Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2014 в 11:05, реферат
В результате процесс эволюции молодежных ценностей претерпел серьезные деформации, поставив в центр проблему ценностного воспитания в духе патриотизма и гражданственности на уровне государственной молодежной политики. Последняя в настоящее время находится в активном поиске новых подходов, в связи, с чем разрабатываются и апробируются инновационные программы, привлекаются общественные и неправительственные организации, изучаются и учитываются особенности молодежной субкультуры.
Введение 3
1. Молодёжь в системе социокультурных отношений 4
2. Факторы, определяющие ценностные ориентации молодежи 7
3. Базовые ценности современной молодежи 10
Заключение 14
Список использованной литературы 16
Поскольку молодежь является экономически зависимой частью общества и нуждается во всемерной поддержке государства, оно крайне заинтересовано в государственном управлении экономикой и в развитии государственного сектора экономики. Будучи объектом опеки со стороны государства, она ратует за социально ориентированную экономику.
Большую заинтересованность современная российская молодежь проявляет к знаниям и образованию в надежде на возможную адекватность материального вознаграждения реализуемым на профессиональном поприще знаниям и умениям. Важнейшей жизненной ориентацией молодежи является материальная обеспеченность. С другой стороны имеет место «феномен гипертрофированного стремления иметь материальные блага, не обеспеченное равнозначным стремлением эти блага создавать».
В распределении ценностных ориентаций в экономической сфере имеет место раздвоение, - «наблюдается явное противоречие в жизненных установках студентов». «Близость двух позиций (жизненный комфорт, успех возможны, прежде всего, благодаря собственным усилиям, предприимчивости; но одновременно подчеркивается важность знакомства с нужными людьми, помощи влиятельных лиц) является отражением в сознании молодежи специфики российской экономики, в которой сочетаются принципы двух разных моделей экономики. Дух предприимчивости, характерный для рыночной экономики, причудливо уживается с бюрократическим «рынком связей», определяющим пути и средства получения, обретения материальных, статусных, профессиональных благ и ценностей».9
2. Духовно-гуманитарные ценностные ориентации традиционно делятся на индивидуально направленные или этические и коллективно направленные или политические ценностные ориентации.
Этические ценностные ориентации у молодежи распределяются по вертикальной оси «утилитаризм - духовность» и горизонтальной оси «коллективизм - индивидуализм».
Утилитаризм этических ориентаций связан с утратой духовных идеалов, засильем бездуховных подделок массового искусства, «которая стала ведущим началом в формировании мировоззренческих установок и определяющим образом влияет на самоидентификацию молодежи». И все-таки, несмотря на утрату духовных ориентиров, само высшее образование и высокий культурный статус молодежи накладывает на него печать образованности и интеллигентности, благодаря которым удается «противостоять прагматизму общества и напору массовой культуры».
Коллективистская ориентация молодежи слаба и связана с общим демократизмом студенческого сообщества, а их индивидуализация обуславливается элитарностью высшего образования и его специальностью, особенностью и уникальностью.10
3. Рационально-ценностные ориентации основаны на ограничении субъектом смыслов ценностных объектов и делятся на субъективно-рациональные и объективно-рациональные ориентации.
Субъективно-рациональные ориентации, как правило, основаны на идеалистических воззрениях, в которых человек автономен, независим от внешних факторов, на ценностях свободы. Предельными полюсами субъективистской теории ценностей становятся ценностной индивидуализм, экономическая самостоятельность и политическая независимость.
Объективно-рациональные ориентации основаны на реалистическом и коллективном понимании человеческой природы, на том, что человек является неотъемлемой частью общественного коллектива, совокупностью социальных отношений.
Наиболее актуальные проблемы молодежи связаны с духовно-нравственной сферой бытия: отсутствие мировоззренческих основ смыслоориентации и социально-культурной идентификации молодежи; разрушение механизма преемственности поколений вследствие общей дезинтегрированности культуры, размывания ее ценностных основ и традиционных форм общественной морали; снижение интереса молодежи к отечественной культуре, ее истории, традициям, к носителям национального самосознания; падение престижа образования как способа социальной адаптации, культурной преемственности и формы личностной самореализации; низкая активность молодежи в решении общенациональных, региональных и местных проблем.11
На современном этапе ценности российской молодежи существенно изменились по сравнению с ценностями предыдущих поколений. В отсутствие четких морально-нравственных ориентиров и представлений о том, какого типа личность востребована в современном российском обществе, ценностные ориентации молодежи развиваются во многом хаотически, находятся под противоречивым воздействием, с одной стороны, традиций народной культуры, а с другой - меняющихся социальных условий, неустойчивости, риска.
