Миграция и ее влияние на рынок труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 07:41, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы изучить существующие виды миграции и их влияние на современный рынок труда.
Гипотеза миграция населения становится важной составляющей в формировании трудовой деятельности и соответственно оказывает влияние на рынок труда. Задачи:
Раскрыть сущность международной трудовой миграции.
Рассмотреть влияние миграции на рынок труда.
Проанализировать современную миграционную политику России и стран СНГ.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические основы изучения миграции 5
1.1 Понятие и сущность 5
1.2.Виды миграции и ее структура 6
1.3. Экономические мотивы миграции 9
2. Негативное воздействие миграции на рынок труда 10
2.1 Внутренняя миграция и рынок труда 10
2.2 Качество и «ценность» труда мигрантов 12
3. Современная миграционная политика России и стран СНГ 16
3.1. Проблема нелегальной трудовой миграции 16
3.2 Миграционная политика России и стран СНГ. 19
Заключение 22
Список литературы 23

Файлы: 1 файл

Кр. соц труда.docx

— 85.33 Кб (Скачать файл)

В 2008 году, совсем незадолго  до того, как в России с высоких  трибун заговорили о кризисе, по заказу Роструда и при содействии территориальных служб занятости Институтом международных исследований семьи был проведен опрос безработных и лиц, ищущих работу, а также экспертов – руководящих работников территориальных органов по труду и занятости. Опрос призван был выявить потенциал пространственной мобильности людей, ориентированных на поиск работы при содействии государства, их готовность искать работу в других регионах, а также определить меры государственного содействия. В 2009 году, когда кризис на рынке труда уже заявил о себе со всей серьезностью, был проведен второй раунд опроса.

Таблица 1. «Миграционные  намерения безработных и ЛИР  по федеральным округам,  2008-2009 годы»5.

Намерения к трудовой миграции, как и общая пространственная мобильность, имеют выраженные возрастные особенности. Согласно статистике миграции на постоянное место жительства, регулярно  фиксируемой Росстатом, пик миграционной активности приходится на возраст 17-24 лет, далее с возрастом интенсивность  переселений сокращается. Спад миграционных намерений с возрастом демонстрировали  данные обследования домохозяйств в 2005 году33, доля предполагающих сменить  место жительства последовательно  сокращалась с 19,9% в возрасте 18-19 лет до 6,4% в возрасте 45-49 лет. Похожие  показатели потенциальных намерений  к трудовой миграции обнаруживает обследование безработных и ЛИР. «Распределение ответов на вопрос: «Хотели бы Вы поехать на временную или постоянную работу в другую местность?» по возрастным группам опрошенных, % положительных ответов»6.(см.приложение рис 1)

Несколько странным выглядит прекращение спада желающих поехать  на работу в другую местность в  возрастах 45-49 лет, мы можем объяснить  это, пожалуй, обстоятельствами жизненного цикла людей: к данному возрасту человек становится более свободен для трудовой миграции, многие к этому возрасту имеют уже взрослых детей, что менее привязывает их к дому. Более активные миграционные намерения высказывали жители сельской местности и нестоличных городов. «Распределение ответов на вопрос: «Хотели бы Вы поехать на временную или постоянную работу в другую местность?» по возрастным группам опрошенных и типам поселений, % положительных ответов»7. (см.приложение рис 2)

2.2 Качество и «ценность» труда мигрантов

На состояние сферы занятости  оказывают воздействие различные  категории мигрантов: трудовые, сезонные, прибывающие на постоянное место  жительства и т.д. Эффективный контроль миграционными процессами предполагает сбалансированность спроса и предложения на региональных рынках труда. Если спрос на труд формируется территориально локализованным производством, то предложение труда определяется характером и условиями расселения, численностью и возрастной структурой населения, особенностями его территориального движения, т. е. миграцией.

Предложение рабочей силы складывается из местного незанятого, но активно  ищущего работу населения и населения, прибывающего по тем или иным причинам в регион. Демографической основой  формирования предложения рабочей  силы выступает население в трудоспособном возрасте. А поскольку в миграционном потоке преобладают лица в основном активных рабочих возрастов, то миграция является одним из ведущих факторов, определяющих количественные и качественные параметры предложения рабочей  силы.

