Многообразие моделей теоретического обоснования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 16:37, доклад

Описание работы

Многообразие моделей теоретического обоснования практики социальной работы отражает результаты научных поисков ученых разных школ, ее эволюцию, изменения в содержании и формах социальной работы. Каждая модель содержит теоретические положения, связь со смежными науками о человеке и обществе, социокультурными основами жизни, а также предполагает определенное содержание социальной работы.

Файлы: 1 файл

Многообразие моделей теоретического обоснования практики социальной работы отражает результаты научных поисков ученых разных школ.docx

— 35.55 Кб (Скачать файл)

 В-третьих, подчеркнем  факт постоянного сосуществования  и взаимодействия определенного  жизненного пространства и жизненных  сил человека, живущего в конкретных  исторических условиях.

 В-четвертых, существенно  важно иметь в виду сосуществование  различных уровней организации  жизненного пространства и жизненных  сил человека - от индивидуального, семейного и группового до регионально-государственного и международного.

 Наконец, в-пятых, нельзя  не учитывать сосуществование  и взаимодействие духовных и  материальных сил, которыми располагает  человек, материальную, предметно-вещественную  и духовно-культурную среду обитания  людей, их способность к экстрасенсорике, включенность в биоэнергетический обмен, осуществляющийся в природе.

 Жизненные силы человека  понимаются нами в качестве  его способности к воспроизводству  и осуществлению жизни как  биосоциального существа, способности к эффективному удовлетворению потребностей поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования во всех сферах жизни общества, уровнях его организации. Жизненные силы человека представляются как единство индивидуальной и социальной субъектности. Индивидуальная субъектность понимается как способность человека удовлетворять и развивать свои многообразные потребности индивидуально-личностными средствами. Социальная субъектность трактуется в качестве способности людей удовлетворять и развивать свои интересы и потребности с помощью социальных институтов, учреждений и организаций общества. При этом индивидуальная и социальная субъектность рассматриваются и в контексте различий служения человека достижению индивидуальных и общественно значимых, коллективных целей, определенных смысло- жизненных ориентаций, индивидуальной и социальной воли человека к достижению этих целей.

 Социальная работа  в этой связи понимается как  процесс, деятельность по содействию  оптимальному формированию, осуществлению  и реабилитации жизненных сил,  индивидуальной и социальной  субъектности человека. Это позволяет рассматривать ее в единстве структурной и психосоциальной работы, во взаимопересечении традиций психолого-ориентированных и социолого-акцентированных теорий социальной работы. Иначе говоря, комплексный подход к социальной работе и здесь является доминирующим.

Когнитивная модель

 

Все более известной становится когнитивная (познавательная) модель теоретического обоснования социальной работы.

 Все они при известном  тяготении к психолого-ориентированным  моделям теоретического обоснования  социальной работы в главном  являются комплексными, опирающимися  на междисциплинарный взгляд  при понимании природы социальной  работы. И это при всем том,  что когнитивная теория в целом  занимается человеческим мышлением,  его влиянием на поведение  человека, решением индивидуальных  и социальных проблем человека.

 Когнитивная теория  сочетает психосоциальные, социологические,  поведенческие и социальные элементы  в подходе к осмыслению и  решению проблем социальной работы. Представляя развитие рационального  мышления человека в отношении  защиты им своих индивидуальных  и социальных интересов через  оптимальное поведение, когнитивные  теории ориентируют клиента и  соционома не только на изменение себя, адаптацию к среде, но и на совершенствование последней, оптимизацию своего социального окружения.

 

 Обычно в рамках  когнитивного подхода выделяются  несколько важнейших моментов, составляющих  его главную особенность:

1. Люди могут быть лучше  всего поняты, когда они ищут  или стремятся к определенной  цели, преодолевая препятствия в  личной и общественной жизни.

2. Люди создают свои  собственные модели действительности  в соответствии с тем, что  они узнали, поняли.

3. Человек приобретает  уверенность в жизни посредством  адаптации к социальным реальностям,  в процессе которой они изменяют  эти реальности, изменяясь сами.

4. На процесс адаптации  человека и среды воздействует  воспринимающее Я - наше представление  о себе, а также способ его  воздействия на характер восприятия  и др.

