Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 01:10, реферат
В данной работе будут прослежены и охарактеризованы две наиболее популярные на сегодняшний день причины , мотивирующие студента поступать в высшее учебное заведение. Это : получение престижной работы и фактор социальной мобильности.
Но вначале будет дана общая характеристика функции высшего образования, ведь именно они являются основополагающим фактором для развития мотивации, а также статистика мотивов согласно их популярности среди молодёжи.
Введение………………………………………………………………………3
I Функции высшего образования…………………………………5
II Анализ статистики мотивов студентов на получение образования…….7
III Фактор выбора профессии в контексте мотивации получения высшего образования…………………………………………………………………9
IV Высшее образование как фактор социальной мобильности……………..11
Заключение…………………………………………………………………..15
Список использованной литературы……………………………16
Санкт-Петербургский
Кафедра Музеологии и
на тему “ Мотивация получения высшего образования сегодня: социологический анализ.”
Оглавление
Введение…………………………………………………………
I Функции высшего образования………
II Анализ статистики
мотивов студентов на
III Фактор выбора профессии
в контексте мотивации
IV Высшее образование
как фактор социальной
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………16
Введение
На сегодняшний день рынок труда претерпел многие изменения. Работодателям требуются специалисты с глубокими знаниями в различных сферах, что актуализирует необходимость понимания студентами важности получения качественного и полного высшего образования. Следовательно, формируется процесс изменения мотивов получения высшего образования, предпочтений, интересов студентов, что отражается в результатах ряда опросов студенческой молодежи. Особенно актуальной сегодня является проблема профессионального самоопределения студентов. К показателям эффективности данного процесса можно отнести следующие: удовлетворенность выбором специальности, вуза; четкое представление о социальном статусе, связанном с выбором профессии, а также о возможностях трудоустройства после окончания вуза непосредственно по выбранной специальности. Как говорит Попова, “нынешняя молодежь сравнительно со старшими поколениями, чей человеческий капитал, по оценкам российских исследо-вателей, значительно обесценился за годы реформ, представляется более адаптированной к требованиям рынка труда,динамичной в освоении необходимых знаний и умений, более гибко использующей новые возможности в силу возраста и естествен¬ной «встроенности » в условия демократического общества.”1
Сейчас образование – это
одна из важнейших областей
развития государства.
Значит, именно комплекс мотивов побуждает их поступать в высшие учебные заведения, успешно учиться, от степени заинтересованности в получения образования зависит академическая успеваемость и другие показатели учебной работы.
Говоря о мотивах получения высшего образования, стоит упомянуть следущие : "для получения знаний и диплома”,"чтобы найти работу". Мотивы к получению высших оценок сводятся в основном к материальной заинтересованности студентов и к возможности продолжить свое обучение (второе высшее образование, аспирантура). Говоря о юношах, стоит также упомянуть мотив отсрочки службы в армиии или избежание её при обучении в соответствующем военном ВУЗе.
В данной работе будут прослежены и охарактеризованы две наболее популярные на сегодняшний день причины , мотивирующие студента поступать в высшее учебное заведение. Это : получение престижной работы и фактор социальной мобильности.
Но вначале будет дана общая характеристика функции высшего образования, ведь именно они являются основопологающим фактором для развитися мотивации, а также статистика мотивов согласно ихпопулярности среди молодёжи.
