Молодёжь в системе социокультурных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2014 в 11:05, реферат

Описание работы

В результате процесс эволюции молодежных ценностей претерпел серьезные деформации, поставив в центр проблему ценностного воспитания в духе патриотизма и гражданственности на уровне государственной молодежной политики. Последняя в настоящее время находится в активном поиске новых подходов, в связи, с чем разрабатываются и апробируются инновационные программы, привлекаются общественные и неправительственные организации, изучаются и учитываются особенности молодежной субкультуры.

Содержание работы

Введение 3
1. Молодёжь в системе социокультурных отношений 4
2. Факторы, определяющие ценностные ориентации молодежи 7
3. Базовые ценности современной молодежи 10
Заключение 14
Список использованной литературы 16

Файлы: 1 файл

деловая этика рома.rtf

— 156.56 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение            3

1. Молодёжь в системе социокультурных отношений     4

2. Факторы, определяющие ценностные ориентации молодежи   7

3. Базовые ценности современной молодежи      10

Заключение           14

Список использованной литературы       16

 

 

Введение

Перемены в обществе создали ситуацию, определяемую как «конфликт поколений», причем в России этот конфликт касается философских, мировоззренческих, духовных основ развития общества и человека, базисных взглядов на экономику и производство, материальную жизнь общества.

Очевидно, что наиболее уязвимыми в плане самоопределения являются группы, находящиеся на стадии возрастного социального выбора и социальной идентификации. Молодежь является именно той общественной группой, которая переживает период становления социальной зрелости и положение которой определяется социально-экономическим состоянием общества. Кроме того, молодежь обладает наиболее долгосрочным воспроизводственным потенциалом, поэтому «возможности ее самореализации являются значимым фактором обновления России».

Современная социализация российской молодежи отражает процесс переосмысления ценностных ориентации и норм, сложившихся за предшествующие периоды, что обусловлено происходящим в обществе поиском альтернатив дальнейшего развития. Однако социально-экономическая и социокультурная модернизация России, принявшая жестко вестернизированные формы, привела к разрушению культурного контекста.

В результате процесс эволюции молодежных ценностей претерпел серьезные деформации, поставив в центр проблему ценностного воспитания в духе патриотизма и гражданственности на уровне государственной молодежной политики. Последняя в настоящее время находится в активном поиске новых подходов, в связи, с чем разрабатываются и апробируются инновационные программы, привлекаются общественные и неправительственные организации, изучаются и учитываются особенности молодежной субкультуры.

 

1. Молодёжь в системе социокультурных отношений

В новационном типе социокультурного воспроизводства молодежь выступает как активная и открытая новшествам и экспериментам социально-демографическая группа населения. Ее роль заключается в генерации инновационных изменений в процессе социокультурного воспроизводства, в формировании инновационных механизмов социокультурного воспроизводства. Инновационный потенциал молодежи включает и депривационную составляющую.

Современная российская молодежь вступает в жизнь в весьма сложных условиях экономического и социального развития общества. Проблемы формирования демократического, правового государства ставят на первое место задачу становления личности молодого человека как субъекта сознательной деятельности.

В России сегодня дорого учиться, дорого быть здоровым, дорого иметь детей, дорого отдыхать, дорого жить: Среди молодежи особенно заметно социальное расслоение, каждый второй студент не уверен, что будет востребован в своей стране. Молодые не могут прогнозировать свою жизнь.1

Образование является важнейшим элементом развития потенциала молодежи. Ведь его уровень показывает, в какой степени современная молодежь готова в ближайшем будущем взять на себя ведущую роль в становлении и развитии экономики, основанной на знаниях. Необходимо знать, как образование способно помочь молодым людям успешно реализовать себя, влиться в современную общественную жизнь и экономическую действительность, насколько востребованы молодые специалисты. Уровень образования молодежи в России достаточно высок.

Каждый второй молодой человек в России в возрасте 14-30 лет учится. Большинство учащихся общеобразовательных школ по их окончании планирует поступить в вузы, каждый пятый - на работу и каждый седьмой - в колледж. В ближайшей перспективе почти столько же молодых людей намереваются поступить на работу. В более отдаленном будущем планируют учиться в профессиональных учебных заведениях лишь отдельные школьники.

