Молодежная субкультура яппи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 13:26, курсовая работа

Описание работы

Субкультура  система ценностей и норм, установок, способов поведения и жизненных стилей определенной социальной группы, отличающаяся от господствующей в обществе культуры, хотя и связанная с ней. В современном обществе существует значительное количество таких субкультур. Это классовые, этнические, молодежные субкультуры и т.д. Различные увлечения, ставшие частью жизни и объединяющие группы людей по интересам (например, фанатство – фэндом) по прошествии времени и внутреннем расширении могут перерасти в субкультуры. Так, например, произошло с панк-роком, готической музыкой и многими другими интересами.

Содержание работы

1.Теоретические основы молодежной субкультуры яппи.
1.1. Понятие субкультуры;
1.2. История происхождения и характеристика яппи.
1.3. Особенности яппи в России.

Файлы: 1 файл

молодежная субкультура.яппи первая глава.docx

— 34.53 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки РФ

Байкальский Государственный Университет Экономики  и Права

Кафедра социологии и социальной работы

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая  работа по социологии

 

Молодежная субкультура  яппи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Иркутск 2012г.

Содержание:

1.Теоретические основы молодежной  субкультуры яппи.

    1. Понятие субкультуры;
    2. История происхождения и характеристика яппи.
    3. Особенности яппи в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1.  Понятие субкультуры.

Субкультура1 - система ценностей и норм, установок, способов поведения и жизненных стилей определенной социальной группы, отличающаяся от господствующей в обществе культуры, хотя и связанная с ней. В современном обществе существует значительное количество таких субкультур. Это классовые, этнические, молодежные субкультуры и т.д. Различные увлечения, ставшие частью жизни и объединяющие группы людей по интересам (например, фанатство – фэндом) по прошествии времени и внутреннем расширении могут перерасти в субкультуры. Так, например, произошло с панк-роком, готической музыкой и многими другими интересами. Однако большинство фанатом и объединенных хобби людей не образуют субкультур, будучи сосредоточены только вокруг предмета своего интереса. Понятие фэндом возникло в английском языке, от английского слова fandom — фанатство и обозначает сообщество поклонников, как правило, определенного предмета (писателя, исполнителя, стиля). Фэндом может иметь определенные черты единой культуры, такие как «тусовочный» юмор и сленг, схожие интересы за пределами фэндома, свои издания и сайты. Четкого разделения между фанатством и субкультурами нет, однако если фанатство чаще всего связанно с отдельными личностями (музыкальные группы, музыкальные исполнители, известные художники), то субкультура не зависит от отдельных личностей и на смену одному идеологу приходит другой.

Также с понятием субкультуры  иногда путают понятие хобби— увлечения  человека каким-либо занятием (например, геймеры, хакеры, и т.п.). Сообщества людей с общим хобби могут  образовывать устойчивый фэндом, но при  этом не иметь признаков субкультуры (общего имиджа, мировоззрения, единых вкусов во многих сферах).

  Субкультуры могут в своей основе содержать различные интересы, от музыкальных стилей и направлений искусства до политических убеждений и сексуальных предпочтений. Большинство современных, особенно молодёжных субкультур произошли от различных фэндомов, но есть и исключения. Например, ярким примером такого исключения является уголовная субкультура, происходящая вследствие конфликта основной культуры и лиц, преступивших закон.

Чаще всего субкультуры  носят замкнутый характер и стремятся  к изоляции от массовой культуры. Это  вызвано как происхождением субкультур (замкнутые сообщества по интересам), так и стремлением отделиться от основной культуры, противопоставить ее субкультуре. Входя в протест  с основной культурой, субкультуры  могут носить агрессивный и иногда даже экстремистский характер. Такие  движения, вступающие в конфликт с  ценностями традиционной культуры, называют контркультурой. Контркультура обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит, находится в конфликте  с господствующими ценностями. Примером контркультуры, по мнению известного американского  социолога Н. Смелзера, служит культура богемы. «Среди других ценностей богемы выделяются стремление к самовыражению, желание жить сегодняшним днем, требование полной свободы, поощрение равенства  мужчин и женщин и любовь к экзотике. Это подразумевает отрицание  таких ценностей господствующей культуры, как самодисциплина, самоограничение  в настоящем ради награды в  будущем, материализм, успех в соответствии с общепринятыми правилами».

Возникновение контркультуры  на самом деле — явление вполне обычное и распространенное. Доминирующая культура, которой противостоит контркультура, упорядочивает только часть символического пространства данного общества. Она  не способна охватить все многообразие явлений. Оставшееся делят между собой суб- и контр- культуры. Те и другие крайне важны доминирующей культуре, хотя на одних она смотрит с недоверием, а на других — с враждебностью. Контркультурами были раннее христианство в начале новой эры, затем религиозные секты, позже средневековые утопические коммуны, а затем идеология большевиков. В молодёжных субкультурах характерен как протест, так и эскапизм (бегство от реальности), что является одной из фаз самоопределения.

