Молодежь и армия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 20:13, контрольная работа

Описание работы

1. Имидж армии в современном обществе.
2. Отношение молодежи к современной армии.

Файлы: 1 файл

КР Социология.docx

— 53.43 Кб (Скачать файл)

Положительное мнение об армии  в среде призывников складывается и поддерживается благодаря их убеждениям в том, что она приучает к ответственности  и дисциплине (24,1% опрошенных), развивает  физическую силу, меткий глаз и крепкую  руку (22,3%), тяготы военной службы дают шанс лучше понять самого себя (16,5%), в армии начинаешь ценить чувство  взаимной поддержки, дух коллектива (15,5%). Меньше участвует в формировании положительного мнения об армии представление о том, что «в армии получаешь навыки выдержки, решительности, быстроты действия» (13,4% опрошенных).

Отрицательные мнения выражены в среде призывников менее  ровно: «в армии осталось мало хороших командиров, снизились дисциплина и порядок» (27,8% опрошенных), «прохождение военной службы опасно для жизни и здоровья» (14,3%). Не меньшее воздействие на формирование отрицательного мнения о военной службе оказывает также и отсутствие в обществе социальных и культурных критериев престижности военной службы. Так, представления о том, что «военная служба - зря потраченное на муштру время», свойственны 11,7% опрошенных. С такой же долей в 11,7% формирует умонастроение призывников и убеждение в том, что сейчас «профессиональная подготовка в армии низкая, выучка плохая».

Сравнение положительных  и отрицательных мнений о военной  службе, распространенных в среде  призывников, позволяет говорить, что  в их глазах военная служба не утратила своей ценности. Вместе с тем в  их умонастроении проявляется неуверенность  в реальных перспективах военной  службы. Кроме того, призывники склонны  разделять мнение о низком уровне профессиональной подготовки и выучки в армии.

В формировании отношения  к военной службе значима допризывная  подготовка. По данным, 42% опрошенных призывников  пытались готовиться к военной службе. Обратим внимание на то, что высокое  значение получила потребность призывников  еще до начала военной службы познакомиться  с теми, с кем придется служить.

Серьезного внимания заслуживает  и то, что умонастроение сегодняшних  призывников отражает и их потребность  в знакомстве с положениями Устава воинской службы, а также в знании основных прав и обязанностей военнослужащего.

В среде призывников постепенно меняются представления о характере  и стиле допризывной подготовки. Сами призывники высказываются за разнообразие форм допризывной подготовки к военной  службе. По их мнению, это могут быть и курсы военной подготовки при  школах или колледжах (37,4%), и специальные  клубы по интересам, - такие как  военно-спортивный или военно-исторический клуб (28,9%), и курсы, организованные по месту жительства или при военкоматах (14,4%). Приоритет, как видим, отдается традиционной форме военной подготовки в школах и колледжах, а также организации молодежных клубов с ориентацией на подготовку к военной службе.

Таким образом, полученные результаты исследования позволяют говорить о  весьма противоречивых представлениях призывников в части освоения социально-профессиональных возможностей, предоставляемых им во время прохождения  военной службы. Их установки не столько ограниченны, сколько развиты  в сторону намерений использовать время военной службы для развития человеческого и личностного  опыта и роста психофизических  возможностей организма. В глазах сегодняшних  призывников социальный диапазон военной  службы остается довольно узким и  не отличается высокими значениями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Изучение готовности российской молодежи к военной службе показывает наличие тревожных социальных тенденций, затрагивающих устойчивость оборонного сознания молодого поколения. Эти изменения, с одной стороны, являются следствием кризисного развития российского общества, с другой, - недостаточного внимания государства к проблемам Вооруженных  Сил и, в целом, обороноспособности страны.

Готовность молодого пополнения к военной службе имеет важное значение для последующей работы командования соединений, частей армии и флота по формированию у военнослужащих по призыву качеств воина-гражданина, корпоративного духа в воинских коллективах. Между тем в организации воспитательной работы с армейской молодежью слабо учитывается негативная тенденция, связанная с ухудшением качества призывного контингента.

В настоящее время существует тенденция к уклонению от воинской службы. Это связано с рядом  причин, среди которых страх ухудшения  здоровья, вызванного службой, желание  использовать время, необходимое для  службы, на учебу, мнение о бесполезности  военной службы вообще и другие. Особенно высоко желание уклонится  от армии или получить отсрочку у  лиц, состоящих в браке. Также  это желание более высоко у  студенческой молодежи. Среди причин положительного отношения к службе в армии – возможность испытать свои силы, стать самостоятельным, независимым  от родителей. При этом желание служить  в армии выражают не только юноши, но и девушки.

