Молодежные неформальные объединения как социально - культурный феномен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 13:19, курсовая работа

Описание работы

Изучение молодежных неформальных объединений уже давно составляет важное направление в социологии молодежи. На западе к этой проблематике обратились ведущие специалисты еще в шестидесятые годы прошлого века, в отечественной же науке анализ молодежных субкультурных феноменов до конца 1980-х годов велся в очень узких рамках и не был сколько-нибудь значимой областью молодежных исследований.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………… 3-5стр.
Глава 1
Анализ молодежных неформальных объединений в современной России………………………………………………………………….6 стр.
Понятие «неформалов» и история их возникновения ………………………………………………………………...……..6-12 стр.
Общая характеристика неформальных молодежных объединений: классификация, и основные признаки ………………………………………………………………...……13-22 стр.
Возникновение молодежных неформальных объединений как социального феномена …………...................................................23-27 стр.
Глава 2
Неформальные молодежные объединения в культурной жизни общества………………………………………………………….......28 стр.
2.1 Анализ участия неформальных молодежных объединений в культурной жизни общества на примере байкеров города Иркутска и Шелехова ……………………………………….…………...……28-33 стр.
Заключение…………………………………………………34-35 стр.
Список использованной литературы……………………36-37 стр.
Приложения ……………………………………………….38-67 стр.

Файлы: 1 файл

моя курсовая.docx

— 3.30 Мб (Скачать файл)

19. http://www.referatbank.ru/referat/preview/10050/kursovaya-neformalnye-obedineniya.html

20. http://www.bike-all.ru/old_1/page/2/

21. http://irkipedia.ru/content/baykerskiy_krestnyy_hod

22. http://www.ntv.ru/novosti/466739

23. http://hushome.com/news/1288

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

ДУХ СВОБОДЫ ОДНОГО БАЙКЕРА

 

 

Красивые мотоциклы, свободная жизнь. Что мы знаем о байкерских тусовках и о самих байкерах? Пётр ПОДЛОСИНСКИЙ, один из организаторов мотодвижения в Иркутске, рассказал о том, что скрывает за собой бандана и мощная экипировка байкера. 
 
НАЧАЛО ПУТИ 
 
Сам Пётр увлёкся мотоциклами ещё в юном возрасте. Началось всё с обычного велосипеда. Но настало время, когда выделывать трюки на нём будущему байкеру стало скучно. Получив отказ родителей приобрести мопед, 13-летний Петя и его друзья собрали его буквально по частям. Однако уже через два года Пётр купил мотоцикл: 
 
– Это было моей мечтой. Помню, когда мама получила зарплату, по тем временам 400 рублей, я не вытерпел и залез к ней в кошелёк. Схватил деньги, понимая, что за это крепко получу, и побежал в «Торговый комплекс». Мотоцикл как раз стоил 395 рублей. Но когда я понял по удивлённым взглядам продавцов, что продавать мне никто ничего не собирается, я опрометью выбежал из павильона. В итоге приобрёл мотоцикл на свои деньги. Я тогда продавал самогон собственного приготовления. 
 
Пётр из православной церковной семьи. Его отец и оба брата – священники. Окончили Московскую духовную семинарию. Сам байкер тоже когда-то думал, что пойдёт по стопам отца, и два года провёл в стенах этого заведения. Однако характер требовал большего. Во время учёбы в Москве появились друзья на мотоциклах, которые вновь заразили Петра духом байкера. В итоге нужно было делать выбор оставаться в семинарии или следовать зову сердца. Выбор был сделан в пользу мотоциклов. В Иркутск Пётр вернулся уже с твёрдым решением связать свою жизнь с мотоциклами. Долгое время он был членом клуба «BAIK.ALL». Клубы обычно занимаются ещё и общественной работой, стараются как-то себя показать, рассказывает Пётр. Например, берут шефство над детскими домами, колониями, помогают ребятишкам: 
 
– Дети очень податливые на эмоции. А тут приезжают такие мужики на мотоциклах, и ребёнок хочет походить на них. А до этого, может быть, он думал о чём-нибудь плохом».

 
НЕ ПРОСТО УВЛЕЧЕНИЕ 
 
 
– В 2007 году, после путешествия в Москву, где посетил различные места тусовок местных байкеров, я решил построить дом для наших встреч, – рассказывает Пётр, – а 12 апреля 2008 года база байкеров уже открылась. Так что «БАЙК.КОНУР» – это детище моих рук. Я вложил в него 3 миллиона, потратил много сил, а в итоге всем этим пользуется другой человек, которого раньше я считал своим другом. 
 
