Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 01:43, доклад
До принятия закона о монетизации льгот, все было просто и понятно: в соответствии с законодательством существовали натуральные льготы и организационная система их распределения. В какой-то мере эта система была коррумпирована (но вряд ли в большей степени, чем, например, рыболовство или недропользование, а также выдача лицензий, разрешений, распределение государственных контрактов). В ней существовали недостатки, присущие распределительному процессу (бюрократизм, субъективизм, избирательность и т.п.). Да и с точки зрения социальной справедливости в предоставлении натуральных льгот не все было благополучно: кто-то получал больше лекарств и транспортных услуг, кто-то меньше.
Введение…………………………………………………………………….2
Основная суть монетизации льгот ………………………………………..4
Итоги монетизации льгот в России……………………………………….8
Заключение………………………………………………………………..12
Список использованной литературы…………………………………….13
Содержание
Введение
До принятия закона о монетизации льгот, все было просто и понятно: в соответствии с законодательством существовали натуральные льготы и организационная система их распределения. В какой-то мере эта система была коррумпирована (но вряд ли в большей степени, чем, например, рыболовство или недропользование, а также выдача лицензий, разрешений, распределение государственных контрактов). В ней существовали недостатки, присущие распределительному процессу (бюрократизм, субъективизм, избирательность и т.п.). Да и с точки зрения социальной справедливости в предоставлении натуральных льгот не все было благополучно: кто-то получал больше лекарств и транспортных услуг, кто-то меньше.
До 1 января 2005 года значительная часть самых больных, бедных и социально незащищенных групп населения страны получала льготы в натуральной форме. Практически всех льготников данная ситуация устраивала. Никто, никакие слои общества, отдельные группы или лица не просили власть заменять натуральные льготы денежными выплатами.
Доля
государственных расходов в ВВП
России - самая низкая в Европе (29%
в 2005 году). Ни в одной европейской
стране она не опускается ниже 35%. Для
сравнения: в США она составляет
35,2%, в Великобритании - 42,6%, в Германии
- 48,2%, во Франции - 53,8%, в Японии - 36,9%.
Нарушая Конституцию, российское государство
с годами все больше отказывается
от своих социальных обязательств.
Именно по этой причине натуральная
составляющая льгот объективно имела
самое важное значение для подавляющей
части наименее защищенного в социальном
плане населения. Не являясь, в отличие
от разработчиков реформы монетизации,
"продвинутыми" экономистами, эта
группа населения интуитивно чувствовала
преимущества натуральных льгот: они не
обесцениваются. Натуральная льгота не
подвержена инфляции.
Суть монетизации льгот
Монетизация
– это процесс конвертации
чего-либо в законное платежное средство.
А монетизация льгот
Данная реформа была проведена в России в 2005 году. Почему же наше правительство решило ввести данный закон, повлекший за собой массовые протесты?
Система
льгот способствует хищению
Льготы в сфере проезда на транспорте приводят к деградации муниципального транспорта, поскольку люди, больше всего пользующиеся транспортом, стремились получить эту льготу и в результате больше половины поездок не оплачивалось. Одновременно отсутствие данных о реально оказанных услугах льготникам позволяют в ряде случаев с помощью коррупции выбивать непропорционально высокие дотации для муниципальных и даже частных транспортных компаний. Помимо муниципального транспорта, льготы оказывают негативное влияние на железные дороги, которые теряют на этом 6 млрд руб. в год, что сказывается на состоянии железнодорожной инфраструктуры.
Система льгот несправедлива к тем, кто льготами не пользуется, например, жителям деревень. Монетизация устраняет несправедливость неравномерного доступа к льготам, а льготники получают возможность потратить деньги по своему усмотрению.
Наличие льгот сдерживает проведение реформ в сфере транспорта, ЖКХ и естественных монополий. Введение конкурентных отношений на соответствующих рынках затруднено до тех пор, пока остается неясным, кто будет оплачивать льготы. Привлечение частных инвестиций в сферу транспорта, ЖКХ и естественные монополии затруднено, так как инвесторы не уверены в полной оплате услуг всеми потребителями (а значит в окупаемости инвестиций).
Федеральная монетизация касается только «федеральных льготников» (инвалиды, военнослужащие, участники ВОВ и некоторые другие — 14 млн чел.). Монетизированы три вида льгот — транспорт (проезд на городском транспорте и пригородных электричках), лекарства и санаторно-курортное лечение. Отмену льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг правительство провело после выборов 2008 г.
На замену льгот денежными компенсациями (для «федеральных льготников») в бюджете 2005 года было предусмотрено 171,8 млрд рублей. Реально была потрачена существенно бо́льшая сумма.
