Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 12:59, контрольная работа
Молодёжь как особая возрастная и социальная группа всегда по-своему воспринимала ценности культуры, что порождало в разные времена молодёжный сленг и эпатирующие формы субкультуры. Их представителями были хиппи, битники, стиляги, в СССР и постсоветском пространстве — неформалы.
Введение 2
1.Молодежь как особая группа 2
2.Молодёжь как объект исследований 5
2.1 Молодёжь и политика 5
2.2 Молодёжь и идеалы 6
3. Молодёжь и социально-экономическая ситуация 7
3.1 Социальные группы внутри Российской молодёжи 7
3.1.1 Учащаяся молодёжь 7
3.1.2 Работающая молодёжь 7
4. Молодёжь в странах Европейского союза 8
4.1 Учащаяся молодёжь 8
4.2 Молодые европейцы на рынке труда 9
4.3 Молодёжь в США 9
5. Принципы государственной молодежной политики 10
6. Социальные службы в решении молодежных проблем 12
6.1 Структура и задачи социальной службы для молодежи 15
7. Молодежная политика Пермского края 18
Заключение 22
Список литературы 23
При организации деятельности социальных служб для несовершеннолетних и молодежи осуществляется целый комплекс мер. Решается задача по созданию и развитию комплекса специализированных служб и учреждений по указанию подросткам и молодежи разнообразных медико-социальных, психолого-педагогических, реабилитационных и социально-правовых услуг.
Так, открыты Центра социального здоровья семьи и детей в Москве, Костроме, Петрозаводске, Томске и др., развиваются службы психологической, медико-социальной помощи семье и подросткам, открываются "телефоны доверия", консультационные центры. Такие центры действуют более чем в 30-ти регионах России.
Для детей и подростков, испытывающих жестокое обращение в семье и насилие, создаются социальные приюты.
С начала 1992 года на базе семи приемников-распределителей для несовершеннолетних созданы центры социальной реабилитации детей и подростков, организуются приюты для детей, оказавшихся вне внимания семьи и интернатных учреждений. Ведется работа по созданию при приемниках-распределителях служб, направленных на ресоциализацию подростков с девиантным поведением.
Кроме этого в ряде регионов созданы Центры социальной реабилитации и адаптации подростков, функции которых значительно расширены. В составе Центров помимо приютов, учебной части, отделения временной изоляции несовершеннолетних созданы реабилитационные службы - малые производственные подразделения, детская гостиница, полиграфическая и швейная мастерские, теплица, психолого-оздоровительный центр.
Обеспечение полноценного физиологического и интеллектуального развития личности, подготовка молодого поколения к самостоятельной и трудовой взрослой жизни объективно ставят задачу создания целой системы социальных служб, призванных заниматься этими проблемами, в том числе психологической службы. В настоящий период она представлена психологами в детских садах и школах: семейной психологической службой, организационно оформленной в виде городских или районных психологических консультаций; социальной службой, центральной фигурой которой является социальный работник.
Базисными видами деятельности специалистов, указанных служб, являются психолого-профилактическая, психолого-диагностическая и коррекционная работа, а также консультационная деятельность.
Необходимость такого вида социальных услуг все больше осознается населением и государством.
В системе психологического
консультирования различают:
- возрастно-психологические (контроль
за состоянием психологического развития
ребенка);
- семейное психологическое консультирование
(оказание помощи населению по широкому
кругу семейных проблем);
- психолого-педагогическое консультирование
преподавателей и воспитателей;
- консультационная работа социального
работника, в функции которого входит
прежде всего задача представления интересов
и прав клиента в широком социальном окружении.
Специалист, работающий
в области социального консульт
1. Принцип анализа подтекста ( требование
различать несколько слоев в запросе-жалобе
клиента и выделение способов работы с
этими слоями).
2. Принцип отказа от конкретных рекомендаций
(ибо человек сам должен принять решение
о своей собственной судьбе).
