Радикальная и марксистская
модели обоснования теории социальной
работы. Обе эти модели теоретического
обоснования социальной работы характеризуются
острой критикой традиционных подходов
к пониманию сути, содержания, а
также общественной значимости социальной
работы. Их близость в 70 - 80-е годы стала
очевидной.
Радикальная критика
традиционных форм социальной
работы уже в 70-е годы привела
к обоснованию таких ее форм,
как "наделение полномочиями",
социальная адвокатура, повышение
уровня и развитие самосознания.
Обозначилась акцентировка на
социальную самозащиту, повышение
роли социальной субъектности.
Более длительным радикально-критическим
отношением к социальной работе
характеризовалась марксистская
традиция ее научного осмысления.
В этой связи вполне определенно
обозначились три позиции по
отношению к социальной работе:
1) прогрессивная позиция,
согласно которой социальная
работа представляется как положительный
фактор перемен, так как она
связывает буржуазное общество
с его эксплуатацией трудящихся
слоев населения и нуждающиеся
социальные группы. Социальный работник
в этом контексте характеризуется
как важная сила, способствующая
коллективным действиям, подъему
самосознания людей, осуществлению
перемен;
2) репродуктивная позиция
представляет социальных работников
как агентов, служащих, осуществляющих
классовый контроль, который в
эксплуататорском обществе усиливает
угнетение рабочего класса, всех
трудящихся;
3) противоречивая позиция
характеризует социальную работу,
с одной стороны, как полезное
для трудящихся явление общественной
жизни, которое дает возможность
помогать нуждающимся, содействовать
ослаблению капиталистического общества,
обеспечивая консолидацию трудящихся
слоев. С другой стороны, социальные работники
выполняют функции ослабления социальной
напряженности в капиталистическом обществе,
усиливая его, обеспечивая стабильность.
Структурная (системная) модель
социальной работы
Особенности модели теоретического
обоснования социальной работы, опирающейся
на системные представления о
строении и развитии общества также
полезно подчеркнуть. Системные
идеи восходят к общей теории социальных
систем Берталанфи (1971 г.). В первоначальном
своем варианте эта теория, как известно,
была разработана на биологическом материале
и показывала, что все организмы являются
системами, составленными из подсистем,
а сама система в свою очередь есть часть
сверхсистем. Эта теория стала широко
применяться для анализа социальных систем,
включающих социальные группы и общественные
институты, семьи, малые сообщества, коллективы.
Решение проблем социальной
защиты жизнестойкости человека
в главном должно опираться
на совершенствование и регулирование
систем.
В рамках такого
рода представлений сформировалась
широко распространенная точка
зрения о том, что людям могут
помочь три типа систем: во-первых,
неформальные или естественные
системы, такие как семья, группа
друзей, объединение по интересам
и др. Во-вторых, речь идет о
формальных системах, таких как
общинные группы, профсоюзы, общественно-политические
организации и т.п. В-третьих,
это системы, существующие в
обществе в виде учреждений, ведомств,
функционально ориентированных
организаций (больницы, библиотеки,
школы и др.)
В данном контексте
задачи социального работника
дифференцируются на две группы:
с одной стороны, они связаны
с оптимизацией деятельности
учреждений, организаций и ведомств,
способных оказать помощь людям
в решении их проблем. С другой
стороны, речь идет о содействии
нуждающимся в использовании
ими учреждений социальной работы
для удовлетворения своих потребностей,
об активизации самозащитных потенций
человека как саморегулирующейся системы.
Сегодня традиционно
различают две формы использования
теории систем в социальной
работе: а) использование положений
общей теории систем, о чем
было сказано выше; б) разработка
и использование экологической
теории систем. Узловым понятием
теории экологических систем
в социальной работе стала
категория "модели жизни". Модель
жизни рассматривает людей как
системно организованных субъектов
жизнедеятельности, которые постоянно
приспосабливаются в их взаимодействии
к многообразию условий бытия.
Она исходит из того, что там,
где человек может развиваться
через изменение, где его в
этом поддерживает среда, окружение,
существует взаимная адаптация.
Главной целью социальной
работы в теории экосистем
провозглашается обычно усиление
адаптивных способностей людей,
влияние на их окружение так,
чтобы сделать компромиссы человека
и среды обитания более адаптивными.
Таким образом, социальный работник
в данном подходе к решению
проблем клиента воздействует
не только на него, но и на
среду его обитания.
В структурной социальной
работе системно-экологический подход
наиболее масштабно проявляется
в организации работы системы
социального обеспечения и поддержки
населения. Он ориентирован как
на группы населения, пользующегося
спланированной официально централизованной
поддержкой, так и на массовую
или индивидуальную неформальную
помощь, в том числе друзьям,
соседям, членам семьи, которые
в этом нуждаются. Такая помощь
бывает либо личная, либо общественная.
Личная использует по-преимуществу психологические
возможности социономов и клиентов. Общественная
(социальная) помощь использует воспитание
и обратную связь, эффект воздействия
специальных учреждений.