Микросоциология и макросоциология как структурные единицы социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 15:30, курсовая работа

Описание работы

Целью данной контрольной работы является анализ современных концепций структуры социологии.
Задачи:
1. Провести отбор литературы по данной тематике.
2. Рассмотреть современные подходы к структуре социологии.
3. Проанализировать микросоциологию и макросоциологию как структурные единицы социологии.
Предмет исследования: анализ современных концепций структуры социологии.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Современные подходы к структуре социологии 5
Глава II. Микросоциология и макросоциология как структурные единицы социологии 10
2.1. Микросоциология в структуре социологии 10
2.1.1. Разногласия между сторонниками микро- и макросоциологии 10
2.1.2. Микросоциология и социометрия 11
2.1.3. Микросоциологический анализ 13
2.2. Макросоциология в структуре социологии 17
2.2.1. Социальный эволюционизм и революционизм 17
2.2.2. Концепция культурно-исторических типов развития общества 23
Заключение 30
Список литературы 32

Файлы: 1 файл

контрольная работа.doc

— 511.50 Кб (Скачать файл)

2.1.3. Микросоциологический анализ

Среди существенных инструментов социометрического  анализа наибольшей популярностью  пользуются13:

1. Социометрические тесты – один из приемов опроса людей, в ходе которого выполняется задание стандартной формы, позволяющее получить как бы «коллективное самовыражение опрашиваемых», т. е. количественно измеримые характеристики межличностных отношений в социальной группе.

2. Социоматрицы – таблица, в которую при помощи графических и числовых обозначений заносятся полученные в результате исследований данные, характеризующие систему взаимоотношений людей в изучаемой группе.

3. Социограммы – дает соответствующее графическое (схематическое) выражение социальных отношений людей преимущественно в малых группах.

Наряду с ними в социометрии  широко используются разнообразные индексы, коэффициенты и пр. , позволяющие дать количественную характеристику изучаемым явлениям социального взаимодействия.

По мнению Морено, причиной общественных изменений являются взаимоотношения индивидов, складывающиеся из особых «микроэлементов», которые именуются «социальными электронами», или «телеэлементами». Морено охотно использовал понятие «теле», или «социогравитационный фактор», с помощью которого он пытался объяснить различные чувства, возникающие в процессе общения людей друг с другом. При это понятие «теле» Морено определял как простейшие единицы чувства, излучаемые человеком и направленные от индивида к индивиду. Интенсивное излучение «теле» «со знаком плюс», согласно утверждениям Морено, вызывает симпатию, а излучение «теле» «со знаком минус» – антипатию.

Микросоциология уделяет большое  внимание анализу количественной стороны  психологических отношений людей, которые определяются социометристами в терминах безразличия, симпатии (притяжения) и антипатии (отталкивания).

Для определения параметров психологического взаимодействия людей в больших  группах Морено пользовался понятием «психосоциальных сетей», которые, по его мнению, объединяют самые сложные линии взаимоотношений микроэлементов общества. К этим микроэлементам он относил в первую очередь так называемый социальный атом – непосредственной сосуществование индивидов, которое он считал наименьшим элементом общества14.

Важнейшей идеей Морено было положение  о том, что помимо внешней структуры каждая группа имеет в своей основе невидимую, неофициальную структуру, которая, однако, более реальна, нежели структура официальная (формальная).

В этой связи Морено сформулировал  одно из фундаментальных положений  социометрии, согласно которому социальные процессы, происходящие в группе и обществе, могут быть правильно поняты лишь с учетом существования микро- и макроструктур. Под микроструктурой он понимал совокупность психических отношений людей, их желания, чувства, представления и т. д. , а под макроструктурой – пространственное взаимоположение и взаимоотношение людей при выполнении ими производственных функций15.

Исследования различных противоречий между людьми привели, Морено к выводу, что основным источником напряженности и социальных конфликтов является несоответствие микро- и макроструктур группы или общества.

Данные исследования и их интерпритация  подтолкнули Морено к обобщениям. Одним из них стал так называемый «универсальный микрозакон», согласно которому социальные конфликты и напряжение увеличиваются прямо пропорционально социодинамической разнице между микро- (социометрической матрицей) и макроструктурой (официальным обществом). Из этого «закона» уже чисто логически вытекало положение о том, что основным путем для ликвидации конфликтов в обществе является приведение в соответствие микро- и макроструктур.

Это означало, что социальная напряженность и различного рода конфликты могут быть ликвидированы путем реорганизации макроструктуры (перегруппировки людей в пространстве) таким образом, чтобы во всех случаях рядом оказывались люди, симпатизирующие друг другу. Так морено пришел к одному из наиболее утопических выводов своей теории – о возможности «улучшения» человеческих отношений в рамках любой общественной системы16.

