Многодетная семья как объект социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 15:08, курсовая работа

Описание работы

Многодетная семья самой своей сущностью способствует реализации личностных и общественных потребностей. В многодетных семьях создаются благоприятные условия воспитания, поскольку дети растут в тесных взаимоотношениях друг с другом в семейном коллективе и, как правило, с раннего возраста приучаются выполнять определенные обязанности и помогать друг другу. Однако в экономическом плане именно многодетная семья оказывается в наиболее сложном положении, поскольку мать, как правило, не работает, а один отец не имеет возможности обеспечить семье нормальные условия существования.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Многодетная семья как объект социальной работы…………………..5
1.1 Понятие и категории многодетных семей……………….……………….….5
1.2 Социальное положение и основные проблемы многодетных семей в современном обществе……………………………………………………………7
Вывод по главе……………………………………………...……………………11
Глава 2. Особенности социальной работы с многодетными семьями……….12
2.1 Технология и формы социальной работы с семьей……………………….12
2.2 Основные направления социальной работы с многодетной семьей...…...19
Вывод по главе………………………………………………………………..….24
Заключение……………………………………………………………………….25
Список использованной литературы………………………………………...…26

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 50.17 Кб (Скачать файл)

Большинство семей в дореволюционной  России  были многодетными, но доживали до взрослого отнюдь не все, не у  всех были свои дети. Но если родители были живы и относительно здоровы, то у  них редко рождалось меньше 3 (а то и 5) детей. Родственники, соседи, знакомые -  все вокруг были многодетные, и как раз обратная ситуация –  малодетность – воспринималась как  исключение. Теперь же на многодетных  родителей нередко смотрят со смесью любопытства и испуга. Современное  отношение к многодетной семье  извне совершенно иное, и это не может не влиять на внутреннее самосознание членов семьи, больших и маленьких. Наверное, стоит вырабатывать толерантность, то есть устойчивость к оценкам извне  – как восторженным, так и осуждающим. В современной многодетной семье  сокращена поддержка со стороны  родственников, родители нередко оказываются  один на один перед «численно превосходящими силами противника». Совсем иначе было в традиционной семье: детей тогда  рождалось немало, но и взрослых было достаточно, имелись братья-сестры отца и матери, многочисленные бабушки-дедушки-сватовья-кумовья, а также бездетные тетушки. Следовательно, нужно планировать и стараться  организовывать помощь извне. Это не стыдно, это необходимо и нормально, а если помощников  все же нет  – нужно  учиться распределять собственные силы и планировать  отдых.

«Синдром выгорания», хроническая  переработка – одна из главных  опасностей современных многодетных  родителей. Имеющиеся взрослые старшего поколения могут не радоваться тому, что детей много, а ведь особенно пока дети малы, родителям очень  нужна моральная поддержка извне, одобрение значимых взрослых. Родителям  нужно, чтобы их детей хвалили, одобряли сам факт их существования, чтобы  рядом, хотя бы иногда, оказывались  близкие люди, которым эти дети тоже были бы интересны.

Следовательно, родителям обязательно  нужна «группа поддержки» - взрослые люди, разделяющие их мировоззрение (священники, единомышленники, просто сочувствующие) и образ жизни (друзья, семьи имеющие детей). Большинство  российских семей до революции проживало  вне городской черты, ритмы жизни, естественно были совершенно иные. А самая энергоемкая часть  дня современной многодетной  мамы – прогулка – не представляла вообще  для взрослых проблемы. Из-за того, что пространство не было замкнутым, меньше было и ссор между детьми. В отличии от дореволюционной  деревни ребенок сегодня воспринимается не как потенциальный помощник, работник (поскорее подрастай, да в работу поспевай), а как существо, в которое довольно долго надо вкладываться.

 

Вывод

1. Под многодетной семьей принято понимать семью, имеющую трех и более детей. При этом понятие «многодетная семья» определяется «с учетом национальных и культурных особенностей, социально-экономического и демографического развития региона».

