Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 15:08, курсовая работа
Многодетная семья самой своей сущностью способствует реализации личностных и общественных потребностей. В многодетных семьях создаются благоприятные условия воспитания, поскольку дети растут в тесных взаимоотношениях друг с другом в семейном коллективе и, как правило, с раннего возраста приучаются выполнять определенные обязанности и помогать друг другу. Однако в экономическом плане именно многодетная семья оказывается в наиболее сложном положении, поскольку мать, как правило, не работает, а один отец не имеет возможности обеспечить семье нормальные условия существования.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Многодетная семья как объект социальной работы…………………..5
1.1 Понятие и категории многодетных семей……………….……………….….5
1.2 Социальное положение и основные проблемы многодетных семей в современном обществе……………………………………………………………7
Вывод по главе……………………………………………...……………………11
Глава 2. Особенности социальной работы с многодетными семьями……….12
2.1 Технология и формы социальной работы с семьей……………………….12
2.2 Основные направления социальной работы с многодетной семьей...…...19
Вывод по главе………………………………………………………………..….24
Заключение……………………………………………………………………….25
Список использованной литературы………………………………………...…26
Большинство семей в дореволюционной
России были многодетными, но доживали
до взрослого отнюдь не все, не у
всех были свои дети. Но если родители
были живы и относительно здоровы, то
у них редко рождалось меньше
3 (а то и 5) детей. Родственники, соседи,
знакомые - все вокруг были многодетные,
и как раз обратная ситуация –
малодетность – воспринималась как
исключение. Теперь же на многодетных
родителей нередко смотрят со
смесью любопытства и испуга. Современное
отношение к многодетной семье
извне совершенно иное, и это не
может не влиять на внутреннее самосознание
членов семьи, больших и маленьких.
Наверное, стоит вырабатывать толерантность,
то есть устойчивость к оценкам извне
– как восторженным, так и осуждающим.
В современной многодетной
«Синдром выгорания», хроническая
переработка – одна из главных
опасностей современных многодетных
родителей. Имеющиеся взрослые старшего
поколения могут не радоваться тому,
что детей много, а ведь особенно
пока дети малы, родителям очень
нужна моральная поддержка
Следовательно, родителям обязательно
нужна «группа поддержки» - взрослые
люди, разделяющие их мировоззрение
(священники, единомышленники, просто
сочувствующие) и образ жизни (друзья,
семьи имеющие детей). Большинство
российских семей до революции проживало
вне городской черты, ритмы жизни,
естественно были совершенно иные.
А самая энергоемкая часть
дня современной многодетной
мамы – прогулка – не представляла
вообще для взрослых проблемы. Из-за
того, что пространство не было замкнутым,
меньше было и ссор между детьми.
В отличии от дореволюционной
деревни ребенок сегодня
Вывод
1. Под многодетной семьей принято понимать семью, имеющую трех и более детей. При этом понятие «многодетная семья» определяется «с учетом национальных и культурных особенностей, социально-экономического и демографического развития региона».
2. Многодетная семья имеет как свои специфические проблемы, так и те, которые свойственны любой другой семье (с одним - двумя детьми, неполной). Она переносит все «болезни» стандартной семьи, однако в ней они протекают значительно тяжелее. Таким образом, можно сказать, что многодетные семьи имеют как общие проблемы (характерные для семей группы риска), так и специфические, зависящие от функциональной системы каждой конкретной семьи
Глава 2. Особенности социальной работы с многодетными семьями
2.1 Технология и формы социальной работы с семьей
Технологии социальной работы - это процесс управления действиями людей с применением специальной методики [5, стр. 19].
Для систематизации представлений о технологии социальной работы используются следующие понятия:
- методология - изучение и научное обоснование совокупности методов, используемых в той или иной дискретной области деятельности применительно к ее особенностям;
- методологический подход - теоретическое обоснование и общее описание тех или иных способов действий. В социальной работе используется ряд методологических подходов, каждый из которых обусловливает группу методов, объединенных общей теоретической основой и характером действий;
- метод (от греч. мethodos - способ познания) - сознательно и последовательно применяемый способ действий, обоснованный системой понятий и использующий совокупность приемов. В социальной работе это принципиальный способ действий в определенной ситуации на определенном этапе работы;
- методика. Термин имеет два значения:
• совокупность средств применения
общих теоретических и
• детализированное и точное описание действий на короткий период в пределах определенного метода;
- технология - конкретная последовательность действий в конкретном социальном случае от начального до завершающего этапа работы.
