Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2015 в 12:24, контрольная работа
Описание работы
1. Кризис социализации молодого поколения: причины и пути преодоления. 2. Молодежные организации и движения. 3. Разработка и реализация государственных молодежных программ в Республике Беларусь
«Белорусский
государственный университет информатики
и радиоэлектроники»
Контрольная
работа
По предмету:
Социология
Вариант:
23
Тема: Молодежь
в социальной структуре общества
Студента
Группы 000201
Щетько
А.Н.
Минск 2015
План
1. Кризис
социализации молодого поколения:
причины и пути преодоления.
2. Молодежные
организации и движения.
3. Разработка
и реализация государственных
молодежных программ в Республике Беларусь
1. Кризис
социализации молодого поколения:
причины и пути преодоления
Формирование
социального облика современной молодежи
- результат непрерывной деятельности
людей на протяжении многих исторических
эпох. В мире молодежь составляет значительную
часть населения и играет определенную
роль в решении важных социальных, экономических,
политических и нравственных проблем
человечества.
В силу различных
социально-экономических и политических
причин в последнее время особенно заметна
роль возрастного фактора в общественных
процессах. Формирование секторов общественной
жизни, ориентируемых на молодежь в составе
населения или непосредственно связанных
с ней, актуализирует вопрос об этой социальной
группе, закономерностях и особенностях
ее взаимоотношений с социумом.
Исследование
проблем молодежи стало предметом социологии
молодежи - отрасли социологической науки,
изучающей молодежь как социальную общность,
особенности социализации и воспитания,
вступающих в жизнь поколений, процесс
социальной преемственности знаний и
опыта старших поколений, особенностей
образа жизни молодежи, формирование ее
жизненных планов и ценностных ориентации,
в том числе профессиональных, социальную
мобильность, выполнение социальных ролей
ее различными группами и т.д.
В западной
социологии используется, кроме того,
термин «ювентология» (от латинского juventus),
которым обозначается воздействие, оказываемое
молодежью на общество, молодым поколением
- на все остальные элементы социальной
системы.
Дискуссия
относительно фундаментального понятия
«молодежь» чаще всего достигает инвариантных
положений в области скорее негативных
определений (что не есть молодежь), чем
в позитивном развертывании всего содержания
этой категории. Речь идет не только о
том, чтобы достичь согласия относительно
каких-либо универсальных пределов молодого
возраста - таких не может быть как в синхронном
существовании отдельных обществ, находящихся
на различных этапах своего развития,
так и в диахронии данного общества.
Проблема
состоит в том, чтобы идентифицировать
то универсальное качество, которое характерно
для молодежи, и только для нее, чем и определяются
пределы Молодого возраста. В этом отношении
важно подчеркнуть социальный аспект
в определении молодежи, который как раз
и предполагает, что молодежь является
частью общества, определенной популяцией
населения. Следовательно, исходной позицией
для определения молодежи является не
этап развития в онтогенезе, период юности,
а конкретно-историческое общество.
Общественная
мысль Запада активно исследует в течение
последних 30 лет различные аспекты социального
бытия молодежи. Многие результаты таких
исследований могут быть использованы
для интерпретации фактов социального
и политического поведения нашего общества.
Множество подходов к анализу молодежи,
как и факторов, определяющих ее социальную
и политическую дееспособность, схематически
можно свести к трем основным течениям:
фрейдистская традиция с характерным
для нее приматом
роли раннего семейного воспитания и замещением его результатов
в различных видах деятельности;
парсоновская теория стабильности и
структурный анализ
социальных систем, где поведение молодежи
есть функционально
обусловленная временная стадия (жизненный цикл с присущим для молодого
человека набором моделей поведения);
генерационный анализ К. Маннгейма, акцентирующий
роль социальных
изменений в формировании у молодежи отличного от предыдущих поколений опыта, а также
способов его рефлексии.
Активная
роль молодежи в процессе социализации
обусловлена тем, что она не столько копирует
предлагаемые образцы адаптивного поведения
и взаимодействия, сколько вносит в них
новое содержание под влиянием изменившихся
условий жизни.
Переходные
процессы, начавшиеся в конце 80-х годов,
востребовали новый уровень социализации
молодежи, связанный с включением ее в
совершенно несвойственные предыдущим
поколениям общественно-экономические
отношения, новые ценности, утвержденные
новой системой мотивации.
2. Молодежные
организации и движения
В этих условиях
более отчетливо обозначается проблема
роли молодежи как субъекта перемен. В
социологии молодежи эта парадигма сложилась
в самом начале 70-х годов. Понимание молодежи
как субъекта социального развития и социального
обновления совпадает с изменением более
общей парадигмы в теории человека, когда
личность берется не только и не столько
как продукт, сколько как субъект свободной
деятельности.
