Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2012 в 13:42, курсовая работа
Цель исследования - выявить технологические особенности постановки документально- публицистической композиции.
Задачи исследования:
• определить понятие «документально - публицистическая композиция».
• определить структурные составляющие постановки документально публицистической композиции.
Развитие
действия (или основное действие)
изображение событий в котором
реализуется конфликт. Состоит из
эпизодов. Каждый из них имеет
логику, свою внутреннюю
Основное действие выразилось в рассказе об истории становления кафедры, что было сделано за сорок лет ее существования, о достижениях за этот срок. Большой блок отведен был педагогам ,которые трудились все эти годы на благо кафедры. Звучали такие имена как: Любовь Анатольевна Пудалова, кандидат филологических наук, доцент; Анатолий Николаевич Рыленко, кандидат филологических наук, доцент; Ляхова Валентина Васильевна, кандидат филологических наук, доцент; Тираненко Светлана Дмитриевна, кандидат филологических наук, доцент; Галина Александровна Жернова, кандидат искусствоведения, доцент; Леонид Иванович Казаков, кандидат филологических наук, доцент; Людмила Федоровна Перминова, кандидат филологических наук, доцент. Был озвучен ныне работающий коллектив кафедры в числе одиннадцати педагогов.
Следующим этапом в структуре кульминация- это наивысшая точка развития действия, которое ведет к развязке и финалу. В момент кульминации происходит наиболее концентрированное выражение, идеи композиции, а в финале сверх- задачи сценариста.
Кульминацией нашей
Развязкой нашего мероприятия было обобщение всего выше сказанного и как таковое открытие выставки.
Таким образом, четкий перечень
документов, событий, героев, явлений,
подчиненных режиссерскому
Сценарий
открытия выставки,
посвященной 40-летию каф. Литературы и русского языка
Дата проведения: 04.10.11 г.
Время проведения: 16.00
Место проведения: музей КемГУКИ
Чтец 1 |
Звучит музыка, на ее фоне читается текст Русский язык! Тысячелетия создавал народ - это гибкое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное поэтическое орудие своей жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего… |
Чтец 2 |
Дивной вязью плел народ невидимую сеть русского языка: яркого как радуга вслед весеннему дождю, меткого, как стрелы, задушевного, как песня над колыбелью… |
Чтец 1 |
Дремучий мир, на который он накинул волшебную сеть слова, покорился ему, как обузданный конь. Музыка прекращается |
Ведущая |
Здравствуйте дорогие студенты, преподаватели и гости нашего Университета!
Мы рады приветствовать вас в этом уютном холле!
Не случайно наша встреча началась с таких прекрасных слов о русском языке. Сегодня вы присутствуете на знаменательном событии – открытии выставки, посвященной одной из старейших кафедр нашего Университета – кафедры Литературы и русского языка.
Позвольте мне на эту импровизированную сцену пригласить Проректор по научной и инновационной деятельности Шунков Александр Викторович. Слово кого-то |
Ведущая |
40 лет назад - в 1971 году
- в нашем вузе на базе кафедры
общенаучных дисциплин
Уже 40 лет… Всего 40 лет…
А действительно много это или мало? Для истории кафедры - это не большой срок. Но если посмотреть на результаты, то можно сказать, что проделана огромная работа, и очень многое достигнуто. В чем секрет? В том, что все эти годы на общее благо кафедры трудились талантливые, интересные, знающие свое дело педагоги. |
Чтец 1 |
Чтецы начинают «перекличку»
Любовь Антоновна Пудалова, кандидат филологических наук, доцент. Яркая, сильная личность, возглавлявшая кафедру с начала ее существования до 1982 года. Будучи талантливым филологом, постоянно совершенствовала свой научный, творческий уровень, участвовала в научных конференциях, занималась изучением фольклора, являлась бессменным лектором курсов современной литературы и русского фольклора. Она создала большой творческий коллектив, который стал одним из самых уважаемых в вузе. |
Чтец 2 |
Среди почетных имен преподавателей и имя кандидата филологических наук, доцента, Анатолия Николаевича Рыленкова. Помимо преподавательской работы Анатолий Николаевич был проректором по заочному отделению, заместителем декана библиотечного факультета, заместителем декана культурно-просветительного факультета, проректором по учебной и научной работе. |
Чтец 1 |
37 лет на кафедре проработала кандидат филологических наук, доцент Ляхова Валентина Васильевна. Валентина Васильевна в Кемерово была известна как специалист по мировой детской литературе, литературе и драме советского периода. Организовывала на факультете и в вузе литературные вечера, читательские конференции, встречи с творческой интеллигенцией г. Кемерово. |
Чтец 2 |
В 1977 году свой педагогический и научный путь на кафедре начинала кандидат филологических наук, доцент Титаренко Светлана Дмитриевна. Светлана Дмитриевна известный и признанный в стране и за рубежом автор научных исследований в области поэзии русского символизма. |
Чтец 1 |
Среди имен преподавателей, стоявших у истоков кафедры, имя кандидата искусствоведения, доцента Галины Александровны Жерновой. Много лет она возглавляла секцию театральных критиков при областном отделении Союза театральных деятелей Кузбасса. Кроме того, Галина Александровна неоднократно избиралась председателем жюри областного конкурса «Кузбасс театральный», являлась крупнейшим театральным критиком в Сибири. |
Чтец 2 |
С 1982-го по 1995 год заведующим кафедрой был кандидат филологических наук, доцент Леонид Иванович Казаков, В вузе Леонид Иванович читал курс зарубежной литературы, поражая студенческую аудиторию мастерством лектора, глубиной познания европейской культуры и легкостью, с которой он переходил на итальянский язык, читая лекцию по творчеству Данте, или французский, ведя разговор о романах Гюго. Яркая личность Казакова была заметна не только в вузе, но и в Кузбассе. Вплоть до своего отъезда Леонид Иванович входил в состав областного жюри по присуждению премии им. В.Д. Фёдорова писателям и поэтам Кузбасса. |
Чтец 1 |
С 1995 по 2005 год кафедру
возглавляла кандидат филологических
наук, доцент Людмила Фёдоровна Перминова.
