Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 22:42, реферат
Для начала необходимо определить кто такие бедные, и кто такие богатые. В этом нам поможет понятие социальной стратификации. Социальная стратификация – это дифференциация некоторой данной совокупности людей (населения) на классы и группы в иерархическом ранге. Она находит выражение в существовании высших и низших слоев. Ее основа и сущность – в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов общества. Социальную стратификацию можно определить и как совокупность расположенных в вертикальном порядке социальных слоев, в частности, бедных, зажиточных, богатых.
Глава 1 Неравенство молодежи……………………………………………3
1.1 Различие богатой и бедной молодежи …………………………………3
1.2 Актуальные проблемы молодежи.…………………….………………..8
Глава 2. Свободное время и досуг «бедной» молодежи…………………..11
2.1 Досуг «бедной молодежи»……………………………………………...11
2.2 Досуг «бедной молодежи ……………………………………………….13
Список использованных источников……………….
все же материальное положение является главным показателем жизни молодежи, индикатором ее настроений и источником удовлетворенности или неудовлетворенности.
По данным исследования опубликованного в учебном пособии «Социология молодежи», оценили свое материальное положение как удовлетворительное 54,6% опрошенных, плохое – 29,8%, благополучное – 11,3%. Как видно материальное благополучие далеко от запросов, но если смотреть в целом – оно удовлетворительное. Перспективы улучшения благосостояния оцениваются молодежью довольно пессимистично: вряд ли изменится – 64%, ухудшится – 9%, улучшится – 27%. Подавляющее большинство (73%) не видят перспектив его улучшения. Интересно также исследование относительно ранжирования групп представителей профессий, которые считают свое материальное состояние плохим: тенденция к спаду жизненного уровня молодежи, имущественной поляризации населения. Происходит значительное увеличение удельного веса низкостатусных групп.
Сказывается меняющееся
отношение молодежи к
Глава 2. Свободное время и досуг «бедной» молодежи.
2.1 Досуг «бедной молодежи»
Переходя к проблематике свободного времени , следует подчеркнуть, что его качеством более или менее удовлетворены только треть бедных. Хорошими свои досуговые возможности признали не более 5-7 % представителей неблагополучных в материальном плане групп. Чем же заполнен досуг тех групп населения, которые наиболее заметно различаются уровнем своего материального благосостояния?
Одни формы заполнения досуга доступны практически каждому молодому человеку (телевидение, чтение газет, домашние заботы, хобби, религиозное участие). Использование других (возможности общения с друзьями, некоторые домашние увлечения, связанные с определенными дополнительными затратами, – книги, музыка, видео, компьютер, самообразование, посещение театров, кино, концертов) с разной степенью интенсивности сокращается по мере движения вниз по социальной лестнице. Целый ряд способов проведения свободного времени для большей части населения оказывается при этом просто недоступным. В первую очередь это относится к различным формам активного досуга вне дома, удовлетворению потребностей в полноценной социальной, культурной и общественной жизни. У тех, кто беден, отсутствуют (а у населения в целом – заметно сужены) возможности использования развлекательных, рекреационных, развивающих компонентов внедомашнего отдыха и досуга.
Так же для бедной молодежи возможности ведения активной социальной жизни вне дома не только не растут, но по некоторым позициям даже все более сужаются (платные развлечения, посещение культурных мероприятий).
У представителей различных социальных слоев соотношение типов досуга качественно различается. Например у бедных эти показатели выглядят так: приверженцы активного досуга - 19,6 %; традиционного – 56,8 %; и простого – 23,6 %.