Теперь клуба «БАЙК.КОНУРА» как такового не существует. Дом, построенный для встреч байкеров, находится в личном пользовании одного человека. Хотя, по словам Петра, иркутские байк-клубы достаточно дружны между собой, распри случаются и у них: 
 
– В 2008 году в нашем клубе переизбирали президента. Выбрали меня. Но прежний президент решил вернуться, и часть ребят перешли на его сторону. Когда всё это началось, я решил стать свободным байкером. Все эти распри не для меня. Я знал, что один не останусь.У меня есть друзья, единомышленники, которые меня всегда поддержат. Так и получилось. 
 
…Я абсолютно аполитичный человек, как и все байкеры. Политика нас нисколько не интересует. Мы можем принять участие в каком-нибудь выступлении, проехаться колонной с флагом, но только в том случае, если это касается конкретно нас. Местные власти одно время даже предлагали нам здание для клуба где-то на окраине города. Но потом оказалось, что это здание – культурный памятник и мы должны отреставрировать его за свои деньги. А деньги там немыслимые, конечно. Вот и отказались.

 
О РАБОТЕ, СУЕВЕРИЯХ И РУКОПОЖАТИИ 
 
Кстати, сейчас Пётр предприниматель. У него есть небольшой бизнес в виде приёмки цветных металлов. А вообще, чем только любитель мотоциклов не занимался: торговал красной и чёрной икрой, перегонял машины, был период, когда Пётр работал начальником службы «Груз-200»: 
 
– Такая работа очень повлияла на меня. Каждый день ты видишь смерть и понимаешь, что то же самое может случиться и с твоими друзьями, и с тобой. 
 
Пётр говорит, что у байкеров принято не просто подавать руку, а крепко при этом обнимать друг друга, потому что каждая новая встреча может стать для них и последней: 
 
– К сожалению, увлечение у нас опасное. И достаточно часто происходят несчастные случаи, в результате которых кто-то из наших братьев погибает. Мою аварию предсказал один человек из клуба, якобы ясновидящий. Он сказал, что со мной случится неприятность, а что произойдёт конкретно, не уточнил. Я стараюсь не верить в такие вещи, всё-таки я православный человек. Через неделю я как раз собирался на фестиваль в Москву. Но из-за погоды его перенесли ещё на неделю. На обратном пути при подъёме в шелеховскую гору я не справился с управлением и вылетел за пределы дороги. Было очень много переломов. Долго потом восстанавливался. А через несколько месяцев снова встретил человека, который предсказал мне эту аварию. И когда он сказал, хочу ли я знать, что со мной будет дальше, я остановил машину и просто выгнал его. Я отношусь к этому очень просто: «Произошло, ну и что дальше». Это как в «Алых парусах»: сами сказали, сами и сделали. Если ты знаешь, что будет, ты так или иначе стремишься к этому, даже если не хочешь. 
 
К суевериям Пётр относится тоже скептически. Он считает, что люди придумывают различные небылицы, чтобы объяснить таким образом то, что им непонятно. Несмотря на то, что Пётр не стал священником, он не отошёл от церкви и всячески помогает храму. И считает, что ему, православному человеку, не стоит верить в вещи подобного рода.

 

 
Хоть и не стал Пётр священником, иконостас дома на самом видном месте

 
 
 
БАЙК-ДВИЖЕНИЕ 
 
– Сейчас у байкеров на дороге очень натянутые отношения с автомобилистами, – сетует Пётр. – Они не хотят замечать нас и пропускать. Очень часто бывает, все стоят в пробке, а мотоциклист, умело лавируя, объезжает стоящие в пробке машины. Это многих очень злит: «Почему он может ехать, а я должен стоять!» Поэтому перед началом сезона байкеры совместно со службой ГИБДД проводят акции «Внимание, мотоциклист!» или «На дороге все равны!». Мы останавливаем автомобилистов, раздаём памятки. Главное, напомнить о себе водителям, которые за зиму совсем забывают про существование мотоциклистов. 
 
И это далеко не единственное мероприятие, организованное байкерами: 
 
– Ежегодно мы проводим «Мотобикини». В день проведения этой акции за спиной байкера можно увидеть красивую разрисованную девушку в бикини. Так что это ещё один лишний повод обратить внимание на мотоциклистов». Кстати, в 2012 году году это мероприятие организовывал яЛетом график мероприятий и поездок особенно плотный. Понимаешь, что у тебя в буквальном смысле всё расписано. Начинается всё с открытия сезона, когда байкеры города собираются на одной площадке и едут в колонне. Когда начнётся сезон, зависит от погодных условий. Обычно это происходит в мае.

