Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 19:51, курсовая работа
На сегодня молодежь составляет четвертую часть населения страны. Молодое поколение, реализуя свои интересы, цели и идеи воплощает их в общественно-политическую структуру общества и способствует ее воспроизводству. Насколько молодежь будет активна в этом процессе, на что будет направлена ее деятельность, завит характер общественного развития страны. Исследование молодежного движения представляет научный интерес, как для понимания процессов, протекающих внутри самой молодежи, так и для объяснения перспектив развития общества в целом. По прошествии примерно двух десятилетий резкого ослабления внимания отечественных ученых к теории молодежного движения и методологии его исследования вновь возникает возможность полномасштабного обращения к этой проблематике.
Введение 3-7
Глава 1 Теоретические основы развития и становления молодежных организаций и движений
1.1 История зарождения молодежных организаций
и движений 8-10
1.2 Виды молодежных организаций на современном
этапе 11-16
1.3 Молодежные организации и движения: трактовка сущности, социальные потребности и интересы 16-21
1.4 Проблемы в деятельности современных молодежных общественных организаций 22-27
Глава 2 Молодежная политика и государственная поддержка молодежных организаций и движений
2.1 Молодежная политика, её основные принципы и основные направления 28-32
2.2 Государственная поддержка молодежных организаций и движений в России 33-36
Заключение 37-38
Библиографический список 39-41
Нынешнее поколение молодых людей не лучше и не хуже предыдущего, оно – другое. Именно создание и поддержание молодежных организаций и движений позволит выявить ценностные ориентации молодежи, использовать жизнеспособность, предприимчивость, нестандартные подходы к решению, как их проблем, так и построению будущего всего общества.
Глава 2 Молодежная политика и государственная поддержка молодежных организаций и движений
2.1 Молодежная политика, её цель, основные принципы и основные направления
Государственная молодёжная политика — система государственных приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодёжи, для развития её потенциала в интересах России и, следовательно, на социально-экономическое и культурное развитие страны, обеспечение её конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности 21.
Молодежная политика представляет собой деятельность государства, политических партий, общественных объединений и других субъектов общественных отношений. Она имеет цель воздействовать на социализацию и социальное развитие молодежи, на будущее состояние общества. В данном случае это значит - создавать условия и стимулы для решения молодежью своих собственных проблем, и принуждать к соблюдению установившихся в обществе социальных норм и правил, и развивать ее творческий, инновационный потенциал, и обеспечивать возможности для молодежи участия в управлении делами общества и государства, партнерства с другими участниками социальной жизни в созидании процветающего общества с передовым общественным строем, эффективной экономикой, богатой культурой, благополучием людей. Субъекты молодежной политики не равны в своих возможностях решать такие задачи, поэтому они только в совокупности и только в тех направлениях, где удается достичь приемлемого уровня согласия и взаимодействия, могут достигать общественно значимых целей. Молодежная политика определяется тем, что система идей, мероприятий, учреждений, кадров того или иного субъекта политической жизни отношении молодежи разрабатывается и реализуется с тем, чтобы получить поддержку своей политической линии от нее или от ее определенной части, имея в виду как сиюминутные, так и стратегические задачи политической конкуренции 22.
Субъектами молодежной политики выступают государство и различные общественные силы, и их ресурсы предопределяют, каким образом они могут строить свою политику.
В обществе, основывающемся на принципах правового государства, государственная молодежная политика оказывается центральным звеном общественной регуляции процессов становления новых поколений - социализации и самореализации молодежи. У государства имеются возможности опереться в своей молодежной политике на систему права, мобилизуя экономические, организационные, кадровые и другие ресурсы на достижение общественно значимых задач и блокируя воздействие многих неблагоприятных факторов социального развития молодежи. В то же время в рамках многопартийной системы, имеющей влияние на государственную власть через фракции в законодательных органах, группы поддержки и т. д., значительно сокращены, а чаще всего ничтожны возможности государства по установлению некоторых идеальных образов молодого человека и молодежи в качестве правовой нормы. Здесь возможно лишь косвенное влияние на утверждение тех или иных социальных и социализационных норм и только в особых условиях политической жизни осуществимо в государственной деятельности соединение воедино идеала и правовых механизмов его поддержания, но такое соединение таит в себе опасности насилия над личностью23.
