Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 07:41, курсовая работа
Цель данной работы изучить существующие виды миграции и их влияние на современный рынок труда.
Гипотеза миграция населения становится важной составляющей в формировании трудовой деятельности и соответственно оказывает влияние на рынок труда. Задачи:
Раскрыть сущность международной трудовой миграции.
Рассмотреть влияние миграции на рынок труда.
Проанализировать современную миграционную политику России и стран СНГ.
Введение 3
1. Теоретические основы изучения миграции 5
1.1 Понятие и сущность 5
1.2.Виды миграции и ее структура 6
1.3. Экономические мотивы миграции 9
2. Негативное воздействие миграции на рынок труда 10
2.1 Внутренняя миграция и рынок труда 10
2.2 Качество и «ценность» труда мигрантов 12
3. Современная миграционная политика России и стран СНГ 16
3.1. Проблема нелегальной трудовой миграции 16
3.2 Миграционная политика России и стран СНГ. 19
Заключение 22
Список литературы 23
В 2008 году, совсем незадолго до того, как в России с высоких трибун заговорили о кризисе, по заказу Роструда и при содействии территориальных служб занятости Институтом международных исследований семьи был проведен опрос безработных и лиц, ищущих работу, а также экспертов – руководящих работников территориальных органов по труду и занятости. Опрос призван был выявить потенциал пространственной мобильности людей, ориентированных на поиск работы при содействии государства, их готовность искать работу в других регионах, а также определить меры государственного содействия. В 2009 году, когда кризис на рынке труда уже заявил о себе со всей серьезностью, был проведен второй раунд опроса.
Таблица 1. «Миграционные намерения безработных и ЛИР по федеральным округам, 2008-2009 годы»5.
Намерения к трудовой миграции,
как и общая пространственная
мобильность, имеют выраженные возрастные
особенности. Согласно статистике миграции
на постоянное место жительства, регулярно
фиксируемой Росстатом, пик миграционной
активности приходится на возраст 17-24
лет, далее с возрастом
Несколько странным выглядит прекращение спада желающих поехать на работу в другую местность в возрастах 45-49 лет, мы можем объяснить это, пожалуй, обстоятельствами жизненного цикла людей: к данному возрасту человек становится более свободен для трудовой миграции, многие к этому возрасту имеют уже взрослых детей, что менее привязывает их к дому. Более активные миграционные намерения высказывали жители сельской местности и нестоличных городов. «Распределение ответов на вопрос: «Хотели бы Вы поехать на временную или постоянную работу в другую местность?» по возрастным группам опрошенных и типам поселений, % положительных ответов»7. (см.приложение рис 2)
На состояние сферы занятости
оказывают воздействие
Предложение рабочей силы складывается
из местного незанятого, но активно
ищущего работу населения и населения,
прибывающего по тем или иным причинам
в регион. Демографической основой
формирования предложения рабочей
силы выступает население в
К миграционным потокам, которые оказывают влияние на формирование региональных рынков труда, относятся:
− маятниковая трудовая миграция. Как правило, в ней участвуют жители пригородных территорий, входящих в агломерации и совершающие ежедневные трудовые маятниковые миграции;
− межрегиональная миграция рабочей силы. Привлечение работников осуществляется как из прилегающих субъектов РФ, так и регионов, удаленных от него. При этом перераспределение по территории ресурсов труда может осуществляться в форме как трудовой миграции (без смены постоянного места жительства), так и безвозвратной миграции на постоянное место жительства в целях трудоустройства;
− миграция рабочей силы из-за пределов страны (внешняя миграция). Внешние мигранты могут прибывать на территорию вселения как на постоянное место жительства, так и с целью осуществления временной трудовой деятельности (иностранная рабочая сила).
В целом можно сказать, что миграция в России развивается примерно так же, как во многих развитых странах мира. В настоящее время спрос России на мигрантов в большей мере обусловлен экономическими причинами. В крупнейших российских мегаполисах, регионах с динамично растущей экономикой, пограничных областях, где трудовая миграция бурно развивалась на протяжении первой половины текущего десятилетия, мигранты уже заняли определенные экономические ниши, которые в будущем будут углубляться и расширяться. В таких регионах труд иностранных работников уже сейчас стал структурообразующим фактором экономики, которая не может эффективно функционировать без привлечения мигрантов.
