Молодежный рынок труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 16:48, контрольная работа

Описание работы

При первичном выходе на рынок труда у молодежи преобладают идеалистические представления о будущей профессии, трудовой и профессиональной карьере, которые с первых шагов на рынке труда разрушаются и приводят к возникновению сложных социально-психических состояний (тревога; состояние депрессии, влияющее на коммуникативную сферу и сопровождаемое ощущением безысходности, комплексом вины) в условиях невозможности трудоустройства. Столкновение с трудовой реальностью приводит к переориентации, либо деградации трудовых ценностей.

Файлы: 1 файл

Соц. исследование.docx

— 152.65 Кб (Скачать файл)

 

Введение

Переход к рыночным отношениям в сфере труда и занятости  в условиях структурной перестройки  экономики привел к возникновению  принципиально новой ситуации в  социально-трудовых отношениях. Особенно тяжелой и болезненной данная ситуация оказалась для молодежи, которая в силу специфики социально-психологических  характеристик, оказывается недостаточно подготовленной к современным реалиям  рынка труда.

 Актуальность выбранной  темы заключается в том, что  именно неработающая молодёжь  по сравнению с другими группами  безработного населения предрасположена  к антиобщественному поведению,  вхождению в криминальные структуры.  Затруднения с поиском нового  места работы у законопослушных  молодых людей сопровождаются  снижением самооценки, когда работа  уже найдена, деформируют мотивацию  трудовой деятельности. Именно поэтому  общество и государство должны  уделять больше сил и средств  решению проблем молодёжной безработицы. 

 При первичном выходе  на рынок труда у молодежи  преобладают идеалистические представления  о будущей профессии, трудовой  и профессиональной карьере, которые  с первых шагов на рынке  труда разрушаются и приводят  к возникновению сложных социально-психических  состояний (тревога; состояние  депрессии, влияющее на коммуникативную  сферу и сопровождаемое ощущением  безысходности, комплексом вины) в условиях невозможности трудоустройства.  Столкновение с трудовой реальностью  приводит к переориентации, либо  деградации трудовых ценностей. 

 Молодежный рынок труда,  молодежная безработица, использование  труда молодежи - актуальная проблема  не только для города Липецка, но и для России в целом. В последнее время этим темам уделяется большое внимание и в научной литературе, и в периодической печати.

 Противоречие: с одной  стороны, молодежь, получает образование,  новые знания, профессию, позволяющую  молодым людям стать конкурентоспособным  на рынке труда, а с другой  стороны, трудоустройство молодежи  осложнено нежеланием работодателей  принимать на работу молодежь  с отсутствием опыта работы.

 Проблема: в целях указанного  противоречия целесообразно организовать  службу занятости населения так,  чтобы помочь молодым людям  устроиться на работу, применить  полученные в обучении знания  и навыки в профессиональной  деятельности. Данная работа должна  проводиться как на государственном,  так и на региональном уровне.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Обоснование  программы исследования.

Молодежь - социально-демографическая  группа, переживающая период становления  социальной зрелости, вхождения в  мир взрослых, адаптации к нему и будущего его обновления. На молодежный возраст приходятся главные социальные и демографические события в  жизненном цикле человека: завершение общего образования, выбор профессии  и получение профессиональной подготовки, начало трудовой деятельности, вступление в брак, рождение детей. Эта категория  населения разбивается на ряд  групп, определяющих их положение на рынке труда.

Рынок труда представляет собой совокупный спрос и предложение  рабочей силы, обеспечивающийся за счет взаимодействия этих двух составляющих размещение относительно рабочих мест экономически активного населения  по различным сферам хозяйственной  деятельности. В последнее время  в работах многих ученых, посвященных  проблемам рынка труда наметилось различие в определении предмета купли-продажи на рынке труда: рабочая  сила или труд. Однако продаваться  может только рабочая сила, а не труд, так как последний есть ни что иное, как процесс. В таком  случае было бы правильнее говорить о  рынке рабочей силы, а не о рынке  труда. Но, начиная с К. Маркса и  кончая многими современными учеными  данные понятия принято считать  синонимами и не делать между их значениями никаких различий. На рынке  труда складываются отношения между  работодателями и наемными работниками. Они способствуют соединению рабочей  силы со средствами производства, тем  самым удовлетворяется потребность  работодателей в труде, а наемных  работников - в заработной плате. Одной из важнейших проблем современного общества является проблема безработицы. Она выступает как сложное и противоречивое макроэкономическое явление не только экономической жизни. В нашей стране безработица официально была признана лишь в начале 1990-х годов. В это время число безработных росло очень быстро, и масштабы безработицы превышали социально допустимый уровень.