Данная
трактовка молодежи не снимает ни асимметричности
отношений, ни разницы в уровне знаний
и положения старших и младших, но она
требует принципиально иного типа социальной
политики.
В отечественной
социологии молодежи основное внимание
уделялось исследованию молодежи как
общественной группы, ее места и роли в
социальной структуре (С.Н. Иконникова,
В.Т. Лисовский, Е.М. Бабосов, А.Н. Данилов),
процессов становления личности и молодежи
(И.С. Кон, А.Н. Елсуков, Л.Г. Титаренко), влияния
социальных различий на выбор профессии
и на социальное продвижение молодежи
(С.А. Шавель), профессионального самоопределения
молодежи и его влияния на систему Ценностных
ориентаций (М.Х. Титма, А.В. Вардомацкий,
С.П. Винокурова), особенностей отношения
молодежи к труду (Г.Н. Соколова, Д.Г. Ротман),
особенностей молодежной семьи (С.Д. Лаптенок,
С.Н. Бурова, Л.А. Соглаева) и др.
В современной
западной социологии молодежи больше
внимания уделяется социально-психологическому
анализу взаимоотношения поколений (К.
Аллербег, Ф. Тенбрук), молодежной субкультуры
(С. Эйзенштадт, А. Коэн и др.), изменения
ценностей (Р. Инглехард) и др.
В условиях
переходного периода молодежь сталкивается
с рядом новых трудностей: резкое сокращение
производства, безработица, расстройство
системы гарантированной социальной защиты
и т.д. Молодой человек, по существу, оказался
выброшенным в океан рыночных страстей,
не зная элементарных правил перемещения
в этом океане, позволяющих выжить в экстремальных
условиях. Эта и без того сложная ситуация
усугубляется еще и тем, что переходное
общество оказалось не готовым представить
быструю возможность иметь широко пропагандируемый
стандарт благосостояния. Родителям приходится,
по существу, конкурировать с детьми на
едином рынке труда, где у последних больше
преимуществ. Претерпевает значительные
изменения социальный статус молодежи,
происходит практически полная замена
ее ожиданий.
В этих условиях
меняются государственные подходы к развитию
и защите гражданских прав молодежи. Президентом
страны созданы республиканские фонды
по социальной поддержке учащихся и студентов,
талантливой молодежи, введены специальные
гранты. Высшим законодательным органом
страны в апреле 1992 года впервые был принят
Закон Республики Беларусь «Об общих началах
государственной молодежной политики
в Республике Беларусь». Кабинетом Министров
принимается Республиканская программа
«Молодежь Беларуси», в этот же период
укрепляются государственные структуры,
призванные реализовывать молодежную
политику. Перемены последних лет открыли
новые возможности для дальнейшего развития
плюрализма молодежной самоорганизации.
В настоящее время в республике зарегистрировано
и действует около 50 молодежных и детских
общественных объединений, организаций,
фондов по различным направлениям деятельности
(спортивные, экологические, туристские,
занятости молодежи, студенческие и др.)
Наиболее массовые из них - Белорусский
союз молодежи, Белорусская республиканская
пионерская организация, Белорусская
ассоциация международных молодежных
обменов и туризма, Союз скаутов, Ассоциация
белорусских гайдов, Ленинский коммунистический
союз молодежи, Лига добровольного труда,
Фонд социальной защиты детей и подростков
«Мы – детям», Ассоциация студентов вузов,
БПСМ.
Молодежь,
с одной стороны, в решающей степени способствует
активизации переходных процессов, а с
другой - сам этот переход связан со значительными
социальными потрясениями, всеобщим кризисом,
что, естественно, предполагает существенное
сокращение рабочих мест, препятствуя,
таким образом, процессу трудовой интеграции
молодежи. Молодежь оказалась в парадоксальной
ситуации: возрастная группа, которая,
казалось бы, должна больше других выиграть
от перемен, очень часто становится ее
жертвой. Противоречия между новыми возможностями
и отрицательными последствиями переходных
процессов приводят к общественным конфликтам,
всевозможным отклонениям в поведении
молодежи. Острота этих конфликтов обусловлена
главным образом тем обстоятельством,
что возможности, открываемые переходными
процессами для общества, лежат где-то
в будущем, а отрицательные последствия
начинают сказываться сразу.
3. Разработка
и реализация государственных
молодежных программ в Республике Беларусь
В современном
белорусском обществе государственная
молодежная политика представляет собой
систему политических, экономических,
социальных, организационных и правовых
мер, направленных на поддержку молодых
граждан, осуществляемых государством
для социального становления и развития
молодежи в целях наиболее полной реализации
ее потенциала в различных областях жизнедеятельности
общества. Субъектами государственной
молодежной политики в Республике Беларусь
являются молодые граждане в возрасте
до 31 года; молодые семьи, в которых один
из супругов находится в возрасте до 31
года; молодежные общественные организации.
