Молодежь и имущественное неравенство. Богатая и бедная молодёжь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 22:42, реферат

Описание работы

Для начала необходимо определить кто такие бедные, и кто такие богатые. В этом нам поможет понятие социальной стратификации. Социальная стратификация – это дифференциация некоторой данной совокупности людей (населения) на классы и группы в иерархическом ранге. Она находит выражение в существовании высших и низших слоев. Ее основа и сущность – в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов общества. Социальную стратификацию можно определить и как совокупность расположенных в вертикальном порядке социальных слоев, в частности, бедных, зажиточных, богатых.

Содержание работы

Глава 1 Неравенство молодежи……………………………………………3
1.1 Различие богатой и бедной молодежи …………………………………3
1.2 Актуальные проблемы молодежи.…………………….………………..8
Глава 2. Свободное время и досуг «бедной» молодежи…………………..11
2.1 Досуг «бедной молодежи»……………………………………………...11
2.2 Досуг «бедной молодежи ……………………………………………….13
Список использованных источников……………….

Файлы: 1 файл

Глава 1 Неравенство молодежи.docx

— 36.07 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«МОГИЛЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

им. А.А.КУЛЕШОВА»

 

 

Кафедра политологии и  социологии

 

 

 

 

 

Реферат на тему: Молодежь и имущественное неравенство. Богатая и бедная молодёжь.

 

 

 

 

 

 

                                                                                 реферат

студентки четвертого курса

факультета экономики  и права

отделения «социология»

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Глава 1   Неравенство  молодежи……………………………………………3

1.1 Различие богатой и  бедной молодежи …………………………………3

1.2 Актуальные проблемы  молодежи.…………………….………………..8

Глава 2. Свободное время  и досуг «бедной» молодежи…………………..11

2.1  Досуг «бедной молодежи»……………………………………………...11

2.2 Досуг «бедной молодежи ……………………………………………….13

Список использованных источников……………….………….…………...15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1  Неравенство молодежи.

1.1 Различие богатой и бедной молодежи.

  

   Для начала необходимо определить кто такие бедные, и кто такие богатые. В этом нам поможет понятие социальной стратификации. Социальная стратификация – это дифференциация некоторой данной совокупности людей (населения) на классы и группы в иерархическом ранге. Она находит выражение в существовании высших и низших слоев. Ее основа и сущность – в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов общества. Социальную стратификацию можно определить и как совокупность расположенных в вертикальном порядке социальных слоев, в частности, бедных, зажиточных, богатых. Неравенство и бедность — понятия, тесно связанные с социальной стратификацией. Стратификация основывается на неравенстве. Бедная и богатая молодежь не равна по своим доходам, престижу своего рода деятельности, политическому весу. Иными словами, у них разный ранг, т.е. место в общественной иерархии. Можно говорить о том, что социальная стратификация описывает расслоение людей на классы, а можно говорить, что она указывает, как люди распределяются в социальном пространстве в соответствии со своими иерархическими рангами. Основа стратификации — неравномерное распределение прав и привилегий, ответственности и обязанностей, власти и влияния.

  Неравенство характеризует неравномерное распределение дефицитных ресурсов общества — денег, власти, образования и престижа — между различными стратами или слоями населения. Основным измерителем неравенства выступают количество ликвидных ценностей. Эту функцию обычно выполняют деньги (в примитивных обществах неравенство выражалось в количестве мелкого и крупного рогатого скота, ракушек и т.д.).

 

Если неравенство представить  в виде шкалы, то на одном ее полюсе окажутся те, кто владеет наибольшим (богатые), а на другом — наименьшим (бедные) количеством благ. Таким  образом, бедность — это экономическое  и социокультурное состояние  людей, имеющих минимальное количество ликвидных ценностей и ограниченный доступ к социальным благам.

   Бедность — это не только минимальный доход, но особый образ и стиль жизни, передающиеся из поколения в поколение нормы поведения, стереотипы восприятия и психология. Поэтому важно сказать о бедности как особой субкультуре.

    Совершенно очевидно, что проблема бедной и богатой  молодежи  появилась не сейчас. Она существовала  давно,  но  не  приобретала  столь  выраженного очертания. Каждая  из  этих  групп («бедная» молодежь и «богатая» молодежь), кроме ряда  трудностей, возникающих внутри самой группы, вступает в конфликт между собой,  выставляя положение, в которой она оказалась, более худшим и достойным сожаления.

       Процесс ускоренного социального расслоения   охватывает   российское общество неравномерно. Верхние слои (до 8% населения) все  резче  отдаляются от массовых слоев, концентрируя в своих руках экономическую  и  политическую власть.

    По такой   же  схеме  происходит  усиление  различий  жизненных  позиций

молодежи, наследующей определенный социальный статус.