Приватизация крупных и средних промышленных предприятий, резкое сокращение занятости в основных секторах материального производства и в ряде отраслей непроизводственной сферы, стирание границ между формальной и неформальной занятостью - все это привело к ужесточению требований со стороны рынка к профессионализму работников и к наличию профессионального опыта, что является невыполнимым требованием для молодежи, впервые выходящей на рынок труда.

В свою очередь возрастание требований самой молодежи к оплате труда сопровождается деструктивными способами адаптации, включающих продолжительные периоды незанятости, локализацию значительных групп молодежи в неформальных и теневых сегментах регионального рынка труда, не всегда экономически оправданную миграцию молодежи. Работая в условиях негарантированных трудовых прав, молодежь лишается правовой защиты государства в первую очередь. Данные обстоятельства способствуют трансформации социально-значимых ценностей и формированию девиантных моделей поведения некоторых групп молодежи.2

Молодежь играет важную роль в построении гражданского общества в стране. Ведь, во-первых, молодежь - это критические взгляды и настроения в отношении существующей действительности, это новые идеи и та энергия, которые особенно нужны в момент реформ.

Во-вторых, молодые люди являются носителем значительного интеллектуального потенциала, особых способностей к творчеству. У них повышенная чувственность, восприятие, образность мышления. В-третьих, эта социальная группа людей - ускоритель внедрения в практику новых идей, инициатив, новых форм жизни, ввиду того, что молодежь по своей природе является наиболее динамичной социальной группой. Немаловажным фактором видится также то, что молодежь - это наиболее здоровая физически часть населения. И именно поэтому за счет ресурсов молодежи в стране может быть сформировано гражданское общество.

Знания о политической культуре социальных и политических субъектов являются одним из условий эффективности развития общества. Необходимость таких знаний становится все более актуальной в условиях, когда коренные изменения, происшедшие в социально-экономических основах современного общества, привели к снижению интереса людей к политической деятельности, нежеланию и невозможности участвовать в ней значительной части населения. В этих условиях становится актуальной проблема вовлеченности населения в политическую жизнь. Нерешенность этой проблемы делает непредсказуемым как отношение населения к любым политическим инициативам, так и перспективу политического процесса в стране в целом.3

Таким образом, в условиях глобализации и вынужденного притока мигрантов молодёжь призвана выступить проводником идеологии толерантности, развития российской культуры и укрепления межпоколенческих и межнациональных отношений.Важное место в поддержании межкультурного диалога играют молодежные движения различных диаспор. Мероприятия, проводимые данными организациями, помогают представителям разных национальностей, живущим в России, поближе познакомиться с традициями, обычаями и культурой друг друга. Что касается экологических молодежных движений, то они носят в основном региональный характер.

Политическая культура характеризует наиболее устойчивые представления человека и типичные формы его взаимоотношений с властью. Стиль политической деятельности человека является показателем того, насколько он принял и усвоил общепризнанные нормы и традиции государственной жизни.

2. Факторы, определяющие ценностные ориентации молодежи

Понятие ценностной ориентации неоднократно становилось в центр многочисленных исследований видных зарубежных и российских ученых. Особенности ценностных ориентаций молодежи определяются влиянием следующих факторов:

  • возрастно-демографический;
  • амбивалентно-транзитивный;
  • образовательный;
  • девиантно-деликвитный.4

1. Возрастно-демографический фактор формирования ценностных ориентаций связан с определенным возрастом (14-30 лет), с социальным статусом и в известной мере зависимостью молодежи от опеки со стороны общества и государства. Возрастные характеристики обуславливает двойственность и еще не состоявшуюся прочность усвоения ценностей и норм.

Молодежь несет в известной мере рудименты и пережитки инфантильности первичного усвоения запретов и разрешений, прав и обязанностей и т.д. Это усвоение отличает внешний, поверхностный и нерефлексивный характер.

Символический закон общественной нормы воспринимается как привносимый извне, - со стороны родителей, воспитателей, учителей, старших, взрослых, общества в целом. Эта инстанция символического закона еще не интериоризировала собой сознание незрелого существа в виде внутреннего закона как закона совести. Инфантильность незрелого эгоизма еще не изжита императивом совести, как завоевания своего духа. Норма в этой ситуации стимулируется страхом перед наказанием как наказанием со стороны внешней карающей инстанции.