Молодежная
политика в Республике Беларусь осуществляется
на основе Конституции и других основополагающих
законов, основным из которых является
Закон от 24 апреля 1992 г. «Об общих началах
государственной молодежной политики
в Республике Беларусь». В соответствии
со статьей 32 Конституции Республики Беларусь
молодежи гарантируется право на духовное,
нравственное и физическое развитие. Государство
призвано создавать необходимые условия
для свободного участия молодежи во всех
сферах жизнедеятельности общества. В
статьях 45, 47, 49, 64, 92 Конституции гарантируется
право молодежи на охрану здоровья, получение
жилья, образования и участие в общественно-политической
жизни страны.
Развитие
государственной молодежной политики
в Республике Беларусь постоянно находится
в центре внимания Президента страны А.
Г. Лукашенко. По его инициативе принят
комплекс мер по решению жилищных проблем
молодежи, развитию национальной системы
образования, гарантированному трудоустройству
выпускников высших и средних специальных
учебных заведений; финансируются за счет
бюджетных средств различные молодежные
программы, осуществляется финансовая
поддержка студентов, учащихся, школьников.
Важнейшим
этапом в формировании законодательной
базы в области государственной молодежной
политики явился Указ Президента Республики
Беларусь от 17 июня 1996 г. № 215 «О первоочередных
мерах по реализации государственной
молодежной политики в Республике Беларусь».
В соответствии с этим Указом определен
комплекс мер по качественному улучшению
социально-экономических и социально-бытовых
условий жизни молодежи, созданию благоприятных
условий для духовного, культурного и
физического ее развития, формированию
правовой и нравственной культуры, установлению
социальных гарантий для различных категорий
молодежи в области образования, труда
и занятости, организации досуговой деятельности;
осуществлению реальной поддержки молодых
семей, талантливой молодежи, молодежных
и детских общественных объединений, а
также развитию международного сотрудничества
белорусской молодежи с зарубежными сверстниками.
Основные
принципы и направления государственной
молодежной политики определяются в Законе
Республики Беларусь «Об
общих началах
государственной молодежной политики
в Республике Беларусь». На основании
данного закона органы государственного
и местного управления обязаны осуществлять
систему социальных, экономических, политических,
организационных и правовых мер, направленных
на поддержку и социальную защиту молодежи,
способствовать ее гражданскому и профессиональному
становлению, развитию социальной активности.
Этим законом определяется особый правовой
статус молодежи, гарантии реализации
ее основных прав. Молодым людям обеспечиваются
социальные и экономические гарантии,
связанные с особенностями их социального
статуса, несовершеннолетние молодые
люди находятся под непосредственной
защитой государства. Для лиц моложе 18
лет устанавливается сокращенная рабочая
неделя: от 14 до 16 лет - не более 24 часов
в неделю, от 16 до 18 лет - не более 36 часов
в неделю. Предоставляется также более
продолжительный отпуск, не допускается
работа в ночное время и выходные дни.
В то же время молодым людям на основе
этого закона предоставляется возможность
на льготных условиях осуществлять не
только трудовую деятельность, но и получать
кредиты на приобретение и строительство
жилья, создание домашнего хозяйства,
покупку предметов домашнего обихода.
В соответствии с законом государство
взяло на себя обязательства по обеспечению
бесплатного среднего образования и равных
возможностей для поступления за счет
бюджетных средств в высшие и средние
специальные учебные заведения, льготы
на проезд в общественном транспорте.
Социальные гарантии для молодежи устанавливаются
в Трудовом кодексе Республики Беларусь,
который утвержден Указом Президента
Республики Беларусь и вступил в действие
с 1 января 2000г. В нем ряд глав и статей
содержит важнейшие правовые нормы о социальной
защите молодежи. В Кодексе законов о труде
есть глава «Особенности труда молодежи»,
в которой определены правовые нормы,
связанные с осуществлением трудовой
деятельности различных категорий молодежи.
В этой главе закреплен ряд льгот для молодых
людей, совмещающих работу с учебой. Работодатели,
субъекты хозяйствования обязаны создавать
необходимые условия для молодежи, совмещающей
работу с учебой, в частности, в Кодексе
законов определено, что профессиональную
подготовку и повышение квалификации
организует наниматель за свой счет в
пределах рабочего времени, предусматриваются
отпуска для сдачи вступительных экзаменов
в высшие и средние специальные учебные
заведения. В Кодексе также определена
обязанность нанимателя оплачивать обучающимся
на заочной форме в высших и средних специальных
учебных заведениях проезд к месту учебы
и обратно на период сессии, подготовки
и защиты диплома и сдачи государственных
экзаменов.