2. Многодетная семья имеет как свои специфические проблемы, так и те, которые свойственны любой другой семье (с одним - двумя детьми, неполной). Она переносит все «болезни» стандартной семьи, однако в ней они протекают значительно тяжелее. Таким образом, можно сказать, что многодетные семьи имеют как общие проблемы (характерные для семей группы риска), так и специфические, зависящие от функциональной системы каждой конкретной семьи

 

 

Глава 2. Особенности социальной работы с многодетными семьями

 

2.1 Технология  и формы социальной работы  с семьей

Технологии социальной работы - это процесс управления действиями людей с применением специальной методики [5, стр. 19].

Для систематизации представлений  о технологии социальной работы используются следующие понятия:

- методология - изучение и научное обоснование совокупности методов, используемых в той или иной дискретной области деятельности применительно к ее особенностям;

- методологический подход - теоретическое обоснование и общее описание тех или иных способов действий. В социальной работе используется ряд методологических подходов, каждый из которых обусловливает группу методов, объединенных общей теоретической основой и характером действий;

- метод (от греч. мethodos - способ познания) - сознательно и последовательно применяемый способ действий, обоснованный системой понятий и использующий совокупность приемов. В социальной работе это принципиальный способ действий в определенной ситуации на определенном этапе работы;

- методика. Термин имеет два значения:

• совокупность средств применения общих теоретических и методологических принципов к специфике решаемых задач, к особенностям изучаемого объекта или ситуации;

• детализированное и точное описание действий на короткий период в пределах определенного метода;

- технология - конкретная последовательность действий в конкретном социальном случае от начального до завершающего этапа работы.

Если методологические подходы  и методы социальной работы известны и описаны в специальной литературе, то технология, в силу уникальности каждого социального случая, - продукт творчества специалиста, модифицирующего и сочетающего отдельные методы на каждом этапе работы в уникальную последовательность действий применительно к особенностям данного социального случая.

Социальная работа - процесс во времени и пространстве; следовательно, в любом ее методологическом направлении это определенная последовательность действий, именуемая технологической цепочкой или технологической схемой.

Генеральная, или общая, технологическая  схема состоит из этапов, одинаковых по названию и сущности независимо от направления и особенностей работы:

1. Аналитическая часть (социальная  диагностика) - сбор информации, ее анализ и постановка социального диагноза.

2. Внедрение - установление связей с объектом и средой.

3. Социальная терапия (вмешательство) - составление и реализация плана терапевтических действий.

4. Анализ результатов и коррекция  плана, которые проводятся не только по завершении терапевтических действий, но и по мере их осуществления.

Вся социальная работа с семьями  проводится в основном через территориальные  социальные службы [10].

Основными формами и методами социальной работы с семьями являются:

- информационная работа: выявление,  сбор, обобщение и доведение до  заинтересованных отделов и учреждений  официальной статистики и оперативной  информации, полученной из различных  источников о семьях, нуждающихся  в социальной помощи, или о  фактах, требующих вмешательства  социальной службы;

- работа по обеспечению занятости  членов семей, изучение рынка  труда, информирование о наличии  вакансий для трудоустройства,  организации профессиональной подготовки  и переподготовки;

- рекламно-пропагандистская работа: реклама услуг, предоставляемых  отделами и учреждениями по  социальной работе, задач и содержания  оказываемой им социальной помощи;

- аналитико-прогностическая работа: изучение демографической ситуации, тенденций и причин социального  и семейного неблагополучия, мнения  населения о качестве и спектре  оказываемой социальной помощи  семьям, актуальной и перспективной  потребности в ней, разработка  на этой основе предложений  по корректировке и совершенствованию  социальной работы, планированию  социального развития, учету демографических  факторов и показателей при  строительстве жилья и социально-культурных  объектов;

- медико-социальная работа: индивидуальная  работа по предупреждению вредных  привычек (пьянства, курения, употребления  наркотиков, малоподвижного образа  жизни и т.д.), подготовке членов  семей к рождению ребенка, профориентация  молодежи с учетом состояния  их здоровья;

- работа по снятию нервно-психических  и физических нагрузок, предупреждению  и профилактике заболеваний, связанных с перегрузками нервной и мышечной системы, обучению передовым методам физической и психической культуры.

Перечисленные виды деятельности могут  осуществляться в социально-психологических  службах, центрах здоровья и народной медицины, а также в отделах  и секторах других социальных служб.

