Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 20:13, контрольная работа
1. Имидж армии в современном обществе.
2. Отношение молодежи к современной армии.
Контрольная работа по дисциплине: «Социология».
Тема: «Молодежь и армия».
Учебные вопросы:
ИСПОЛНИЛ:
Новосибирск 2013 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение |
3 | |
1. |
Имидж армии в современном обществе |
4 |
2. |
Отношение молодежи к современной армии |
6 |
Заключение |
15 | |
Литература |
18 | |
ВВЕДЕНИЕ
Проблемы, связанные с имиджем различных социальных институтов и государственных организаций России, в последнее время обсуждаются активно. Не остается без внимания и образ современной Российской армии.
Армия, со времен образования первых государств, является неотъемлемым атрибутом каждого государства, его опорой и одним из главных факторов, как во внутренней, так и во внешней политике. Не случайно общепринятым является представление о том, что на чьей стороне находиться армия, за тем - реальная власть. Армия - это социальный институт, который столетиями выполняет свои функции в государстве и теснейшим образом связан с государством. Поэтому отношение к армии является неотъемлемой частью престижа государства.
Желаемое и реальное состояние Российской армии на сегодняшний день сильно различаются. Государство сейчас нуждается в профессиональной, боеспособной армии. Реальное состояние Российской армии на сегодняшний день: утрата боеспособности; техническая деградация; ухудшение санитарно-бытовых условий; падение боевого мастерства, умения воевать. Проблема отношения молодежи к армии появилась ещё в царской России. После воцарения Петра I армия Российской империи начинает крепнуть. В конце XVIII в., в начале XIX в. русская армия под предводительством А.В. Суворова, М.И. Кутузова и других по праву считалась одной из сильнейших в Европе. В начале XX в. русская армия сильно разобщена и деморализована. Но к середине XX в. статус Советской армии сильно повышается. Сейчас, к сожалению, статус и престиж Российской армии сильно упал. В обществе негативное отношение, так как армия не выполняет своей главной функции - функции защиты. И среди молодёжи наша проблема наиболее актуальна, потому что именно ей предстоит служить. Особняком у молодежи в системе ценностных ориентаций и установок стоит отношение к армии. Общепризнанным мнением можно считать тот факт, что престиж службы в российской армии основательно подорван. Вместе с тем нельзя сказать, что отношение к нынешнему состоянию армии отражает позицию к армии как общественному институту. Большинство молодёжи в принципе не против несения военной службы, но считает, что необходимо улучшить условия содержания военнослужащих. Целью данной работы является анализ отношения молодежи к современной армии и все противоречия и аспекты данного отношения, условия его формирования. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть имидж армии
в современном российском
- проанализировать основные
направления в формировании
- выявить особенности
отношения призывников к
Первый учебный вопрос: Имидж армии в современном обществе.
Обсуждение данных проблем
становится бессмысленным, если не определить
содержание понятия «армия», которое
весьма неоднозначно и употребляется
в различных смыслах: во-первых, армия
- часть вооруженных сил
Рассматриваемое понятие в третьем значении имеет ряд сущностных моментов:
1) создает и содержит
армию государство; ее
2) это основное и решающее средство ведения вооруженной борьбы (войны), обладающее определенной боевой мощью;
3) ее функционирование
представляет особый вид
Армия тесно связана с
основными сферами жизни
В разное время и в разных социальных контекстах имидж армии меняется в зависимости от ряда факторов, бывая как положительным, так и отрицательным. Различают также текущий имидж, складывающийся на основе реальной ситуации (который, впрочем, может и не отражать ее в полной мере, поскольку конструируется на основе упрощенного, стереотипического восприятия), и идеальный (желаемый), содержащий в себе те характеристики и черты, которые считаются предпочтительными, желательными для некой идеальной модели. Идеальный имидж представляет собой то, какой армия должна быть.
Суммируя сказанное, можно предложить такое определение понятия «имидж армии». Это - образ-представление, методом ассоциаций наделяющий объект (армию) свойствами (социальными, психологическими, эстетическими и т.д.), которые не всегда имеют основания в реальных свойствах самого объекта, но обладают социальной значимостью для воспринимающего такой образ. «Имидж» ограничивает рациональное познание армии и в то же время внушающим воздействием создает специфическую социально-психологическую установку действия.