 В наши дни безработица  становится всё более распространённым  элементом жизни современного  общества, оказывающим влияние не  только на социально-экономическую,  но и на политическую ситуацию  в стране. Она остаётся в центре  внимания и населения, и научной  общности.

 Весьма важно учитывать  социальные аспекты. Ведь безработица  влияет не только на материальное  состояние членов общества, но  и влияет, например, на здоровье  общества. Причины безработицы, которая является постоянной угрозой всем занятым в производстве и только вступающим в рабочую жизнь, разнообразны, как и отдельные слои армии безработных. Основная же причина многих видов безработицы связана с изменением спроса предпринимателей на рабочую силу, которая в свою очередь постоянно меняется под воздействием накопления капитала. Он при расширении производства, изменении его структуры, отталкивает рабочие силы, делая их то недостаточными, то относительно избыточными.

Массовая безработица  среди молодежи, в силу специфики, не устоявшейся еще психики, чрезмерных амбиций новоиспеченных специалистов, юношеского максимализма и реактивности, является еще более глубокой проблемой. Молодые специалисты - это гордость и надежда любого развитого государства, а если эта "надежда" не имеет  соответствующей социальной защищенности, "непристроенность" молодежи превращается в одну из наиболее значимых угроз  экономической безопасности и социальной стабильности страны. Безработица среди  молодого населения ведет:

- к углублению бедности  и обнищанию бюджетов молодых  семей (как следствие - увеличение  разводов, абортов, снижение рождаемости,  увеличение числа беспризорных  и брошенных детей, детей-сирот,  детей-инвалидов);

- снижение социальной  защищенности и неадекватная  оценка молодежного труда способствует  падению национального патриотизма,  приводит к оттоку молодых  специалистов в развитые капиталистические  страны, прививает интерес к поиску  альтернативных форм заработка  в сфере неформальной экономики  и теневого бизнеса, подрывает  интерес к образованию;

- усугубляется криминогенная  обстановка в стране: увеличивается  количество экономических и уголовных  преступлений, расцветает алкоголизм  и наркомания, увеличивается количество  венерических и прочих заболеваний,  сокращается уровень продолжительности  жизни, увеличивается смертность - все это способствует естественному  вырождению нации.

Дискриминация молодых людей  на рынке труда – это актуальная проблема для любой рыночной экономики, тем более для Российской, когда  в период перехода России к рынку  безработными становятся невостребованные выпускники ПТУ, - ВУЗов и техникумов – молодые люди имеющие образование, но не имеющие опыта работы по специальности.

 Но если у людей  равные способности и квалификация, они выполняют одинаковую работу, а получают не одинаковое вознаграждение  или по-разному продвигаются по  служебной лестнице, то можно  говорить о дискриминации. Особенно  она заметна, когда функционирование  рынка труда регулярно воспроизводит  различия в положении определенных  групп населения. Так как очевидно, что худшее положение на рынке  труда, например женщин или  национальных меньшинств не может  быть объяснено предположением  о худших в среднем индивидуальных  склонностях женщин по сравнению  с мужчинами или худших в  среднем способностях работников  из национальных меньшинств по  сравнению с работниками основной  национальности. В таком случае  у людей из этих групп неравные  возможности на рынке труда  по сравнению с другими работниками,  что и означает дискриминацию. 

 Дискриминации на рынке  труда могут подвергаться различные  категории работников. Выделяют  дискриминацию по полу, национальности, расе, возрасту и т. д. Для  нашей страны, несомненно актуальность  имеют вопросы равенства возможностей  на рынке труда между молодежью  и более старшим поколением.

Цель работы – определить основные аспекты данной проблемы в городе Липецке.