    Определенное  поведение,  диктуемое  занимаемым  социальным  положением, статус родителей  и сложившийся круг друзей  и  знакомых  порождает  различные  точки зрения молодых людей  разного социального  положения   на  те  или иные вопросы. Разные ценности, совершенно противоположные идеалы и  стремления  — вот то, что отличает «бедную» и «богатую» молодежь.

    Факт  быстрорастущего   расслоения  в  молодежной  сфере  неоспорим.  Он

выведен не из суммы исследований, а в каждом из них. Объективные данные  по имущественному расслоению в молодежной  среде получить  сложнее, чем в отношении взрослого населения: кроме обычных трудностей,  связанных  с неясностью  социальной  статистики,   неопределенностью   истинной   картины доходов  в  силу  широчайшей  практики  нефиксированных  подработок,   здесь возникает   проблема   самостоятельности   молодого   человека.   Становится проблемой, что брать за основу расчетов  —  собственные  доходы  или  доходы родительской семьи, с которой у молодых людей сохраняются  длительные  связи

материального  характера  даже   при   раздельном   проживании?   Столь   же

неопределенна  в   молодежной   среде   фиксация   данного   показателя   по

субъективным оценкам  самоотнесенности к «богатым», «бедным» и т.п.:  молодой человек часто  не  в  полном  объеме  представляет  себе  реальные  доходы  и расходы  родительской семьи.

    Особую  сложность   составляет  усугубление   социальных   различий   по

территориям.  Молодежные  проблемы   по-разному   проявляются   в   столице, областном центре, малом городе и на селе, в разных регионах России.

    Подрастающее  поколение, студенчество (как наиболее  яркая его часть) уже четко  сформировало свое мнение  в   области  основных  принципов   организации хозяйственной жизни.

    Студенческие  экзамены открывают путь в  университет  или  другое  высшее учебное  заведение,  а  начало  обучения  для   большинства   молодых   людей  знаменуется долгожданным побегом  из дома, даже если университет   или  другое учебное заведение  расположен в том же городе, где живут их родители. И   даже если у родителей нет  проблем с жилплощадью и пр.

    Многие выезжают  в общежитие,  кто-то  снимает   квартиру,  а  некоторые,

объединившись в небольшую  компанию,  снимают  большую  квартиру.  Но  каждый непременно желает иметь  отдельную комнату. Есть  и  счастливчики,  которым родители покупают квартиры. Например, в Беларуси снять жилье за  умеренную плату не так-то просто. Сейчас осталось  совсем  мало  студентов,  способных прожить на свою стипендию. Остальные вынуждены искать  работу  или просить деньги на жизнь у родителей.

    Практически каждый второй студент  (в  эту  категорию  попадают  именно

«бедные» студенты) ищет себе работу. Сделать это нелегко, так  как  желающих достаточно много, и молодые люди  берутся  за  любую  работу,  например,  за уборку помещений. Можно найти работу продавца в  круглосуточном  киоске  или  обслуживать клиентов на бензоколонке.

    Круг предлагаемых  работ не так уж и велик.  Но  оказавшись  в  положении

самостоятельного и независимого  человека,  студент  начинает  привыкать  ко взрослой жизни. И у молодежи, недостаточно обеспеченной, процесс происходит намного быстрее, чем у молодых людей, имеющих возможность брать деньги  у родителей и не думать о завтрашнем дне.

    «Бедная» молодежь  через какое-то время может  заработать себе на  жизнь.

Естественно, это не такие  уж  и  большие  суммы,  но  минимумом  можно  себя обеспечить. Но некоторые все же жалуются.  Это  связано  с  тем,  что  жизнь постоянно  усложняется,  и  наши  потребности  растут.  Все   становится   и привлекательнее, и дороже — одежда, мебель, бытовая  техника  и  т.д.  Многие молодые  люди имеют телефоны, магнитофоны, компьютеры и красивую  одежду.  У других молодых людей ситуация сложнее.

    Отсутствие связи  между уровнем образования и  размером доходов  молодежи  уже давно и четко усвоилось.  Высшее образование  дает  более   широкий  выбор видов деятельности, развивает способность приспосабливаться  к жизни.  Однако тут же возникает  другая проблема —  невостребованность  достаточно  высокого трудового   потенциала  современного  молодого   поколения.   Каждый   третий  безработный — молодой человек  в возрасте до 30 лет.  Несмотря  на  некоторую стабилизацию молодежной  безработицы  в  последние   два  года,  она  остается  значимым фактором социального  исключения большой группы молодых  людей. 

    Как  неизбежное  следствие  этих  процессов,  происходит   духовная   и

профессионально-квалификационная  деградация  части  молодежи  как  субъекта труда, выраженная в  депрофессионализации,  а  также  изменение,  извращение отчужденной  функции  в  формах   девиации.   Ее   ярким   примером   служит криминальный бизнес.