К миграционным потокам, которые оказывают  влияние на формирование региональных рынков труда, относятся:

− маятниковая трудовая миграция. Как правило, в ней участвуют  жители пригородных территорий, входящих в агломерации и совершающие  ежедневные трудовые маятниковые миграции;

− межрегиональная миграция рабочей  силы. Привлечение работников осуществляется как из прилегающих субъектов  РФ, так и регионов, удаленных  от него. При этом перераспределение  по территории ресурсов труда может  осуществляться в форме как трудовой миграции (без смены постоянного  места жительства), так и безвозвратной  миграции на постоянное место жительства в целях трудоустройства;

− миграция рабочей силы из-за пределов страны (внешняя миграция). Внешние  мигранты могут прибывать на территорию вселения как на постоянное место жительства, так и с целью осуществления временной трудовой деятельности (иностранная рабочая сила).

В целом можно сказать, что миграция в России развивается  примерно так же, как во многих развитых странах мира. В настоящее время  спрос России на мигрантов в большей  мере обусловлен экономическими причинами. В крупнейших российских мегаполисах, регионах с динамично растущей экономикой, пограничных областях, где трудовая миграция бурно развивалась на протяжении первой половины текущего десятилетия, мигранты уже заняли определенные экономические ниши, которые в будущем будут углубляться и расширяться. В таких регионах труд иностранных работников уже сейчас стал структурообразующим фактором экономики, которая не может эффективно функционировать без привлечения мигрантов.

На мировых рынках труда  мигранты в основном занимают рабочие  места, не пользующиеся спросом у  местных работников. Это следующие  виды деятельности:8

−  грязная, тяжелая и/или  опасная работа, не требующая квалификации, включая труд повышенной интенсивности (конвейер, строительные работы, добыча природного сырья, обработка пищевых  продуктов и т. д.);

− работа низкой или средней  квалификации в общественной сфере  услуг, включая сферу досуга и  развлечений (химчистка, развоз пиццы, уборка, торговля и т. д.);

− работа по уходу и обслуживанию в частной сфере (уборка и домашние работы в частных домохозяйствах, уход за детьми и больными и т. п.);

− занятость в теневом  и криминальном секторах экономики (в «левых» незарегистрированных фирмах, в производстве контрафактной продукции и т. п.).

Мигранты заняты также  в сезонных работах, т.е. там, где  спрос на труд подвержен сильным  колебаниям. Чтобы удовлетворить  его в период сезонного пика, местных  кадров часто не хватает. К тому же работа в сельском хозяйстве, сфере  туризма и развлечений также  не пользуется спросом у местного населения.

Таким образом, на мировых  рынках труда мигранты в основном сосредоточены в низовых секторах и ареалах элитной занятости, оставляя «середину» местным работникам. Графически эту модель изображают в виде своеобразных «песочных часов».

Сейчас в нашей стране эта модель представлена в усеченном  виде: элитная миграция только начинает развиваться под влиянием все  ярче проявляющегося «кадрового голода». Однако вскоре дефицит квалифицированных  кадров проявится со всей очевидностью и станет реальным тормозом экономического развития. Тогда и понадобится  механизм привлечения высококвалифицированных  кадров из-за рубежа, являющийся необходимой  частью миграционной политики всех принимающих  стран.

 

 

3. Современная миграционная  политика России и стран СНГ

3.1. Проблема  нелегальной  трудовой  миграции

Формирование  глобального  рынка  труда  воспринимается  сегодня  как  следствие триединого процесса, связанного с возрастанием международной мобильности трех главных факторов  производства –  капитала,  информации  и  труда,  взаимодействие  которых становится  все  более  реальным  и  весомым.   И  в  этом  смысле  миграция  рабочей  силы превращается –  наряду  с  движением  капитала  и  торговлей – в элемент,  обеспечивающий формирование единого мирового цикла и пространства9.