Благодаря лидерским качествам
Людмилы Фёдоровны в 90-е годы в
коллектив кафедры приходят молодые
высококвалифицированные |
Ведущая |
Об этих и многих других замечательных педагогах, в разные годы внесших неоценимый вклад в развитие кафедры вам поведают документы, представленные на стендах нашего музея.
У каждой кафедры есть не только вчера, но и яркое, талантливое, творческое, полное интересных исследований и научных открытий сегодня.
Сегодня кафедру Литературы и русского языка представляют 11 педагогов, в числе которых 2 доктора филологических наук, 2 профессора, 6 кандидатов филологических наук и 6 доцентов. А возглавляет кафедру кандидат филологических наук, доцент Литовченко Мария Владимировна
Ее мы и приглашаем на нашу сценическую площадку. Слово заведующего кафедрой |
Ведущая |
Большая часть экспозиции
посвящена кандидату |
Чтец 1 |
Звучит музыка
Татьяна Всеволодовна Витторф родилась в Ленинградской области. В 1918 году эмиграция семьи в Польшу на долгие годы разлучила Татьяну Всеволодовну с ее исторической Родиной. В 1930 году семья переезжает в Чехословакию. И для Витторф начинается новый виток ее жизни - обучение в Русской Пражской гимназии, одним из основателей который был В.Т. Гонтарь, профессор, лексикограф, участник движения Сопротивления, составитель русско-чешского и чешско-русского словарей, вышедших в Праге в 1945 году. Вторым соавтором словарей стала Татьяна Всеволодовна. Уже одна эта деталь биографии, дает возможность представить, каким огромным научным потенциалом обладала Татьяна Всеволодовна. |
Чтец 2 |
Так много камней брошено в меня, Что ни один из них уже не страшен, И стройной башней стала западня, Высокою среди высоких башен. Строителей ее благодарю, Пусть их забота и печаль минует. Отсюда раньше вижу я зарю, Здесь солнца луч последний торжествует. И часто в окна комнаты моей Влетают ветры северных морей, И голубь ест из рук моих пшеницу... А не дописанную мной страницу, Божественно спокойна и легка, Допишет Музы смуглая рука. |
Чтец 1 |
Во время второй мировой войны Витторф была активной участница подпольной борьбы Коммунистической партии Чехословакии против оккупантов. За подрывную деятельность против фашисткой Германии была арестована гестапо, заключена в Панкрацкую тюрьму в Чехословакии, а затем отправлена в тюрьмы Лейпцига и Дрездена в Германии. В январе 1945 г. была осуждена в Дрездене на семь лет принудительных работ. |
Чтец 2 |
Нет, не под чуждым небосводом, И не под защитой чуждых крыл, - Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к |
Чтец 1 |
После возвращения в 1948 г. в Советский Союз и получения высшего образования в Ленинградском университете, работала учителем русского языка на Псковщине, затем доцентом в Шуйском педагогическом институте (Ивановская область), в Барнаульском педагогическом институте и Кемеровском институте культуры. |
Чтец 2 |
В стенах университета она не только читала лекции и вела практические занятия, но и активно руководила научной работой студентов, оказывала большую помощь молодым преподавателям, была членом учебно-методического совета. Многие годы Татьяна Всеволодовна на общественных началах была редактором редакционно-издательского совета. Участвовала во внеучебной воспитательной работе среди студентов: проводила беседы о культуре поведения, труда студента вуза и о нормах морали. |
Чтец 1 |
Личность Татьяны Всеволодовны, ее лекции производили на студентов неизгладимое впечатление. По своей природе она была воспитателем всегда и везде. У коллег по кафедре сохранилось уважение и благодарность за ту отвагу, с которой она умела вмешаться в сложную ситуацию, чтобы найти верное и нравственно достойное решение ее.
|
Чтец 2 |
Я так молилась: "Утоли Глухую жажду песнопенья!" Но нет земному от земли И не было освобожденья.