Среди других законов, сформулированных Морено, особой популярностью в ряде школ современной западной социологии пользуется так называемый «закон насыщения». Согласно «закону насыщения», в национальных и международных отношениях существует точка, превышение которой ведет к «перенасыщению» или иными словами, к национальным и расовым конфликтам, розни и войне17.

Продолжением социометрии являются психодрама и социодрама, также разработанные Морено. Он создал «терапевтический» (его иногда называют социометрическим) театр, который означает метод группового тренинга, основанный на особенностях межличностного взаимодействия в группах. Социодрама – это моделирование и проигрывание различных социальных ситуаций, а психодрама – это моделирование и проигрывание различных ситуаций межличностного общения. Находясь на сцене люди проигрывают определенные психические состояния и социальные роли, благодаря чему им становится психологически легче и комфортнее. Таким путем ученый лечил неврозы, алкоголизм, смягчал конфликты, выявлял неформальных лидеров, оптимизировал социально-психологический климат в малой группе.

Создание социометрии явилось  одним из наиболее значимых достижений социологии как науки за весь период её существования. Внедрение количественных методов в социологию существенно преобразило её и позволило осуществлять исследования с невиданной ранее точностью, сопоставимой с исследованиями в области естественнонаучного знания. Одним из наиболее существенных последствий создания микросоциологии стал рост интереса и возможностей социальных исследований в изучении разнообразных проблем человеческого существования с использованием количественных методов и современной компьютерной техники18.

2.2. Макросоциология в структуре социологии

2.2.1. Социальный эволюционизм и революционизм

Одной из важнейших проблем  макросоциологии является проблема социальных изменений, их механизмы и направленность. Понятие «социальные изменения» носит самый общий характер.

Социальное изменение - это переход социальных систем, общностей, институтов и организаций из одного состояния в другое. Понятие «социальное изменение» конкретизируется понятием развития. Развитие - это необратимое, направленное изменение материальных и идеальных объектов. Развитие предполагает переход от простого к сложному, от низшего к высшему и т. д. Социологи выделяют различные типы механизмов социальных изменений и развития: эволюционный и революционный, прогрессивный и регрессивный, имитационный и инновационный и т. д19.

Эволюционный и революционный процессы зачастую рассматриваются как противоположные типы изменения материальных и идеальных объектов. Эволюционные процессы трактуются как постепенные, медленные, плавные, количественные преобразования объектов. Революционные же - как относительно быстрые, коренные, качественные изменения. Абсолютизация того или иного типа изменения социальных объектов породила два методологически различных течения в социологии: социальный эволюционизм и революционизм.

Социальный эволюционизм представляет собой попытку глобального осмысления исторического процесса как части общего, бесконечно разнообразного и активного процесса эволюции Космоса, планетной системы, Земли, культуры. Наиболее ярко социальный эволюционизм представлен в системе английского социолога Г. Спенсера. Он разработал наиболее полную схему эволюционного процесса, которая включает в себя несколько принципиальных моментов. Ядро этой схемы составляет дифференциация, которая неизбежна, поскольку всякие конечные однородные системы неустойчивы в силу разных условий для их отдельных частей и неодинакового воздействия разнообразных внешних сил на их различные элементы. По мере возрастания сложности и разнородности в системах ускоряется темп дифференциации, так как каждая дифференцированая часть является не только результатом дифференциации, но и дальнейшим источником ее. Дифференциация, по Спенсеру, предполагает специализацию, разделение функций между частями и отбор наиболее устойчивых структурных соотношений20.

Эволюционные изменения происходят в направлении повышения гармонизации структурного и функционального соответствия всех составляющих целого. Следовательно, дифференциация всегда сопровождается интеграцией. Естественным пределом всех эволюционных процессов в этом случае оказывается состояние динамического равновесия, обладающего инерцией самосохранения и способностью адаптации к новым условиям.

Эволюция любой системы состоит  в повышении и усложнении ее организации. Однако, накопление несоответствий и дисгармоний в ходе эволюции может привести к распаду ее собственных произведений.

Социальная эволюция, по мнению Спенсера, составляет часть универсальной эволюции. Она состоит в усложнении форм общественной жизни, их дифференциации и интеграции на новом уровне организации. В социологии Г. Спенсера реализована основная идея социального эволюционизма XIX в. - идея существования исторических стадий человеческого общества, развивающихся от простого к дифференцированному, от традиционного к рациональному, от непросвещенного к просвещенному, от общества с ручной технологией к обществу с машинной технологией, использующего искусственно созданную силу, от нечетко интегрированного общества к строго интегрированному.

