Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2015 в 12:24, контрольная работа
Описание работы
1. Кризис социализации молодого поколения: причины и пути преодоления. 2. Молодежные организации и движения. 3. Разработка и реализация государственных молодежных программ в Республике Беларусь
В других
законах Республики Беларусь также определена
позиция белорусского государства по
отношению к молодежи. Важнейшими из них
являются законы об образовании и профессиональной
подготовке, о здравоохранении, о порядке
прохождения службы в армии, милиции, органах
государственной безопасности. Например,
в Законе Республики Беларусь «О профессионально-техническом
образовании» от 29 июня 2003 г. № 216-3 предусматривается
свободный выбор профессии, рода занятий
и конкретного вида трудовой деятельности
в соответствии с призванием, способностями,
состоянием здоровья, образовательным
и профессиональным уровнем; равные возможности
для получения бесплатного начального
и на конкурсной основе - первого среднего,
среднего специального и высшего образования;
отсрочка от призыва в армию на период
учебы.
Большое
внимание воспитанию рабочей молодежи
уделяется в разработанных Министерством
образования Республики Беларусь Концептуальных
подходах к созданию системы воспитания
в учебных заведениях профессионального
образования от 15 мая 2001 г., а также в Примерной
программе воспитания учащихся учреждений,
обеспечивающих получение профессионально-технического
и среднего специального образования,
утвержденной Министерством образования
Республики Беларусь 29 августа 2003 г.
В последние
годы в нашей стране принят ряд указов
Президента Республики Беларусь А. Г. Лукашенко
по решению актуальных проблем молодежи,
государственной социальной поддержке
одаренных учащихся и студентов, социальной
защите различных категорий молодых людей
и др. Указом Президента Республики Беларусь
от 20 ноября 1995 г. № 473 «О поддержке талантливой
молодежи Республики Беларусь» был образован
специальный фонд Президента Республики
Беларусь по поддержке талантливой молодежи.
В этот же день Указом № 474 «О социальной
поддержке учащейся молодежи» был также
создан специальный фонд Президента Республики
Беларусь по социальной поддержке одаренных
учащихся и студентов, который проводит
значительную работу по активизации познавательной
и творческой деятельности различных
категорий обучаемых. Тысячи школьников,
учащихся и студентов получили гранты
и были награждены почетными знаками лауреатов
фонда. Финансирование конкретных мероприятий
вышеуказанных фондов периодически утверждается
главой государства.
В центре
внимания государства всегда были и остаются
проблемы детей. В соответствии с международными
правовыми актами, декларацией ООН «О
правах ребенка» в Республике Беларусь
был принят Закон «О правах ребенка» от
15 ноября 1993 г., а 25 октября 2000 г. - Закон
«О внесении изменений и дополнений в
Закон Республики Беларусь «О правах ребенка».
Президент Республики Беларусь издал
ряд указов, связанных с государственной
поддержкой детей. Так, например, был принят
Указ Президента Республики Беларусь
«О президентской программе «Дети Беларуси»
от 6 января 1998 г. № 3, в котором были определены
конкретные меры по социальной поддержке
детей и развитию детского движения.
Необходимость
усиления работы по профилактике правонарушений
среди несовершеннолетних потребовала
принятия Закона Республики Беларусь
«Об основах системы профилактики и безнадзорности
несовершеннолетних» (31 мая 2003 г.), в котором
установлены основные принципы регулирования
правоотношений, возникающих в связи с
девиантным поведением несовершеннолетней
молодежи.
Важной
инициативой главы государства стала
разработка эффективной системы решения
острых социальных проблем молодежи. Указом
Президента Республики Беларусь от 10 сентября
1996 г. № 358 «О мерах по улучшению жилищных
условий молодежи», а также Указом от 14
апреля 2000 г. № 185 предусматриваются существенные
льготы для различных категорий молодежи
по обеспечению жильем и предоставлению
льготных кредитов на приобретение домашнего
имущества. В соответствии с данными указами
предоставляются безвозмездные субсидии
на строительство, реконструкцию и покупку
жилых помещений, финансовая помощь государства
в погашении задолженностей по льготным
кредитам. В Республике Беларусь устанавливаются
различные пособия, стимулирующие создание
молодой семьи, рождение и воспитание
детей. Дополнительные льготы предусмотрены
для многодетных семей. 1 марта 2004 г. и 6
октября 2004 г. Президентом Республики
Беларусь были подписаны соответственно
Указы № 124 и № 493, в которых предусматриваются
дополнительные льготы молодым семьям
в приобретении собственного жилья. Молодые
семьи ныне могут получить безвозмездные
субсидии, льготные кредиты сроком на
40 лет под 5 % годовых и погашать эти кредиты
в размерах в зависимости от числа детей
в семье. Значительную роль в решении социальных
и демографических проблем играет Указ
Президента Республики Беларусь от 14 октября
2004 г. № 505 «Об усилении материальной помощи
семьям при рождении детей», который предусматривает
увеличение с 1 января 2005 г. единовременного
пособия при рождении третьего и последующих
детей до уровня трехкратного бюджета
прожиточного минимума. На это направлено
также Постановление Совета Министров
Республики Беларусь от 21 сентября 2004
г. № 1174 «О выплате денежной компенсации
семьям при рождении близнецов», в соответствии
с которым с 1 января 2005 г. будет выплачиваться
семьям за счет средств местных бюджетов
денежная компенсация в размере двух бюджетов
прожиточного минимума в расчете на каждого
из близнецов.
