Многодетная семья как объект социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 15:08, курсовая работа

Описание работы

Многодетная семья самой своей сущностью способствует реализации личностных и общественных потребностей. В многодетных семьях создаются благоприятные условия воспитания, поскольку дети растут в тесных взаимоотношениях друг с другом в семейном коллективе и, как правило, с раннего возраста приучаются выполнять определенные обязанности и помогать друг другу. Однако в экономическом плане именно многодетная семья оказывается в наиболее сложном положении, поскольку мать, как правило, не работает, а один отец не имеет возможности обеспечить семье нормальные условия существования.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Многодетная семья как объект социальной работы…………………..5
1.1 Понятие и категории многодетных семей……………….……………….….5
1.2 Социальное положение и основные проблемы многодетных семей в современном обществе……………………………………………………………7
Вывод по главе……………………………………………...……………………11
Глава 2. Особенности социальной работы с многодетными семьями……….12
2.1 Технология и формы социальной работы с семьей……………………….12
2.2 Основные направления социальной работы с многодетной семьей...…...19
Вывод по главе………………………………………………………………..….24
Заключение……………………………………………………………………….25
Список использованной литературы………………………………………...…26

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 50.17 Кб (Скачать файл)

При работе с семьей алкоголика диагностика  подразумевает выявление основной причины злоупотребления спиртными  напитками и сопутствующих обстоятельств. Причинами злоупотребления алкоголем  могут быть семейная предрасположенность, некоторые особенности личностного  статуса (неустойчивость личности, инфантилизм, зависимость), традиции семейного или  социального окружения, иллюзорная попытка уйти от проблем.

Составляется программа работы с наркозависимым лицом, его семьей, социальным окружением - это лечебные мероприятия, консультации, психотерапия и психокоррекция, возможно, социально-трудовая реабилитация самого алкоголика и его семьи. Медицинская реабилитация лиц, злоупотребляющих алкоголем, малоэффективна. После реабилитации пациент возвращается в ту же среду, в которой у него появилась привычка к алкоголю; семья вольно или невольно способствует возобновлению у него прежней привычки. Если человек не обладает сильной волей, то его личностных ресурсов недостаточно, чтобы препятствовать таким тенденциям.

Поэтому работа с такой семьей подразумевает  формирование мотивации клиента  и его семьи к безалкогольному  образу жизни и построению иной системы  взаимоотношений.

Работа с конфликтной семьей или семьей, эмоциональный климат в которой является неудовлетворительным, начинается, как правило, после заявления  одного из супругов, хотя иногда поводом  для констатации серьезных внутрисемейных проблем могут быть наблюдения школьного  или социального педагога, детского врача, констатирующего отрицательные  психосоматические последствия  семейной напряженности для здоровья детей. Возникшие трудности могут  быть обусловлены любой из названных  причин. Следует отметить, что внешние  затруднения — материально-экономические  ограничения, неуверенность в завтрашнем дне, безработица и т.д., - как правило, только обостряют семейные конфликты, выявляют истинные их причины. Негативные черты личности, в первую очередь истеричность, психастеничность, компенсированные в процессе социализации или самовоспитания, под влиянием внешних причин могут вновь актуализироваться и стать причиной постоянных конфликтов. К активно применяемым методам относится так называемая да-терапия - аутодиагностическая и психокоррекционная методика, при помощи которой конфликтующие супруги рационализируют свои в целом негативные эмоционально-психические взаимоотношения.

Надо сказать, что осознание  реальной семейной проблемы имеет не только диагностическое, но и терапевтическое  значение, поскольку обнаруженное и  осознанное затруднение заставляет членов семьи пересмотреть свое поведение.

Технологии коррекции семейных взаимоотношений многочисленны; их выбор определяется как обстоятельствами конкретной социальной ситуации, включая  характерологические черты клиентов, так и личностными качествами самого специалиста по семейной терапии, его вкусами и предпочтениями. К сожалению, далеко не все виды семейных дисфункций поддаются коррекции, причем это зависит не только от недостаточности  или неадекватности усилий специалиста  по семейной работе. Иногда можно с  большой долей вероятности предсказать  неблагоприятный прогноз будущего семейного союза еще до его  заключения. Некоторые варианты проблем  разрешимы на ранних этапах, но усложняются  по мере откладывания их разрешения. Социальный работник не должен считать ситуацию безнадежной, как бы ни обострились  отношения между членами семьи, однако следует помнить, что разрешение семейных проблем — это прежде всего дело свободного выбора и ответственного поведения самих членов семьи. Без  их волевого усилия и настойчивости  самая эффективная социальная технология не принесет успеха.

