобальные процессы, связанные
с распадом СССР и образованием
на его месте новых независимых
государств, изменением экономической
системы и либерализацией общественно-политической
жизни в стране.
На постсоветском пространстве
произошла трансформация межреспубликанской
(внутренней) миграции в межгосударственную
(внешнюю). После распада СССР
за пределами России оказалось
около 25 млн. русских и несколько
миллионов представителей других
коренных народов Российской
Федерации Значительная часть
зарубежных соотечественников переселяется
в Россию, и этот процесс будет
определять миграцию со странами
нового зарубежья на обозримую перспективу.
В последние годы
в межреспубликанском (межгосударственном)
миграционном обмене продолжали
развиваться тенденции, характерные
для начала 90-х годов. [5]
Выезд российского
населения в страны СНГ и
Балтии сократился более чем
в 1,7 раза (с 232 тыс. человек в
1994 г. до 133 тыс. в 1998г.) С 1994 г.
из этих стран в Россию въехало
около 3.7 млн. человек, среди
которых русских было более
60% (2,3 млн. человек).[6]
С 1992 года в Российской Федерации
было зарегистрировано свыше 1,4 млн. вынужденных
переселенцев и беженцев, из них
более 200 тыс. - из регионов России с
нестабильной общественно-политической
обстановкой по мере адаптации и
обустройства вынужденных переселенцев
и беженцев на новом месте жительства.
Межнациональные вооруженные
конфликты на территории бывшего
СССР в конце 1980-х - начале 1990-х
годов, отсутствие или несовершенство
законодательства в области основных
прав и свобод граждан, создающее
возможность дискриминации лиц
некоренной национальности в
большинстве государств, возникших
на его месте, положили начало
массовой вынужденной миграции населения
в Россию.
Они утрачивают указанный
статус. На начало 1999 г в Российской
Федерации численность зарегистрированных
вынужденных переселенцев и беженцев
составила 1,1 млн. человек. [3]
В последнее время
численность ежегодно регистрируемых
вынужденных переселенцев и беженцев
в России неуклонно сокращается
(с 254,5 тыс. человек в 1994 г.
до 118 тыс. человек в 1998 году).
Миграция населения в
Россию позволяет частично компенсировать
естественную убыль населения России,
вызванную превышением смертности
над рождаемостью. За 1998 - 2005 гг. миграционный
прирост населения России составил
2.3 млн. человек, что позволило почти
на 60 % восполнить естественную убыль
населения за тот же период приток
мигрантов из государств СНГ и
Балтии оказывает положительное
воздействие на демографическую
ситуацию в России за счет молодой
возрастной структуры переселенцев
по сравнению с постоянным населением
принимающих регионов. В последние годы
миграционный приток в Россию из стран
нового зарубежья сокращается, что происходит
как вследствие сокращения российских
диаспор в этих странах, но в не меньшей
степени в связи с ограниченными возможностями
страны по приему и обустройству репатриантов.
Свою роль играет и принятие в последние
годы ряда законодательных и нормативных
документов, определяющих направления
и принципы государственной политики
России в отношении соотечественников
за рубежом. [2]
Внутренняя миграция
населения России играет исключительно
важную роль. Несмотря на значительно
сократившиеся в последние годы
объемы, на нее ежегодно приходится
80-85% миграционных перемещений.[7]
С началом экономических
реформ в России начался выезд
населения из регионов Севера
и Востока страны, до этого
многие десятилетия притягивавших
переселенцев из других регионов
России и бывшего СССР.
В ряде северных
регионов сложившаяся в период
экстенсивного экономического роста
численность населения в настоящее
время фактически является избыточной
(учитывая сокращение рабочих
мест и дороговизну содержания
социальной инфраструктуры).
3. Классификации
факторов миграции
В классификации факторов
миграции нет недостатка, так
как любой исследователь, который
занимается анализом процесса, должен
выстроить четкую логическую
цепь фактор - причина - следствие
(явление), в которой фактор занимает
первое место.
Каждая классификация,
также как и определение самого понятия
“миграция населения” отвечает той или
иной задаче, поставленной перед собой
исследователем. Наиболее распространенными
классификациями факторов миграции являются
именно те, которые проведены с целью определения
возможностей регулирования их влияния
на миграционные процессы: управляемые
(факторы-регуляторы) и неуправляемые
(факторы-условия). Выделяют и третью группу
- не управляемых, но косвенно регулируемых.[7]
Для решения поставленной
перед нами задачи наиболее
верно в первую очередь подразделить
все факторы на две большие группы:8
- факторы притягивающие,
побуждающее население переселяться
в те регионы, где качество
жизни, благодаря набору природных
и экономических условий будет
выше, чем в регионе предыдущего
проживания;
- факторы выталкивающие,
складывающиеся в регионах постоянного
проживания обстоятельства, также
природного или экономического
характера, воздействие которых
делает невозможным дальнейшее
проживание в данном регионе,
независимо от того, существуют
ли условия в регионе переселения
для успешной адаптации.
Как правило, действуют
одновременно обе группы факторов,
но решающее значение имеют
отнесенные к первой группе. И
только тогда, когда главенствующими
и определяющими становятся факторы,
отнесенные ко второй группе,
миграция приобретает характер
вынужденной. Иными словами, исходя
из положений теории трехстадийности,
при воздействии первой группы факторов
планомерно протекают все три стадии миграционного
процесса, а при воздействии второй группы
факторов - первая стадия как самостоятельный
процесс может быть пропущена или пройдена
в крайне сжатые сроки, в связи с чем, третья
стадия малоуспешна.[2]
Первая группа факторов,
в свою очередь, может быть
подразделена на постоянно действующие
и переменные, т.е. такие, параметры
которых во времени могут быть
относительно часто изменяемы.
