Миграционные процессы в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 15:31, курсовая работа

Описание работы

Задачами данной курсовой работы является: изучение теоретические аспектов понятия миграция, исследование понятия миграции, определение причин и проблемы влияния миграции на качество трудовых ресурсов и предложить мероприятия по решению этой проблемы.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….........3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты исследования понятия миграция
1.1 Понятие и сущность миграции...............................................................5
1.2 Классификация и стадии миграционного процесса…………………..7
ГЛАВА 2. Влияние миграции рабочей силы на рынок труда в России
2.1 Причины миграции трудовых ресурсов……………………………....15
2.2 Проблема миграции кадров для России……………………………....17
ГЛАВА 3. Перспективы регулирования трудовой миграции в России
3.1 Российский опыт регулирования трудовой миграции………….…….22
3.2 Мероприятия по регулированию трудовой миграции в России….….28
Заключение……………………………………………………………….....32
Список используемой литературы…………………………………..….….35

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 151.00 Кб (Скачать файл)

Наряду с созданием  соответствующих финансовых и экономических  условий в стране необходимо законодательное  регулирование миграционных процессов, заключение соответствующих межгосударственных соглашений со странами - членами СНГ, политическая и социальная поддержка этнических россиян, проживающих в этих странах.

Наиболее сложной с  точки зрения последствий для  России проблемой является нелегальная иммиграция иностранных граждан. По экспертным оценкам, приток незаконных иммигрантов составляет около 100 тысяч человек в год. Низкий профессиональный и квалификационный уровень нелегальных мигрантов, возможность ухудшения криминогенной обстановки и появление инфекционных заболеваний требуют серьезного контроля со стороны государства за данным процессом и его регулирования.

Выезд за рубеж ученых по контракту или на постоянное жительство – такой же естественный процесс, как и миграция вообще. Нынешний отток интеллектуалов из России носит преимущественно экономический характер. Люди стремятся осесть в самых богатых государствах – в США, Германии, Великобритании, Канаде. Большое количество научных работников просто бросило науку, перейдя в другие сферы. Многие занялись бизнесом. По исследованиям, более 80% нынешних российских предпринимателей – люди с высшим образованием, а треть из них имеют научную степень. Ученые ушли не только в бизнес, многие теперь трудятся на поприще воспитания научных кадров.

Отток научных работников в страны Запада продолжается до настоящего времени. Обратного процесса почти  нет или он очень слаб.

Ностальгия по научной  деятельности, хотя и распространенное явление как среди эмигрантов – бывших ученых, так и среди части российских бизнесменов, но мало кто действительно возвращается к прежней деятельности из-за ее непривлекательности с точки зрения социальных условий и быта. Научные интересы, как выяснилось, оказываются слабее материальных стимулов.

Миграция специалистов обусловлена теми же факторами, что  и неквалифицированной рабочей  силы. В первую очередь надо отметить различный уровень экономического и социального развития стран. Ученые и специалисты покидают свою страну в пользу другой, если находят там более высокое материальное вознаграждение, неограниченные возможности для творчества и саморазвития, лучшее лабораторное оборудование, более комфортные бытовые условия, больше гражданских прав и демократических свобод.

Миграция специалистов имеет отличные от миграции неквалифицированных  рабочих последствия для стран. Миграция неквалифицированных рабочих  достаточно благоприятна для страны-донора, т. к. позволяет уменьшить безработицу и связанные с ней социальные издержки и расходы, а так же эмигранты, пересылая часть заработка на родину или привозя его домой по возвращении, снабжают тем самым отечественную экономику валютными ресурсами.

При эмиграции квалифицированных  рабочих и инженерно-технического персонала, ученых и специалистов страна-донор оказывается в большом проигрыше. Она теряет все капитальные затраты, вложенные в подготовку этих кадров. Отечественный рынок теряет самые «соки» рабочей силы, интеллектуальную элиту, творческий потенциал которой служил первоосновой и залогом развития экономики в условиях НТР. Таким образом, страна-донор ухудшает свое сегодняшнее положение, теряет перспективы развития в будущем.

Вместе с тем в  Россию все же есть приток интеллектуалов. Источником его является, во-первых, система подготовки молодых кадров; во-вторых, значительное количество ученых стремится в Россию из стран СНГ; в-третьих, в нашей стране вот уже целое десятилетие постоянно находится большое количество исследователей разного профиля из развитых и развивающихся стран, что само по себе является весомым вкладом в отечественную науку.

