Молодежные субкультуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 13:51, реферат

Описание работы

В кризисных условиях больше всего подвержены крушению идеалов, обострению нигилизма, апатии молодежь т.к. система ценностей подвижна, мировоззрение не устоявшееся, что приводит к потере нравственного и духовного здоровья нации.

Содержание работы

Вступление………………………………………………………………….2
Глава 1. Молодёжь как социально-психологическая группа……………3
Глава 2.Молодёжная субкультура………………………………………...7
Глава 3. Нравственные убеждения, идеалы, самосознание и чувство взрослости как основные новообразования молодёжи………………….14
Глава 4. Типы и виды неформальных молодёжных группировок……...19
-функции молодёжных организаций……………………………………...27
-влияние неформальных организаций на личность подростка…………28
-особенности психологии неформальности…………………………..….29
Глава 5. Социальная служба в решении молодёжных проблем………...31
Глава 6. Структура и задачи социальной работы для молодёжи……….34
Заключение………………………………………………………………….38
Список литературы…………………………………………………………39

Файлы: 1 файл

реферат по социологии.docx

— 55.64 Кб (Скачать файл)

Третье слагаемое –  стадный инстинкт. Групповым он кажется  лишь внешне. Глубинно, психологически это стадное поведение. И пусть  стремление выделиться, обрести автономность и независимость носит индивидуальный характер – одному выделиться трудно. А в куче – легче. Заражение  и подражание, наслаиваясь на индивидуалистическое стремление к выделению, искажает цель, ради которой подросток предпринимает  неформальные действия, в итоге не выделяет, а растворяет подростка  в толпе себе подобных. Подавляющее  большинство неформальных группировок  держаться не на сознательном единстве – это бывает у подростков редко, а на одинаковости одиночества входящих в нее членов.

Непременный атрибут почти  любого стада и одновременно еще  одно слагаемое психологии данного  типа – наличие конкурентов, оппонентов, недоброжелателей и даже врагов. Ими  могут стать практически кто  угодно:  подростки с соседнего  двора, и поклонники иной музыки, и  просто взрослые.  Тут действуют  все те же выделения и обособление, но уже не на индивидуальном, а групповом  уровне. Не соглашаясь с миром взрослых, подросток приходит в неформальную группировку, и его стихийный  протест начинает распространяться и на других неформалов. «Врагов» может  быть очень много. Поддержание образа врага  - одно из условий существования  подобных групп.

Психология неформальности по природе своей носит двойственный, активно-реактивный характер. С одной стороны, это во многом естественный выплеск энергии молодости. С другой стороны, мы сами же часто провоцируем на то, чтобы эта энергия направлялась в не лучшую сторону. Запрещая даже то, что полезно и выгодно обществу, мы приводим их в недоумение и подталкиваем к слепому протесту в явно негативных формах.

Еще одна особенность –  завышение притязания. Это то самое  «потребительство», которое столь часто ставится молодым в вину. Гласность и открытость позволяет сравнивать нашу жизнь с западной, а затем и громко выражать результаты этого нелесного для нас сравнения.

Глава 5.

Социальные службы в решении  молодежных проблем.

Решение возникающих в  молодежной сфере социальных проблем  не может быть реализовано без  организации социальной работы, разворачивания деятельности социальных служб для  несовершеннолетних и молодежи.

Социальная работа среди  молодежи рассматривается как обеспечение  наиболее благоприятных социально-экономических  условий развития каждого молодого человека, способствующая социальному  становлению личности, обретение  ею всех видов свобод и полноценного участия индивидов в жизни  общества.

При организации деятельности социальных служб для несовершеннолетних и молодежи осуществляется целый  комплекс мер. Решается задача по созданию и развитию комплекса специализированных служб и учреждений по указанию подросткам и молодежи разнообразных медико-социальных, психолого-педагогических, реабилитационных и социально-правовых услуг.

Так, открыты Центра социального  здоровья семьи и детей в Москве, Костроме, Петрозаводске, Томске и др., развиваются службы психологической, медико-социальной помощи семье и подросткам, открываются "телефоны доверия", консультационные центры. Такие центры действуют более чем в 30-ти регионах России. Для детей и подростков, испытывающих жестокое обращение в семье и насилие, создаются социальные приюты.

С начала 1992 года на базе семи приемников-распределителей для  несовершеннолетних созданы центры социальной реабилитации детей и  подростков, организуются приюты для  детей, оказавшихся вне внимания семьи, и интернаты. Ведется работа по созданию при приемниках-распределителях  служб, направленных на ресоциализацию подростков с девиантным поведением.