Если методологические подходы и методы социальной работы известны и описаны в специальной литературе, то технология, в силу уникальности каждого социального случая, - продукт творчества специалиста, модифицирующего и сочетающего отдельные методы на каждом этапе работы в уникальную последовательность действий применительно к особенностям данного социального случая.
Социальная работа - процесс во времени и пространстве; следовательно, в любом ее методологическом направлении это определенная последовательность действий, именуемая технологической цепочкой или технологической схемой.
Генеральная, или общая, технологическая схема состоит из этапов, одинаковых по названию и сущности независимо от направления и особенностей работы:
1. Аналитическая часть (
2. Внедрение - установление связей с объектом и средой.
3. Социальная терапия (
4. Анализ результатов и
Вся социальная работа с семьями проводится в основном через территориальные социальные службы [10].
Основными формами и методами социальной работы с семьями являются:
- информационная работа: выявление,
сбор, обобщение и доведение до
заинтересованных отделов и
- работа по обеспечению
- рекламно-пропагандистская
- аналитико-прогностическая
- медико-социальная работа: индивидуальная
работа по предупреждению
- работа по снятию нервно-
Перечисленные виды деятельности могут осуществляться в социально-психологических службах, центрах здоровья и народной медицины, а также в отделах и секторах других социальных служб.
Социально-педагогическая работа: социальный
патронаж семей, имеющих неблагополучные
психологические и социально-
Создание условий для
Социально-реабилитационная работа:
помощь в социальной реабилитации и
адаптации безработным, эмигрантам,
лицам, вынужденно поменявшим место
жительства (содействие в получении
пособий, постоянного жилья, в трудоустройстве,
переквалификации и устройстве на работу
по вновь приобретенной
Социальная реабилитация и адаптация членов семей, попавших в трудную жизненную ситуацию, вернувшихся из мест лишения свободы, специальных учебно- и лечебно-воспитательных учреждений, длительное время не работающих и не учащихся, алкоголиков, наркоманов и т.п.; социальное становление членов молодых семей с недостатками в физическом и умственном развитии, инвалидов и др.
Информирование и
Службы социальной помощи молодежи самостоятельно формируют и осуществляют программу деятельности в оказании социальных услуг населению, избирают формы и методы достижения целей и задач, оговоренных в положении конкретной службы.
Можно выделить основные формы государственной помощи молодым семьям:
- денежные выплаты семьям на детей и в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей;
- трудовые, налоговые, жилищные и др. льготы;
- бесплатные натуральные
выдачи семье и детям (детское
питание, лекарства, питание
- социальное обслуживание молодых семей (оказание конкретной психологической, юридической помощи, консультирование, социальные выплаты).
К технологиям, используемых в случаях
семейной жестокости, относится также
организация социальных приютов (гостиниц,
убежищ), которые дают возможность
женщинам и детям (за рубежом существуют
приюты и для мужчин, подвергающихся
жестокому обращению в семье)
переждать в безопасном месте
кризис семейной ситуации. Но ограничиваться
только таким видом помощи нельзя,
ибо неразрешенные семейные конфликты
периодически обостряются. Поэтому
необходимо прибегнуть к среднесрочным
программам помощи, ориентированным
на стабилизацию семьи, восстановление
ее функциональных связей, нормализацию
отношений между супругами, между
родителями и детьми, взаимоотношений
всех указанных членов семьи с
окружающими. Работа с «трудными» детьми
и подростками предусматривает
диагностику семейной и школьной
ситуации, выявление первичной социальной
сети ребенка, обязательный анализ его
медико-социального и
Информация о работе Многодетная семья как объект социальной работы