Социальный статус молодежи, имея характер неопределенности и зависимости, отличается весьма размытыми очертаниями, мигрируя от полюса к полюса, связанных с его относительно низким положением в настоящем и потенцией высокого статуса в будущем, после периода реализации возможности полученных знаний и умений. Такое состояние не дает возможность зафиксировать свой ценностные ориентации, вынуждая его к пассивному выжиданию, и в то же время молодежь готова «поднять планку» своих ценностных предпочтений так высоко, насколько этому будет способствовать её социальный статус в будущем.

Зависимость от общества и государства вынуждает молодежь идти на поводу у государственных идеологий и общественных стереотипов, не давая ему возможность проявить свою самостоятельность в самостоятельном и независимом выборе ценностных ориентаций. Желание угодить, понравиться, представляет собой вид конформизма, связанного с нуждой и экономической несамостоятельностью, и носит откровенно негативный характер, что лишний раз доказывает связь политической свободы с экономической независимостью.

Позитивным моментом возрастно-демографического фактора, влияющего на формирование ценностных ориентаций молодежи, можно считать то, что сознание молодого человека широко открыто для восприятия знания аксиологической направленности, поскольку в «табула раса» его души еще много свободного места.5

2. Амбивалентно-транзитивный фактор обусловлен двойственно - переходным характером молодежной массы, чья самостоятельность уже сказалась в выборе будущей профессии и специализации, а, с другой стороны, этой самостоятельности еще предстоит реализоваться практически. Так теоретическое осознание своей свободы в реализации право на выбор профессии не подкреплено никакой практической базы. Отсутствие социальной практики придает теоретическому основанию формирования ценностных ориентаций спекулятивный и умозрительный характер. И, как правило, это спекулятивное основание оказывается вскоре быстро утраченным, вследствие столкновения с практической стороной своей профессиональной деятельности.

Однако, с другой стороны, транзитивность обладает и потенцией высокого полета творческой мысли в стремлении к высотам человеческого духа, что связано с отсутствием привязанности к своим будущим профессионально - функциональным и «цеховым» ценностям.6

3. Образовательный фактор является, пожалуй, самым позитивным, поскольку связан с системным процессом образования, в которое помимо специальных профилирующих дисциплин включаются аспекты гуманитарного образования, которое имеет огромное значение в деле формирования ценностных ориентаций, и которое делает, по сути, высшее образование высшим. Молодые люди, обучаясь таким предметам как история, философия, социология, история искусств, религиоведение, уже в процессе образования сталкивается с философскими идеями, вокруг которых, как известно, вращается мир, с историческими примерами подвигов народа и его отдельных представителей, с социологическими принципами и законами, на которых основана социальные стабильность и солидарность, с образцами и высокими шедеврами мирового искусства и т.д.

4. Девиантно-делинквентный фактор опосредует асоциальные формы переоценки прежних ценностей и усвоения новых. Социальная фрустрация, кризис переходного возраста, коренная ломка инфантильных стереотипов, мучительной и болезненной адаптации к быстроменяющимся условия социального окружения, императив экономической самостоятельности и необходимость создавать, а потом содержать семью, - все это не может ни вызывать различные патологические формы отклоняющегося поведения, как-то: алкоголизм, наркомания, суицидальный синдром, перверсивную сексуальность и т.д.

Такие патологии провоцируют пессимизм, апатию, вражду, неприязнь, депрессию, конфликтность в отношении к «навязываемым» обществом ценностей и норм. Именно этот асоциальный резерв молодежи становится заложником агрессивно - политических, радикальных и откровенно антиконституционных сил общества. Девиантно-делинквентная часть группы легко склоняется к идеологиям фашизма, крайнего национализма, национал - большевизма.7

Таким образом, основная проблема ценностной ориентации молодежи заключается в их принципиальной поляризованности, которая оказывает непосредственное влияние на их расклад и направленность.

 

3. Базовые ценности современной молодежи

Система ценностных ориентаций имеет динамический, подвижный характер. В современной теории ценностных ориентаций вся система делится на три большие группы.

1. Материально-экономические ценностные ориентации. Если та или иная социальная группа является экономически зависимой частью общества и нуждается в поддержке государства, оно крайне заинтересовано в государственном управлении экономикой и в развитии государственного сектора экономики и поддерживает идею социально ориентированной экономики. Экономически активные субъекты и сообщества уверены в необходимости развития рыночных отношений, экономической самостоятельности.8

Информация о работе Молодёжь в системе социокультурных отношений