Разрешающая модель

 

В рамках разрешающей модели социальной работы обосновываются следующие  роли социономов:

- консультация по ресурсам, "привязка" клиентов к ресурсам  оказания помощи, создание условий  улучшения самооценки клиентов, их способностей решать свои  проблемы;

- помогать клиентам приобретать знания о себе, о социальном устройстве окружающей среды;

- социальный работник  выступает как учитель и воспитатель,  наставник, способный обучить  клиента навыкам решения проблем,  определенной практической деятельности.

 

Разрешающая модель в целом  ориентируется на использование  специфических методов социальной работы, имеющих целью ослабить или  упразднить отрицательные оценки и  условия разрешения проблем клиентов из числа тех, что формируются  влиятельными группами в обществе по отношению к отдельным его  членам и слоям. Особенно полезным бывает обращение к данной модели в работе с семьями, группами по интересам. Это  существенно расширяет возможности  учреждений социальной работы, где  определен профиль деятельности, заданы некоторые функции.

Социально-педагогический подход

 

Существенно значим и весьма показателен социально-педагогический подход к обоснованию теории социальной работы.

 Определяя специфику  социально-педагогической модели  социальной работы, следует учитывать  тот факт, что социальная педагогика  как наука, предмет преподавания  и отрасль педагогической практики  ставит перед собой задачу  многоуровневой социализации подрастающего  поколения, населения в целом.  Но она - не только адаптация  личности к условиям социальной  среды, но и участие в преобразовании  этой среды с учетом решения  педагогических проблем.

 Такой подход к социально-педагогическому  осмыслению социальной работы  предполагает включение в нее,  как минимум, двух типов социальных  педагогов. Один из них призван  решать задачи социализации и  ресоциализации на уровне личности, другой - на уровне влияния в этих процессах социальных компонентов среды, выделения системообразующих факторов, способствующих или препятствующих социализации и ресоциализации с учетом требований морали и социальных ценностей, потребностей практики общественного развития.

Психолого-ориентированные  модели

Бихевиористский подход

 

Бихевиористский подход в теоретическом обосновании социальной работы достаточно давно известен и активно разрабатывается, но главным образом он известен в научном контексте отечественной психологии. За рубежом такой подход к концептуальному обоснованию социальной работы вытекает из работ психологов-экспериментаторов бихевиористского направления и активно используется.

 В принципе бихевиористская социальная работа основывается на обучающей теории, которая в отличие от психодинамической сосредоточивает внимание на наблюдаемом поведении. При этом считается, что неразумно использовать скрытые мысли или предположения о структурах ума, так как они не могут быть независимо или объективно проверены.

Задача-ориентированная и кризис-интервентная модели

 

Весьма показательны в  рассматриваемом плане задача-ориентированная и кризис-интервентная модели теоретического обоснования социальной работы.

 Две названные и  также довольно близкие друг  другу модели обоснования социальной  работы для отечественной традиции  являются достаточно новыми.

 Общность и сходство  этих теоретических подходов  к социальной работе заключается прежде всего в том, что оба они ориентируют на кратковременное, относительно фрагментарное вмешательство соционома в процесс решения клиентом его проблем, хотя эти вмешательства и могут при необходимости соединяться в серии. Организационно за рубежом такие вмешательства часто основываются на контрактах, соглашениях между клиентом и социальным работником.

 Кризис-интервентный подход основан в главном на психодинамической концепции и эгопсихологии. В свою очередь индивидуальная задача-ориентированная работа не признает какую-либо специфическую или социологическую основу для технологии, методов своего осуществления. Она полностью опирается на оперативный прагматический подход, который распространился в силу неудовлетворенности долгосрочной стационарной психодинамической помощью, индивидуально- психологической поддержкой личности в ряде индустриально развитых стран.

 Обе модели пытаются  улучшить способность людей иметь  дело с их проблемами в жизни,  разрешать их оптимальным образом.  Кризисное вмешательство опирается  на теорию происхождения трудностей  в различных жизненных условиях. А задача-ориентированная модель берет проблемы как таковые, чтобы решать их в актуальном плане чисто прагматически.

