Миграционные процессы в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 15:31, курсовая работа

Описание работы

Задачами данной курсовой работы является: изучение теоретические аспектов понятия миграция, исследование понятия миграции, определение причин и проблемы влияния миграции на качество трудовых ресурсов и предложить мероприятия по решению этой проблемы.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….........3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты исследования понятия миграция
1.1 Понятие и сущность миграции...............................................................5
1.2 Классификация и стадии миграционного процесса…………………..7
ГЛАВА 2. Влияние миграции рабочей силы на рынок труда в России
2.1 Причины миграции трудовых ресурсов……………………………....15
2.2 Проблема миграции кадров для России……………………………....17
ГЛАВА 3. Перспективы регулирования трудовой миграции в России
3.1 Российский опыт регулирования трудовой миграции………….…….22
3.2 Мероприятия по регулированию трудовой миграции в России….….28
Заключение……………………………………………………………….....32
Список используемой литературы…………………………………..….….35

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 151.00 Кб (Скачать файл)

Относительно регулирования  трудовой миграции, особо следует  отметить двусторонние межгосударственные соглашения, затрагивающие интересы региона. Между Россией и Китаем было подписано соглашение «О принципах направления и приема китайских граждан на работу на предприятия, в объединениях и организациях России», которое стало юридической базой для определения статуса китайских рабочих в России. среди перечисленных с соглашении общих принципов следует отметить требование направлять на работу специалистов и рабочих в возрасте от 18 до 45 лет, имеющих необходимую профессиональную подготовку и пригодных по состоянию здоровья для работы в России, гарантировать этим лицам «предусмотренные в России права и свободы» в ответ на их обязательство соблюдать Конституцию и законы РФ и правила пребывания иностранцев в России. Численность, состав, конкретный срок пребывания в нашей стране китайских рабочих, условия их труда и порядок расчетов должны были регулироваться контрактами между предприятиями и организациями, направляющими и принимающими рабочую силу. Контроль за исполнением соглашения с российской стороны был возложен на Министерство труда РФ, а впоследствии на Федеральную миграционную службу, с китайской - на министерство внешних экономических связей и внешней торговли КНР.

Регулирующая роль государства в сфере миграционного обмена с зарубежными странами возрастает. Особое значение имеет подписанное двустороннее «Соглашение между Правительством РФ и Правительством КНР о временной трудовой деятельности граждан РФ в КНР и граждан КНР в РФ», регулирующее порядок найма работников, организации и оплаты им труда, их права и обязанности на территории пребывания. Особенностью данного соглашения является то, что оно предусматривает оформление подтверждения на право трудовой деятельности на каждого работника. В результате привлечение и использование иностранной рабочей силы, несмотря на существующие проблемы, в большей степени стали осуществляться в рамках созданного правового поля.

Исходя из вышесказанного можно сделать следующие выводы. Концепция «замещающей миграции»  с точки зрения демографии - явление  относительно изученное, в то же время  использование ее для восполнения трудовых ресурсов страны или региона применяется сравнительно недавно. В данном аспекте под «замещающей миграцией» понимается такой приток мигрантов, в котором нуждается страна, чтобы предотвратить сокращение общей численности населения в рабочих возрастах, старение населения в целом, обусловленные низкими уровнями рождаемости и смертности. Использование данной концепции в условиях депопуляции и сокращения трудоресурсного потенциала России является актуальным. Как было отмечено выше, восполнить недостаток трудовых ресурсов можно путем использования иностранной рабочей силы, перемещение которой из страны в страну осуществляется в форме международной трудовой миграции.

Миграция рабочей силы выполняет важные функции в жизни  общества, основными среди которых являются социальная и экономическая. В то же время последствия трудовой миграции могут быть как положительными, так и отрицательными.

В целях регламентации  процессов трудовой миграции государство  проводит миграционную политику, которая  призвана защищать интересы трудящихся-мигрантов, национальных работников и обеспечивать взаимную защиту интересов страны-эмиграции и иммиграции рабочей силы. Для осуществления данных целей государство использует различные методы и инструменты иммиграционной и эмиграционной политики.