Для России “утечка умов”  имеет драматическую окраску. Для  решения любой научной проблемы и создания наукоемкой технологии необходима концентрация достаточно толковых людей, потому что научные решения связаны с кооперативным эффектом. В связи с “утечкой умов” произошло “разжижение” научных коллективов. Для страны, выбравшей путь создания наукоемких технологий, - это катастрофа. Важно понимание данной проблемы со стороны государственных органов. Однако пока это понимание существует только на словах.

Основной поток интеллектуальной миграции идет в Германию, Израиль, США. Как правило, уезжают программисты, химики, электронщики, механики, физики-теоретики, специалисты по физике твердого тела, молекулярной биологии, прикладной механике, математике, представители перспективных направлений медицинской науки.

Нарастающая с начала интеллектуальная эмиграция российских ученых и специалистов в различные страны мира объясняется невостребованностью таланта, опыта и квалификации в условиях кризиса. Заметно ухудшилось материальное положение занятых в науке, научном обслуживании и высшем образовании. Нарастает неудовлетворенность инфраструктурной обеспеченностью российской науки.

В настоящее время существует серьезная проблема – это возможное увеличение масштабов научной эмиграции из России в ближайшем будущем. Сейчас Россия является донором научных кадров для высокоразвитых стран. Донорский поток пока сравнительно невелик. Однако, по некоторым прогнозам, страны-реципиенты, прежде всего США, в скором времени начнут испытывать нехватку квалифицированных ученых. Ожидаемая потребность для Запада составит 150 – 200 тысяч научных работников, а для стран третьего мира – 50 тысяч. Если учесть, что эмиграционные установки характерны сегодня для 25–50% российских ученых и студентов, то возможное развитие событий может быть не в пользу российской науки. Впрочем, многое тут зависит не только от «аппетитов» иных стран, но и от поддержки российских ученых со стороны родного государства.

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. Перспективы развития трудовой миграции в России

3.1 Российский опыт регулирования трудовой миграции

Миграционные процессы оказывают многоаспектное влияние  на страны иммиграции и эмиграции. Естественно, что любое государство, осуществляя экономическую политику, не может не регламентировать процессы трудовой миграции. С этой целью оно проводит определенную миграционную политику. Государственная миграционная политика - это целенаправленная деятельность государства по регулированию процессов эмиграции и иммиграции рабочей силы в данную страну или из нее. Государственное регулирование миграции рабочей силы призвано защищать интересы трудящихся-мигрантов, национальных работников, а также должно обеспечить взаимную защиту интересов стран-эмигрантов и иммигрантов рабочей силы.

Рассмотрим цели, особенности, инструменты и методы иммиграционной политики. Страны-импортеры трудовых ресурсов, которые постоянно испытывают потребности в привлечении рабочей  силы, свою иммиграционную политику основывают прежде всего на мерах регулирования численности и качественного состава прибывающих трудящихся-мигрантов. Иммиграционная политика призвана защитить национальный рынок труда от неконтролируемого притока мигрантов, обеспечить рациональное использование их труда.

Различают три основных типа иммиграционных политик, которые  могут применяться одновременно в зависимости от категорий мигрантов:

1) политика, базирующаяся  на ограничении пребывания иммигрантов  в стране (как правило от 1 до 3,5 лет), так называемая ротационная иммиграция рабочей силы;

2) политика, разрешающая  проживание без определенного  срока с правом въезда членов-семьи;

3) «ассимилированная  иммиграция» - политика, разрешающая  постоянное проживание иммигрантов и предполагающая право на получение гражданства после определенного срока.

Иммиграционная политика формируется из следующих инструментов.

1. Качественные требования  к иностранной рабочей силе:

а) наличие сертификата  об образовании;

б) стаж работы по специальности;

2. Возрастной ценз;

3. Состояние здоровья.

4. Ограничения политического  и личностного характера (так  называемая социальная чистка);

5. Прямое квотирование  импорта рабочей силы.

6. Финансовые ограничители;

7. Временные ограничители;

8. Запреты в явной форме, выражающиеся в принятии законов, содержащих подробный перечень профессий, заниматься которыми иностранцам запрещено, и косвенной форме, когда определяется перечень приоритетных профессий для въезда.

9. Национально-географические  приоритеты;

10. Системы санкций, действующих в отношении незаконных трудящихся-мигрантов, лиц, занятых незаконным импортом рабочей силы, работодателей, незаконно использующих иностранную рабочую силу;

11. Системы репатриации,  призванные стимулировать отток трудящихся-мигрантов.

В целом каждая страна вырабатывает свои меры по регулированию  притока и оттока рабочей силы в зависимости от внутриэкономического положения данной страны.

