Молодежные неформальные объединения как социально - культурный феномен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 13:19, курсовая работа

Описание работы

Изучение молодежных неформальных объединений уже давно составляет важное направление в социологии молодежи. На западе к этой проблематике обратились ведущие специалисты еще в шестидесятые годы прошлого века, в отечественной же науке анализ молодежных субкультурных феноменов до конца 1980-х годов велся в очень узких рамках и не был сколько-нибудь значимой областью молодежных исследований.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………… 3-5стр.
Глава 1
Анализ молодежных неформальных объединений в современной России………………………………………………………………….6 стр.
Понятие «неформалов» и история их возникновения ………………………………………………………………...……..6-12 стр.
Общая характеристика неформальных молодежных объединений: классификация, и основные признаки ………………………………………………………………...……13-22 стр.
Возникновение молодежных неформальных объединений как социального феномена …………...................................................23-27 стр.
Глава 2
Неформальные молодежные объединения в культурной жизни общества………………………………………………………….......28 стр.
2.1 Анализ участия неформальных молодежных объединений в культурной жизни общества на примере байкеров города Иркутска и Шелехова ……………………………………….…………...……28-33 стр.
Заключение…………………………………………………34-35 стр.
Список использованной литературы……………………36-37 стр.
Приложения ……………………………………………….38-67 стр.

Файлы: 1 файл

моя курсовая.docx

— 3.30 Мб (Скачать файл)

Окончательно подобные объединения прекратили свое существование после принятия постановления ЦК ВКП(б) "О перестройке литературных организаций" (апрель 1932 г). В соответствии, с которым были ликвидированы группировки и созданы единые творческие союзы писателей, архитекторов, художников. Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 10 июля 1932 года было принято "Положение о добровольных обществах и их союзах", лишившие многие общественные организации их статуса и тем самым способствовавшие их ликвидации (этот документ и по сей день является единственным, в котором даны характеристики и признаки общественных организаций).

  После принятия этих  решений на протяжении более  чем двух десятилетий новые  общественные организации, не считая  спортивных, в стране практически  не создавались. Исключение составил  лишь Советский комитет защиты  мира (1949 год).

Затем наступил период так называемой "хрущевской оттепели". Так в 1956 году  были созданы такие общественные организации, как Ассоциация содействия ООН в СССР, Комитет молодежных организаций СССР, Комитет советских женщин и т.д. Годы застоя были застойными и для общественных объединений. Тогда появились только три общественные организации: Советский комитет за европейскую безопасность и сотрудничество 1971 год, Всесоюзное  агентство по авторским правам 1973 год и Всесоюзное добровольное общество любителей книги 1974 год. Такова вкратце история самодеятельных общественных формирований. Она позволяет сделать некоторые выводы.

Не трудно заметить, что бурное развитие различных объединений совпадает с периодами расширения демократии. Отсюда следует принципиальный вывод о том, что уровень демократизации общества в немалой степени определяется количеством добровольных формирований, степенью активности их участников. В свою очередь отсюда следует и другой вывод: появление современных неформалов не есть результат чьей-то злой воли, оно вполне закономерно. Более того можно смело предположить, что по мере дальнейшего расширения демократии число неформальных образований и их участников будут возрастать.

 

 

Появление современных неформалов

Главным, определяющим фактором их развития, несомненно, стали процессы демократизации и гласности, которые не только пробудили к активной деятельности миллионы людей, но и поставили перед ними новые задачи. Решение этих задач в рамках прежних общественных формирований было либо затруднительно, либо просто невозможно, и, как следствие, появились новые самодеятельные объединения.

И, наконец, сыграло свою роль снятие ряда неоправданных ограничений на объединения граждан. Результатом всего этого закономерно явился бурный рост числа самодеятельных общественных формирований и повышение активности их участников.

Что бы дать какую-то более или менее упорядоченную картину таких формирований, можно разделить их на политизированные и не политизированные. Одни из них действительно не имеют политической направленности. У других она едва заметна, и они лишь эпизодически, в силу каких-то определенных обстоятельств, выходят на политические вопросы, которые, тем не менее, не составляют основу их деятельности. Третьи же заняты непосредственно политическими проблемами.