Развиваясь, субкультуры  начинают вырабатывать единый стиль  одежды (имидж), язык (жаргон, сленг), атрибутику (символику), также общее мировоззрение для своих членов. Характерный имидж и манера поведения является маркером, отделяющим «своих» (представителей субкультуры) от посторонних людей. В этом очень большое сходство субкультур 20-го века и традиционных культур. Поэтому методы изучения субкультур очень схожи с методами изучения культур традиционных. А именно, это историко-лингвистический анализ, анализ предметов культуры и мифопоэтический анализ.

Имидж для представителя субкультуры - это не только одежда, это демонстрация своим видом убеждений и ценностей, которые пропагандирует субкультура.

У представителей субкультур со временем вырабатывается свой язык. Частично он наследуется от субкультуры  прародителя, частично вырабатывается самостоятельно. Многие элементы сленга - это слова неологизмы.

С культурологической точки  зрения символ и символизм являются определяющими в описании той  или иной культуры и культурного  произведения. Символы субкультур - это с одной стороны самоопределение субкультуры среди множества других культур, с другой стороны связь с культурным наследием прошлого.

Девиантные и даже делинквентные (преступные) субкультуры вырабатывают такие системы ценностей и  нормы  поведения, стили жизни, которые  в господствующей культуре рассматриваются  как антиобщественные или преступные. Они формируются в особых социальных условиях и для некоторых социальных групп предоставляют специфические  возможности решения проблемы бедности, низкого статуса,  ограниченных социальных возможностей и т.п. Внутри системы ценностей субкультуры и ее статусной структуры происходит социализация  членов данной социальной группы, и в этом смысле она ничем не отличается от "стандартной" социализации законопослушных граждан. Поэтому преступность  не может быть убедительно объяснена с точки зрения индивидуальных подходов – это явление в решающей степени связано с особенностями социализации в контексте  субкультуры, специфическим образом компенсирующей индивидам и социальным группам  их неудачу в обществе, осуществляющей передачу и воспроизводство  девиантных нравов.

Молодежные субкультуры  часто также рассматриваются  как девиантные, выражающие некую  степень оппозиции господствующей культуре. Молодежные субкультуры развиваются  чаще всего на основе своеобразных стилей в одежде и музыке и связаны  с развитием  общества потребления, создающего все новые и новые рынки продукции, нацеленные, прежде всего на молодежь.  Молодежные культуры – это культуры демонстративного потребления. Возникновение молодежных субкультур связано также с повышением доли и значения свободного времени, досуга,  вокруг которого и формируются все отношения; они сосредотачиваются также в большей степени на дружбе и группе сверстников, а не на семье. Кроме того, рост жизненного уровня позволяет осуществлять масштабные эксперименты  с образом жизни, поиск иных, отличных от культуры взрослых, культурных оснований своего существования.

Понятие субкультуры предполагает существование господствующей культуры, наличие ценностно-нормативного консенсуса  в обществе. Скорее современная культура  представляет собой определенную совокупность  конфликтующих субкультур. Молодежная субкультура создается самими молодыми людьми для молодых, она эзотерична, конкретные ее варианты понятны лишь знающим и посвященным. Молодежная субкультура – явление элитарное, через него проходят немногие молодые люди и отклоняясь от традиционной культуры, в действительности нацелена на включение молодых людей в общество.

 

 

1.2 История происхождения, характеристика и особенности яппи.

Яппи2 - молодые состоятельные люди, ведущие построенный на увлечении профессиональной карьерой и материальном успехе активный светский образ жизни. Яппи имеют высокооплачиваемую работу, в одежде предпочитают деловой стиль, следят за модой, посещают фитнес - центры. Основной критерий принадлежности к «яппи» - успешность в бизнесе.

Родители яппи - хиппи, политически и культурно мятежные участники контркультуры шестидесятых годов – и так называемые «преппи» – материалистичные люди из высшего общества, одержимые статусом и привилегиями, дающимися по праву рождения. Яппи, выкристаллизовавшиеся из этих субкультур 60-х, взяли лучшее из обоих миров – материализм без снобизма и миролюбивость, в том числе к истеблишменту. Термин “яппи” был впервые использован в печати в Chicago Tribune в марте 1983 для характеризации финансово-консервативной, но социально либеральной группы молодых избирателей. Журнал Newsweek назвал 1984 год годом яппи. Яппи зародились в рейгановские времена как антитеза предшествующим им хиппи.

Респектабельный яппи носит строгий костюм - шерстяной и очень дорогой, потому что его одежда - это его витрина. Настоящий яппи, кроме того, придерживается консервативных цветов - это касается и рубашек.