В  условиях  расширения  сфер  общения между  народами  национальные  рынки  труда утрачивают  былые  замкнутость  и  обособленность:  между  ними  возникают транснациональные  потоки  и  перемещения  рабочий силы,  носящие постоянный  и систематический характер.  В современном мире в процессы международной, в том числе и трудовой, миграции  втягивается  все  большее  число  стран  и  людей (достаточно  упомянуть хотя бы тот факт, что, по данным ООН, в настоящее время в мире насчитывается более 190 миллионов мигрантов, численность которых возросла, по сравнению с 1990-м  годом, на 40 миллионов человек).  Для многих государств экспорт или импорт рабочей силы становится неотъемлемым  элементом  национальной  экономики,  а  миграция  приобретает  статус  не простого  механического  перемещения  людей,  но  сложного  социального  процесса, затрагивающего большинство сторон жизнедеятельности общества.

В  конце XX –  начале XXI  столетий  в  результате  перехода  к  рыночной  экономике, распада  СССР  и  последовавшего  за  ним  изменения  территориальных  границ,  втягивания страны  в  общемировые  процессы  общественного  развития  свое  место  в  процессах международной  трудовой  миграции  заняла  и  Россия,  не  только  превратившаяся  в  центр притяжения трудовых мигрантов из менее благополучных (с точки зрения уровня и качества жизни)  стран  ближнего  и  дальнего  зарубежья,  но  и  ощутившая – вследствие  уже существующих  и  намечающихся  деформаций  в  структуре  национального рынка труда, порождаемых, в числе прочих, и проблемами демографического характера – экономическую потребность в использовании иностранной рабочей силы.  Признание  того факта, что даже при  реальном  повышении  производительности  труда  экономический  рост  в  стране невозможен  без  масштабного  пополнения  трудовых  ресурсов  за  счет  более  эластичной, быстрее  реагирующей  на  внешние  факторы,  а  посему  способной ответить  вызовам ближайшего  десятилетия   миграции,  анализ  ситуации, складывающейся  на  локальных рынках  труда,  уже  сегодня  испытывающих  не  только  относительный,  но  и  абсолютный дефицит рабочей силы, прогнозы, согласно которым к 2025-му году национальные трудовые ресурсы сократятся на 18-19 миллионов человек, интенсифицируют миграционные потоки, выводя  Россию  в  число  трех  крупнейших –  после  США  и  Германии – центров мировой иммиграции.

Число  официально  работающих  в  России  трудовых  мигрантов  постоянно увеличивается: уже в 2006 году оно превышало 1 миллион человек, представлявших более 40 государств  мира.  В 2007  году  в стране  на  миграционный  учет  было  поставлено  около 8 миллионов  иностранцев;  при  этом  разрешение  на  работу  получили  более 2,1  миллионов иностранных  граждан3.   Вместе  с тем,  очевидно,  что данные  показатели  отражают  лишь незначительную часть реального миграционного процесса: согласно различным источникам и  экспертным  оценкам,  масштаб  нелегальной  миграции  оценивался  в  последние  годы  в пределах от 3 до 13 миллионов человек.  