    Налицо  явный   конфликт   между   интересами   молодежи   и   реальными

возможностями социальной мобильности.  Относительно  1990  г.  удельный  вес тех, кто отличался высоким  уровнем профессионального статуса,  сократился  в конце 1994 г. более  чем в полтора раза.  Во  столько  же  раз  выросла  доля низкостатусных групп молодежи.

    Как известно, снижение  статуса  в  одной   из  сфер  часто  провоцирует

нисходящую мобильность  в других сферах. Поэтому нет  уверенности,  что  рост непривилегированных  слоев  не  приведет  к   укреплению   андеркласса   как постоянного  источника социальной нестабильности.

    Молодые люди, которым  «повезло»,  образуют  пусть  небольшую,  но  по-

настоящему процветающую  группу.  Это,  как  правило,  те,  кто  унаследовал положение  элиты, плавно перешедшей в разряд нового руководства,  банкиров  и бизнесменов. Они составляют около 70% «новых  русских».  Основной  же  части молодежи  уготованы  второстепенные  роли  и  неквалифицированная  работа  в инфраструктуре бизнеса. Не желая  работать на государственных предприятиях  и не сумев занять высокое положение, большинство из  них  вынуждено  пойти  по пути криминальной деятельности.

    Сегодня образование  стало фактором укрепления социального   неравенства. Дети «власть имущих»  и богатых имеют возможность   попасть  в  узкую  группу, которая в будущем получит  доступ к рычагам власти в  экономике и политике.   

   И все же молодое  поколение не может жить без  света «в конце туннеля», без  надежды  даже  в  условиях   глубокого   кризиса   общества   и   социально - экономической   нестабильности.  Поэтому  успешность  выхода  из  кризиса  во многом  зависит  от  инновационных   способностей  России,  от   умения   так сформировать политический  и экономический потенциал   общества,  чтобы  новое поколение  не чувствовало превосходства  или,  наоборот,  низости  друг  перед другом.

1.2 Актуальные проблемы  молодежи.

 

   В настоящее время  сохранилась тенденция среди  современной молодежи получение  профессионального, либо высшего  образования. Однако в настоящих  условиях этот потенциал остается  невостребованным. Примерно половина  всех работающих молодых людей  трудятся не в соответствии  с их первоначальной специальностью.

   Все это сказывается  на профессиональной социализации  молодежи. Подавляющее большинство  (более 80%) молодых людей достигают  профессиональной зрелости и  экономической состоятельности  лишь к 30 годам, т.е. практически  за пределами молодежного возраста. В конце 1994 удельный все тех,  кто отличался высоким профессиональным  статусом, сократился более чем  в 1,5 раза по сравнению с  1990. Не имели возможности повысить  квалификацию 31,2%, увеличить реальную, а не индексированную заработную  плату – 45,4%, продвинутся по  службе – 48,2% респондентов. Хотя  государственный сектор остается  главным каналом социализации  молодежи в сфере труда, в  нем наблюдается устойчивая тенденция  сокращения молодежной занятости.  Если в 1990 г. в частном секторе  работали менее 5% молодых людей,  то теперь в нем занят каждый  пятый, подрабатывает каждый десятый.  Материальное положение молодых  людей мало зависит от результатов  труда, уровня образования, квалификации. Определяющим является форма  собственности. Разбалансированность  доходов и уровня потребления  ведет к деформации интересов как в сфере потребления, так и в сфере труда. В одном случае это ведет к снижению общественной эффективности труда, в другом - препятствует развитию личностного потенциала молодого поколения.  Не менее опасным последствием подобной ситуации является уход молодежи из сферы материального производства в сферу распределения и обращения. За последние 5 лет численность молодых людей, вовлеченных в эту сферу, увеличилась многократно. Опасность видится не только в пагубных последствиях ухода молодой рабочей силы из основных отраслей производства, но и в моральных издержках. Почти 40% молодых людей одобрительно относятся к стремлению своих сверстников «делать деньги» любой ценой, даже в обход закона.  Так же молодые люди отдают предпочтение и другому пути: досуговое времяпрепровождение со случайным заработком или криминал.  По сравнению с 1990 годом, количество тех, кто не работает и не учится, возросло более чем в два раза и приблизилось к 2,5 млн. чел. За эти годы все более ощутимым препятствием для интеграции молодежи в сферу труда становится безработица. Только в 1995 г. вдвое увеличилось число зарегистрированных на бирже труда молодых людей в возрасте до 29 лет (833 тыс. чел.). На начало 2005г. 26% выпускников школ, ПТУ, техникумов и вузов не смогли найти работу. Особый размах приобрела «скрытая безработица», создающаяся за счет простоев предприятий, вынужденных отпусков, сокращения рабочей недели.

Информация о работе Молодежь и имущественное неравенство. Богатая и бедная молодёжь