 

3.2 Мероприятия по регулированию трудовой миграции в России

 

Оздоровление миграционной ситуации, придание миграционным процессам  позитивной направленности невозможно без принятия в этой сфере жизнедеятельности  российского общества законодательными и исполнительными органами власти ряда неотложных мер. Эти меры должны быть направлены на:

    1. стимулирование притока мигрантов из нового зарубежья и поддержка, прежде всего в правовой сфере, оставшихся там соотечественников;
    2. регулирование иммиграции из старого зарубежья (квотирование, иммиграционный контроль, выдворение из страны, создание правовых и экономических условий интеграции иммигрантов в российское население);
    3. управление трудовой миграцией, включающей как тех, кто прибывает на временные работы в Россию из зарубежья, так и российских граждан, работающих по контрактам за пределами страны;
    4. проведение политики протекционизма в отношении потоков (масштабов и мест выхода), структуры (в первую очередь этнической) и расселения мигрантов в приграничных и тех северных территориях, отток населения из которых противоречит национальным интересам страны;
    5. обоснование границ допустимости формирования в приграничных, стратегически важных районах, диаспор из соседних стран;
    6. установление условий и сроков решения проблем вынужденных переселенцев, беженцев и перемещенных лиц: обустройство на новых местах, возвращение в места постоянного проживания, привлечение к решению этих вопросов стран нового зарубежья, откуда прибыли в Россию вынужденные мигранты и др.

Можно предложить следующие  конкретные меры по регулированию трудовой миграции в России.

Необходимо подготовить  и подписать двусторонние протоколы (соглашения) между российскими регионами, с одной стороны, и странами СНГ, располагающими избыточными трудовыми ресурсами – с другой, об организованном привлечении на работу трудовых мигрантов на временной основе.

Целесообразно создать  рекрутинговые компании с участием государства и частного капитала по поиску, приему, оформлению и временному трудоустройству мигрантов в разных отраслях российской экономики, распространению оперативной информации о вакансиях и потребностях работодателей в регионах.

Важно упростить и  ускорить для работодателя процедуру  оформления на работу трудовых мигрантов  на временной основе. Такая процедура должна быть уведомительной, осуществляться через службу занятости населения и строго ограниченной по времени (занимать не более 10 – 15 дней).

Следует организовать систематический  мониторинг соблюдения условий труда, техники безопасности на производстве, социально-бытовых условий проживания трудовых мигрантов и законности осуществления ими трудовой деятельности на территории России. Одновременно нужно усилить контроль за использованием работодателями труда мигрантов, а также ужесточить наказание (вплоть до уголовного преследования) работодателей, эксплуатирующих труд нелегальных мигрантов. В то же время надо стимулировать работодателей, осуществляющих законное оформление на работу, обеспечивающих социальное страхование, нормальные жилищные условия и безопасность труда временных трудовых мигрантов. Не менее важно информировать работодателей о правилах найма на работу иностранных трудовых мигрантов. Для тех, кто легально оформляет иностранных работников, увеличивает заработную плату, обеспечивает их страхование, можно снизить ставку социальных начислений.

Нужно создать систему  информационной и консультационной поддержки мигрантов в вопросах обеспечения их прав и соблюдения условий проживания в России на основе организации сети доступных консультационных пунктов в разных регионах. Необходимо доводить до мигрантов правила регистрации, проживания и работы через все возможные каналы: телевидение, радио, газеты, информационные табло и стенды. Наглядная информация должна размещаться на рынках, автобусных остановках, вокзалах и других местах массового скопления мигрантов. Желательно дублировать данную информацию на языках стран, из которых идут основные потоки трудовых мигрантов.

Требуется увеличить  штатную численность и улучшить материально-техническое обеспечение территориальных подразделений ФМС России в соответствии с реальным объемом работ. По данным ФМС, около 90% сотрудников службы занимаются паспортно-визовой работой и только 10% – непосредственно миграцией.

В условиях динамичного  развития экономики России в среднесрочной перспективе будет усиливаться потребность в трудовых мигрантах двух категорий – рабочей силе низкой квалификации и опытных специалистах определенных профессий, прежде всего в строительстве, сельском хозяйстве, промышленности и сфере услуг. При привлечении трудовых мигрантов первой категории надо использовать опыт зарубежных стран (их принимают временно на четко оговоренные контрактами сроки, с последующим выездом из страны без предоставления гражданства). Среди обязательных критериев – опыт работы, хорошее состояние здоровья и знание русского языка.

