Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 13:51, реферат
В кризисных условиях больше всего подвержены крушению идеалов, обострению нигилизма, апатии молодежь т.к. система ценностей подвижна, мировоззрение не устоявшееся, что приводит к потере нравственного и духовного здоровья нации.
Вступление………………………………………………………………….2
Глава 1. Молодёжь как социально-психологическая группа……………3
Глава 2.Молодёжная субкультура………………………………………...7
Глава 3. Нравственные убеждения, идеалы, самосознание и чувство взрослости как основные новообразования молодёжи………………….14
Глава 4. Типы и виды неформальных молодёжных группировок……...19
-функции молодёжных организаций……………………………………...27
-влияние неформальных организаций на личность подростка…………28
-особенности психологии неформальности…………………………..….29
Глава 5. Социальная служба в решении молодёжных проблем………...31
Глава 6. Структура и задачи социальной работы для молодёжи……….34
Заключение………………………………………………………………….38
Список литературы…………………………………………………………39
Содержание.
Вступление……………………………………………………
Глава 1. Молодёжь как социально-психологическая группа……………3
Глава 2.Молодёжная субкультура………………………………………...7
Глава 3. Нравственные убеждения,
идеалы, самосознание и чувство взрослости
как основные новообразования молодёжи………………
Глава 4. Типы и виды неформальных молодёжных группировок……...19
-функции молодёжных
-влияние неформальных
организаций на личность
-особенности психологии неформальности…………………………..….29
Глава 5. Социальная служба в решении молодёжных проблем………...31
Глава 6. Структура и задачи социальной работы для молодёжи……….34
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Вступление.
Страна, в которой не заботятся о детях и молодежи, не имеет будущего. И если в ближайшее время не произойдет существенных изменений, мы обречены на вымирание.
В кризисных условиях больше всего подвержены крушению идеалов, обострению нигилизма, апатии молодежь т.к. система ценностей подвижна, мировоззрение не устоявшееся, что приводит к потере нравственного и духовного здоровья нации.
Чтобы оказать помощь молодежи нужны знания основных тенденций развития молодежной культуры, психологических особенностей и т.д. Социология молодежи изучает молодежь как социальную общность, особенности ее социализации, воспитания, процесс социальной преемственности и унаследования молодежью знаний и опыта старших поколений, особенности образа жизни, формирование жизненных планов, ценностных ориентаций, выполнение социальных ролей. Эти знания необходимы социальным работникам для того, чтобы эффективно построить работу.
Молодежь - это социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, адаптации к миру взрослых и будущие изменения.
Молодежь имеет подвижные границы своего возраста, они зависят от социально-экономического развития общества, уровня культуры, условий жизни.
Глава 1.
Молодёжь как социально-
Чтобы рассмотреть проблемы
молодёжи, необходимо представить себе,
что же такое молодёжь, чем она
отличается от других общественных групп.
Именно поэтому первая глава посвящена
анализу индивидуально-
В отечественном обществознании
долгое время молодёжь не рассматривалась
как самостоятельная социально-
Одно из первых определений понятия “молодёжь” было дано в 1968 г. В.Т. Лисовским: “Молодёжь-поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодёжи могут колебаться от 16 до 30 лет”. Позднее более полное определение было дано И.С. Коном: “Молодёжь- это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определённая фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но её конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально- историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации”.
Сегодня учёные определяют молодёжь
как социально-демографическую
Молодость-это путь в будущее, который выбирает сам человек. Выбор будущего, его планирование- это характерная черта молодого возраста; он не был бы таким притягательным, если бы человек заранее знал, что с ним будет завтра, через месяц, через год.
В возрастной психологии молодость
характеризуется как период формирования
устойчивой системы ценностей, становление
самосознания и формирования социального
статуса личности. Сознание молодого
человека обладает особой восприимчивостью,
способностью перерабатывать и усваивать
огромный поток информации. В этот
период развиваются критичность
мышления, стремление дать собственную
оценку разным явлениям, поиск аргументации,
оригинального мышления. Вместе с
тем в этом возрасте ещё сохраняются
некоторые установки и
Во-первых, в современных условиях усложнился и удлинился сам процесс социализации, и соответственно другими стали критерии её социальной зрелости. Они определяются не только вступлением в самостоятельную трудовую жизнь, но и завершением образования, получением профессии, реальными политическими и гражданскими правами, материальной независимостью от родителей. Действие данных факторов не одновременно и не однозначно в разных социальных группах, поэтому усвоение молодым человеком системы социальных ролей взрослых оказывается противоречивым. Он может быть ответственным и серьёзным в одной сфера и чувствовать себя как подросток в другой.