 
Летом представители байк-движения проводят традиционный фестиваль «Байкальский берег». Места проведения этого фестиваля всегда разные. В этом году, например, байкеры собирались на турбазе «Байкал» в посёлке Утулик. А вот «Летний БНГ» (Байкерский Новый год) – одно из самых весёлых мероприятий, по словам Пётра. В город на КамАЗе привозит снег и вываливают его на площадку, где проходит праздник. Все начинают играть в снежки, зарываться в сугробах, и это при том, что на дворе лето. 
 
Осенью, когда закрывается сезон, байкеров, едущих в колоне, снимают на видео, а потом считают при просмотре. В это году насчитали 348 мотоциклов. «Это достаточно много для Иркутска, если учитывать его размеры», – говорит Пётр. Зимой байкеры встречаются не так часто. Но есть мероприятие, которое проводится ежегодно. 23 февраля все представители байк-движения собираются на катке в Ершах. Уже стало традицией, что тогда же варят глинтвейн в большом самоваре.

 
ОБ АТРИБУТИКЕ И ПРОЗВИЩАХ 
 
Как известно, у всех байкеров есть прозвища. Петра называют Пектором: 
 
– Это повелось ещё с детства, меня так называли братья. Потом как-то приклеилось само собой. Есть у нас Лёха Фарник, ещё мы его называем Трёхфарник, потому что у него было три фары на мотоцикле «Урал». Есть КПСС, Сокол. Одним словом, разные у нас «кликухи». 
 
Кожаная куртка байкера весит около восьми килограммов, но это ещё не предел. Пётр привёз из Монголии кожу: 
 
– Буду на заказ шить себе новую куртку. В результате она будет весить 18 килограммов. 
 
Кстати, женщин, увлекающихся байк-культурой, стало больше, говорит Пётр. Не так давно у них появился свой клуб, состоящий только из женщин. Кроме того, теперь есть и мотошкола, где занимаются дети.

 
МАНЯТ В ПУТЬ ДАЛЬНИЕ КРАЯ… 
 
Пётр любит путешествовать. Именно поэтому он уезжает на дальние расстояния: 
 
– «Я перед дорогой никогда не испытываю страха, один восторг. Это счастье, когда ты снова за рулём мотоцикла. 
 
Почти полтора месяца байкер проводит в пути. Дома его ждут 18-летний сын Кирилл и ласковый кот по имени Шанс. 
 
– Сын крутит трюки на ВМХ. К мотоциклам пока равнодушен. Я и не заставляю. Всё-таки это опасное увлечение. Сейчас он студент, учится в ИГУ. 
 
А ещё у Петра есть три дочки. Живут они далеко, но Пётр общается со всеми и очень их любит.  
 
Самые дальние места, куда Пётр добирался на мотоцикле, это Москва и Питер. Это и было первое самое длительное путешествие байкера: 
 
– Когда путешествуешь, в первый раз, тебя передают, можно сказать, из рук в руки. Приезжаешь в Красноярск, там тебя встречают, устраивают на ночлег и звонят дальше, например, в Кемерово, Новосибирск, чтобы там уже ждали. Это происходит где-то до Тольятти».

С сыном Кириллом и домашним зверем

 
 
ОТ КАЗУСОВ НИКУДА НЕ ДЕНЕШЬСЯ… 
 
– Я ехал на мотоцикле очень продолжительное время, от этого крышка багажника стала открываться с левой стороны. Я всё время смотрел в зеркало, и когда он открывался, я пытался его закрыть. Каждый раз останавливаться нет смысла, потому что можно дотянуться на ходу и захлопнуть крышку. Проезжаю я мимо какой-то деревни под Нижним Новогородом. И краем глаза вижу, стоит молодёжь, наверное, человек 5-7 возле машины типа «мустанга» американского. И только я их миновал, как у меня снова открылась крышка багажника, я, естественно, поворачиваюсь и закрываю её. А со стороны это выглядело будто: «Попробуй, догони меня».

 
Я сразу этому значения не придал, потом смотрю в зеркало, они садятся в машину и пытаются меня догнать. Я тогда не знал, что делать: чужая дорога, их много, а я совершенно один. Думаю, биться надо до последнего. Я разгоняюсь до 200 км с лишним, пытаюсь от них уйти. Как назло, начинается сильный дождь. Мой мотоцикл «Honda Gold Wing» не предназначен для таких скоростных поездок. Думаю, глупо всё-таки убиться на мотоцикле и сбавляю скорость до 130. А у них машина очень мощная, и, естественно, они меня обогнали, проехали чуть дальше и стали разворачиваться. Думаю, ну всё, сейчас начнётся. А они мимо проезжают и показывают: «Чувак, мол, здорово!» И уехали. Оказывается, им было важно меня догнать и обогнать, а я подумал, что сейчас будет какая-то разборка, и пытался от них уйти.