Во втором случае применяются  более жесткие критерии: определенный уровень образования, наличие диплома  и опыта работы по специальности, соответствующий возраст. Эта категория  мигрантов, как показывает практика различных стран, является источником пополнения не только трудовых ресурсов, но и постоянного населения. В Германии, США, Австралии и многих других странах высококвалифицированные специалисты после нескольких лет проживания получают вид на жительство и гражданство. Тогда временная трудовая миграция переходит в постоянную, что помогает, пусть частично, решать демографические проблемы страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Подводя общий итог курсовой работы, следует отметить, что миграция представляет собой пространственное перемещение населения, изменение его территориального распределения, то есть географии. В этом смысле миграция не меняет численности населения всей территории, в рамках которой происходит его перемещение. Меняется численность и структура населения лишь отдельных частей данной территории (страны). Мигрант – это будущий новосел в период его территориального перемещения, а новосел – это бывший мигрант в период его обустройства и адаптации в районе вселения. А совокупность переселений, совершающихся в определенное время в рамках той или иной территориальной системы, то есть между ее частями, составляет миграционный поток.

По направлению миграционных потоков миграцию подразделяют на внешнюю  и внутреннюю. По степени организации  различают организованную и неорганизованную. По времени перемещения все виды миграций населения подразделяются на: безвозвратную, т.е. перемену места жительства окончательно, навсегда, и временную миграцию.

Функции миграции можно  подразделить на общие, которые не зависят от типа социально-экономической системы и особенностей отдельных обществ, и специфические, зависящие от типа социально-экономической формации.

Можно выделить 3 стадии миграционного процесса: 1 - исходная или подготовительная стадия; 2 - основная стадия, или собственно переселение населения; 3 – заключительная или завершающая стадия.

Выделяют три группы факторов. К первой группе относятся  факторы, состоящие из таких компонентов  условий жизни, которые либо невозможно изменить, либо, если и можно, то в течение очень длительного времени или с огромными затратами средств. Вторая группа включает факторы, которые могут быть изменены постепенно, в течение по крайней мере 10-15 лет. Третья группа – это факторы оперативного регулирования. Они могут меняться в течение одного - нескольких лет.      

      Основными центрами трудовой иммиграции были и остаются США, Германия, Канада, Австралия.

Миграция рабочей силы ведет к выравниванию уровней  оплаты труда в различных странах. В результате миграции совокупный объем мирового производства возрастает вследствие более эффективного использования трудовых ресурсов за счет их межстранового перераспределения.

Принимающая иностранную  рабочую силу Россия используют ее как фактор развития своих производительных сил. В трудоемких отраслях и тех видах производств, которые не пользуются спросом у местного населения, иммигранты способствуют преодолению «узких мест» и обеспечивают нормальный процесс обобществленного производства.

В некоторых отраслях удельный вес иммигрантов еще  более велик. Зачастую при длительном использовании иностранных рабочих зависимость от их труда в отдельных государствах становится настолько велика, что без привлечения новых иммигрантов невозможно нормальное функционирование некоторых отраслей национальной экономики – строительства, угольной промышленности, сферы услуг и т.д.

Иммигранты позволяют  промышленно развитым странам в  период относительно высоких темпов экономического роста с меньшими затратами провести перемещение  трудовых ресурсов и сгладить диспропорцию в их распределении между странами и отраслями производства, подвергшимся значительным структурным сдвигам в связи с НТР или процессом интеграции. Перелив национальной рабочей силы в наиболее динамичные сектора экономики ведет к росту ее квалификации. В результате развития процессов трудовой миграции во многих промышленно развитых странах складывается двойной рынок труда. На одном идет продажа национальной рабочей силы, а на другом – иностранной.

Население России выполняет  квалифицированную работу в промышленности и сфере услуг. Большинство же иммигрантов занятых на самых трудоемких и вредных для здоровья видах работ и имеют более продолжительную рабочую неделю, а заработную плату ниже, чем местные рабочие.

Местные предприниматели  выигрывают от импорта иностранной рабочей силы еще и потому, что это позволяет им в известной степени сдерживать темпы роста заработной платы своих рабочих. С одной стороны, наличие иммигрантов укрепляет позиции предпринимателя на переговорах с профсоюзами. С другой стороны, отсутствие дешевой рабочей силы из-за рубежа вынудило бы предпринимателей самих существенно поднять уровень заработной платы в трудоемких и «непривлекательных» отраслях и видах производств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Миграционные процессы в Российской Федерации