Задачи данной работы:

1. Определение необходимой  (репрезентативной) выборочной совокупности  для получения количественных  показателей.

2. Выбор методов сбора  и анализа первичной информации  – анкетирование.

3. Разработка анкет для  социологического исследования (опрос).

4. Организация и проведение  анкетирования среди жителей  города Липецка.

5. Автоматизированная обработка  полученной информации на базе  пакета прикладных программ: «Microsoft Excel» в среде «Windows».

6. Проверка адаптивности  результатов и их корректировка.

         7.Изучить безработицу как социальное явление;

         8.Выявить проблемы молодежи на рынке труда;

Гипотеза исследования:

 1.основной причиной незанятости молодёжи является отсутствие подходящих рабочих мест на рынке труда;

2.причина отказа работодателей при приеме на работу молодых людей, в том, что они не имеют опыта.

Объектом исследования:- жители города Липецка. Объём выборки составляет 30 человек.

Предмет исследования –проблема трудоустройства молодёжи.

Метод исследование- анкетирование.

 

2.Подготовка к  проведению социологического исследования.

В моём исследовании принимали  участие люди от 18 до 27 лет, которые  являются либо безработными, либо работающие, но не по той специальности которой  хотелось бы. Было опрошено 30 респондентов. В качестве метода социологического исследования было использовано анкетирование. Основное его достоинство заключается в организационной доступности и оперативности опроса. Анкеты заполняются в присутствии анкетера и возвращается ему сразу после заполнения. Эта форма опроса обеспечивает почти 100%-тный возврат и краткие сроки сбора данных.

Анкетирование проводилось  анонимно, что позволило респондентам быть откровенными при выборе ответов.

В ходе подготовки исследования была разработана анкета, позволяющая  исследовать рынок труда города Липецка. Анкета состояла из 15 вопросов. Варианты возможных ответов в большинстве случаев уже напечатаны в анкете, нужно лишь поставить галочку напротив нужного варианта ответа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Сбор и анализ данных

В опросе принимали участие 30 человек, 17(56%) из которых мужчины, а 13 (44%) женщины.

Таблица1- Пол респондентов

Категории

Число опрошенных, чел.

Число опрошенных в  %

Мужской пол

17

56

Женский пол

13

44


 

В опросе участвовали люди разных возрастных категорий, большинство  из которых относится к категории  от 21 до 24 лет (49%), затем 33% относится  к категории 18-21 год, и 18% к категории 25-27 лет.

Таблица 2-Возраст респондентов

Категории

Число опрошенных, чел.

Число опрошенных в %

18-21

10

33

21-24

15

49

25-27

5

18


 

Следующим вопросом в анкете был «Имеете ли Вы работу?», на что  респонденты в количестве 10 человек (33%) ответили, что имеют работу, а 20 человек (67%) сказали что не работают. Наглядным образом это изображено на рисунке 1.

Рисунок 1- Диаграмма показывающая соотношение количества работающих и не работающих молодых людей.

На вопрос «Нравится ли Вам ваша работа?» большинство  респондентов (49%) ответило, что нет  выбора, и не важно нравится ли она  или нет, 33% ответили, что им не нравится их работа, и лишь 18% довольны своей  работой.

Рисунок 2- Диаграмма отражающая ответы на вопрос «Нравится ли Вам  ваша работа?»

Следующим вопросом в анкете, был вопрос «Устраивает ли Вас  ваша заработанная плата?». На него 56% ответили отрицательно, 33% затруднились ответить и 11% респондентов полностью удовлетворяет  их плата за труд.

Рисунок 3- Диаграмма об отношении  респондентов к их заработанной плате.

На вопрос «Имеете ли Вы высшее образование?» 62% ответили положительно, а 38% отрицательно.

Рисунок 4- Диаграмма показывающая сколько процентов опрошенных респондентов имеют высшее образование.

Дальше в анкете стоял вопрос «Как Вы думаете много ли на рынке труда для вас подходящих рабочих мест?», сравнивались три варианта- Да, скорее нет чем да, их очень мало. Большинство опрошенных респондентов ответили, что мест очень мало (62%),29% сказали скорее нет чем да и лишь 9% ответили, что мест много.

Информация о работе Молодежный рынок труда