 

2.2 Основные направления  социальной работы с многодетной  семьей

Опыт работы с многодетными семьями  показывает, что местные социальные службы играют здесь основную роль, поскольку только они способны войти  в контакт с каждой семьей и  каждым отдельным ребенком. Знание того, что нужно конкретной семье и тем более каждому ребенку, проживающему в ней, возможно только на основе непосредственного и постоянного контакта с многодетной семьей, который и должны осуществлять сотрудники местных социальных служб [4, стр. 198-201].

Как отмечает зав. лабораторией НИИ  семьи и воспитании Алексеева  Л.С. современная парадигма гуманистических  общественных отношений включает в  себя следующие ведущие направления социальной работы с многодетными семьями:

  1. Обеспечение через механизмы физической, экономической, психологической защиты, помощи и поддержки деятельности по самоосуществлению, самопознанию, рефлексии и самосовершенствованию, оптимизации внутренних условий семейной жизни в целях развития самосознания и самостоятельности ее членов, укрепления взаимоотношений.
  2. Содействие в создании благоприятных психических, нравственных и культурных условий в среде обитания семьи, необходимых для ее существования и развития, и прежде всего это касается тех семей, которые в силу целого ряда причин не могут справиться с неблагоприятными обстоятельствами без посторонней помощи.
  3. Помощь в организации микросоциальной семейной обстановки с нормальными, гуманистическими отношениями, в формировании, развитии или восстановлении способности к творческой деятельности, стабильного и благоприятного психологического климата как продуктов обоюдной активности детей и взрослых.

Чтобы добиться положительного эффекта  социальной работы по этим направлениям необходимо соблюдение ряда условий. С  одной стороны, должно быть взаимное понимание необходимости сотрудничества социального работника и членов многодетной семьи. Для укрепления семьи и блага детей желательно проявить умение взаимодействовать, считаясь с особенностями сторон, и уважая мнения друг друга. С другой стороны, на социальном работнике, как профессионале, лежит ответственность за создание атмосферы доброжелательности и сотрудничества в работе с многодетной семьей. Так же важно, чтобы все, кто работает с многодетной семьей в социальных службах, были людьми компетентными, с определенным опытом такой работы. В тоже время и социальные работники, и родители многодетных семей должны стараться быть открытыми к изменениям в жизни, восприятию всего нового и передового. Личностный фактор играет большую роль в социальной работе с многодетными семьями, но организаторская деятельность социальных служб также важна.

Каждая многодетная семья, независимо от степени ее благополучия, нуждается  в помощи и внимании со стороны  государства и общества. Перечислим различные учреждения и службы, оказывающие практическую помощь многодетным семьям.

Основную роль, конечно, играют местные социальные службы, поскольку именно они способны войти в контакт с каждой семьей и каждым отдельным ее членом и получить достоверную информацию об их нуждах и потребностях [6, стр. 130].

Учреждения здравоохранения оказывают практическую помощь не реже, чем местные социальные службы. Именно в многодетных семьях возникает потребность в семейном докторе, особенно терапевте и психологе, так как именно они могут предотвратить многие болезни, а также связанные с ними проблемы детей и родителей.

Практическую помощь многодетной  семье оказывают и различные  детские и юношеские организации, которые организуют досуг и отдых детей из многодетных семей.

Центры занятости населения так же содействуют многодетным семьям, в первую очередь принимая меры по трудоустройству многодетных родителей и предоставляя их детям возможность работать по нескольку часов в период учебы или во время летних каникул.

Итак, как уже было сказано, основную поддержку многодетной семье оказывают местные социальные службы. Принимая во внимание многогранность и сложность проблем многодетной семьи, социальная работа с такой семьей ведется по нескольким направлениям.

Первое: привлечение различных организаций и служб (социальных, правоохранительных, юридических, здравоохранения, образования), а также местных органов власти и общественных организаций, которые способны помочь многодетной семье. Эта помощь осуществляется только на основе знания нужд и потребностей семьи.

При этом социальный работник действует  в тесной связи и с другими службами, занимающимися помощью многодетным семьям, включая благотворительные организации и фонды.