Итак, имидж армии может быть как основным, так и побочным продуктом деятельности, но он не всегда искусственное образование. Есть основания полагать, что в настоящее время активные действия со стороны государственных органов по формированию положительного имиджа российской армии носят, скорее, разрозненный характер, осуществляются по остаточному принципу ввиду дефицита средств на содержание военной организации. Но существует обратная связь, для которой характерно выражение «to live up to one's image» - «жить на уровне своего имиджа». Это чрезвычайно актуально в нашей действительности. Важно не только создать имидж армии, но и жить на уровне этого имиджа, все время его оправдывая и подкрепляя, иначе он окажется разоблаченным. Другими словами, как военнослужащим - основным представителям военной организации, так и самой армии едва ли удастся соответствовать созданному респектабельному и высоко функциональному образу-представлению без обеспечения правовой защиты военнослужащих, решения комплекса социально-экономических проблем (жилье, денежное довольствие, социальное страхование и т.д.), обеспечения современной техникой и вооружением, повышения качества призываемого контингента и т.д. Условия XXI века предъявляют к важному политическому инструменту государства - армии высокие требования, значительное несоответствие которым не способен завуалировать никакой имидж.
Целенаправленное
Если на рынке внутренней телевизионной продукции мы сталкиваемся с подобными фактами, то чего ждать от зарубежных производителей, главным из которых является Голливуд. Во всех голливудских фильмах образ российского военнослужащего предвзятый, унизительный, амбициозный или, в лучшем случае, насмешливо пренебрежительный (например, образ российского летчика-космонавта на станции "Мир" в фильме «Армагеддон»). Этими фактами, влияющими на имидж российской армии, можно было бы пренебречь, если бы не широкая экспансия американского кино на наших экранах. Целенаправленно или в виде побочного продукта этот образ функционирует, обеспечивая узнавание и программирование ожиданий обывателей по отношению к главному элементу военной организации нашего общества - армии.
Применительно к российской
действительности следует упомянуть
о следующей особенности
Подобные требования оборачиваются призывами если не роспуска Вооруженных сил, то, по крайней мере, их срочного, кардинального реформирования. Это при всем том, что внутренние войска подчинены Министерству внутренних дел и к Вооруженным силам не относятся.
На конкретном уровне отражения
особенно благоприятно воспринимается
образ армии, при условии, если явно
просматриваются положительные
для общества результаты ее функционирования.
Речь не обязательно должна идти о
военных победах, важным является обеспечение
посредством армии
Второй учебный вопрос: Отношение молодежи к современной армии.
Что касается отношения к
современной армии, то социологические
исследования показывают, что в сознании
общества все более активно присутствуют
две практически
Ретроспективный анализ исторических коллизий, переживаемых Россией с конца 80-х годов, дает право заключить, что непродуманная и стихийная политика того периода во многом способствовала снижению авторитета и престижа Вооруженных Сил, причем во всех сферах. Например, конверсия ВПК и увольнение в запас офицеров — это экономический аспект проблемы, фактическое противопоставление армии гражданскому населению в известных ситуациях (события в Вильнюсе, Тбилиси, "путч" 1991, массовые расстрелы 1993, и пр.) — политическая проблема, "пересмотр" отечественной истории (в частности — по отношению к Отечественной войне 1941—1945 годов) — разрушение исторического сознания, а соответственно — гражданственности и патриотизма постсоветских поколений и т.п.
При этом еще более обострились внутренние проблемы армии, которые стали уже "притчей во языцех" — это и дедовщина, и частый произвол по отношению к солдатам - срочникам со стороны офицерского состава, и недостаточность материальных средств, даже на элементарные нужды — известны случаи заболевания солдат дистрофией от недостатков питания — и многое другое.
Отдельный вопрос — это "горячие точки", где молодые люди гибнут тысячами. В данном случае нам не представляется возможным даже комментировать эту тему.
Названный комплекс проблем естественно способствует тому, что значительное число молодых людей стремится избежать службы в армии — просто из чувства самосохранения. Сегодня многие из них просто «косят» различными, в том числе и противозаконными средствами. Но социальный запрос на альтернативную гражданскую службу базируется не только на этом. Общество изменилось, экономические и политические свободы, свобода совести и убеждений стали его неотъемлемой частью. Поэтому желание служить или не служить в армии базируется в том числе и на целесообразности, рациональном и осознанном выборе молодежи. «Где я буду больше полезен обществу, что более полезно для меня?» (в смысле творческой и профессиональной самореализации, жизненных перспектив и пр.)— так рассуждают многие молодые люди сегодня. Этот прагматический подход вполне соответствует современной системе ценностей постсоветского поколения и достаточно широко распространен.
Например, вопрос о том, что
стране нужна сильная, технически оснащенная
и квалифицированная армия, не вызывает
сомнений. Но пока мы наблюдаем картину
противоположную — и