Как дым от жертвы, что не мог Взлететь к престолу Сил и Славы, А только стелется у ног, Молитвенно целуя травы,-
Так я, Господь, простерта ниц: Коснется ли огонь небесный Моих сомкнувшихся ресниц И немоты моей чудесной? Музыка умолкает |
Ведущая |
Традиция добросовестного и творческого отношения к делу, взаимопомощь, заинтересованность в успехах своих студентов, определяет новые горизонты в развитии такой молодой, но уже имеющей свою историю кафедры. |
Работа проводилась в рамках курсовой студентами пятого курса специализации ПДЮД Кемеровского Государственного университета культуры и искусств, под руководством старшего преподавателя кафедры СКД Зайцевой Татьяны Владимировны.
Перед студентами была поставлена задача подготовить сценарий для посвященную открытию выставки организованную в честь 40-летия кафедры литературы и русского языка в Кемеровском университете культуры и искусства.
Изучив и проанализировав
материал мы выбрали такую
форму как документально-
Нам предстояло определить понятие документально- публицистической композиции, определить ее структурные составляющие.
Изучив методические рекомендации и литературу по теме, приступили к разработке сценария. При работе учитывали все поставленные задачи и старались максимально их выполнить. Нам предстояло: отбор материала, определение главной мысли нашей композиции, определение места действия.
Студентами была проделана следующая работа. В течение двух недель собирался и изучался материала: были прочитаны статьи о кафедре, проведены беседы с преподавателями, просмотрены архивные фотографий, подбирались стихотворные произведения.
В качестве материала нам было представлено: фотографии, документы с архива, статьи о кафедре, беседы с педагогами кафедры и организаторами выставки. Материала было достаточно, было из чего выбрать и с чем работать.
Следующим этапом предстояло выстроить материал, не нарушая логику изложения событий. В прологе мы использовали стихи о русском языке ,так как все мероприятие посвящалось «Кафедре Литературы и русского языка».Развитие действие послужил рассказ о кафедре ,о ее педагогах и достижениях. Кульминацией нашей документально – публицистической композиции стало представление экспозиции.
С самого начала место проведение было обозначено- холл перед музеем, позже было изменено и все действо происходило в самом музее. Это изменение не сильно отразилось на сценарии. Наоборот атмосфера самого музея сразу погрузила в предлагаемые обстоятельства и предала мероприятию торжественности.
Присутствовало много гостей, это были не только студенты и коллеги университета, но и педагоги с других университетов.
Сценарий подразумевал одного
ведущего и двух чтецов, эти роли
были исполнены студентками гр.ПДЮД-
Минус был в том ,что музыка , которая звучала фоном на литературные произведения, не подходила по под текст, расходились в эмоциональном плане. В целом мероприятие получилось ярким, насыщенным.
Заключение
Неравнодушное отношение к окружающей действительности, интерес к сценарному материалу, любопытство к возможностям соединения и организации, самостоятельность, художественность мышления режиссера способствуют созданию художественного замысла будущей документально- публицистической композиции.
Перефразируя А.Н. Толстого,
следует заметить, что в режиссере
"должны действовать одновременно
мыслитель, художник и критик. Мыслитель
- активен, мужественен, он знает "для
чего", он видит цель и ставит вехи.
Художник - эмоционален, женственен, он
весь в том "как" сделать, он идет
по вехам, ему нужны рамки, иначе
он расплывется. Критик должен быть умнее
мыслителя и талантливее
Отсюда можно сделать вывод, что в ходе творческого процесса в режиссере должны гармонично уживаться все три ипостаси. Одной из них недостаточно. Только тогда режиссер создает окрашенный его индивидуальностью, его неповторимым видением, стилем его мышления художественный мир, который раскрывает его с разных сторон. И основой, отталкиваясь от которой он создает свое театральное действо, свой новый образ, может стать любой документ, жизненный факт, явление, реальный герой, место событий. Вместе с тем необходимо помнить, что только образное решение превращает документальный и публицистический материал в произведение искусства.
Литература
1. Вершковский Э.В. режиссура
массовых клубных
2. Гавдис С.И. Основы сценарного мастерства. - Орел: ОГИИК, 2005
3. Генкин Д.М. Массовые праздники. - М.: Просвещение, 1975
5. Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера. - М., 1978
6. Литвинцева Г.Д. Сценарное мастерство. - М.: ВНМЦТН и КПР им. Крупской, 1989
10. Шароев И. Режиссура массового действа. - М., 1980
11. Шароев И. Режиссура
массовых театрализованных