3. Принцип стереоскопического диагноза
(именно в семейном консультировании наиболее
необходим учет мнения более чем одной
стороны).
4. Принцип системности (выделение системной
единицы анализа, будь то индивидуальное
сознание или же семья как целое, или же
индивидуальный жизненный путь как целое).
5. Принцип уважения личности клиента (отказ
от установки на переделывание, перевоспитание
личности, установка на приятие, понимание
клиента).
6. Принцип профессиональной направленности
и мотивированности консультанта (различение
дружеских и профессиональных отношений
поиск и установление границы, где кончается
клиент и начинается просто человек.
Основными направлениями деятельности медицинских учреждений, оказывающих помощь детям и подросткам, являлись до недавнего времени сугубо медицинские проблемы. Это санитарно-просветительская работа среди девочек, их родителей и педагогов, осуществление профилактических осмотров для выявления "риск-группы" и больных, оказание лечебно-профилактической помощи девочкам и девушкам с гинекологическими заболеваниями.
Однако масса проблем интимной жизни детей, право на которую отрицалось взрослыми, заставляет сегодня медицинские учреждения вводить в свои штаты психологов, психотерапевтов, социальных работников, открывать " телефоны доверия".
В настоящее время во многих регионах России открыты центры социальной помощи семье и детям. Работа с подростками в них идет по обращаемости через "телефон доверия" и консультирование, когда подростки анонимно обращаются за помощью к специалисту психологу, врачу-гинекологу, сексопатологу и путем привлечения в центры подростков из школ, ПТУ, техникумов. При центрах работают медико-педагогические школы, где на профессиональном уровне проводятся занятия с группами подростков по проблемам сексуального поведения, репродуктивного здоровья, вреде абортов и ранних половых контактов, профилактики венерических заболеваний.
Получили развитие
и центры здоровья подростков, планирования
семьи, консультации "Брак и семья",
которые оказывают консультатив
Активно формируются и интенсивно развиваются в России службы планирования семьи и полового воспитания. Согласно определению Всемирной организации здоровья, под планированием семьи подразумеваются такие методы, которые помогают отдельным лицам или супружеским парам достичь определенной цели: избегать нежелательных рождений, способствовать появлению желанных детей, регулировать интервалы между беременностями, контролировать время рождения детей с учетом возраста родителей, определять число детей в семье.
Как свидетельствует опыт в развитых странах Запада реализуются две основные модели молодежной политики.
Во-первых, так
называемая неконсервативная, характерна
для США и некоторых других
стран. Она предусматривает
Во-вторых, социал-демократическая, характерная для ряда стран Центральной и Северной Европы. Она исходит из признания ответственности государства за интеграцию всей молодежи в обществе, и предусматривает переход от помощи отдельным категориям молодежи к социальным программам, доступным для всех желающих молодых людей.
В заключение отметим, что по данным ЮНЕСКО с 1979 года принято свыше ста документов, касающихся проблем молодежи. В них постоянно подчеркивается мысль, что молодые люди прежде всего своим трудом должны реализовывать свои цели, быть в постоянном описке, строить свою судьбу.
В Федеральном законе "Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации" комплексная система социального обслуживания населения, включая молодежь, предусматривает предоставление социально-экономических, медико-социальных, психологических, социально-бытовых, правовых и иных социальных услуг гражданам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации (многодетные, неполные семьи, семьи, в которых проживают инвалиды, одинокие и пожилые люди, дети-сироты, безработные, лица без определенного места жительства, выпускники детских домов и ряд других).
Социальная служба - это предприятие, учреждение, организация и другие юридические лица различных форм собственности, осуществляющие социальное обслуживание, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию без образования юридического лица.
Система социальной защиты молодежи в субъектах Российской Федерации имеет следующую структуру учреждений социального обслуживания:
1.Обязательный
минимум для каждого города, района,
куда входят:
а) центр социального обслуживания (отделения:
социальной помощи на дому, дневного, временного
пребывания, срочной социальной помощи);
б) центр социальной помощи семье и детям;
в) социально-реабилитационный центр для
несовершеннолетних;
г) социальная гостиница;
д) социальный приют для детей и подростков.
