Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2014 в 21:13, контрольная работа
Тема профессионального выбора является весьма актуальной. Это обусловлено, во-первых, тем, что на данный момент сложилась потребность в квалифицированных специалистах, работающих с энтузиазмом, поднимающих нашу страну на более высокие уровни развития. Даже, несмотря на то, что в нашей стране много высших и средних учебных заведений с высоким уровнем и качеством образования, которые каждый год выпускают «специалистов», их компетентность и профессионализм оставляют желать лучшего. Возможно, одной из причин является неверный, необдуманный выбор профессии в юности. Известно, что юность – возраст самоопределения.
На втором месте мотивов выбора профессии – высокий заработок. Многие выпускники школ стремятся как можно быстрее пойти работать на высокооплачиваемую работу, не оканчивая при этом вуз или техникум. Например, некоторые юноши уезжают на север разнорабочими, некоторые девушки становятся танцовщицами в клубах. Здесь стоит помнить, что размер заработной платы напрямую зависит от уровня квалификации. Например, разнорабочий, имеющий высокую заработную плату, в будущем не будет зарабатывать значительно больше, в то время как, например, банковский служащий, изначально имеющий зарплату ниже, чем разнорабочий, с ростом квалификации будет зарабатывать больше, и в конечном итоге будет получать значительно выше, чем разнорабочий.
К сожалению, интерес
к работе, внутренняя мотивация, при выборе
профессии стоит на третьем месте. Работа,
которая действительно интересна и приносит
радость, будет выполняться более качественно
и продуктивно. Человек, увлечённый своей
работой, будет постоянно самосовершенствоваться
и сможет достигнуть большого успеха.
Например, программист, фанатично увлечённый
написанием программ, в конечном итоге
может стать руководителем крупной фирмы
по разработке программного обеспечения.
Также, важную роль в выборе профессии
играют условия труда. В зависимости от
выбранной специальности, уровень комфорта
рабочего места может сильно отличаться.
Однако условия труда могут зависеть и
от конкретных рабочих мест, в рамках одной
специальности.
Не менее важной причиной выбора профессии является доступность обучения. Жители маленьких городов, посёлков и деревень сильно ограничены в выборе учебных заведений и здесь приходится делать выбор - ехать получать образование в большом городе или остаться и получать образование в местных учебных заведениях. Также, для тех, кто не смог поступить на бюджетное место, большую роль играет цена на обучение. Как несложно заметить, многие мотивы выбора профессии в конечном итоге приводят к ошибкам.
Проанализируем в этой связи мотивационные факторы поступления в вуз в историческом аспекте. Среди мотивационных факторов учебы в 20-40 гг. выделялись тяга молодежи к знаниям, культурным ценностям, интерес к учебе как таковой. В эти годы молодежь шла в вузы за светом высоких знаний.50-60-е гг. - это эпоха тотальной индустриализации, которая должна была способствовать переходу страны в новое качественное состояние, базирующееся на техноразуме. Физика выходит на уровень значимости, престижа. В 70-80гг. престижность стала пониматься все более формально - как мода.
Анализ данных тех лет показывает значительные изменения в мотивационных факторах поступления в вузы, а также расширение спектра самих мотивов. Социологами отмечено, что в 1961г. было выявлено 10 мотивов, а в 1994г. - уже 82 мотива.
В 60-ые е годы, ведущим был мотив получения профессии. Слабо мотивировалось индивидуальное личностное развитие будущего специалиста, ибо советская высшая школа развивалась, прежде всего, как "кузница кадров" для народного хозяйства. Домирующим мотивом привлекательности будущей, в частности, инженерной деятельности в ответах первокурсников 70-х годов выступал интерес к непосредственному участию в развитии научно-технического прогресса (около 50% всех первокурсников).
Еще в 50-е гг. специалист с высшим образованием получал вдвое больше недипломированного работника, а в 70-е годы эта пропорция сменилась на противоположную и разрыв стал нарастать.
В 80-е гг. высоко ценилась возможность заниматься интересной, содержательной работой и полностью применять свои способности, а также возможность завоевывать уважение в коллективе. Творческое содержание труда и хороший заработок ценились меньше. Возможно, это было связано с тем, что получить и реализовать все это было довольно сложно.
