Молодежные движения и организации, их государственная поддержка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 19:51, курсовая работа

Описание работы

На сегодня молодежь составляет четвертую часть населения страны. Молодое поколение, реализуя свои интересы, цели и идеи воплощает их в общественно-политическую структуру общества и способствует ее воспроизводству. Насколько молодежь будет активна в этом процессе, на что будет направлена ее деятельность, завит характер общественного развития страны. Исследование молодежного движения представляет научный интерес, как для понимания процессов, протекающих внутри самой молодежи, так и для объяснения перспектив развития общества в целом. По прошествии примерно двух десятилетий резкого ослабления внимания отечественных ученых к теории молодежного движения и методологии его исследования вновь возникает возможность полномасштабного обращения к этой проблематике.

Содержание работы

Введение 3-7
Глава 1 Теоретические основы развития и становления молодежных организаций и движений
1.1 История зарождения молодежных организаций
и движений 8-10
1.2 Виды молодежных организаций на современном
этапе 11-16
1.3 Молодежные организации и движения: трактовка сущности, социальные потребности и интересы 16-21
1.4 Проблемы в деятельности современных молодежных общественных организаций 22-27
Глава 2 Молодежная политика и государственная поддержка молодежных организаций и движений
2.1 Молодежная политика, её основные принципы и основные направления 28-32
2.2 Государственная поддержка молодежных организаций и движений в России 33-36
Заключение 37-38
Библиографический список 39-41

Файлы: 1 файл

Быкова.docx

— 77.49 Кб (Скачать файл)

 Существенным представляется  положение польских социологов ( в этом контексте – политологов) о том, что «молодежная организация ( и молодежное движение как  целое) творит из молодого поколения  новое качество, производит из  него общественный субъект…». Мы  близки к этой идее стой  лишь разницей, что шире трактуем  молодежное движение, не сводим  его к число политическому  феномену 15.

5. Молодежное  движение есть форма социальной  активности молодежи.

Эта точка зрения была одной из наиболее распространенных в отечественных исследованиях молодежного движения в 1970 – 1980-е годы, когда тема социальной активности разрабатывалась во многих научных коллективах и вузах, была идейно и политически ангажированной. Применительно к молодежному движению ее разрабатывали В.П.Култыгин, В.П.Мошняга, В.Ц.Худавердян, П.Н.Решетов и др. С этих позиций А.Л.Арефьеф подчеркивал: «В собирательном значении молодежное движение есть массовая форма проявления социальной активности молодежи, направленная на изменение ( или сохранение и упрочение) системы существующих общественных отношений» 16.

Однако, по нашему мнению, сущностные основания социальной активности молодежи и молодежного движения однопорядковы, и не первое – содержание второго ( или, соответственно, втрое – форма первого): то и другое восходят к сущности более высокого порядка – социальным потребностям и интереса основе социальной деятельности и социальных движений 17.

Молодежь в некоторой совокупности внешних условий ее бытия проявляет стремление к обретению социальной субъектности в процессе преемственности и смены поколений. Потребность в усвоении и использовании прошлого опыта в новых условиях сущностна для молодежного движения как движения социального, хотя на поверхности оно довольно часто выглядит как отказ от этого опыта, конфликт с этим опытом. Отказ всегда несет в себе черты усвоения, между этими сущностями нет непреодолимой преграды.

Потребность в полном овладении социальной субъектностью во взаимоотношениях молодежи с обществом выступает в качестве ее (молодежи) социального интереса, который претворяется в деятельность как молодежное движение. Постановка во взаимосвязь понятий молодежного движения и социальной активности молодежи обретает содержательность именно тогда, когда она включает понятие социального интереса: в интересе сходятся объективное основание ( положение и социальные потребности социальных групп) и деятельность с ее целями, ценностями, способами осуществления и результатами 18.

В этом отношении представляется плодотворным поиск фундаментального основания молодежного движения ( как разновидности социальной активности молодежи) в ее субъектных качествах, выражающихся в социальных интересах или, в социальной субъектности молодежи. Социальная субъектность проявляется в деятельности, определяет ее содержание 19.