В пакете законов о монетизации было предусмотрено ежемесячно выплачивать для замены льгот инвалидам первой группы с детства — 1,4 тыс. рублей, второй группы — 1000 руб. и третьей группы — 800 рублей, «чернобыльцам» — 1700 руб., донорам — 500 руб., героям Великой Отечественной войны — 3,5 тыс. рублей, участникам войны — 1,5 тыс. рублей, блокадникам — 1,1 тыс. рублей, инвалидам войны — 2 тыс. рублей.
Эти выплаты заменяли право на бесплатный проезд в городском и пригородном транспорте, бесплатные лекарства и санаторное лечение. В первоначальных предложениях Минфина число льгот, подлежащих денежной замене, было более десяти.
Для «региональных льготников» (ветераны труда, пенсионеры и др. — 20-30 млн чел.) субъекты федерации могли либо провести аналогичную монетизацию, либо сохранить натуральные льготы. Но при этом регионы должны были оплачивать транспортным предприятиям и другим поставщикам те услуги, которые предоставляются льготникам. Федеральный центр декларировал выплату регионам до 40 % соответствующих компенсаций в случае проведения монетизации.
Принцип разделения льготников на федеральные и региональные был прост: тот, кто выдает гражданам право на льготы, тот и оплачивает их из своего бюджета.
За счет монетизации льгот власть стремилась создать иллюзию сокращения бедности в стране путем манипуляций со статистикой. В случае трансферта натуральных льгот в денежные выплаты сразу возрастет сумма полученных малоимущими слоями населения наличных денег, и они выходят из статистической категории "бедные", но при этом отнюдь не увеличивается объем оказанных им услуг. Таким образом можно обмануть статистику, но не человека. Куда понесет пенсионер появившиеся у него дополнительные деньги? Это сложнейший социально-психологический вопрос, который разработчиков реформы просто не интересовал. Рост цен на потребительские товары под дополнительные выплаты произошел еще до того, как они были произведены. Последние три месяца 2004 года потребительские цены возрастали на 1,1% ежемесячно, что почти в три раза больше, чем в предшествующие месяцы 2004 года. Но ни социально-политические, ни экономические, ни психологические факторы крупнейшей по широте охвата населения реформы властью не изучались и не принимались во внимание. Любой более или менее независимый, но комплексный социально-экономический и социологический анализ, если бы он был проведен властью, показал бы, что потребительский рынок, ориентированный на малоимущие слои населения, среагировал повышением цен на товары первой необходимости еще до того, как льготникам пошли первые выплаты. Такова научная теория рациональных ожиданий, таковы законы потребительского рынка в капиталистической экономике.
При проведении монетизации "по-российски" в наибольшей степени пострадали те пенсионеры, которые не относятся к льготным категориям граждан и, соответственно, не могут рассчитывать на какую бы то ни было компенсацию. Тем самым в стране с 1 января 2004 года одномоментно появилась многомиллионная группа пенсионеров, уровень жизни которых относительно понизился.
Во
всех странах государством обеспечивается
функционирование системы натуральных
льгот пенсионерам, школьникам, инвалидам
и другим категориям населения. Но за
рубежом на подготовку реформы, подобной
российской монетизации, тратятся годы.
Ее непосредственному проведению предшествуют
серьезная научно-
Итоги монетизации льгот в России
Что
выиграл от монетизации государственный
бюджет всех уровней власти (федеральный,
региональный и местный)? Первоначально
запланированный объем
Вне
всякого сомнения, что события
января 2005 года - это самое крупное
социально-политическое поражение
всех ветвей власти после крушения
финансовых пирамид 1990-х годов. Трудно
представить себе гражданина России,
к какому бы слою общества он ни принадлежал,
какого бы возраста он ни был, который
в разразившейся войне
Тысячи
обычных пожилых россиян
В результате январских протестов власть дала задний ход и фактически вернула ряд льгот некоторым категориям граждан (как говорили, затратив на это в три раза большие суммы бюджетных средств, чем стоили эти льготы в натуральном выражении). Однако на диалог с обществом о самой сути этой акции власть не пошла. Общее настроение людей было, однако, выражено вполне ясно. Вот результаты некоторых телефонных опросов на московском канале ТВЦ:
_*- На вопрос о том, как использованы бюджетные деньги, потраченные на нынешние реформы (монетизацию льгот), ответили так: помогли пенсионерам - 1,6%; потрачены зря - 2,6%; лягут кому-то в карман - 95,2%
_*- На вопрос “Как сказалась на Вас лично денежная компенсация вместо льгот?” ответили: “устраивает” - 1,9%, “разоряет” - 94,6%
_*- На вопрос о смысле отмены льгот ответили, что это: просчет центра 3%; неразбериха на местах - 1,3%; попытка ограбления - 95,7%
_*- На вопрос “Ваше отношение к уличным протестам льготников?” ответили: сочувствую - 1,7%; осуждаю – 2%; поддерживаю - 96,3%
_*- На вопрос о том, как можно реально защитить свои права в связи с отменой льгот, ответили: в суде - 3,5%; через профсоюзы - 1,3%; в акциях протеста - 95,2%