Ценности - культурные стандарты, отталкиваясь от которых люди определяют благо, добродетель и красоту и которые в широком смысле являются нормативами жизни в обществе. Ценности - это то, что важно к чему стоит стремиться.
Ценностные ориентации молодежи основаны на двух направлениях. Первое направление - это направление духовности, характеризующееся господством нравственных установок, гуманизма, человеколюбия. Второе направление - это то направление, которое распространяется в последнее десятилетие, - нацелено на индивидуализм, приоритет материального над духовным.
Серьезные изменения происходят и в отношении молодых к решению острых проблем. Молодежь дистанцировалась от политики. Но с другой стороны существуют такие аспекты политической жизни, на которые молодые не могут не обратить внимание. Тенденция прослеживается четко - «пассивность граждан» начинает раздражать и молодежь. Отсюда и её растущие надежды на «сильного лидера».
Также необходимо отметить, что молодых стали сильнее волновать проблемы качества и уровня образования, кризиса семьи, спада рождаемости. К сожалению, в их сознании сохраняется представление о «второстепенности» проблем культуры, нравственности, образованности и профессионализма.
В последующие годы заметна тенденция - потребность в восстановлении таких ценностей, как «спокойная жизнь», «душевная гармония», значимость равенства возможностей, интересной работы. При этом российская молодежь не озабочена сегодня мировыми проблемами. Ценностный мир для российской молодежи несет в себе мотивации, находящиеся в иной плоскости: полноценная работа, досуг, вера в собственные силы, безопасность семьи, устойчивые личные отношения. Для современной молодежи важными сегодня являются: деньги, образование и профессия, деловая карьера и удовольствия; она больше ориентирована на индивидуальные ценности.
Акценты жизненных ожиданий молодежи заметно сместились - усиливается высокая требовательность к себе в вопросах подготовки к жизни. Это заставляет молодежь ставить перед собой задачи по овладению современным образованием и профессией, при этом тревогу вызывает усиливающаяся неразборчивость в средствах достижения ими «жизненного успеха». Наблюдается снижение социальной активности молодёжи, снижаются культурные запросы, наблюдается кризис идеалов и утрата духовных ориентиров.
Размещено на Allbest.ru
1 Гаврилюк, В.В. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный подход) / В.В. Гаврилюков, Н.А. Трикоз // Социологические исследования. - 2011. - № 12. - С.104
2 Карпухин, О. Самооценка молодежи как индикатор ее социокультурной идентификации / О. Карпухин // Социс. - 2011. - № 12. - С. 12-21.
3 Вишневский, Ю.Р. Гражданская культура студентов. Тенденции проблемы формирования / Ю.Р. Вишневский, Д.В. Трынов, В.Т. Шапко // Социологические исследования. - 2012. - № 4. - С. 108-117.
4 Волосков, И.В. Особенности социализации учащейся молодежи // Социологические исследования / И.В. Волосков. - 2012. - № 6. - С. 107-109.
5 Карпухин, О. Самооценка молодежи как индикатор ее социокультурной идентификации / О. Карпухин // Социс. - 2011. - № 12. - С. 12-21.
6 Сибирев, В.А. Изменение социальных ценностей молодежи (опыт сравнительного анализа) //Социологические исследования. - 2010. - № 8. - С. 124-135
7 Вишневский, Ю.Р. Гражданская культура студентов. Тенденции проблемы формирования / Ю.Р. Вишневский, Д.В. Трынов, В.Т. Шапко // Социологические исследования. - 2012. - № 4. - С. 108-117.
8 Волосков, И.В. Особенности социализации учащейся молодежи // Социологические исследования / И.В. Волосков. - 2012. - № 6. - С. 107-109.
9 Сибирев, В.А. Изменение социальных ценностей молодежи (опыт сравнительного анализа) //Социологические исследования. - 2011. - № 8. - С. 124-135
10 Семенов, В.Е. Ценностные ориентации современной молодежи / В.Е. Семенов // Социологические исследования . - 2013. - № 4. - С. 37-43.
11 Семенов, В.Е. Ценностные ориентации современной молодежи / В.Е. Семенов // Социологические исследования . - 2013. - № 4. - С. 37-43.
Информация о работе Молодёжь в системе социокультурных отношений