Миграция населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 18:06, реферат

Описание работы

Миграция населения — одна из важнейших проблем современного мирового развития, это не просто передвижение людей с одной территории на другую, а сложный процесс, который затрагивает многие стороны экономической, политической, общественной, социально — медицинской, нравственно — психологической, этнической, религиозной жизни целых стран и народов.
Проблема беженцев и вынужденных переселенцев имеет международный характер. Это и обуславливает актуальность социально — медицинской работы с беженцами и вынужденными переселенцами.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 133.26 Кб (Скачать файл)

С распадом Советского Союза Украина единолично несет весь груз расходов, связанных с возвращением и обустройством депортированных. Другие государства-участницы СНГ, которые являются правопреемниками СССР, практически этого не делают.

В конце 1991 г. украинским государством были приняты нормативные документы, которыми регулировалось возвращение крымских болгар, армян, греков, а также немцы, депортированные из всей Украины.

В 1992 году на потребности  депортированные из Государственного бюджета Украины было выделено более чем 10 миллиардов карбованцев, в 1993 году - 110 миллиардов карбованцев, в 1994 г. - свыше 1 триллиона карбованцев, в 1995 г. - 2 триллиона 478 миллиардов карбованцев.

Начиная с 1996 года наблюдается  стойкая тенденция к уменьшению бюджетных ассигнований, которые, как  правило, выделяются не в полном объеме. Например, в 1998 году на запад, связанный  с обустройством депортированных  лиц, Автономной Республике Крым (с учетом м. Севастополь), предусматривалось выделить средства в сумме 12,0 млн. грн. Фактически же было профинансировано лишь 2,7 млн. грн., что составило около 22% от плана.

Как известно, возвращение  и обустройство репатриантов совпало  с резким обострением экономических отношений в Украине. Однако невзирая на сложность экономического положения в государстве, Правительство Украины и сегодня выискивает средства, чтобы поддержать обустройство депортированное, которое возвращается. Реализация комплекса мероприятий, связанных с решением отмеченных проблем, осуществляется в социально-экономической, политико-правовой и гуманитарной сферах.

Несмотря на государственную  поддержку депортированных народов, на сегодня еще остается ряд факторов социально-экономического характера, которые нуждаются в немедленном решении:

  • проблема безработицы - не имеют работы 49,6% крымских татар, что в Из разы превышает общий уровень безработицы в Автономной Республике Крым. Наиболее критическая ситуация сложилась в Бахчисарайскому - 51% безработных, Сакскому (60,3%), городах Ялте - 59,4%, Феодосии -53,6%.
  • неудовлетворительное состояние инфраструктуры местожительств компактного - 48,8% крымскотатарского населения не имеют собственного жилья, обеспеченность электроэнергией населенных пунктов, где проживают крымские татары, составляет 75%, водоснабжением - 27%, уровень газификации не превышает 3%, канализационные и тепловые сети практически отсутствуют, обеспеченность путями с твердым покрытием составляет около 10%;
  • проблемы с медицинским обеспечением. Анализ динамики опасных заболеваний свидетельствует о том, что крымские татары составляют основную "группу риска" по ряду из них: заболевания периферической нервной системы превышают средний показатель в автономии в 3 разы, костно-мышечной системы -у 3 разы, онкологические заболевания - в 1,5 раза.

Недостаточное государственное  финансирование сдерживает решение  этих проблем.

 

Таким образом переселенцы, из числа депортированных народов  нуждаются в значительном внимании социальных служб и не только относительно предоставления материальной помощи, но они нуждаются в комплексном подходе в решение их социальных проблем, что требует потребность в социальной работе во многих направлениях.

Если миграционные процессы вызваны распадом советского союза  уже, в значительной степени завершились, а иммиграция депортированных народов, в связи со сложными экономическими условиями почти остановилась, то на первый план выходит миграция связанная с военными, межэтническими конфликтами на северном Кавказе, странах востока и Африки. Это проблемы беженцев. А также проблемы преимущественно нелегальных мигрантов, которые покинули свою страну в результате низкого уровня жизни там.

Относительно легальных беженцев из таких стран, как нагорный Карабах, Абхазия и др., то социальная работа проводится с ними за общепринятыми методами и правила в соответствии с принятым в Украине законодательством.

Государство способствует им в обеспечении жильем, трудоустройстве, оказывает другую социальную помощь. С этой категорией тесно работают разные социальные службы.

Но значительно большее количества мигрантов это нелегалы.

Как отмечают в своих публикациях  и выступлениях ряд авторов, например в выступлениях на третьем всемирном съезде Украинцев: количество нелегальных мигрантов в Украине уже превышает полтора миллиона. Только в Киеве их свыше 50 000. Украинские пограничники еще два года тому назад задерживали ежедневно около ста лиц за попытку нелегально пересечь границу . Из 1991-го по 1999-й годы задержаны 80 тысяч нелегалов .