На переломном этапе истории нашей страны в начале 90-х гг. лидирующим мотивом стало желание просто получить диплом об окончании вуза: вуз не давал необходимых знаний для работы, или они были уже устаревшими. На производстве заново приходилось учиться.
Уже в 1994 году структура мотивов довольно существенно меняется. Ведущими становятся мотивы быть высокообразованным, культурным человеком (58%), добиться успеха в жизни (54%), сделать карьеру (37%), иметь определенный социальный статус (20%). Хотя мотив получения профессии продолжает занимать достаточно высокое место (41%), исследования показывают падение этого показателя..
Появились установки, порожденные современной ситуацией: отношение к эмиграции, профессиональному статусу и карьере, к материальному положению. Так появился и такой новый для нашей страны мотив, как возможность работы за рубежом (18%). Социологами замечено, что студенты-гуманитарии со своей учебой связывают в основном мотивы получения образования, знаний, расширения кругозора, саморазвития. Студенты технических специальностей - по преимуществу получение специальности и будущие перспективы.
Для более детального анализа остановимся подробно на характеристике мотивов выбора профессии, жизненных планах студенчества, качествах специалиста с высшим образованием.
Выдвигаются следующие критерии для подробной характеристики мотивационной структуры:
1) мотивы выбора профессии;
2) удовлетворенность выбором профессии;
3) осведомленность о будущей профессии;
4) желание работать в дальнейшем по специальности;
5) цели будущей профессиональной деятельности;
6) требования к будущей работе.
Исследования, проводившиеся в 60-е гг. показали следующее. Массовая ориентация молодежи на высшее образование формируют часто такой мотив поступления, как "в любой вуз - лишь бы в вуз". Как следствие, 1/3 студентов при выборе вуза не руководствуются мотивом интереса к профессии, а каждый десятый осуществил выбор случайно.
В 90-е гг. иерархия мотивов выбора существенно меняется. Начинают лидировать экономические мотивы. Надо сказать, что стремление стать богатым и преуспевающим у современной молодежи очень ярко выражено.
За последние 10-15 лет сильно изменился перечень выбираемых профессий школьниками выпускных классов. Приоритет отдается экономическим, юридическим профессиям, специальностям связанным с иностранными языками.
Как в 60-е гг., так и сейчас отмечается устойчивое снижение числа студентов, считающих выбранную профессию своим призванием (от младших курсов к старшим). Раньше причину этого видели в осознании реальных трудностей, которые разбивают романтические иллюзии, а также в недостатке практического опыта, который сеет неуверенность в своих возможностях.
Четкое представление о различных сторонах предстоящей работы и об уровне своей подготовки к ней во многом определяет устойчивость мотивов студентов и степень их реализации. Очевидно, следует согласиться с Е.Н. Прощицкой, которая утверждает, что сказывается и изменение социального состава студентов: "с появлением "коммерческого" набора на вузовскую скамью пришли обеспеченные, уверенные в правильности выбора специальности и соответствии ему своих способностей молодые люди".
Если студенты хорошо осведомлены о своей будущей профессии, значит, в своих действиях они знают, чего хотят. Если нет, то мотивы еще окончательно не сформированы или не нацелены на профессию.
Какие же цели будущей профессиональной деятельности являются для студентов приоритетными сегодня? Изменения произошли: на первое место выступили мотивы заработной платы и самореализации. Аналогичные социальные ценности считал важнейшими Т. Парсонс - частная собственность и индивидуальная свобода.
Многие авторы утверждают, что преобладание торгового, "лавочного" бизнеса над производственным во многом объясняет отсутствие у молодежи интереса к сложным видам трудовой деятельности, нацеленность на быструю и легкую наживу. Нам же видится причина этого в трудностях производственной деятельности. Непомерные налоги непосильны и душат любое производство, трудно конкурировать с импортным товаром, и как следствие - специалисты производственники оказываются не нужными, а быть ими - не выгодно. Все это во многом объясняет искажение ценностей и мотивов в сфере труда.
Для изучения роли мотивационных факторов выбора профессии был проведен социологический опрос среди учащихся 1 курса Тольяттинского Социально Экономического колледжа, НПО в группе операторов ЭВМ.