Учитывая, что правительство  каждой страны суверенно в своем  праве определять направления и цели миграционной политики, при разработке комплекса мер, регулирующих процессы внешней трудовой миграции, признано целесообразным и необходимым условием придерживаться определенных правовых норм и стандартов, закрепленных в документах международных организаций. На международном уровне создано несколько организаций, работа которых направлена на упорядочение процессов миграции.

Относительно российского  опыта регулирования миграционных процессов, отмечается, что среди государств - участников Содружества Независимых Государств, Российская Федерация имеет наиболее развитый политико-правовой механизм регулирования миграционных процессов. Специалисты связывают это, во-первых, с функционированием в Российской Федерации непосредственно отвечавшего за решение проблем миграции, как в области нормотворчества, так и в практическом правоприменении, и, во-вторых, с наличием более или менее сформировавшейся системы нормативных правовых актов, которыми осуществляется прямое или опосредованное регулирование миграции.

Наряду с этим отмечаются и неувязки, противоречия и неясности в нормативных правовых актах и организационная нестабильность специально уполномоченного федерального органа по миграции. Весной 2000 года прекратила свое существование Федеральная миграционная служба Российской Федерации, функции которой были переданы созданному тогда же Министерству по делам федерации, национальной и миграционной политике.

Однако, просуществовав чуть более года, было расформировано и это министерство. Ответственность  за осуществление миграционной политики Российской Федерации была возложена на Министерство внутренних дел и отчасти - на Министерство иностранных дел Российской Федерации.

Тем не менее, деятельность ФМС того периода дала инициирующий импульс для начала работы комитетов  Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации над пакетом фундаментальных законопроектов, регулирующих связанные с внешней миграцией реалии.

В настоящее время  в России разработана «Концепция регулирования миграционных процессов  в Российской Федерации», предусматривающая комплекс мер по упорядочению всех форм миграции с учетом интересов экономического развития страны, на основе заключения межгосударственных соглашений со странами СНГ по вопросам социальной защиты мигрантов и по предупреждению незаконной миграции.

Целями регулирования  миграционных процессов в России являются обеспечение устойчивого  социально-экономического и демографического развития страны, национальной безопасности Российской Федерации, удовлетворение потребностей растущей экономики в трудовых ресурсах, рациональное размещение населения на территории страны, использование интеллектуального и трудового потенциала для достижения прогресса России.

Для достижения указанных  целей должны быть решены следующие  основные задачи во внешнеполитической области: защита прав и свобод российских граждан за рубежом, борьба с незаконной миграцией, развитие сотрудничества Российской Федерации с другими государствами для предупреждения и предотвращения конфликтов, следствием которых является массовая миграция населения, заключение Россией международных договоров и соглашений о возврате, приеме и транзите лиц, незаконно находящихся на территории договаривающихся сторон.

Большую роль в развитии миграционного законодательства РФ внес принятый закон РФ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» № 115-ФЗ, в котором предусмотрены меры по контролю за привлечением и использованием иностранной рабочей силы; защите отечественного рынка труда; обеспечению приоритетного права российских граждан на занятие вакантных рабочих мест; легализации пребывающих иммигрантов - трудящихся из стран СНГ на территории Российской Федерации; соблюдению работодателями целевого использования иностранных работников, условий трудовых контрактов.

Также был принят закон «О гражданстве Российской Федерации», Постановление правительства РФ «О квотах на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в РФ». Кроме того, использование иностранной рабочей силы регламентируется теперь новым Трудовым кодексом и Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Необходимо отметить, что принятые на государственном  уровне документы не в полной мере учитывают особенности отдельных  регионов. Вследствие приграничного  характера на территории Дальнего Востока возникают проблемы, связанные с пребыванием и перемещением иностранных граждан. Активизация российско-китайских торгово-экономических связей, обозначившаяся, значительно увеличила темпы и масштабы миграционного обмена между Россией и Китаем, а после подписания соглашения о безвизовом обмене туристическими группами, движение через границу стало массовым. Массовый наплыв и практически бесконтрольное пребывание китайцев на российской территории заставляло власти регионов Дальнего востока принимать меры для обуздания ситуации. Было подписано распоряжение Правительства РФ о введении визового порядка въезда, выезда и транзита через территорию России граждан КНР, имеющих общегражданские заграничные паспорта. В 1993 году также были подписаны два межправительственных соглашения: «О визовых поездках граждан» и «О безвизовых поездках по дипломатическим и служебным паспортам».

Информация о работе Миграционные процессы в Российской Федерации