Психодинамика

 

Психодинамика как теоретическое основание социальной (психосоциальной) работы в ее современном виде сформировалась на основе психоанализа в его различных интерпретациях, начиная с 3. Фрейда, его прямых последавателей и более поздних приверженцев.

 Влияние и разработка  на его основе психодинамической модели социальной работы, характеризуемой чаще всего в качестве психосоциальной, обусловили возникновение и развитие специфической модели обоснования конкретных технологий социальной работы, оказания социальной (психосоциальной) помощи отдельному человеку, семье, группе людей, имеющих проблемы.

 Психодинамическая модель социальной работы предполагает, как правило, возможность изменения, коррекции поведения, взглядов, отношений клиента посредством воздействия на его внутренний мир, восприятие реальностей, характер отношений в контактных группах.

Ролевая и коммуникативная  модели

 

Весьма важны ролевая  и коммуникативная модели теоретического обоснования социальной работы, тяготеющие к комплексности.

 Прежде всего выясняется, как понимается роль личности, а она чаще всего трактуется преимущественно в психологическом и социально-психологическом плане.

 Представления о личностных  ролях в теориях социальной  работы предполагают, что люди  строят свое поведение в соответствии  с моделями, схемами, воспроизводящимися  индивидуально-личностным сознанием.  Они обычно касаются вопроса  о том, как себя вести и  развиваться с учетом прошлого  опыта, понимания значимости актуальных  событий, а также того, как каждый  человек формирует свои представления  о собственной роли в жизни.

 Коммуникативная модель  обоснования социальной работы  помимо ролевых проблем учитывает  специфику средств коммуникации, облегчающих или затрудняющих  общение, а также различия разных  схем, характера поведения людей  в процессе коммуникации. В этой  связи в круг внимания теоретиков  социальной работы попадают язык  и речь, искусство и наука, религия  и мораль, право и философия,  мифы и символы реальности.

Экзистенциалистская и гуманистическая  модели

 

Экзистенциалистская и гуманистическая  модели теоретического обоснования  социальной работы также занимают существенное место в теории социальной работы.

 В экзистенциональном  обосновании социальной работы  акцент делается на особенностях  восприятия клиентом отношения  в системе взаимодействия "субъект-объект-субъект". Осмысление и выводы об этих  отношениях - главное в экзистенциальной  теории модели социальной работы.

 Экзистенциальная модель теоретического обоснования социальной работы исходит из того, что большинство эмоциональных проблем клиента возникает из четырех источников отчуждения: а) когда люди, которые значимы в глазах клиента, не признают его таковым; б) непоследовательность или обман в решении проблемы оценочных конфликтов; в) разочарование, хаос или потеря личных ценностей; г) потеря близких людей (их смерть, уход, измена и др.).

 Гуманистическая модель  теоретического обоснования социальной  работы в значительной мере  играет роль философско-гуманистической  базы экзистенциальной технологии  оказания помощи нуждающимся, как впрочем, и всей практики социальной работы. В этой связи социальный работник должен исходить из самоценности индивидуального мира жизни клиента, признания его способностей многое решать самостоятельно, опираясь на личный духовный и практический опыт.

 Процесс оказания помощи  в рамках таких оснований ведения  социальной работы включает в  себя: 1) обретение смысла существования,  которое дает клиенту ощущение, что его дела идут хорошо, жизнь  изменяется по пути прогрессивного  развития. При этом необязательно заниматься постоянно самоизучением; 2) центрирование, акцентировка проблем, когда социальные работники показывают клиентам, что они готовы заняться их делами, доказывая это практически, начиная знакомиться с проблемами каждого из нуждающихся; 3) действие, когда социальный работник демонстрирует деятельную открытость, мобильность, а клиент видит, что поддержание безопасности, ее ощущение не всегда необходимо. Нужно просто заниматься делом, актуальным для жизни каждого из нас.

Социолого-ориентированные  модели

 

Среди них наиболее отчетливо  обнаруживают себя, во-первых, те, что  формируются на базе теории социальных систем, а во-вторых, те, что опираются  на радикально- марксистские подходы. В этой связи охарактеризуем наиболее существенное в их специфике, подчеркнув то обстоятельство, что эти концепции составляют основу так называемой структурной социальной работы.

Радикальная и марксистская модели

 

Информация о работе Многообразие моделей теоретического обоснования