Престиж военной службы падает не только в глазах населения страны, но и в среде военнослужащих. В  формировании военно-патриотической мотивации  у призывников и военнослужащих по призыву офицеры сталкиваются с противоречивыми процессами, имеющими в своей основе не только объективные  причины. С одной стороны, под  воздействием воспитательной работы, всего уклада воинской жизни, за время  службы в целом растет понимание  необходимости защиты Отечества. Если на момент призыва лишь около 10% считают  воинскую службу своим патриотическим долгом, то в конце службы подобной точки зрения придерживается почти  каждый пятый опрошенный.

Но с другой стороны, более  половины призываемых из сельской местности  и малых городов во время службы и особенно к ее завершению перестают рассматривать военную службу как свой долг перед Родиной и почетную обязанность. Это вызвано тем, что большинство из них со временем, понимают, что многие их одногодки сумели уклониться от военной службы и переложить ее обязанности на других. Ко всему прочему, военнослужащие видят, что уклоняющиеся от военной службы, самовольно оставившие часть зачастую получают общественную поддержку и оправдание своих действий.

Снижение престижа военной  службы в обществе, рост неудовлетворенности  ею среди всех категорий военнослужащих, бедственное материальное положение  армии, принижение значимости патриотических, нравственных и коллективистских стимулов служения Отечеству создают реальную угрозу для планов военного строительства, касающихся привлечения людских  и моральных ресурсов общества, реформирования Вооруженных сил России и перевода их на профессиональную основу.

Одним из свидетельств размывания патриотических и духовных ценностей, идеалов и ориентиров у молодежи является скептическое и порой циничное отношение к героическим поступкам, слабое знание военнослужащими отечественной  истории, литературы, отсутствие интереса к военной тематике. В библиотеках  книги на эту тему практически  не пользуются популярностью. Причины  подобного отношения кроются  в слабом военно-патриотическом воспитании допризывной и призывной молодежи, которое стало следствием несовершенства школьных программ, утраты интереса к  патриотической и шефской работе большинства общественных организаций  и предприятий, местных администраций, деструктивной позиции по отношению  к Вооруженным силам со стороны  некоторых средств массовой информации. Все это настраивает общество на безразличное, а порой негативное отношение к армии и военной  истории России.

Обращает на себя внимание тот факт, что каждый четвертый  опрошенный военнослужащий хотел бы быть похожим на воинов-афганцев. Этот аспект имеет значение в контексте  перспектив воспитательной работы по популяризации героических подвигов российских воинов, совершенных в  Чечне, защите интересов России в  других «горячих точках». В этом же контексте, в целом, не забывая о  подвигах дедов и прадедов, должны формироваться представления о  том, каким должен быть настоящий  российский солдат.

В настоящее время необходимо выходить на решение этих задач в  общенациональном масштабе, привлекая  государственные институты, ведомства, заинтересованные в этой работе общественные организации и средства массовой информации.

Например, уже сейчас следует  рассматривать в качестве одной  из приоритетных проблем национальной безопасности формирование моральной  и психологической готовности молодежи к защите Отечества, привитие качеств  гражданина и патриота. Это лишь несколько направлений по которым следовало бы двигаться, чтобы постараться уже в ближайшее время радикально исправить положение дел с отношением молодежи к военной службе. Ведь более большинство военнослужащих в Вооруженных силах - молодые люди в возрасте до 30-ти лет и общество должно сделать все, чтобы оружие находилось в руках у воина-патриота, воина-гражданина. Для повышение престижа армии в современном обществе необходимо объединение усилий органов государственного управления и общественных институтов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1.  Федеральный закон  от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О  воинской обязанности и военной  службе» (в ред. от 4 мая 2006 г.).

2.  Указ Президента  РФ от 31 декабря 2005 г. « 1573 «О  призыве офицеров запаса на  военную службу в 2006 - 2010 годах».

3.  Проект федерального  закона № 285634-4 «О внесении  изменений в некоторые законодательные  акты Российской Федерации в  связи с сокращением срока  военной службы по призыву».

4.  Государственная программа  "Патриотическое воспитание граждан  Российской федерации на 2006-2010 годы", постановление Правительства Российской  федерации от 11 июля 2005 г. № 422. Москва

5.  Кабанов Д.И., Симон М.Е. Молодежь как носитель социальной проблемы - отношение к армии// Сборник МГУ, 2008 5.

6.  Клементьева Р.П., Николаева В.А. Призыв на военную службу// Социол. исслед. 2007. №

7.  Новик В.К., Передняя Д.Г. Имидж современной российской армии глазами молодежи// Социол. исслед. 2006. № 2.

8.  Шевцов В.В. Отношение школьников и студентов к военной службе// Социол. исслед. 2006. № 6.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Молодежь и армия