Что же касается политизированных самодеятельных общественных формирований, то большинство их стремится путем развития демократических институтов, формирования правового государства и тому подобными средствами улучшить, усовершенствовать политическую систему нашего общества, не меняя ее фундаментальных основ. Но есть среди них объединения, заведомо ставящие целью изменения существующего строя. Таким образом, во второй группе можно более или менее определенно выделить социально-прогрессивный и асоциальные, антисоциалистические формирования.

1.2  Общая характеристика неформальных молодежных объединений: классификация, и основные признаки

Поскольку любое неформальное молодежное объединение объединяет тех, кто «не вписался» в нормальный ход социальной жизни, то, с одной стороны, культивируется протест против общества с целью создать иное (лучшее), а с другой, – именно пребывание в неформальном молодежном объединении призвано способствовать адаптации молодежи к тому же обществу. Молодежная субкультура выполняет целый ряд положительных функций: адаптация молодых людей к обществу, предоставление возможности молодому человеку выработать первичный статус, помощь молодым людям в освобождении от родительской зависимости и опеки, передача специфических для определенного социального слоя ценностных представлений. Как правило, многие молодые люди после выхода из движения уже не страдают подростковыми комплексами, не «бунтуют» по ничтожным поводам, не превращают жизнь в бесконечный поиск приключений.

Ниже приведены признаки, которые видно "невооруженным" глазом, с точки зрения дилетанта:

1) Неформальные коллективы  не имеют официального статуса.

2) Слабо выраженная внутренняя  структура.

3) Большинство объединений  имеет слабо выраженные интересы.

4) Слабые внутренние связи.

5) Очень сложно выделить  лидера

6) Не имеют программы  деятельности.

7) Действуют по инициативе  небольшой группы со стороны.

8) Представляют альтернативу  государственным структурам.

9) Очень тяжело поддаются  упорядоченной классификации.

Причины возникновения:

1) Вызов обществу, протест.

2) Вызов семье, непонимание  в семье.

3) Нежелание быть как  все.

4) Желание утвердится  в новой среде.

5) Привлечь к себе внимание.

6) Не развитая сфера  организации досуга для молодежи  в стране.

7) Копирование западных  структур, течений, культуры.

8) Религиозные идейные  убеждения.

9) Дань моде.

10) Отсутствие цели в  жизни.

11) Влияние криминальных  структур, хулиганство.

12) Возрастные увлечения.

Выделю основные, на мой взгляд, черты неформальной среды:

• преобладание связей горизонтального характера (в отличие от демократическо-популистского движения и партийных структур более позднего времени);

• приверженность социальному творчеству, склонность к поиску новых социальных форм, альтернативизму, “конструктивному утопизму”;

• органический демократизм, стремление к самоуправлению, внутренней анти авторитарности, “коллективному руководству”;

• слабая артикулированность, “прописанность” формальных отношений, формирование внутренней структуры организаций под воздействием реальных личностных связей, стремление к созданию собственной микросреды, стиля жизни (как и диссиденты, но не демократы, в большинстве своем разделяющие жизнь и “общественную деятельность”);

• отсутствие жестких ограничений на сотрудничество, например, с властью (в отличие от диссидентов и, скажем, народовольцев);

• отсутствие четких идеологических “рамок” при высокой идеологизированности каждой группы в отдельности (в отличие от диссидентов);

• стремление “мыслить глобально, а действовать локально”, иметь конкретные социально - ориентированные (то есть направленные на получение социального эффекта, а не прибыли) проекты, подтверждающие идеи или способствующие их воплощению в жизнь.

 

 

 

 

 

 

 

 

Существует множество  классификаций неформальных групп  молодежи:

По  социальной направленности неформальные группы делятся на три группы:

  1. Про социальные - демократические, социально активные, направляющие дела на благо людям.
  2. К ним относятся:
  • клубы социальной помощи,
  • экологические, этнические, историко-патриотические объединения.