Обычно полтора миллиона нелегалов, наверно цифра достаточно завышена, ведь большинство из них  пересекает территорию Украины транзитом, следуя в более зажиточную западную Европу. И все же, немало из них, кто  не смог пересечь западную границу оседают здесь в Украине.

Остановить этот поток  сегодня почти невозможно, ведь на украинско-российской границе на каждых 100 км приходится лишь 6 пограничников! Но даже с задержанными нелегалами неизвестно, что делать! Депортация лишь одного из них обойдется государству в 1500 долларов. В то же время, наше государство должно тратить на содержание каждого мигранта около 800 долларов на год, которых Украина не имеет. Не нужно, однако, забывать, что депортация возможна при условии, что Украина имеет соответствующий договор с родиной мигранта (с большинством стран такие договоры не заключены). Украина не может повернуть нелегала даже в Россию, если он оттуда прибыл, поскольку не заключен договор о возвращении нелегальных мигрантов. Зато с нашими западными соседями подобные договоры уже заключены, таким образом Украина фактически превратилась в европейский отстойник нелегалов.

Что делать с нелегалами неизвестно. Если их ловят, то отправить на родину не за что, удерживать здесь также дорого.

А им нужно где-то жить, чем-то питаться и получать медицинскую  помощь. На территории Закарпатья, например  в настоящий момент все пойманные  нелегальные мигранты живут в знаменитом уже на всю страну Мукачивскому пограничном отряде или в общежитии для содержания женщин и детей. В селе Павшино планируется построить место содержания нелегальных мигрантов, но область сама «не вытянет» строительство такого комплекса.  А таких комплексов на сегодня нужно не один, и решать социальные проблемы мигрантов и их статус нужно, потому что растворившись в Украине на нелегальном положении они угодят в сферу криминальных структур.

 

Правовые аспекты  социальной работы с мигрантами в  Украине:

 

Основными международными документами, которые содержат обязательные нормы относительно регуляции этих процессов являются:

 

  • Конвенция о защите прав человека и основных свобод с поправками, внесенными в соответствии с положениями Протокола № 11;
  • Европейская конвенция о правовом статусе трудящихся-мигрантов, подписанная в Страсбурге 24 июля 1977 года;
  • Международная конвенция О статусе беженцев. Принята 28.07 1951р. (к которой Украина присоединилась лишь в этом году).

 

Данные о миграции населения  получаются в результате разработки талонов статистического учета  прибытия и убытия, которые составляются одновременно с адресными листками при прописке и выписке и поступают от органов внутренних дел. Статистические талоны, заполненные на лиц, изменивших место жительства в пределах данного городского поселения, или между сельскими населенными пунктами в пределах административного района, не заполняются.

 

 

 

 

 

 

 Медико-социальная  работа 

 

С лицами категорий беженец и вынужденный переселенец необходимо проводить медико-социальную работу. Целью медико-социальной работы является достижение максимально возможного уровня здоровья, ограничение распространения заболеваний, максимально возможного уровня функционирования и адаптации лиц, в том числе лиц с физическими или психическими патологиями, а также социальным неблагополучием.

Как правило, такие люди оказываются  в трудной жизненной ситуации. Трудная жизненная ситуация объективно нарушающая жизнедеятельность человека: инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с болезнью, конфликты, отсутствие определенного места жительства, безработица.

Социально-медицинские исследования, проводимые в Украине, показывают, что трудная жизненная ситуация и медицинская патология отягощают друг друга и порождают так называемый «порочный круг».

Объектом медико-социальной работы являются различные контингенты  лиц категорий беженцев и вынужденных переселенцев, которые имеют выраженные социальные и медицинские проблемы, которые взаимно дополняют друг друга и решение которых затруднительно в рамках односторонних профессиональных мероприятий. Работа с таким контингентом одинаково тяжела и малоэффективна как для работников медицинских служб, так и для специалистов социальных служб, поскольку они неизбежно оказываются перед кругом проблем, выходящих за рамки их профессиональной деятельности и препятствующих успешной узкопрофессиональной деятельности.

К таким контингентам относятся: длительно и часто болеющие, социально  неадаптированные лица, многодетные семьи, пострадавшие от стихийных бедствий, больные СПИДом и т. д. Численность таких контингентов устойчиво возрастает на протяжении последних лет. Необходимо заметить, что одной из причин этого является низкая эффективность существующих форм и методов работы с ними.