В социологическом опросе приняли участие учащиеся 1 курса в составе 20 человек. В качестве основного инструмента сбора информации использовалась анкета. Вопросы представлены в приложении 1.
Результаты анкетного опроса показали, что ведущим мотивационным фактором выбора профессии учащихся выступает "возможность принести пользу людям" (85% опрошенных). При оценке будущей работы большое число учащихся обращает внимание на творческий, интересный характер работы (79%). Интересен тот факт, что на вопрос "Чего вы ждете от работы по выбранной Вами специальности?" - "высокие доходы" назвали лишь 6%. Опрашиваемые невысоко оценивают перспективы карьерного роста в профессиях. Так вариант ответа "в выбранной профессии меня привлекает возможность занять высокий пост" выбрали 10% опрошенных.
Данные, приведенные в таблице, сгруппированы в зависимости от ведущих мотивационных факторов.
Таблица 1. Распределение ответов на вопрос "Чего вы ждете от работы?"
Ведущая мотивация |
Критерии значимости |
В% от числа опрошенных |
Содержательная мотивация: |
Творческий, интересный характер работы |
95 |
Самостоятельность, независимость |
9 | |
Связь с современной техникой, технологией |
7 | |
Возможность реализовать свой потенциал |
28 | |
Мотивы социальной значимости: |
Возможность принести пользу людям |
85 |
Возможность достичь признания, уважения |
11 | |
Статусные мотивы: |
Возможность получать высокие доходы |
6 |
Возможность занять высокий пост. |
10 | |
Высокий престиж профессии |
35 |
Таким образом, наиболее значимым фактором является содержание работы. На втором месте - мотивы социальной значимости. Статусные мотивы не имеют достаточного веса при выборе профессии. Доминирование содержательных мотивов выбора профессии и мотив социальной значимости является весьма позитивным показателем, так как без такой мотивации становление в будущем профессионала просто невозможно.
Для выявления сформированности внутренних мотивационных факторов выбора профессии использовались следующие критерии:
познавательный интерес; самооценка склонностей к профессиональным сферам деятельности и профессиональной направленности личности; сформированность профессионального плана.
На основе выделенных критериев, а также для аналитической обработки результатов исследования и получения количественных показателей были выделены три уровня сформированности мотивационных факторов выбора профессии учащихся: низкий, средний и высокий.
Высокий уровень присущ тем учащимся, чья самооценка интересов, способностей, личных качеств полностью совпадает с оценкой педагогов и родителей. Это подтверждается деятельностью с достигнутыми успехами учащегося в различных видах занятий.
Средний уровень наблюдается в том случае, когда учащиеся частично переоценивают или недооценивают свои возможности по сравнению с оценкой взрослых. Профессию выбирают на основе познавательного интереса к предметам без учета своей пригодности.
Низкий уровень имеет место тогда, когда заметна резкая переоценка или недооценка своих интересов, способностей, личных качеств по сравнению с оценкой педагогов, родителей. По существу, выбор профессии на данном уровне самооценки совершается необоснованно.
Качественный анализ полученных результатов позволил сделать вывод о том, что большая часть учащихся имеет средний и низкий уровень сформированности мотивационных факторов выбора профессии и нуждается в коррекции.
На основании анализа литературы по теме исследования были рассмотрены понятие "мотивационные факторы" и основные виды их проявления, теории мотивации.
В настоящее время существует множество различных теорий, подходы которых изучению проблемы мотивации настолько различны, что порой их можно назвать диаметрально противоположными.
Были выявлены особенности выбора профессии учащихся. Был выявлен высокий уровень сформированности мотивационных факторов, отсутствие познавательного интереса к выбору профессии.
Подобрана и апробирована методика формирования мотивационных факторов учащихся при выборе профессии.
Была выявлена динамика мотивации старшеклассников при выборе профессии путем проведения контрольного эксперимента и анализ результатов исследования.
Полученные данные позволяют нам сделать вывод: в процессе профессионального развития личности большое значение имеют мотивация к овладению профессией, профессиональные притязания учащихся, именно они являются залогом и индикатором успешности профессионализации будущих специалистов.