Социально-педагогическая работа: социальный патронаж семей, имеющих неблагополучные  психологические и социально-педагогические условия, оказание помощи в семейном воспитании, в преодолении родителями педагогических ошибок и конфликтных  ситуаций с детьми, семейных конфликтов.

Создание условий для формирования среды общения и досуга молодежи, стимулирования развития семейного, молодежного  туризма, развитие современных форм воспитания личности. К таким службам  относятся центры досуга, бюро путешествий  и туризма, женские и молодежные клубы, клубы деловых встреч и  т.п.

Социально-реабилитационная работа: помощь в социальной реабилитации и  адаптации безработным, эмигрантам, лицам, вынужденно поменявшим место  жительства (содействие в получении  пособий, постоянного жилья, в трудоустройстве, переквалификации и устройстве на работу по вновь приобретенной специальности  и т.д.); инвалидам, женщинам, имеющим  детей семьям, имеющим неблагоприятные  социально-правовые условия; организация  работы отделений социальной реабилитации молодежи с дезадаптированным поведением.

Социальная реабилитация и адаптация  членов семей, попавших в трудную  жизненную ситуацию, вернувшихся  из мест лишения свободы, специальных  учебно- и лечебно-воспитательных учреждений, длительное время не работающих и  не учащихся, алкоголиков, наркоманов и т.п.; социальное становление членов молодых семей с недостатками в физическом и умственном развитии, инвалидов и др.

Информирование и консультирование по вопросам прав, ответственности  и обязанностей членов семей в  различных видах деятельности, знакомство с льготами, законодательными и нормативными документами. Информацию и консультацию можно получить в центрах документации и информации, юридических службах  и т.п.

Службы социальной помощи молодежи самостоятельно формируют и осуществляют программу деятельности в оказании социальных услуг населению, избирают формы и методы достижения целей  и задач, оговоренных в положении  конкретной службы.

Можно выделить  основные формы  государственной помощи молодым  семьям:

-     денежные выплаты  семьям на детей и в связи  с рождением, содержанием и  воспитанием детей;

-     трудовые, налоговые,  жилищные и др. льготы;

-     бесплатные натуральные  выдачи семье и детям (детское  питание, лекарства, питание беременным  женщинам и т.д.);

- социальное обслуживание молодых семей (оказание конкретной психологической, юридической помощи, консультирование, социальные выплаты).

К технологиям, используемых в случаях  семейной жестокости, относится также  организация социальных приютов (гостиниц, убежищ), которые дают возможность  женщинам и детям (за рубежом существуют приюты и для мужчин, подвергающихся жестокому обращению в семье) переждать в безопасном месте  кризис семейной ситуации. Но ограничиваться только таким видом помощи нельзя, ибо неразрешенные семейные конфликты  периодически обостряются. Поэтому  необходимо прибегнуть к среднесрочным  программам помощи, ориентированным  на стабилизацию семьи, восстановление ее функциональных связей, нормализацию отношений между супругами, между  родителями и детьми, взаимоотношений  всех указанных членов семьи с  окружающими. Работа с «трудными» детьми и подростками предусматривает  диагностику семейной и школьной ситуации, выявление первичной социальной сети ребенка, обязательный анализ его  медико-социального и интеллектуально-психологического статуса. На основе полученных данных составляется программа работы с  семьей ребенка, разрешения его школьных проблем, вовлечения его в более  благоприятную социальную сеть. Такая  программа выполняется командой специалистов, включающей социального  работника, социального педагога, психолога, иногда юриста, с возможным привлечением правоохранительных органов, культурных и спортивных центров. В ходе такой  работы параллельно проводятся социально-психологическое  консультирование семьи с целью  устранения взаимного непонимания, непродуктивных видов семейного  взаимодействия, конфликтности во взаимоотношениях; социально-правовое консультирование, которое позволяет семье осознать и научиться отстаивать свои права  во взаимоотношениях с социальной средой, с первую очередь с образовательной  системой; педагогическое консультирование, а также педагогическая помощь, которая  содействует преодолению школьных трудностей ребенка (детей). Большое  значение имеют также психокоррекционные мероприятия, изменения самооценок взрослых и детей, устранение негативных стереотипов и выработка доброжелательного  и уважительного отношения друг к другу.

Информация о работе Многодетная семья как объект социальной работы