2. Дополнительная
сеть в городах и районах,
куда входят:
а) центр психолого-педагогической помощи;
б) центр экстренной психологической помощи по телефону;
в) дом милосердия;
г) реабилитационные центры для лиц с ограниченными
возможностями (в том числе для детей и
подростков).
3.Республиканские,
краевые, областные, окружные, межрайоннные
учреждения, куда входят:
а) центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;
б) дома-интернаты: детские, психоневрологические,
специальные;
в) общежития для лиц с ограниченными возможностями.
Изучение реальных потребностей молодежи в социальных услугах выступает ключевым элементом при формировании системы их социального обслуживания. Согласно исследованиям молодежь нуждается прежде всего в бирже труда, пунктах правовой защиты и юридического консультирования, работе телефона доверия и далее - в сексологической консультации, центре помощи молодой семье, общежитии- приюте для подростков, оказавшихся в конфликтной ситуации дома. При этом молодые рабочие отдают предпочтение пунктам правовой защиты и юридического консультирования, молодежной бирже труда, центру помощи молодой семье, учащиеся - телефону доверия, сексологической консультации, бирже труда.
Одной из главных
проблем молодых рабочих
Понятно и выдвижение учащейся молодежью в число приоритетных центров "Телефона доверия". Это вызывается возросшей конфликтностью нашего бытия, отсутствием зачастую понимания в семье, школе, неумением найти настоящих друзей и просто общаться. Лишь 10-17% респондентов считают, что атмосфера в школах и училищах нормальная, благоприятная, почти каждый второй указывает на отсутствие понимания между педагогами и учащимися,65% признали, что духовной близости ни с кем из педагогов не чувствуют. Более 50% не удовлетворены своим статусом в семье: одни жалуются на ощущение одиночества, другие - на чрезмерную опеку со стороны взрослых, третьих не устраивает необходимость подчиняться старшим.
При организации социальных служб для молодежи очень важно четко определить их задачи. Так, социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних включает в себя четыре отделения: отделение диагностики, социальной реабилитации, дневного пребывания и стационар.
В задачи отделения диагностики входит: выявлять дезадаптированных детей и подростков, создавать банк данных о них; выявлять и анализировать факторы социальной дезадаптации детей, ее формы и стадии; изучать состояние здоровья, особенности личностного развития и поведения детей и подростков; разрабатывать индивидуальные программы социальной реабилитации несовершеннолетних, комплекс мероприятий, направленных на вывод их из сложной ситуации и создание условий для нормальной жизнедеятельности.
Основными задачами отделения социальной реабилитации являются: организация поэтапного выполнения программ социальной Реабилитации несовершеннолетних; восстановление утраченных контактов с семьей, внутри семьи; оздоровление межличностных отношений несовершеннолетних, восстановление их социального статуса в коллективе сверстников, устранение психотравмирующих ситуаций, выработка навыков общения со взрослыми и сверстниками на основе норм нравственности; содействие в получении специальности и работы; оказание комплексной медико-педагогической и правовой помощи; решение вопросов устройства детей и подростков.
В Российской Федерации
накоплен опыт практической социальной
работы с молодежью. Так, в Ярославле
принята областная государствен
Основной задачей московского объединения "Педагогический поиск" являются социальная и правовая защита, адаптация и реабилитация выпускников и воспитанников детских домой и школ-интернатов. Сотрудники и добровольцы объединения помогают им устроиться в жизни, получить жилье, образование, подобрать работу.
В Доме адаптации подростки учатся правилам социальной жизни, здесь корректируются жизненные ориентации в трудовой семье, укрепляются познания в нравственных, моральных и правовых нормах жизни. В Доме учатся готовить, ухаживать за своим жилищем и за собой. Здесь открыты мастерские прикладного творчества, где подростки выполняют различные виды работ и могут зарабатывать деньги.