Мотивационные факторы выбора профессии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2014 в 21:13, контрольная работа

Описание работы

Тема профессионального выбора является весьма актуальной. Это обусловлено, во-первых, тем, что на данный момент сложилась потребность в квалифицированных специалистах, работающих с энтузиазмом, поднимающих нашу страну на более высокие уровни развития. Даже, несмотря на то, что в нашей стране много высших и средних учебных заведений с высоким уровнем и качеством образования, которые каждый год выпускают «специалистов», их компетентность и профессионализм оставляют желать лучшего. Возможно, одной из причин является неверный, необдуманный выбор профессии в юности. Известно, что юность – возраст самоопределения.

Файлы: 1 файл

Контр.работа. Тема 53.doc

— 135.00 Кб (Скачать файл)

 


 


Министерство образования и науки Российской Федерации

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА»

Кафедра: «Сервисные технологии»

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

По дисциплине: «Человек и его потребности (сервисология)»

На тему: «Мотивационные факторы выбора профессии »

 

 

 

 

 

 

 

Работу выполнил: Петров И.П.

студент гр. СВз-201

 

Проверил:

 

 

 

 

 

Тольятти 2011 г.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Тема профессионального выбора является весьма актуальной. Это обусловлено, во-первых, тем, что на данный момент сложилась потребность в квалифицированных специалистах, работающих с энтузиазмом, поднимающих нашу страну на более высокие уровни развития. Даже, несмотря на то, что в нашей стране много высших и средних учебных заведений с высоким уровнем и качеством образования, которые каждый год выпускают «специалистов», их компетентность и профессионализм оставляют желать лучшего. Возможно, одной из причин является неверный, необдуманный выбор профессии в юности. Известно, что юность – возраст самоопределения.

Для того, чтобы правильно выбрать себе профессию, необходимо сориентироваться всего в трех вещах. Во-первых, определить, каковы профессиональные интересы, склонности и мотивы. Что я хочу? Во-вторых, оценить свои профессионально важные качества: здоровье, успеваемость по тем или иным предметам, навыки и  способности, которые определяют профессиональные возможности. Что я могу? В-третьих, какие профессии пользуются спросом на рынке труда сейчас, и каков прогноз в будущем, то есть определить – что мне надо? Если правильно совместить хочу, могу и надо, то профессиональный выбор будет удачным.

Мир профессий очень велик. Он включает в себя тысячи разных интереснейших специальностей. Отношение учащегося к профессии определяют: его профессиональная информированность, доминирующая мотивация выбора профессии, личностные качества, требуемые профессией.

Целью написания контрольной работы является  раскрыть роль  мотивационных факторов выбора профессии.

Для раскрытия  темы поставлены следующие задачи: дать определение понятия мотивационные факторы; рассмотреть роль мотивационных факторов в выборе профессии; экспериментальным путем проверить роль мотивационных факторов выбора профессии.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования:

теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; наблюдение, интервьюирование учащихся 1 курса Тольяттинского социально-экономического колледжа.

 

1. ПОНЯТИЕ МОТИВАЦИИ

Термин мотивация имеет два взаимосвязанных, но несколько различных значения: широкое и более узкое. В широком значении мотивация обозначает самостоятельную, сравнительно недавно возникшую новую научную область, которая пытается объяснить поведение человека и животного, выявить его истоки, факторы, определяющие целенаправленность и активность поведения. Узкое значение термина «мотивация» относится к причинам и факторам, управляющим поведением человека, а именно, что инициирует, направляет и поддерживает поведение человека в определенной ситуации.

В поведении человека есть две функционально взаимосвязанные стороны:

побудительная и регуляционная. Побуждение обеспечивает мотивацию и направленность поведения, а регуляция отвечает за то, как оно складывается от начала и до конца в конкретной ситуации. 

Термин «мотивация» представляет широкое понятие, чем термин «мотив». Слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определённом уровне. Мотивацию, таким образом, можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.