Область прав человека и гражданина остается основным полем реализации положений государственной молодежной политики в правовой сфере. Одним из важнейших аргументов в пользу выделения государственной молодежной политики в особую область государственной деятельности является разрыв между социальным и правовым статусом молодого человека.
Качество нынешнего подрастающего поколения, его соответствие (несоответствие) существующим и необходимым стандартам реализации стратегии развития общества определяется эффективностью проводимой молодежной политики. Поэтому главная цель молодежной политики связана с обеспечением государственной безопасности России на основе активизации и перспективного параметрирования будущего человеческого (и трудового) потенциала как важного элемента экономики. Организационное, правовое и финансовое объединение целевых программ и мероприятий в области семьи, детства и молодежи даст возможность более эффективно проводить социально - экономическую политику в регионах при относительно ограниченных бюджетных ассигнованиях24.
Цель молодежной политики заключается в следующем:
- в создании правовых,
экономических, социальных, политических,
организационных, финансовых и других
условий для успешного
- в повышении качества (жизни) детей, подростков и молодежи;
- в социально – правовой
защите многодетной, неполной, кризисной
семьи и социально –
Политика государства, направленная на достижение поставленных целей, предполагает поэтапные действия в следующих основных направлениях:
1.обеспечение соблюдения прав молодежи;
2. обеспечение гарантий в сфере труда и занятости молодежи;
3. содействие
предпринимательской
4. государственная поддержка молодой семьи;
5. гарантированное
предоставление социальных
6. поддержка талантливой молодежи;
7. формирование условий, направленных на физическое и духовное развитие молодежи;
8. поддержка деятельности
молодежных и детских
9. содействие
международным молодежным
Государственная молодежная политика призвана обеспечить:
- стратегическую
- становление патриотов России,
граждан правового, демократического
государства, способных к социализации
в условиях гражданского
- формирование культуры мира
и межличностных отношений, неприятия
силовых методов разрешения
- разностороннее и
- формирование у них целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений;
- становление у молодых граждан положительной трудовой мотивации, высокой деловой активности, успешного владения основными принципами профессионализации, навыков эффективного поведения на рынке труда;
- освоение молодыми людьми разнообразных социальных навыков и ролей, ответственности за собственное благосостояние и состояние общества, развитие культуры их социального поведения с учетом открытости общества, его информатизации, роста динамичности изменений 26.
2.2 Государственная поддержка молодежных организаций и движений в России
В концепциях Государственной молодежной политики, принятых как основа действия органов государственной власти во многих странах, на передний план выдвигаются задачи стимулирования участия молодежи в разработке и осуществлении мер такой политики. Идея участия молодежи, партнерства в общественных делах нашла отражение в документах ООН 27.
В этой связи в мировой практике применяется государственная поддержка молодежного движения. В определенной мере это характерно и для России. Это означает признание государством особого значения форм самоорганизации молодежи для их социального становления и на этой основе установление молодежными объединениями партнерских связей, в которых они выступают в качестве представителей интересов молодежи перед властными структурами 28.