 

  1. Асоциальные - сторонники серьезных социальных проблем, основанные на совместном времяпрепровождении и развлечениях.

К ним относятся:

  • панки
  • мажоры
  • рокоббили - это поклонники рок-н-ролла
  • байкеры
  • хиппи.
  1. Антисоциальные - авторитарные по структуре, направленные на нарушения общественного порядка, создающие напряженные ситуации в микросоциуме — правонарушения, пьянство, наркомания, националистические выходки и т.п.

К ним относят:

  • пред-криминальные,
  • неустойчиво криминальные
  • собственно криминальные (устойчивые преступные формирования, объединяемые в банды, и т. п.).

По  направленности интересов  и соответственно по видам деятельности, неформальные группы можно разделить по следующим направлениям:

  1. Группы культурно-досуговой ориентации:
  • современной молодежной музыки («фанклубы» определенной группы или певца, поклонники разных направлений рока, брейк-дансисты, панки, любители «диско» и др.);
  • спортивной ориентации (военно-спортивные, люберы, «афганцы», поклонники культа силы - «силовики», «атлеты», «качки» и др., болельщики - «фанаты» и т.д.). Особо следует сказать о «фанатах», получивших широкое распространение в последнее время. Цель их объединения: эмоциональная разрядка в процессе «боления» на матче, послематчевых шествиях, ощущение и подчеркивание перед окружающими с помощью внешнего оформления (стилизованная одежда, обувь, шарфы цвета клубов, знамена, эмблемы, значки) своей принадлежности к группе. При совершении хулиганских действий «фанаты» часто используют детали сантехнического оборудования, палки с гвоздями, «булавы», кастеты, металлические шары;
  • технической направленности (рокеры-мотоциклисты, группы картинга, хакеры, компьютерщики и т.д.).

 

  1. Группы  альтернативного образа жизни:
  • Мистически-религиозные (кришнаиты, поклонники гуру, восточных философий и др.);
  • все направления движения хиппи (хиппи, пацифисты, системщики и др.) - ранние хиппи проповедовали идеологию социальной пассивности, невмешательства в дела общества, идеологию мира и всеобщей любви, сейчас их позиция изменилась, и некоторые из них перешли к активной социальной деятельности, именно они дали толчок к созданию «зеленых» и «экологистов», хиппи постоянные поклонники « Битлз».

 

  1. Группы социальной  инициативы:
  • экологисты (защитники природы, «зеленые»...);
  • глобалисты (активно выражающие отношение к определенному решению глобальных проблем);
  • охраны и защиты памятников истории и культуры;
  • фонды социальной инициативы широкого спектра действий;
  • творческие союзы.

 

  1. Социально-политические  группы:
  • группы в защиту происходящих изменений в обществе: политических, экономических, культурных и т.д.;
  • народные фронты и движения;
  • политические клубы и объединения.

Разумеется, это  разделение условно, ибо их интересы и пристрастия, содержание деятельности, принципы, методы работы могут проявляться и у других групп. Например, пристрастие к современным молодежным направлениям в музыке, потребность выражаться на сленге, формы проявления активности в обществе имеют место в разных группах.

Так же неформальные молодежные объединения можно разделить  по базовым субкультурам.

Базовая субкультура - это категория, искусственно выделяемая на основании обобщения семантически схожих качественных признаков изучаемых молодежных неформальных объединений.

По  базовым субкультурам неформальные молодежные объединения делятся на:

  1. Ролевое сообщество - все движения ролевых игр, сформировавшиеся вокруг социального института ролевой игры, а также ассимилированные движения реконструкторов, анимэшников и др.

Базовый принцип  объединения: эскапизм - (англ. escape — убежать, спастись) — стремление человека уйти от мрачной действительности в мир иллюзий.

  1. Хиппи:
  • группы хиппи

Информация о работе Молодежные неформальные объединения как социально - культурный феномен