При организации медико-социальной работы необходимо придерживаться основных принципов, которые позволили бы обеспечить профессиональный целостный подход в этом виде деятельности. В концептуальном плане необходимо придерживаться принципов, предложенных Ю.В. Валентиком.

 

 

Таковыми принципами являются:

  • экосистемность — учет всей системы взаимоотношений человека и его окружающей среды;
  • солидарность — согласованное организационное взаимодействие в процессе медико — социальной работы;
  • конструктивная стимуляция — отказ социальных служб от форм помощи и опеки, порождающих у их субъектов пассивное иждивенчество.

 

Вынужденные мигранты и беженцы  в процессе болезненного переезда и  адаптации на новом месте испытывают множество трудноразрешимых экономических, социальных и психологических проблем. Везде процесс адаптации мигрантов к новой культуре проходил с большими сложностями, причем проблемы возникали не только у мигрантов, но и у местных жителей. В отечественной науке вопросы вынужденной миграции до начала 90-х гг., практически не разрабатывались. Главная причина в том, что эта проблема не была у нас актуальна со времен Второй мировой войны (в военное время серьезно заниматься проблемами беженцев было просто невозможно). Массовое появление вынужденных мигрантов в пост советском пространстве поставило перед общественностью и социальными науками новую научную и практическую проблему. Число нуждающихся в социально-психологической помощи вынужденных мигрантов увеличивается не только за счет новых миграционных потоков, но также и потому, что психологические ресурсы людей исчерпываются, и поддержка становится необходима тем, кто вчера справлялся с грузом проблем самостоятельно. Вынужденная миграция входит в число трудноразрешимых жизненных ситуаций. С полным правом ее можно отнести к числу экстремальных, когда перед личностью ставится проблема совладания со сверхсложными жизненными обстоятельствами, равносильная проблеме выживания. Ситуация вынужденной миграции требует от индивида усилий, которые находятся на границе его адаптивных возможностей или даже превосходят имеющиеся у него резервы. Но, с другой стороны, именно высокая интенсивность ощущения опасности и угрозы самому мигранту, а также наиболее значимым для него людям - членам его семьи, определяет выраженное стремление справиться с возникающими трудностями. Эти две стороны как раз определяют значимость, востребованность, возможную высокую эффективность профессиональной социально-психологической помощи.

Выделяют несколько аспектов в переживании ситуации вынужденной  миграции. Это миграция как переживание  негативных жизненных событий - потерь, лишений, изменений, происходящих до и во время переселения. Также это адаптация мигрантов в новой социокультурной среде: миграция как переживание перемен и культурных различий и миграция как переживание изоляций и деприваций.

Травматизация психики в  прошлом, определяемая историей миграции, травматизация психики в новой социокультурной среде, вызванная требованиями адаптации и другими трудностями, возникающими после переезда (в частности, мигрантофобией), - все это нередко превышает психофизиологические возможности человека и ставит перед ним проблему выживания. За словами 'вынужденный мигрант' стоит личная трагедия, социальное бесправие и психическая уязвимость, тяжелое бремя материальных проблем, постоянный страх за будущее, подорванное здоровье и повышенный риск заболеваний, конфликт с собой и другими, наконец, ощущение себя 'чужаком' и человеком 'второго сорта'. Переживание всего этого статуса определяет психопатологический статус мигранта.

Существование на территории Украины различных категорий вынужденных мигрантов создает необходимость детального изучения и анализа их взаимоотношений с принимающим населением, условий, в том числе психологических, для их адаптации, а также поиска путей принятия мигрантов местными жителями и установления между ними добрососедских отношений.

Специалист по социально-медицинской  работе как 'посредник' между культурами, должен найти стратегию психологической помощи, при которой бы ослаб или даже совсем исчез барьер 'свои - чужие'. Для этого специалист вынужден вырастить особую посредническую культуру - культуру толерантности, позволяющую мигрантам и людям страны, принявшей мигрантов, понять и принять друг друга, а не воспринимать появление мигрантов как нашествие варваров. Другая культура вынуждает мигранта отказаться от прежнего образа жизни, принять иные социальные нормы, правила и способы поведения. Этот процесс называют социокультурной адаптацией.

Меняется все: от природы  и климата до одежды и пищи, от социальных, экономических и психологических отношений с миром и другими людьми до отношений в собственной семье. Самая важная часть изменений - культурные: другой язык, обычаи, традиции, ритуалы, нормы и ценности. В этом чуждом, непонятном мире невозможно не почувствовать себя лишним, никому не нужным скитальцем. Местные жители с опаской и недоверием принимают приезжих. Невидимые социальные границы изолируют мигрантов, замыкая их в губительном одиночестве. А ведь этим людям, как никому другому, помимо материальной и социальной помощи, так необходимы человеческая поддержка и участие.

Информация о работе Миграция населения