Кроме этого в ряде регионов созданы Центры (комплексы) социальной реабилитации и адаптации подростков, функции которых значительно  расширены. В составе Центров  помимо приютов, учебной части, отделения  временной изоляции несовершеннолетних созданы реабилитационные службы (малые  производственные подразделения, детская  гостиница, полиграфическая и швейная  мастерские, теплица и т.д.), психолого-оздоровительный  центр.

Обеспечение полноценного физиологического и интеллектуального развития личности, подготовка молодого поколения к  самостоятельной и трудовой  жизни  объективно ставят задачу создания целой  системы социальных служб, призванных заниматься этими проблемами, в том  числе психологической службы. В  настоящий период она представлена психологами в детских садах  и школах; семейной психологической  службой, организационно оформленной  в виде городских или районных психологических консультаций; социальной службой, центральной фигурой которой  является социальный работник.

Базисными видами деятельности специалистов, указанных служб, являются психолого-профилактическая, психолого-диагностическая  и коррекционная работа, а также  консультационная деятельность.

Необходимость такого вида социальных услуг все больше осознается населением и государством.

В системе психологического консультирования различают:

- возрастно-психологические  консультирования (контроль за состоянием психологического развития ребёнка);

- семейное психологическое  консультирование (оказание помощи  населению по широкому кругу  семейных проблем);

- психолого-педагогическое  консультирование преподавателей  и воспитателей;

- консультационная работа  социального работника, в функции  которого входит, прежде всего,  задача представления интересов  и прав клиента в широком  социальном окружении.

В настоящее время во многих регионах России открыты центры социальной помощи семье и детям. Работа с  подростками в них идет по обращаемости (через "телефон доверия" и консультирование, когда подростки анонимно обращаются за помощью к специалисту психологу, врачу-гинекологу, сексопатологу и  т.д.) и путем привлечения в  центры подростков из школ, ПТУ, техникумов. При центрах работают медико-педагогические школы, где на профессиональном уровне проводятся занятия с группами подростков по проблемам сексуального поведения, репродуктивного здоровья, вреде  абортов и ранних половых контактов, профилактики венерических заболеваний  и т.п.

Получили развитие и центры здоровья подростков, планирования семьи, консультации "Брак и семья", которые  оказывают консультативную, лечебно-профилактичнскую помощь по всем вопросам полового воспитания подростков.

Глава 6.

Структура и задачи социальной работы для молодёжи.

В Федеральном законе "Об основах социального обслуживания населения РФ" комплексная система  социального обслуживания населения, включая молодежь, предусматривает  предоставление социально-экономических, медико-социальных, психологических, социально-бытовых, правовых и иных социальных услуг  гражданам, оказавшимся в сложной  жизненной ситуации (многодетные, неполные семьи, инвалиды, одинокие и пожилые  люди, дети-сироты, безработные, лица без  определенного места жительства, выпускники детских домов и ряд  других).

Социальная служба - это  предприятие, учреждение, организация  и другие юридические лица различных  форм собственности, осуществляющие социальное обслуживание, а также граждане, занимающиеся предпринимательской  деятельностью по социальному обслуживанию без образования юридического лица.

Система социальной защиты молодежи в субъектах РФ имеет следующую  структуру учреждений социального  обслуживания.

1.Обязательный минимум  для каждого города, района, куда  входят:

а) центр социального обслуживания (отделения: социальной помощи на дому, дневного, временного пребывания, срочной  социальной помощи);

б) центр социальной помощи семье и детям;

в) социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних;

г) социальный приют для  детей и подростков.

2.Дополнительная сеть  в городах и районах, куда  входят:

а) центр психолого-педагогической помощи;

б) центр экстренной психологической  помощи по телефону;

в) дом милосердия;

г) реабилитационные центры для лиц с ограниченными возможностями (в том числе для детей и  подростков).

Изучение реальных потребностей молодежи в социальных услугах выступает  ключевым элементом при формировании системы их социального обслуживания. Согласно исследованиям молодежь нуждается, прежде всего, в бирже труда, пунктах  правовой защиты и юридического консультирования, работе телефона доверия и далее - в сексологической консультации, центре помощи молодой семье, общежитии- приюте для подростков, оказавшихся в конфликтной ситуации дома. При этом молодые рабочие отдают предпочтение пунктам правовой защиты и юридического консультирования, молодежной бирже труда, центру помощи молодой семье; учащиеся - телефону доверия, сексологической консультации, бирже труда.

Одной из главных проблем  молодых рабочих является трудоустройство, хорошо оплачиваемая и интересная работа. Переход к рынку предполагает коренное преобразование стимулов и  мотивов экономической активности людей, формирование готовности и способности  молодого поколения жить и работать в новых условиях. Изучение отношения  к труду различных категорий  молодежи показало, что для большинства  молодых людей очень важно  в жизни иметь интересную работу, хорошие отношения в трудовом коллективе, хорошие условия труда.