Государственная поддержка молодежных общественных организаций осуществляется в таких формах:
- предоставление молодежным
- предоставление методической
и организационной помощи по
вопросам социального
- содействие созданию
Государственная молодежная политика в России на настоящий момент реализуется всей совокупностью законодательных актов и специальных программ, мероприятий федерального и регионального уровней, направленных на молодых граждан. В федеральном законодательстве нормативно-правовые положения, касающиеся прав и интересов молодежи, элементов государственной молодежной политики, отражены в Конституции РФ, Гражданском, Уголовном, Семейном (в Семейном кодексе РФ, принятом в 1995 г., впервые в обобщенном виде представлены права несовершеннолетних детей в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка), Трудовом кодексах РФ, в Федеральном конституционном законе "О Правительстве Российской Федерации". Также существуют законодательные акты: Законы РФ "Об образовании", "О некоммерческих организациях", "О занятости населения в Российской Федерации"; Федеральные законы: "Об общественных объединениях", "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений", "О рекламе", "О средствах массовой информации", "Об основах градостроительства в Российской Федерации", "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации"; указы Президента РФ; постановления Правительства РФ по вопросам работы с молодежью (Постановление "О дополнительных мерах поддержки молодежи в Российской Федерации" от 3 апреля 1996 г.). Молодежная политика в РФ реализуется также посредством федеральных и региональных программ и национальных проектов, например: "Молодежь России", "Образование", "Здравоохранение", "Ипотека", "Сельское хозяйство", "Молодежь" и др 29.
В Федеральном конституционном законе "О Правительстве Российской Федерации" (в ред. ФКЗ от 31 декабря 1997 г. N 3-ФКЗ, от 19 июня 2004 г. N 4-ФКЗ, от 3 ноября 2004 г. N 6-ФКЗ, от 1 июня 2005 г. N 4-ФКЗ, от 30 января 2007 г. N 1-ФКЗ, от 2 марта 2007 г. N 3-ФКЗ) в статье 16 "Полномочия Правительства Российской Федерации в социальной сфере" определено, что Правительство Российской Федерации принимает меры по реализации молодежной политики 30.
В Федеральном законе «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (1995) в вопросах взаимодействия государства и организованных форм молодежного движения закреплено положение, которое в мировой практике называют принципом субсидиарности. Его суть - в перемещении на нижний уровень всех задач, которые этот уровень может с успехом реализовать, но при обязательном условии – передаче вместе с задачами и необходимых для их реализации средств. В таком режиме и представлена государственная поддержка молодежных объединений: они получают средства не в порядке государственного меценатства, а так участники государственной значимой деятельности по развитию потенциала молодого поколения 31.
Пока не найдено успешных решений коренного вопроса об инновационном потенциале молодежи и инвестиционном характере государственной молодежной политики. Проблески такого подхода обнаруживаются в формирующейся системе государственной поддержки молодежных объединений именно по мере того, как закрепленные федеральным законом нормы-принципы переходят на уровень законодательства субъектов Российской Федерации 32.
В текстах законов регионального уровня почти без изменений воспроизводится механизм, установленный на федеральном уровне. Это важное обстоятельство, обеспечивающее единство правового пространства. И одновременно это реальный путь к выстраиванию действенной системы государственной молодежной политики, по крайней мере, на данном направлении. Важны и дальнейшие действия, а они, как правило, предпринимаются органами исполнительной власти после принятия соответствующих законов 33.
Поддержка молодежи, к сожалению, пока не является приоритетным направлением социальной политики нашего государства. Актуальность данного вопроса обосновывается двумя аспектами: правовым и социальным. С правовой точки зрения Конституция России и федеральные законы почти не регулируют права молодежи, поэтому отсутствие федерального закона "О молодежной политике" с правовой точки зрения является пробелом в действующем законодательстве. Социальный фактор актуальности основан на общественном мнении: социологические опросы граждан России показывают незаинтересованность молодых людей в социально-политических процессах, нежелание в них участвовать34.
Таким образом, как сфера государственной деятельности государственная молодежная политика в настоящее время находится в стадии становления.
Заключение
Проанализировав литературу по истории развития молодежных организаций и движений и изучив ряд нормативно-правовых документов, касающихся молодежной политики и государственной поддержки молодежных организаций и движений мы пришли к следующим выводам:
Молодежь в значительной части
Одна из главных задач развития страны – это формирование жизнеспособного подрастающего молодого поколения. В этом смысле молодежь - объект национально-государственных интересов, один из главных факторов обеспечения развития российского государства и общества.
Информация о работе Молодежные движения и организации, их государственная поддержка