В Республике
Беларусь развивается молодежное движение,
работают общественные объединения молодежи.
В соответствии с Указом Президента Республики
Беларусь от 9 июля 1997 г. «О государственной
поддержке Белорусского патриотического
союза молодежи» была поставлена задача
воспитания молодежи в духе патриотизма,
а деятельность БПСМ была определена как
одно из приоритетных направлений государственной
молодежной политики. Согласно Указу Президента
Республики Беларусь от 8 января 1998 г. №
14 одобрена концепция развития детского
движения в Республике Беларусь, а в соответствии
с Законом Республики Беларусь от 9 ноября
1999 г. «О государственной поддержке молодежных
и детских объединений в Республике Беларусь»
разработана система мер по государственной
поддержке молодежных объединений. В настоящее
время в Республике Беларусь созданы различные
по функциям и характеру деятельности
общественные объединения. В 2003 г. их насчитывалось
более 2000, в том числе 178 международных,
741 республиканское, 114 областных, 929 районных
или городских и 63 местных. По данным Минюста,
на 1 июля 2004 г. было зарегистрировано 48
молодежных и 7 детских объединений, имеющих
статус республиканских, 49 международных,
молодежных и детских организаций, 10 организаций,
работающих с детьми, 18 - благотворительных,
13 фондов, работающих с детьми и молодежью.
Общее количество организаций, предлагающих
свою помощь в решении детских и молодежных
проблем в стране - 145. Ведущим молодежным
общественным объединением нашей страны
является Белорусский республиканский
союз молодежи, который был создан 6 сентября
2002 г. на объединительном съезде общественных
объединений «Белорусский патриотический
союз молодежи» и «Белорусский союз молодежи».
Важную роль играют конфессиональные
организации.
Указом
Президента Республики Беларусь 2 марта
1998 г. № 92 «О программе международного
молодежного сотрудничества» одобрена
Программа международного молодежного
сотрудничества. Важнейшим рабочим документом
по реализации государственной молодежной
политики является Республиканская программа
«Молодежь Беларуси» на 2004-2005 гг. Данная
программа включает ряд разделов: развитие
трудовой активности молодежи; государственная
поддержка молодых семей; патриотическое
воспитание; гражданское становление;
формирование нравственно-правовой культуры
молодежи; содействие реализации творческого
потенциала молодежи; поддержка деятельности
детских, молодежных общественных объединений
и инициатив. Программа является логическим
продолжением предшествующих программ
по работе с молодежью.
Трансформационный
процесс в постсоветских странах, в том
числе и Беларуси, породил много новых
проблем, которые требуют серьезного изучения
и принятия соответствующих государственных
мер для их решения или хотя бы минимизации.
Реализация государственной молодежной
политики создает реальные условия для
решения многих из них, а главное воспитывает
у современной молодежи такие качества,
которые позволят им самостоятельно строить
свою жизнь и преодолевать возникающие
на их пути трудности.
Оперативные
социологические исследования направлены
прежде всего на изучение в какой-то степени
сиюминутных проблем, чтобы быстро отреагировать
на проблемную ситуацию, не доводя ее до
серьезного социального взрыва. Из опыта
последних лет мы хорошо знаем, что для
преодоления последствий социальных потрясений
приходится тратить значительно больше
средств и времени. Конечно оперативные
социологические исследования не решают
фундаментальных проблем молодежи - для
этого используются другие социологические
методы. Однако быстрые изменения, которые
происходят в современном обществе, каждодневно
создают большое количество острых конфликтных
ситуаций. От принятия своевременного
и точного управленческого решения зачастую
зависит судьба молодых людей, их будущее.
Кроме того, в качестве предмета оперативного
изучения может выступать адекватность
и эффективность принимаемых государственных
мер по тому или иному вопросу, непосредственно
или косвенно связанному с молодежью,
политической или другой ее активностью,
ценностными ориентациями, отношением
к конкретным фактам или событиям, имевшим
место в данном населенном пункте, конкретном
коллективе и т. п. В качестве своеобразной
«скорой помощи» для управленцев и выступают
в данном случае исследовательские центры,
специализирующиеся на проведении оперативных
социологических исследований.