На мировых рынках труда мигранты в основном занимают рабочие места, не пользующиеся спросом у местных работников. Это следующие виды деятельности:8
− грязная, тяжелая и/или опасная работа, не требующая квалификации, включая труд повышенной интенсивности (конвейер, строительные работы, добыча природного сырья, обработка пищевых продуктов и т. д.);
− работа низкой или средней квалификации в общественной сфере услуг, включая сферу досуга и развлечений (химчистка, развоз пиццы, уборка, торговля и т. д.);
− работа по уходу и обслуживанию в частной сфере (уборка и домашние работы в частных домохозяйствах, уход за детьми и больными и т. п.);
− занятость в теневом и криминальном секторах экономики (в «левых» незарегистрированных фирмах, в производстве контрафактной продукции и т. п.).
Мигранты заняты также в сезонных работах, т.е. там, где спрос на труд подвержен сильным колебаниям. Чтобы удовлетворить его в период сезонного пика, местных кадров часто не хватает. К тому же работа в сельском хозяйстве, сфере туризма и развлечений также не пользуется спросом у местного населения.
Таким образом, на мировых рынках труда мигранты в основном сосредоточены в низовых секторах и ареалах элитной занятости, оставляя «середину» местным работникам. Графически эту модель изображают в виде своеобразных «песочных часов».
Сейчас в нашей стране
эта модель представлена в усеченном
виде: элитная миграция только начинает
развиваться под влиянием все
ярче проявляющегося «кадрового голода».
Однако вскоре дефицит квалифицированных
кадров проявится со всей очевидностью
и станет реальным тормозом экономического
развития. Тогда и понадобится
механизм привлечения
Формирование глобального рынка труда воспринимается сегодня как следствие триединого процесса, связанного с возрастанием международной мобильности трех главных факторов производства – капитала, информации и труда, взаимодействие которых становится все более реальным и весомым. И в этом смысле миграция рабочей силы превращается – наряду с движением капитала и торговлей – в элемент, обеспечивающий формирование единого мирового цикла и пространства9.
В условиях расширения сфер общения между народами национальные рынки труда утрачивают былые замкнутость и обособленность: между ними возникают транснациональные потоки и перемещения рабочий силы, носящие постоянный и систематический характер. В современном мире в процессы международной, в том числе и трудовой, миграции втягивается все большее число стран и людей (достаточно упомянуть хотя бы тот факт, что, по данным ООН, в настоящее время в мире насчитывается более 190 миллионов мигрантов, численность которых возросла, по сравнению с 1990-м годом, на 40 миллионов человек). Для многих государств экспорт или импорт рабочей силы становится неотъемлемым элементом национальной экономики, а миграция приобретает статус не простого механического перемещения людей, но сложного социального процесса, затрагивающего большинство сторон жизнедеятельности общества.
В конце XX – начале XXI столетий в результате перехода к рыночной экономике, распада СССР и последовавшего за ним изменения территориальных границ, втягивания страны в общемировые процессы общественного развития свое место в процессах международной трудовой миграции заняла и Россия, не только превратившаяся в центр притяжения трудовых мигрантов из менее благополучных (с точки зрения уровня и качества жизни) стран ближнего и дальнего зарубежья, но и ощутившая – вследствие уже существующих и намечающихся деформаций в структуре национального рынка труда, порождаемых, в числе прочих, и проблемами демографического характера – экономическую потребность в использовании иностранной рабочей силы. Признание того факта, что даже при реальном повышении производительности труда экономический рост в стране невозможен без масштабного пополнения трудовых ресурсов за счет более эластичной, быстрее реагирующей на внешние факторы, а посему способной ответить вызовам ближайшего десятилетия миграции, анализ ситуации, складывающейся на локальных рынках труда, уже сегодня испытывающих не только относительный, но и абсолютный дефицит рабочей силы, прогнозы, согласно которым к 2025-му году национальные трудовые ресурсы сократятся на 18-19 миллионов человек, интенсифицируют миграционные потоки, выводя Россию в число трех крупнейших – после США и Германии – центров мировой иммиграции.
Число официально работающих в России трудовых мигрантов постоянно увеличивается: уже в 2006 году оно превышало 1 миллион человек, представлявших более 40 государств мира. В 2007 году в стране на миграционный учет было поставлено около 8 миллионов иностранцев; при этом разрешение на работу получили более 2,1 миллионов иностранных граждан3. Вместе с тем, очевидно, что данные показатели отражают лишь незначительную часть реального миграционного процесса: согласно различным источникам и экспертным оценкам, масштаб нелегальной миграции оценивался в последние годы в пределах от 3 до 13 миллионов человек.