 
А в Самаре у меня пытались вскрыть багажник гаражным ключом, воришка не видел, что я открываю его радиоключом. Я подошёл и, естественно, сделал ему замечание, насколько мог вежливо при такой ситуации. В итоге получилось так, что я ударил его сверху по лицу, и он упал. Был ужасный звук, и потекла кровь. Я думал, что убил его. И тут услышал за спиной крик: «Наших бьют!» В прыжке я завожу мотоцикл и тут же уезжаю оттуда. Там была большая толпа, я бы просто не справился с ними. В дороге всякое бывает. Всего не предусмотришь, но стараешься быть аккуратным. Всё это приходит с опытом. 
 
Я ещё не так много проездил и посмотрел. Если бы позволяли финансы, я бы сейчас ездил, не останавливаясь. У меня есть пример для подражания – Дмитрий Петрухин, депутат Казахстана. Вот он уже лет шесть или семь ездит постоянно. Приезжает домой ненадолго, отдохнёт и опять в путь. У меня, может быть, время уже упущено. Но я бы всё равно хотел придумать какое-нибудь мотопутешествие. Например, с удовольствием объехал бы все монастыри. Конечно, хотелось бы, чтобы его оплатили, потому что самому потянуть «кругосветку» очень тяжело.

 
Сейчас Пётр продал свой любимый мотоцикл и купил грузовик. Зима для байкеров, как выразился Пётр, время «мотоксикоза». Все с нетерпением ждут, когда же снова можно будет сесть на своего верного «железного коня». Весной же, с началом сезона, байкер планирует уехать в Москву и там приобрести мотоцикл, а уж потом отправиться в путешествие по Черноморскому побережью навстречу новым знакомствам и приключениям. 
 
Фото: Мария Оленникова и из личного архива Петра Подлосинского

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

Байкерский крестный ход  

 

Фотоальбом

Крестный ход-2011Автор: Илья ЗакаблуковскийИсточник: Иркипедия

16 сентября 2012 года  колонна остановилась у часовни  на сквере КироваАвтор: Елена Князева

Перед началом крестного хода настоятель храма освящает мотоциклыАвтор: Елена Князева

Автор: Ольга МайороваИсточник: Иркипедия

 

Байкерский крестный ход - байкеры из Иркутска, Шелехова, Ангарска и Усолья-Сибирского и других городов области совершают крестный ход во имя святого князя Александра Невского. Цель мероприятия — проехать по Иркутску с иконой и мощами Святого, чтобы город получил духовную защиту. Организаторы - настоятель Александро-Невского храма священник Марк (Косолапов) и Театр Народной драмы.

 

 

 

История крестного хода на байках

Несколько лет назад число прихожан Александро-Невского храма пополнил Вадим Семенов, байкер и актер Театра Народной драмы. Он разбередил душу настоятелю Александро-Невского храма священнику Марку Косолапову, который с детства водил мотоцикл, но был вынужден отказаться от серьезного увлечения из-за смены рода деятельности. Как-то они задались вопросом, почему в Иркутске проводят пешие крестные ходы, даже на самолете город как-то облетали, а на мототехнике — нет. Причем в других российских городах это активно практикуется. Идея объехать областной центр с иконой верхом на байках быстро воплотилась в жизнь — получили разрешение владыки Иркутского и Ангарского Вадима, распространили информацию в байкерском сообществе. Одна из целей организаторов - привлечение байкеров к духовности.

Первый крестный ход состоялся в 2009 году и получил большой общественный резонанс. С каждым годом участников становится все больше. В 2010 году было 30 мотоциклов, в 2011 - 55 машин, в 2012 году по Иркутску проехала колонна из 82 мотоциклов. Так байкерский крестный ход стал ежегодным.

Проведение байкерского крестного хода

Участники байкерского крестного хода собираются в 10:00 в храме Александра Невского, расположенного на ул. Якоби (ост. Мухиной). Дата проведения мероприятия каждый год разная, потому что крестный ход проводится в первое воскресение после 12 сентября (30 августа по старому стилю) — день перенесения мощей святого князя Александра Невского в Санкт-Петербург (1724). Маршрут колонны тоже меняется каждый год. В 2011 году байкеры проехали через плотину ГЭС, сделали остановку возле Знаменской церкви. Через Глазковский мост, далее проследовав по улице Лермонтова, байкеры вернулись в храм. В 2012 году, 16 сентября, колонна отправилась от храма через плотину ГЭС до аэропорта, проехала по улице Советской, через Музыкальный театр, свернули на улицу Ленина, объехали Нижнюю набережную мимо Московских ворот. Остановку мотоциклисты сделали у часовни, расположенной на сквере Кирова, где сделали коллективную фотографию. Далее через Иркутный мост по улице Гоголя колонна вернулась в храм.

Информация о работе Молодежные неформальные объединения как социально - культурный феномен