Значительный вклад в развитие идей социального эволюционизма  внес французский социолог Э. Дюркгейм.

Именно Э. Дюркгейм впервые развернуто обосновал положение, что разделение труда является причиной и следствием растущего усложнения общества. Э. Дюркгейм противопоставил два типа общества. На одном полюсе социальной эволюции находятся простые общества с развитым разделением труда и сегментарной структурой, состоящие из однородных и подобных между собой сегментов, на другом - высокосложные общества, представляющие собой систему различных органов, из которых каждый имеет свою специальную роль и которые сами состоят из дифференцированных частей.

Переход от одного общества к другому  происходит длительным эволюционным путем, основные пункты которого выглядят следующим образом21:

1) в сегментарном обществе растет  население;

2) это увеличивает «моральную плотность», многократно умножает общественные отношения, в которые включен каждый человек, и, следовательно, усиливается конкуренция;

3) отсюда возникает угроза сплоченности  общества;

4) разделение труда призвано  устранить эту угрозу, так как оно сопровождается дифференциацией (функциональной, групповой, ранговой и т. д. ) и требует взаимозависимости специализированных индивидов и групп.

В рамках социального эволюционизма  возник ряд теорий, поставивших перед собой цель отразить поступательное развитие общества на основе сравнения его прошлого и нынешнего состояния.

Первую попытку создания такой  теории предпринял немецкий социолог Ф. Теннис (1855-1936 гг. ) в своей знаменитой книге «Община и общество» Ф. Теннис использует немецкие термины «гемейншафт» и «гезельшафт», чтобы провести разграничение между традиционным и современным обществом на основе 5 основных типов социальной взаимосвязи. Понятие «Гемейншафт» применяется к крестьянской деревенской общине, а понятие «Гезельшафт» - к индустриальному городскому обществу. Основные различия между ними состоят в следующем22:

1) Гемейншафт предполагает, что люди живут в соответствии с общинным принципом и мирскими ценностями, а общество типа «гезельшафт» основано на стремлении к личной выгоде;

2) Гемейншафт придает основное  значение обычаям, в то время как Гезельшафт основано на формальных законах;

3) Гемейншафт предполагает ограниченную и неразвитую специализа цию, в то время, как в Гезельшафт проявляются специализированные профессиональные роли;

4) Гемейншафт опирается на религиозные, Гезельшафт - на светские ценности;

5) В основе Гемейншафт лежит  семья и община, в основе Гезельшафт - крупные корпоративные и ассоциативные формы объединения людей.

В русле социального эволюционизма  на основе противопоставления традиционного  и современного общества сформировалась теория индустриального общества. Она была сформулирована в двух вариантах французским социологом Р. Ароном в лекциях, прочитанных в Сорбонне в 1956-1959 гг., и американским экономистом и политологом.

Теория «индустриального общества» описывает поступательное развитие общества как переход от отсталого аграрного «традиционного» общества, в котором господствуют натуральное хозяйство и сословная иерархия, к передовому, промышленно развитому, «индустриальному» обществу. Для индустриального общества характерны23:

1) развитая и сложная система  разделения труда в обществе  в целом, при сильной его специализации в конкретных сферах производства и управления;

2) массовое производство товаров  на широкий рынок;

3) механизация и автоматизация  производства и управления;

4) научно-техническая революция.

Следствием этих процессов является высокая развитость средств транспорта и коммуникаций, высокая степень мобильности и урбанизации, качественные сдвиги в структурах национального потребления. С точки зрения данной теории, основные характеристики крупной промышленности - индустрии обуславливают форму поведения не только в сфере организации и управления производством, но и во всех других сферах общественной жизни.

Популярная в 60-х годах XX в. теория индустриального общества в 70-х годах получает свое развитие в теории «постиндустриального общества». Наиболее видные ее представители - американские социологи и политологи Д. Белл, З. Бжезинский, А. Тоффлер и французские социологи и политологи А. Турэн и Ж. Фурастье. Согласно данной теории, общество в своем поступательном развитии проходит 3 основные стадии24:

1) доиндустриальную(аграрную);

2) индустриальную;

3) постиндустриальную.

Бжезинский третью стадию называет технотронной, а А. Тоффлер - свериндустриальной. На первой стадии преобладает первичная сфера экономической деятельности - сельское хозяйство, на второй - вторичная сфера - промышленность, на третьей стадии - третичная сфера услуг. Основная задача этой стадии - индивидуализация производства и потребления. В доиндустриальном обществе главная цель- власть. В индустриальном - деньги, а в постиндустриальном - знание, обладание знанием является главным, престижным фактором25.

Информация о работе Микросоциология и макросоциология как структурные единицы социологии