В процессе объективации своих субъектных качеств через формы социально значимой деятельности молодежь проходит и стадию субъективации, освоения этих качеств. Именно здесь – теоретическая основа для выделения молодежного движения из совокупности общественных движений, а также его осмысления как особой разновидности социальной активности молодежи 20.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4 Проблемы в деятельности современных молодежных общественных организаций

В ходе работы 1-ой Всероссийской школы лидеров молодежных общественных организаций были выявлены следующие актуальные для участников Школы проблемы, связанные с их общественной деятельностью.

1) Формально зарегистрированные, но не реально работающие молодежные  общественные организации. Данные  организации, зарегистрированные в  государственном реестре, они получают  официальную и финансовую поддержку  со стороны государства, но работы  с молодежью не проводят. Следовательно, со стороны властных и общественных  структур тем организациям, которые  реально работают с молодежью, выделяется меньше внимания и  ресурсов. Но самое главное –  это возможные негативные последствия, связанные с тем, что люди обратившийся  в такую формальную организацию, получает формальный ответ или  отказ. Они разочаровываются в  молодежном движении в целом. В дальнейшем действительно реально  работающим и очень интересным  организациям трудно вовлечь  такого человека в свою организацию. Поэтому лидерам и членам таких  организаций на преодоление этого  негативного контакта с формальными  организациями приходится тратить  довольно значительные усилия.

Способы решения этой проблемы:

- прозрачность и публичность  отчетов всех организаций независимо  от организационно-правовой формы.

- создание единой федеральной  или региональной базы данных  всех действующих молодежных  общественных организаций на  территории муниципалитета или  региона.

- создание и постоянное  функционирование сайта, посвященного  деятельности общественных молодежных  организаций на территории муниципалитета  или региона. Создание и поддержка  такого сайта каждой общественной  организации – это эффективный  способ привлечения и удержания  современной молодежи.

- организация и проведение  ежегодного социологического опроса  для выстраивания рейтинга молодежных  общественных организаций.

- систематическое проведение  независимой экспертизы с привлечением  не только специалистов, но и  самих молодых людей.

2) Отсутствие квалифицированных  кадров, которые должны на профессиональном  уровне заниматься поддержкой  и развитием молодежного движения. Это проблема сказывается не  реально работающие организации. Работа с молодежью требует  самоотдачи. Молодые люди замечают  организационные и содержательные  промахи активистов организации, которая пригласила их принять  участие в какой-либо акции. Поэтому  в следующий раз они подумают  идти на такие приглашения  или нет. Эту ситуацию можно  рассматривать в качестве одной  из серьезных причин потери  “контингента” молодежными общественными организациями.

Первая причина такой ситуации –недостаточное или слабое финансирование даже имеющихся малочисленных ставок работников и специалистов.

Вторая причина – недостаточная осведомленность большинства общественных организаций о деятельности тех специалистов, которые именно на профессиональном уровне занимаются проблемами молодежного общественного движения.

Способы решения этой проблемы:

- необходима объединенная  база данных по специалистам  в данной сфере, которые именно  на профессиональном уровне готовы  оказывать необходимые для организации  услуги.

- использование системы  взаимных рекомендаций. Если у  организации возникают сомнения  по поводу уровня профессиональной  подготовки преподавателя, то ее  представители обращаются в организации, в которых данный специалист  уже работал. При получении положительной  рекомендации они могут смело  пригласить его к себе.

3) Несогласованность работы  центрального совета или иного  высшего органа управления региональной  молодежной общественной организации  с ее филиалами, которые расположены  в муниципальных образованиях. Это  проявляется в том, что в период  планирования вышестоящие организации  не успевают до конца определиться  и высылают на места не четкий, не конкретный календарный план  предстоящих мероприятий. Филиалы  на местах принимают его к  сведению и создают, а затем  принимают на общих собраниях  план работы на предстоящий  год и начинают его осуществлять. Вдруг сверху приходит настоятельная  рекомендация подготовить и провести  определенную совместную на всей  территории региона акцию по  заданной тематике. Местному филиалу  организации остается отложить  все свои уде подготовленные  и в некоторых случаях идущие  мероприятия, и включиться в “общее дело”

Основная причина этой проблемы: отсутствие соответствующих норм в Уставе молодежной общественной организации, в договоре, которым регламентируются взаимоотношения между центром и его филиалами.