Яппи обладает мобильным  телефоном (смартфоном) последней модели, самым дорогим ноутбуком и прочими новинками IT-индустрии.

Несомненным атрибутом яппи является быстрый и, конечно же, дорогой  автомобиль. Живёт яппи в дорогой квартире (например, лофт или пентхаус), обставленной эксклюзивной мебелью; обычно один, без семьи.

«Яппи» обычно терпимо  относятся к случайным сексуальным  связям до брака и к изменам (как  к расторжению договора между  свободными равноправными сторонами), что не мешает им признавать институт семьи. Часто внешними проявлениями мировоззрения «яппи» выступают  цинизм, прагматизм и презрение по отношению к менее успешным людям, аполитичность. Самая любимая тема яппи - нехватка времени. Публично обсуждать свои болезни и вообще - проблемы в кругу яппи не принято, условия игры требуют выглядеть бодрым, здоровым и энергичным. Яппи любят свою работу и делают ее с удовольствием.

Одна из основных целей  яппи - к 30-35-и годам сформировать достаточную сумму накоплений и прекратить активное участие в предпринимательской деятельности. Данная цель в значительной степени идеальная, поскольку один из её стимулов - профессиональная состоятельность, зачастую, не позволяет прекратить профессиональную деятельность.

Изначально отдавали предпочтение японской кухне (из-за низкой калорийности блюд) и этно-музыке (не отвлекающей внимание от выполнения работы). У представителей данной субкультуры в начале 1980-х гг. сложился определённый стиль одежды: его так и называют «стиль яппи» или «яппи-стиль». Основой этого стиля является деловой, строгий костюм известной марки.

В сообществах «яппи» табуировано  проявление зависти и ненависти, считаемых уделом «лузеров». Также  табуирована открытая агрессия. Сообщества выглядят дружелюбными и вежливыми. Практически все возможное недружелюбие в этих сообществах сводится к намекам - иногда грубым - на нищету и «лузерство» собеседника, особенно на основании наличия у него недостаточно дорогих или современных личных аксессуаров.

Для «яппи» не свойственно  хвастаться перенесенными ударами  судьбы как достижениями. Удары судьбы и неприятности принято скрывать. Типичный «яппи» быстро эмоционально забывает удары судьбы, помня их только на уровне разума и холодной логики. «Яппи», как правило, не имеет  близких друзей. Практически никогда  «яппи» не бывает сильно погружен в неформальное сообщество - мотоциклистов, любителей музыкальных стилей, ролевых игр и исторической реконструкции, неорганизованного туризма и походов и др. Таковые «неформалы» зачастую презираемы «яппи» за «лузерство» и «страдание ерундой по жизни».

Двое «яппи» могут составить очень прочную семейную пару ввиду схожих ценностей у обоих. Тем не менее для женщин-«яппи» характерна т. н. «серийная моногамия» - последовательность нескольких недолго продлившихся фактических браков.

Не ценится классическая женственность, считается бессмысленной - а то и вульгарной - классическая мужественность. Гендер там играет роль практически исключительно в ситуациях эротического ухаживания. Отношение к случайным сексуальным связям - крайне терпимое, они считаются неизбежной стороной жизни.

Яппи стиль излучает успешность. Поэтому в данной среде не приняты  разговоры о болезнях, бедах, нехватке денег, прочих неприятностях. Наряду с  этим, яппи не хвастаются достижениями, богатством, не выпячивают свой успех. Часто представители данной субкультуры  одиноки, не имеют истинных друзей или  семьи.

Яппи очень активны, точны  в действиях и обладают способностями  к дипломатии, ведь им приходится прокладывать себе дорогу в жестко структурированных  организациях. Чтобы пробираться  с одного этажа на другой, нужно  уметь выстраивать отношения  и быть хорошим коммуникатором. Они  часто становятся политиками.

Яппи заточены на вертикальный взлет. Они не работают менеджерами  по продажам по пять лет. Как правило, это топы высшего звена. Маленькую  компанию они используют как стартовую  площадку. И в среднем звене  надолго не задерживаются. Яппи сначала  учится в вузе, желательно платном  и престижном. К концу обучения он получает, как правило, два диплома, владеет иностранным языком, часто  двумя. Яппи тяготеют к аристократизму. Яппи редко выходцы из богатых  семей. Из сына банкира вряд ли получится  яппи, а вот из сына среднеобеспеченных родителей – вполне. Во время  учебы до получения корочек они  работают в разных организациях, чтобы  попробовать себя и сориентироваться на рынке труда. Он существует в ней  за счет особого рода гибкости и  наглости, прагматизма и нацеленности на результат.

Информация о работе Молодежная субкультура яппи