Представление о мотивации возникает при попытке объяснения, а не описания поведения. Это – поиск ответов на вопросы типа «почему?», «зачем?», «для какой цели?», «ради чего?», «какой смысл?».

Мотивацию выбора профессии определить достаточно трудно потому, что мотивации весьма разнообразны. Мотивации нестабильны и могут быть существенно различными. Многие из них носят очень поверхностный характер по принципу «мне скучна и неинтересна математика, работа педагога вызывает у меня ужас, не хочу заниматься медициной, я выбираю сервис», - мотивация по методу исключения.

Мотивацию может определить атмосфера семьи, которая как бы программирует человека на поступление в тот или иной вуз. Никто этого специально не обсуждает, родители могут даже произносить такие фразы: «Пусть человек выбирает сам свою дорогу, как он хочет!», но при этом увлеченность родителей профессией не оставляет сомнений, что это самое интересное и благородное дело.

Еще одной мотивацией является повышение самоуважения.

Есть еще познавательная мотивация. Такая мотивация одних людей приводит к занятиями техникой - сложными машинами и аппаратами, а других - в сервис, потому что им хочется заниматься общением с людьми, оказывать им помощь.

Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной на достижение определённой цели.

Мотивация поведения человека может быть сознательной и бессознательной.

Это означает, что одни потребности и цели, управляющие поведением человека, им осознаются, другие нет.

 

 

 

1.2 ПОНЯТИЕ «МОТИВАЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ»

Мотивация (от латинского "movere") – побуждение к действию, динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека через труд удовлетворять свои потребности. Мотивация имеет под собой интеллектуальную подоснову, эмоции лишь косвенно влияют на процесс.

Мотивация занимает ведущее место в структуре поведения личности и является одним из основных понятий, которые используются для объяснения движущих сил, деятельности в целом.

Выделяют внутреннюю и внешнюю мотивацию. Если деятельность для личности значима сама по себе, то говорят о внутренней мотивации, если же значимы внешние атрибуты профессии (признание общества, престижность и т.п.) - преобладает внешняя мотивация. В научных исследованиях практической деятельности используются не только методология выявления индивидуальных мотивов, но и усредненных, используя которые изучают мотивацию профессиональной деятельности, социальной группы.

Анализ исследований, посвященных проблеме мотивации выбора профессии, обнаруживает большое разнообразие мотивов, влияющих на эффективность процесса профессионального самоопределения. Наряду с экономическими мотивами (достойная заработная плата, наличие льгот) большое значение имеют психологические мотивы: самоуважение, признание со стороны окружающих членов коллектива, моральное удовлетворение работой. Эти виды мотивов базируются на изучении потребностей еловека, что приводит к появлению двух глобальных теорий мотивации: содержательной и процессуальной.

Существует множество факторов, влияющих на выбор профессии юношами и девушками: мнение родителей, сверстников и школьного персонала; полоролевой фактор; уровень развития интеллекта, индивидуальные способности, а также такой немаловажный фактор, как интерес к тому или иному виду деятельности.

По А.И. Зелинченко и А.Г. Шмелёву, мотивационные факторы делятся на внешние и внутренние.

I. Внешние  мотивационные факторы:

1. Факторы  давления - рекомендации, советы, указания со стороны других людей, примеры героев кино, требования объективного характера (служба в армии, материальное положение внутри семьи), индивидуальные объективные обстоятельства (состояние здоровья).

2. Факторы  притяжения-отталкивания - примеры со стороны непосредственного окружения человека; обыденные эталоны "социального преуспевания" (мода, престиж, предрассудки).

3. Факторы с  относительной бессодержательной  мотивировкой:

− этой профессии легко научиться;

− так поступили мои друзья;

− учебное заведение находится близко от дома;

− работа не очень трудная.

4. Факторы  социально-экономического характера:

− люди с этой профессией везде нужны;

− материальные блага.