 

Понятно и выдвижение учащейся молодежью в число приоритетных центров "Телефона доверия". Это  вызывается возросшей конфликтностью нашего бытия, отсутствием зачастую понимания в семье, школе, неумением  найти настоящих друзей и просто общаться. Лишь 10-17% респондентов считают, что атмосфера в школах и училищах нормальная, благоприятная, почти каждый второй указывает на отсутствие понимания  между педагогами и учащимися,65% признали, что духовной близости ни с кем из педагогов не чувствуют. Более 50% не удовлетворены своим  статусом в семье: одни жалуются на ощущение одиночества, другие - на чрезмерную опеку со стороны взрослых, третьих  не устраивает необходимость подчиняться  старшим.

При организации социальных служб для молодежи очень важно  четко определить их задачи. Так, социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних включает в себя четыре отделения: отделение  диагностики, социальной реабилитации, дневного пребывания и стационар.

В Российской Федерации накоплен опыт практической социальной работы с молодежью. Так, в Ярославле  принята областная государственная  социальная программа "Молодежь", направленная на создание правовых, экономических  и организационных условий и  гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив. Астраханская областная социальная служба помогает молодым людям разобраться  в себе и окружающих, учит самостоятельно находить выход из стрессовой ситуации, снимать ее последствия, обретать уверенность  в своих силах. В деятельности службы предпочтение отдается таким  видам помощи и услуг молодежи, как консультативная помощь по правовым вопросам, семейно-брачным отношениям, медико-психологическая помощь.

Основной задачей московского  объединения "Педагогический поиск" являются социальная и правовая защита, адаптация и реабилитация выпускников  и воспитанников детских домой  и школ-интернатов. Сотрудники и  добровольцы объединения помогают им устроиться в жизни, получить жилье, образование, подобрать работу. В  Доме адаптации подростки учатся правилам социальной жизни, здесь корректируются жизненные ориентации в трудовой семье, укрепляются познания в нравственных, моральных и правовых нормах жизни. В Доме учатся готовить, ухаживать за своим жилищем и за собой. Здесь открыты мастерские прикладного творчества, где подростки выполняют различные виды работ и могут зарабатывать деньги.

Работа с детьми, подростками  и молодежью в Юго-Восточном  административном округе г. Москвы строится на основании Указа Президента России о молодежной политике, постановлений  правительства Москвы, распоряжений мэра, программы "Дети Москвы, распоряжений префекта ЮВАО, супрефекта района. На территории ЮВАО работает 8 центров и 30 детских  подростковых клубов, в которых занимается около 20 тыс. детей, подростков, молодежи. Все педагоги-организаторы, которые  входят в состав дирекции единого  заказчика районов, а их 61, прошли аттестацию в муниципальных районах, префектуре, Комитете по делам семьи  и молодежи. Педагоги-организаторы работают в тесном контакте с комиссиями по делам несовершеннолетних, привлекая  в свои клубы трудных подростков, детей, состоящих на учете в милиции. Детские подростковые клубы (ДПК) микрорайонов "Рязанский", "Выхино", "Кузьминки", "Марьино" принимали участие  во многих  городских конкурсах.

Заключение.

В заключение хотелось бы сказать  об актуальности исследований, связанных  с проблемами молодежи. Исследования в этой области социологии и психологии необходимы для разрешения того кризиса, который переживает сегодня Россия. А связь таких аспектов проблем  молодежи, как молодежная субкультура  и молодежная агрессивность очевидна. Только тщательные и систематические  исследования в области развития социальной работы с молодежью могут  помочь понять причины происходящего  в нашем обществе конфликта поколений. Необходимо понять суть молодежных исканий, отрешиться от безусловного осуждения  того, что несет с собой молодежная культура, дифференцированно подходить  к явлениям жизни современной  молодежи.

Также необходимо понять, что  молодому человеку нужно определить границы своих реальных возможностей, узнать, на что он способен, утвердиться  в обществе.

 Подтверждением этому  может служить следующая цитата  Эриксона: «Молодой  человек должен, как акробат  на трапеции, одним  мощным движением опустить перекладину  детства, перепрыгнуть и ухватиться  за следующую перекладину зрелости. Он должен сделать  это за  очень короткий  промежуток   времени, полагаясь на надежность  тех, кого он  должен  опустить, и  тех,  кто  его  примет  на противоположной  стороне».

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1.      “Молодежный  экстремизм” под ред. А. А.  Козлова. Изд-во СПбГУ, 1996г.

2.      “По неписанным законам улицы…” – М: Юридлит, 1991г.

3.      “Социология  молодежи” под ред. В. Т.  Лисовского Изд-во СПбГУ, 1996г.

4.      Громов  А.В., Кузин О.С. “Неформалы. Кто  есть кто?» - М.,1990г.

Информация о работе Молодежные субкультуры