Во-вторых, становление социальной зрелости молодёжи происходит под влиянием многих относительно самостоятельных факторов: семьи, школы, трудового коллектива, средств массовой информации, молодёжных организаций и стихийных групп. Эта множественность институтов и механизмов социализации не представляет собой жёсткой иерархированной системы, каждый из них выполняет свои специфические функции в развитии личности.
Молодость-пора, когда каждый
должен сам определить свою судьбу,
найти единственно верный, ведущий
к успеху жизненный путь, который
позволит максимально реализовать
свои способности и дарования. Это
период, сопряжённый с мучительно
трудным процессом
Глава 2.
Молодёжная субкультура.
Под культурой понимаются убеждения, ценности и выразительные средства, которые являются общими для определённой группы людей и служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. Воспроизводство и передача культуры последующим поколениям лежат в основе процесса социализации-усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов предшествующих поколений.
Система норм и ценностей,
отличающих группу от
Иногда группа активно вырабатывает нормы или ценности, которые явно противоречат господствующей культуре, ее содержанию и формам. На основе таких норм и ценностей формируется контркультура. Известный пример контркультуры - хиппи 60-х годов или "система" в России 80-х годов. Элементы как субкультуры, так и контркультуры обнаруживаются в культуре современной молодёжи в России.
Под молодежной субкультурой понимается культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов.
Ее определяющей характеристикой в России является феномен субъективной "размытости", неопределенности, отчуждения от основных нормативных ценностей (ценностей большинства).
Так, у немалого числа молодых
людей отсутствует четко
Социальное отчуждение проявляется чаще всего в апатии, безразличии к политической жизни общества, образно говоря, в позиции "стороннего наблюдателя". На уровне самоидентификации проявление каких-либо определенных политических установок минимально. Вместе с тем эмоциональность, легковерность и психологическая неустойчивость молодых людей умело используются политическими элитами в борьбе за власть. "Участие в политической жизни" в шкале ценностных суждений, предложенных в ходе анкетного опроса учащимся старших классов петербургских школ, заняло последнее место (это занятие привлекает лишь 6,7% опрошенных). Только каждый четвертый из старшеклассников (25,5%) готов жить для других, даже если придется поступиться своими интересами, в то же время почти половина выборки (47,5%) полагает, что "в любом деле нельзя забывать о собственной выгоде".
"Политикой" интересуется
лишь 16,7% опрошенных, отсюда закономерно
проистекают и неопределенные
политические позиции
Существует мнение, что аполитичность молодежи закономерный результат чрезмерной идеологизации воспитания прошлых лет, а активная политизированность граничит с социологией. Вряд ли можно согласиться с подобной позицией: если в стабильном обществе приоритеты частной жизни закономерны и естественны, то в ситуации системного кризиса социальная индифферентность молодых чревата необратимыми последствиями для будущего страны. Не менее тревожно и то, что политизация отдельных групп молодежи приобретает черты политического и национального экстремизма.
Противопоставление образа "мы" и "они" традиционна, достаточно вспомнить хотя бы хрестоматийный роман И. С. Тургенева "Отцы и дети". Однако сегодня у молодого поколения нередко выливается в полное отрицание всех "папиных" ценностей, включая историю собственного государства. Эта позиция особенно уязвима, если иметь в виду собственную аполитичность молодых людей, их устраненность от участия в решении социальных проблем для общества, а не только для себе. Особенно явственно это противопоставление прослеживается на уровне культурных (в узком смысле) стереотипов молодежи: есть "наша" мода, "наша" музыка, "наше" общение, а есть - "папино", которое предлагается институциональными средствами гуманитарной социализации. И здесь обнаруживается третий аспект отчуждения молодежной субкультуры – это культурное отчуждение.
Именно на этом уровне
субкультура молодого
Наряду с коммуникативной (общение с друзьями) досуг выполняет в основном рекреативную функцию (около одной трети старшеклассников отмечают, что их любимое занятие на досуге -"ничего неделание"), в то время как познавательная, креативная и эвристическая функции не реализуются вовсе или реализуются недостаточно.
Ценности национальной культуры,
как классической, так и народной,
вытесняются схематизированными стереотипами-образцами
массовой культуры, ориентированными
на внедрение ценностей "американского
образа жизни" в его примитивном
и облегченном воспроизведении.
Любимыми героями и в определенной
степени образцами для