Способы решения этой проблемы:

- в ближайшее же время  следует самым тщательным образом  изучить всю имеющуюся нормативную  базу, а в случае необходимости  с привлечением высокопрофессиональных  специалистов, для того, чтобы привести  в полном соответствие как  права всех сторон, так их обязанности  по отношению друг к другу.

4) Неосведомленность молодежи  о деятельности молодежных общественных  организаций. О деятельности действительно  работающих различных общественных  организаций знают только те, кто непосредственно принимает  участие в различных мероприятиях  и те, кто помогал и давал  средства, а так же могут быть  еще представители СМИ, которых  пригласили на эти мероприятия. Остальное население практически  не интересуется тем, что делают  молодежные общественные организации.

Причина такого положения в том, что молодежные общественные организации не умеют презентовать себя и рассказывать о результатах своей деятельности.

Способы решения этой проблемы:

- введение должности ( как  минимум, функции) специалиста –  пресс-секретаря, который будут непосредственно  отвечать за связь с представителями  СМИ, готовить и распространять  пресс-релизы, приглашать представителей  СМИ на проводимые мероприятия  и акции и т.д. Основной способ  – это подготовка и проведение  действительно ярких дел, мероприятий  и акций, которые интересны членам  молодежных общественных организаций, и которые могут стать информационным  поводом для приглашения представителей  СМИ.

5) Финансирование деятельности  молодежных общественных организаций. Одни организации могут рассчитывать  на постоянную и ощутимую поддержку  местного бюджета, а в других  регионах молодежные общественные  организации даже не мечтают  о финансовой помощи.

Одна из причин – реальное отсутствие средств, которые могут быть выделены на поддержку молодежного общественного движения. Местная администрация и готова, и понимает необходимость, вместе с тем физически в местном бюджете нет средств.

Вторая распространенная причина – нет понимания между администрацией и молодежными организациями, которая может поддерживать деятельность молодежных общественных организаций, действующих на данной территории.

Способы решения этой проблемы:

- целенаправленная и систематическая  работа по получению грантов  по всем направлениям деятельности, которые зафиксированы в Уставе  организации;

- целенаправленная и систематическая  работа со спонсорами, поэтому  же вопросу;

Самостоятельное обучение технологии социального партнерства и ее активное использование в практике деятельности молодежных общественных организаций, действующих на данной территории.

Проведенный анализ и прогноз условий развития молодежного движения в России позволяют сформулировать две группы условий, соблюдение которых существенно повысить социально-педагогическую эффективность данного общественного института.

1) Обеспечивает развитие  общественной организации изнутри.

Во-первых, она определяется ее личностными ресурсами, современным и интересным для молодых людей содержанием, активными и интерактивными, в том числе сетевыми и интернет – технологиями, которые позволяют обеспечить цели уставной деятельности.

Во-вторых, позитивные качественные изменения в молодежном общественном движении станут возможными при наличии у данных общественных организаций концептуальной базы их деятельности и стратегии их развития.

В-третьих, процесс развития конкретной общественной организации предопределяется активностью и четкостью ее самоопределения в пространстве всего молодежного общественного движения на всех существующих уровнях от муниципального через региональный до федерального, а также позиционирование общероссийского общественного молодежного движения как равноправного партнера российского общества и государства.

В-четвертых, важнейшим условием является повышение качества кадрового потенциала руководителей и лидеров организации.

2) Внешние – связана  с осуществлением государственной  политики по отношению к молодежному  движению в целом.

Во-первых, это призвание государством и обществом социальной значимости и самоценности молодежного движения как социально-педагогического явления;

Во-вторых, создание правового пространства для всех молодежных общественных организаций;

В-третьих, обеспечение независимого контроля деятельности данных организаций; их информационную, научную, педагогическую поддержку;

В-четвертых, формирование социального заказа молодежному общественному движению как диалог государства и общества с самой юной частью своих граждан, как механизм взаимодействия государственных и общественных структур.

Информация о работе Молодежные движения и организации, их государственная поддержка