Их изменения могут происходить
как непосредственно в процессе
принятия решения в целях управления
миграционным процессом, так и
выступать в качестве следствия
любого решения, не направленного
на воздействие на миграционные
процессы, т.е. опосредованно, косвенно.
Важным фактором, оказывающим
воздействие на непосредственное принятие
решение о миграции, который можно
отнести к субъективной группе является
наличие жизненного стандарта от которого
зависит отношение к оценке условий жизни
в потенциальном регионе вселения.
На формирование жизненного
стандарта накладывает отпечаток
культура, традиции населения, восприимчивость
к их изменениям, что связано в
первую очередь, с этнической принадлежность
потенциального мигранта или групп
мигрантов.
Часто совокупность факторов,
составляющих жизненный стандарт, называют
или приравнивают к этническим факторам
миграции.[3]
Реакция населения
на изменение условий жизни
в форме переселений наступает
настолько быстро и адекватно,
что, во-первых зачастую не
удается адаптировать к наступившей
реакции социально-экономическую
структуру и инфраструктуру как
принимающих так и теряющих
население регионов, а во-вторых
сманеврировать с помощь арсенала
правовых и экономических инструментов
для смягчения негативных последствий
наступления такой реакции. Это зачастую
превращает миграционные процессы из
позитивного компонента социально-экономического
развития, что составляет внутреннюю природу
экономических миграций, в свою противоположность.
Таким образом, не
сама по себе объективная реакция
населения на изменение условий
жизнедеятельности, выступающая
в форме территориального перемещения
населения приводит к негативным
последствиям в различных формах,
а неумение управленческих структур
адекватно подготовиться к миграционным
процессам и использовать их
потенциал в позитивном направлении.
Убедительным примером
реакции населения на изменения
в условиях жизни является
динамика миграционных процессов,
произошедших в России в 90-е
годы. А пример кризиса 1998 года
прекрасно иллюстрирует скорость,
с которой отражается в миграциях
реакция населения на изменяющуюся
ситуацию.
Анализ факторов, степени
и направлений взаимодействия
миграционных и экономических
процессов, позволяет вывести
следующую объективную закономерность:
направления и объемы миграционных
процессов указывают на наличие
в регионе относительных преимуществ
в условиях жизни населения, прежде
всего экономических.
3.1 Основные функции
миграции
Миграция населения
воздействует на общественное
развитие посредством осуществления
своих функций - тех конкретных
ролей, которые играют миграции
населения в жизнедеятельности
общества. Функции миграции населения
не однозначны. С одной стороны, они представляются
как независимые от типа социально-экономической
системы и особенностей отдельных обществ.
А с другой - как функции, характер которых
определяется социально-экономическими
условиями конкретных обществ. Первые
- общие функции миграции населения, вторые
- специфические функции миграции населения
той или иной общественно-экономической
формации. К наиболее общим функциям миграции
населения относят ускорительную, селективную
и перераспределительную.[4]
Ускорительная функция
состоит в обеспечении того
или иного уровня пространственной
подвижности и означает как
сменяемость состава жителей
разных районов, так и расширение
числа мест жительства отдельными гражданами.
Территориальные перемещения способствуют
изменению социально-психологического
облика мигрантов, расширению их кругозора,
накоплению знаний о различных областях
жизни, обмену трудовыми навыками и производственным
опытом, развитию личности, её материальных,
социальных и духовных потребностей, интеграции
национальных культур.
Вторая функция - перераспределение
общей численности населения, связанное
с размещением производительных
сил, между отдельными территориями
страны, в том числе между природными зонами,
районами, разными типами городских и
сельских поселений.
Миграция населения в
своей перераспределительной функции
не только увеличивает численность населения
отдельных территорий, но и опосредованно
влияет на демографическую динамику тем,
что мигранты участвуют в воспроизводстве
населения. Поэтому значение миграции
населения в изменении численности населения
той или иной территории всегда больше,
чем доля мигрантов в составе населения
этой местности.
Суть селективной функции
миграции населения в том, что
неравномерное участие в миграции
населения различных социально-демографических
групп ведёт к изменению качественного
состава населения разных территорий.
Опыт показывает, что мужчины и лица трудоспособных
возрастов участвуют в миграциях более
активно, чем нетрудоспособные и женщины.
Велики различия в миграционной подвижности
лиц разной национальности и лиц, родившихся
в том или ином районе, с одной стороны,
и недавно вселившихся туда из других
местностей - с другой.[4]
Общие функции миграции
населения обладают некоторой самостоятельностью
и вместе с тем тесно взаимосвязаны. Территориальное
перераспределение населения и изменение
его качественного состава осуществляются
только при соответствующей подвижности
населения. Количественное перераспределение
населения может сочетаться либо не сочетаться
с изменением состава населения районов
оттока или притока мигрантов. Точно так
же интенсивная качественная селекция
населения может происходить даже тогда,
когда количественный результат перераспределения
незначителен.
Миграция населения
в различных условиях выполняет
специфически присущие ей функции,
наиболее важные из которых - экономическая
и социальная.[7]
Экономическая функция
в самом общем виде состоит
в обеспечении соединения территориально
распределённых средств производства
с необходимой рабочей силой и их функционирования
в процессе производтва.