Второе: непосредственная помощь социального работника многодетной семье.

Практическая деятельность социального  работника включает в себя следующие виды работ:

1) выявление и учет многодетных  семей, включая составление характеристики семьи в социальном, экономическом, психологическом и других аспектах:

- количество членов семьи, их пол, возраст;

- материальное положение семьи;

- жилищные условия;

- взаимоотношения в семье;

- состояние здоровья;

- уровень образования;

- наличие асоциального поведения у членов семьи;

- круг интересов семьи;

2) определение с помощью различных  источников (в том числе самой семьи) основных проблем и трудностей семьи;

3) установление основных направлений  оказания помощи в зависимости  от нужд и потребностей семьи  в целом и каждого ее члена. Эти направления соответствуют главным образом проблемам многодетной семьи (доходы, питание, здоровье, образование и воспитание, взаимоотношения, жилищные условия, отношения с социальной микросредой, защита прав многодетной семьи, проведение досуга);

4) осуществление конкретной деятельности  по оказанию семье различных видов помощи:

- непосредственная помощь семье в получении различных пособий и льгот, т.е. предоставление информации о пособиях и социальных льготах, действующих для многодетных семей, и порядке их получения;

- помощь семье в обеспечении и повышении ее экономической самостоятельности, например, помощь в получении кредитов членами многодетной семьи, решившими организовать или уже создавшими семейное промышленное или торговое предприятие;

- помощь родителям в выполнении и осуществлении ими воспитательных функций. Пример родителей является эффективным средством воздействия, дети подражают им во всем, часто даже бессознательно. Поэтому очень важно помочь родителям стать настоящими воспитателями, ответственными за ребенка, оказать им помощь в решении конкретных ситуаций. Социальный работник может помочь родителям в воспитании детей, организовав для них соответствующие курсы, лекции и практическое обучение;

- психологическая помощь родителям и детям с точки зрения адаптации к различного рода конфликтным ситуациям, возникающим в семье, сложностям постоянного пребывания «на публике»;

- детям из многодетных семей. Особенное внимание обращается на предупреждение различных форм насилия и издевательства над детьми. В этих случаях социальный работник обращается за помощью к правоохранительным органам и службам психического здоровья.

Социальный работник ведет учет указанных семей, используя различные источники информации (школа, соседи, друзья и т.д.).

Особое внимание уделяется социальной работе с асоциальными многодетными семьями, доля которых составляет 12–17% (семьи с одним или несколькими факторами риска).

Здесь выполняется следующая социальная работа:

- выявление асоциальных семей;

- установление контакта с органами внутренних дел для решения вопроса принудительного лечения лиц, злоупотребляющих алкоголем, наркотиками, токсическими веществами, для принятия по отношению к ним мер воздействия;

- устройство детей в случае необходимости (при асоциальном поведении родителей) в дома ребенка, детские дома, интернаты;

- наблюдение за здоровьем членов многодетной семьи; помощь в устройстве детей-инвалидов в специализированные дома и школы, приобретении для них необходимых технических средств;

- периодическая проверка предоставления многодетным семьям различных установленных видов помощи (своевременного получения пособий, выделения натуральной помощи и др.), проверка полноты объема этой помощи и ее эффективности, контроль за соблюдением при этом законных прав клиентов.

Для повышения эффективности работы с многодетными семьями  целесообразно осуществить следующие организационные мероприятия:

- повысить психологическую компетентность работников социальных служб, работающих с многодетными семьями;

- провести паспортизацию многодетных семей;

- установить постоянные контакты со всеми членами многодетных семей, особенно проблемных, для успешной работы по изменению психологического климата в семьях;

- разрабатывать индивидуальный план работы с каждой многодетной семьей, в котором будут учтены все особенности данной семьи конкретные формы помощи.

 

Вывод

Социальная работа с многодетными семьями осуществляется различными учреждениями и службами. При этом главную роль здесь играет все же социальный работник, который выполняет основную работу по оказанию семьям различных видов помощи и услуг. Данная работа включает в себя весь спектр услуг, необходимых для поддержания жизнеспособности таких семей, и ведется по нескольким направлениям – от привлечения различных организаций и учреждений, способных помочь семье, до конкретной, личной помощи социального работника.

Информация о работе Многодетная семья как объект социальной работы