Именно в группе бедных (и только у них) за последние годы обнаруживается заметное снижение планки собственных духовных притязаний. По причине острых материальных затруднений люди начинают отказываться от того стиля и образа жизни, который для них являлся наиболее предпочтительным в недавнем прошлом, то есть они отказываются от важнейшего компонента собственной социальной идентификации и постепенно не только опускаются на дно в материальном плане, но и деградируют в личностном отношении. Начиная с 2000 г., в группе беднейшего населения ощущается резкое падение интереса к самообразованию, искусству, литературе (почти на 20 %). Свыше 80 % бедных интеллектуалов, любящих театр, не могут себе позволить посещать спектакли, до 90 % любящих изобразительное искусство не посещают музеев и выставок, та же доля бедных любителей современной и классической музыки лишена возможности ходить на концерты. При этом только треть богатых интеллектуалов, заявляющих о любви к данным видам искусства, по тем или иным причинам не посещает театров, концертов, музеев и выставок.
2.2 Досуг «богатой» молодежи.
Надо сказать, что формы проведения свободного времени за годы рыночных реформ претерпели определенные изменения, однако эти изменения в разной степени затронули различные социальные группы. Так, у наиболее благополучной части населения, начиная с 1999 г., отмечается практически двукратный рост таких видов внедомашней досуговой активности, как посещение кафе, баров, ресторанов, полуторакратный рост посещаемости концертов, кино, выставок, музеев, опережающими темпами в сферу домашнего досуга внедряется компьютер, Интернет, становится достаточно популярным способом проведения досуга. Так же неуклонно возрастает общественный и политический компонент досуга (участие в деятельности клубов, ассоциаций, посещение собраний). У населения в целом эти изменения присутствуют в очень незначительной степени.
Также в благополучных слоях населения отмечается падение интереса к телевидению, особенно в его развлекательном варианте.
Что можно сказать о распределении типов досуга: у богатых число приверженцев активного досуга составляет 80,7 %, традиционного – 15,6 % и простого – 3,7 %.
Вообще, хорошими свои досуговые возможности признали до 70 % богатых людей.
Богатые более разнообразно проводят свой досуг, чем бедные. Это касается занятий как требующих, так и не требующих дополнительных расходов. Богатые в полтора раза чаще читают и периодику, и книги, в 5 раз чаще посещают учреждения культуры, в 2,2 раза чаще ходят на спортивные мероприятия, почти вдвое чаще играют на музыкальных инструментах или поют, рисуют.
Из всего выше изложенного можно сделать вывод. Большинство занятий в свободное время, причем даже тех, что не требуют финансовых вложений, бедных привлекают реже. Их свободное время проходит менее увлекательно, они реже задумываются о его смысле и не выражают особой неудовлетворенности им, то есть в целом не собираются изменять это положение. Бедные реже говорят о хобби, о чтении, саморазвитии, общении, больше внимания уделяют зрелищам, собственно отдыху, несмотря на то, что доли “очень” и “не очень” устающих после работы среди богатых и бедных примерно одинаковы.
Тем не менее на вопрос: “Если Вы хотите приятно провести вечер, как Вы скорее всего поступите?” – большинство опрошенных, независимо от их доходов, ответили, что “проведут время с гостями”. Значит, под “приятным времяпрепровождением” среди молодёжи прежде всего понимают “живое” общение.
Итак, в развитии досуга наблюдаются две противоположные тенденции. Одна – в его упрощении, обеднении. Значительная часть опрошенных воспринимают доступные им формы досуга как вынужденные, что оборачивается острым чувством скуки, тоски, одиночества. У людей резко снижается ощущение свободы выбора. В своих крайних формах упрощение досуга приводит к тому, что люди вообще не знают, чем им заняться в свободное время.
Однако есть и другая тенденция – к усложнению, возвышению форм досуга. Ее можно определить как тенденцию саморазвития личности. Она связана с переживанием ощущения, что личностные возможности расширяются, важное место начинают занимать образование и самообразование, туризм, путешествия.
Как видим, различные группы населения обладают абсолютно разными возможностями включиться в социальную жизнь, практиковать активный досуг вне дома. Эмпирические данные однозначно указывают на то, что тип досуга и отношение к своему свободному времени становятся неотъемлемыми чертами принадлежности к определенному социальному слою.
Список использованных источников
Информация о работе Молодежь и имущественное неравенство. Богатая и бедная молодёжь