II. Внутренние  мотивационные факторы (личные, профессиональные  и жизненные планы):

1. Привлекает  содержание этой профессии.

2. Наличие  практических качеств.

3. Желание  принести пользу обществу.

4. Притязание  на общественное признание.

5. Присутствие  интересов, склонностей, способностей.

Чем менее учащиеся информированы о мире профессий, о своих личностных качествах, тем более доминирующими факторами в выборе профессии являются внешние факторы (влияние родителей, материальный доход, престижность профессии и другие факторы).

Среди различных психологических феноменов, принимаемых за мотив или побуждение к деятельности, большое внимание уделяется интересу, который рассматривается как волевой импульс, направляющий действия человека, выступает как мотив, намерение, сознательно поставленная цель.

В психологии мотивации интерес рассматривается, как правило, в двух основных аспектах: интерес как потребность и интерес как отношение.

Кроме того, удовлетворяя потребность в удовольствии, поддерживая свой интерес, человек в то же время удовлетворяет другие потребности - в служении обществу, в самовыражении, обеспечении себя необходимыми для жизни средствами, которые играют столь же значительную роль при выборе профессии.

Что касается формирования профессионального интереса, то он не всегда начинается с осознания потребностей, призвания или общественного долга. Интерес, как правило, появляется стихийно и неосознанно вследствие эмоциональной привлекательности объекта либо деятельности.

Однако следует помнить, что с интересом к избранной области должны сочетаться и интеллект, и способности, и возможности человека. Интересы, основанные на личных способностях, сильнее и более реалистичны, чем интересы, обусловленные факторами престижа или принятой в данном обществе системы ценностей.

Наличие только лишь интереса к определённому виду деятельности является достаточно частым основанием в профессиональном самоопределении. Однако нередко этот интерес имеет романтический характер, навеянный литературой, увиденным фильмом, телепередачей. Бывает, что такой выбор, основанный на поверхностном, чисто внешнем впечатлении или подкреплённый советами родителей, друзей, оказывается удачным. Но часто романтика профессии быстро улетучивается, ожидания не оправдываются и остаются "суровые будни", к которым человек не готов ни морально, ни физически, ни по своему психическому складу; работа превращается для человека в пытку, и он вынужден менять профессию.

Таким образом, мотивационные факторы - это движущая сила процесса, определяющая его характер или отдельные его черты. Профессию можно выбирать в зависимости от многих обстоятельств, но полезно учитывать тот факт, что, придавая большое значение мотиву выбора как стартовой характеристике, необходимо видеть как ретроспективу (историю) данного выбора, так и его перспективу, т.е. прогнозировать возможное развитие.

 

1.3 РОЛЬ МОТИВАЦИОННЫХ ФАКТОРОВ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ

Мотивационные факторы при выборе профессии - это стимулы, ради которых человек готов приложить свои усилия, то есть на что ориентировался молодой человек при выборе той или иной профессии: общественно социальная значимость данной профессии, престиж, заработок. Что хочет получить студент от высшего образования, каких жизненных целей достичь, какие качества современного специалиста в себе сформировать и какие ценности в его жизни играют главную роль.

Причины выбора профессии делятся на две части – внешние и внутренние. Внешние причины возникают под влиянием окружающей среды. Мнение родителей, родственников, друзей, ровесников, желание в их глазах выглядеть успешным или страх обратного. Внутренние причины зависят от самого человека и определяют их: способности, склонности, привычки и характер.

Чаще всего на выбор профессии влияет её престиж. Не смотря на то, что этот мотив не несёт в себе ничего плохого, в нём кроется ловушка. В наше время престижными считаются различные экономические и юридические профессии, однако устроиться на работу по этим профессиям с каждым годом становится всё сложнее из- за большого количества конкурентов, и в будущем эта конкуренция будет только усиливаться. Поэтому, при выборе профессии не стоит на первое место ставить престиж, хотя брать его во внимание всё же стоит.

Информация о работе Мотивационные факторы выбора профессии