Проблему  не  решает  и  новое (относительно  либеральное,  упрощающее  процедуру получения разрешения на работу, усиливающее контроль за выполнением работодателями не только  миграционного,  но  также  трудового  и  налогового  законодательства)  миграционное законодательство: несмотря на  то,  что  в 2008  году Россия  была намерена принять  около 2 миллионов трудовых мигрантов из-за рубежа (кстати, квоты эти, не распространяющиеся на квалифицированных специалистов-иностранцев, трудоустраивающихся по имеющейся у них специальности в соответствии с перечнем наиболее востребованных в РФ профессий, были выбраны  уже  весной  текущего  года),  численность  нелегальных (или  незаконно  занятых) трудовых мигрантов  по-прежнему  составляет  в  стране  от 4  до 6 миллионов  человек  и  как минимум в пять раз превышает данные официальной статистики.  По мнению же директора ФМС Константина Ромодановского, ежегодно в Россию приезжает до 25 миллионов человек, примерно  половина  которых собирается  в ней работать.  Число же  иностранных граждан, работающих в РФ на законных основаниях, по его оценкам, составит в текущем году лишь 3 миллиона человек. Существующие  экспертные расчеты и приблизительные оценки объемов незаконной миграции  иногда  различаются  настолько,  что  выглядят  несопоставимыми.  В  ряде  случаев точная оценка масштабов незаконной миграции просто невозможна, ведь подавляющая часть иностранных  граждан,  работающих  в  России,  приезжает  на  заработки  временно,  и  не регистрирует  свое  пребывание  либо  проживание,  а  потому  не  имеет  законных  оснований работать.   При  этом  широкий  диапазон  оценок  свидетельствует  не  только  об  отсутствии надежных исходных данных и ведомственных методик их количественного анализа, но и о сознательном  взвинчивании  антииммигрантских  настроений  среди  российского  населения, вследствие которых отношение к международным трудовым мигрантам в России до сих пор остается неоднозначным, а их пребывание в стране связывается с возникновением большого числа проблем в различных  сферах жизнедеятельности (достаточно вспомнить хотя бы  тот факт, что труд подавляющего большинства мигрантов носит принудительный характер или осуществляется  в  грязных,  тяжелых  или  опасных  условиях,  теневом  и  криминальном секторах  экономики,  консервирующих  и  без  того  развитые  теневые  экономические отношения),  что  обусловливает  необходимость  анализа  как самих этих  проблем,  так и возможных способов их преодоления.

Проблема  нелегальной  трудовой  занятости  иностранцев  приобретает  в  России  все большую  остроту,  прежде  всего,  в  силу  ослабления государственного  контроля  за  рынком труда,  некритического заимствования  зарубежного  опыта  регулирования  миграционных процессов на федеральном и региональном уровнях, несовершенства миграционных законов и  практик  приема  иностранных  трудовых  мигрантов,  использование  которых  далеко  не всегда  приводит  к  желаемым  результатам.   Вследствие  этого  в  российском  государстве складываются устойчивые тенденции, усложняющие и без того непростую экономическую, политическую и  социальную  ситуацию –  тенденции,  требующие поиска  таких  способов их преодоления, которые отвечали бы как интересам обеспечения экономической безопасности России, так и интересам прибывающих в нее трудовых мигрантов.

3.2 Миграционная политика России и стран СНГ.

Содружество Независимых  Государств (СНГ) принимает активное участие в глобальных процессах  перераспределения человеческого  капитала в мировой экономике. Усиление конкуренции, в том числе на международных  рынках труда, актуализирует в рамках СНГ вопросы совместной миграционной политики. Особого внимания заслуживает  совершенствование нормативно-правовой базы государств-участников СНГ, гармонизация и сближение национальных законодательств  в этой области10.

Государства бывшего СССР, прежде всего, в силу исторических условий  связаны между собой экономическими, политическими и социально-культурными, факторами. В рамках СНГ основными  поставщиками рабочей силы являются Киргизия, Таджикистан, Узбекистан, Украина, Молдова, Армения, Азербайджан и  ряд других стран Содружества, а  главным рынком труда – Россия. Казахстан, как и Россия, является одновременно и принимающей и  направляющей страной.

Учитывая значение и масштабы миграции, формирование согласованной  миграционной политики государств-участников СНГ и ее законодательное регулирование представляется важнейшим, ключевым звеном в процессе формирования общего рынка труда Содружества Независимых Государств. Набирающие силу процессы глобализации миграционных процессов диктуют необходимость согласованности усилий разных государств, унификации общих принципов, а в отдельных случаях даже некоторых ограничений.

Другой важной формой сотрудничества являются двусторонние соглашения –  традиционное средство регулирования  миграционных потоков и управления ими между двумя странами. Хотя заключение двусторонних соглашений не является всеобъемлющим решением имеющихся  проблем, оно представляет собой  эффективное средство защиты трудящихся-мигрантов  в тех случаях, когда рамочные соглашения не в полной мере справляются  с задачей или не касаются тех  конкретных проблем, которые актуальны  для двусторонних отношений. При  этом представляется особенно важным, чтобы двусторонние соглашения, как  и региональные, разрабатывались  и реализовывались в контексте  международных норм и рамочных актов  с тем, чтобы предпринимаемые  усилия были взаимодополняющими.

Информация о работе Миграция и ее влияние на рынок труда