Проблему не решает и новое (относительно либеральное, упрощающее процедуру получения разрешения на работу, усиливающее контроль за выполнением работодателями не только миграционного, но также трудового и налогового законодательства) миграционное законодательство: несмотря на то, что в 2008 году Россия была намерена принять около 2 миллионов трудовых мигрантов из-за рубежа (кстати, квоты эти, не распространяющиеся на квалифицированных специалистов-иностранцев, трудоустраивающихся по имеющейся у них специальности в соответствии с перечнем наиболее востребованных в РФ профессий, были выбраны уже весной текущего года), численность нелегальных (или незаконно занятых) трудовых мигрантов по-прежнему составляет в стране от 4 до 6 миллионов человек и как минимум в пять раз превышает данные официальной статистики. По мнению же директора ФМС Константина Ромодановского, ежегодно в Россию приезжает до 25 миллионов человек, примерно половина которых собирается в ней работать. Число же иностранных граждан, работающих в РФ на законных основаниях, по его оценкам, составит в текущем году лишь 3 миллиона человек. Существующие экспертные расчеты и приблизительные оценки объемов незаконной миграции иногда различаются настолько, что выглядят несопоставимыми. В ряде случаев точная оценка масштабов незаконной миграции просто невозможна, ведь подавляющая часть иностранных граждан, работающих в России, приезжает на заработки временно, и не регистрирует свое пребывание либо проживание, а потому не имеет законных оснований работать. При этом широкий диапазон оценок свидетельствует не только об отсутствии надежных исходных данных и ведомственных методик их количественного анализа, но и о сознательном взвинчивании антииммигрантских настроений среди российского населения, вследствие которых отношение к международным трудовым мигрантам в России до сих пор остается неоднозначным, а их пребывание в стране связывается с возникновением большого числа проблем в различных сферах жизнедеятельности (достаточно вспомнить хотя бы тот факт, что труд подавляющего большинства мигрантов носит принудительный характер или осуществляется в грязных, тяжелых или опасных условиях, теневом и криминальном секторах экономики, консервирующих и без того развитые теневые экономические отношения), что обусловливает необходимость анализа как самих этих проблем, так и возможных способов их преодоления.
Проблема нелегальной трудовой занятости иностранцев приобретает в России все большую остроту, прежде всего, в силу ослабления государственного контроля за рынком труда, некритического заимствования зарубежного опыта регулирования миграционных процессов на федеральном и региональном уровнях, несовершенства миграционных законов и практик приема иностранных трудовых мигрантов, использование которых далеко не всегда приводит к желаемым результатам. Вследствие этого в российском государстве складываются устойчивые тенденции, усложняющие и без того непростую экономическую, политическую и социальную ситуацию – тенденции, требующие поиска таких способов их преодоления, которые отвечали бы как интересам обеспечения экономической безопасности России, так и интересам прибывающих в нее трудовых мигрантов.
Содружество Независимых
Государств (СНГ) принимает активное
участие в глобальных процессах
перераспределения
Государства бывшего СССР,
прежде всего, в силу исторических условий
связаны между собой
Учитывая значение и масштабы миграции, формирование согласованной миграционной политики государств-участников СНГ и ее законодательное регулирование представляется важнейшим, ключевым звеном в процессе формирования общего рынка труда Содружества Независимых Государств. Набирающие силу процессы глобализации миграционных процессов диктуют необходимость согласованности усилий разных государств, унификации общих принципов, а в отдельных случаях даже некоторых ограничений.
Другой важной формой сотрудничества являются двусторонние соглашения – традиционное средство регулирования миграционных потоков и управления ими между двумя странами. Хотя заключение двусторонних соглашений не является всеобъемлющим решением имеющихся проблем, оно представляет собой эффективное средство защиты трудящихся-мигрантов в тех случаях, когда рамочные соглашения не в полной мере справляются с задачей или не касаются тех конкретных проблем, которые актуальны для двусторонних отношений. При этом представляется особенно важным, чтобы двусторонние соглашения, как и региональные, разрабатывались и реализовывались в контексте международных норм и рамочных актов с тем, чтобы предпринимаемые усилия были взаимодополняющими.