I Функции высшего образования
Прежде чем говорить о отивации
в получении высшего
Образование призвано выполнять ряд социальных функций и, прежде всего, социального контроля за распределением индивидов по социальным слоям, стратам в соответ¬ствии с уровнем и качеством полученного образования .Эти функции должны обеспечивать стабильность и устойчивость социума. С другой стороны, образование призвано (и это особенно становится заметно в период трансформации современного российского общества, характеризующегося все большим проникновением рыночных отношений во все сферы его жизнедеятельности) удовлетворять запросы индивидов. Такие функции, как сервисная, социокультурная, прагматическая, и др. способствуют адаптации индивидов к быстроизменяющимся условиям жизни, социальной защите от возможных неудач на жизненном пути. Можно согласиться с мнением о том, что современная система образования, сохраняя традиции и одновременно воспринимая инновации, реализуя свои основные функции, в то же время обогащает последние новыми характеристиками и механизмами осуществления.4
Кандидат социологических наук Миндибекова выделяет следующие функции высшего образования:
Функция социального воспроизводства состоит в том, что высшее образование репродуцирует разные стороны социальной жизни, все виды специального обучения воссоздают социально-профессиональную структуру, с его помощью происходит накопление материального и духовного богатства общества.5
Функция социального перемещения указывает на то, что с помощью образования изменяется положение человека в обществе, люди получают возможность занять в нем более высокий статус. Студент, вышедший из рабочей семьи, может переместиться в социальный слой менеджеров, попасть в научную сферу и т.п., а может и остаться в прежней социальной группе. В любом случае его социальное положение изменится - из состояния учащегося он переместится в категорию специалиста.
Культурно-репродуктивная функция отражает динамику влияния высшего образования на сохранение и приумножение культурных ценностей.
Коммуникативная функция проявляется
через двустороннюю связь по каналу
«Образование - окружающий мир». Ценности,
которыми обогащаются студенты в
период обучения, в абсолютном большинстве
своем воспроизводятся другими
сферами жизнедеятельности
Селективная функция отображается в естественной дифференциации студентов по способностям, предметным и профессиональным симпатиям.
А функция социального
Под инструментальной функцией следует
понимать разработку путей и способов
социализации студентов, поиски эффективных
технологий приобщения к труду,
к адаптации молодых
II Анализ статистики мотивов студентов на получение образования
Сорокина в своей статье “Перемены в образовании и динамика жизненных стратегий студентов ” приводит таблицу Мотивы получения высшего образования у студентов различных вузов на 1999 год, которая помогает сделать следущие выводы: Особенно актуальной сегодня является проблема профессионального самоопределения студентов. К показателям эффективности данного процесса можно отнести следующие:удовлетворенность выбором специальности, вуза; четкое представление о социальном статусе, связанном с выбором данной профессии, а также о возможностях трудоустройства после окончания вуза именно по этой специальности. “Оценим эти по¬казатели через призму мотивов получения образования и выбора вуза, используя дан¬ные опросов студентов-первокурсников в МГУ за пять лет( 1994—1999 гг.), а также в Российском университете дружбы народов (РУДН) и Московском авиационно-техническом институте (университете) МАТИ”.7
Как видно из таблицы, за указанные годы в определенной степени изменилась иерархия мотивов получения высшего образования. Однозначно приоритетное место в совокупности мотивов занял мотив - "добиться успеха в жизни". В сущности, это стало доминирующей жизненной стратегией сегодняшних студентов. Уступает данной стратегии даже стремление получить образование в качестве условия культурного развития (динамика здесь примечательна снижением численности респондентов, отметивших этот мотив). Для существенной части первокурсников значимым является не только "приобрести профессию", но и "быть материально обеспеченным". Обра¬щает на себя внимание и тот факт, что получение высшего образования выступает также в качестве средства для достижения определенных жизненных целей, которые напрямую не связаны с необходимостью иметь диплом, иначе говоря, имеют инструментальную ценность. Так, для юношей-первокурсников поступление в вуз - способ получить отсрочку от службы в армии; для почти 1/5 опрошенных с получением диплома связываются надежды на работу за рубежом, для относительно небольшой части студентов - это еще и способ приятно провести время.
Как показал корреляционный анализ, для студентов, считающих себя вполне обеспеченными, более значимы такие мотивы получения высшего образования, как "продолжить семейные традиции", "иметь возможность работать за рубежом"; для не вполне обеспеченных - "добиться успеха в жизни", "не служить в армии", "быть материально обеспеченным".
Как видно из данного исследования, одним из самых важных мотивов является добиться успеха в жизни, что, в переводе на профессиональный язык называется получить достойную профессию и зарплату.
III Фактор выбора профессии в контексте мотивации получения высшего образования
Общее направление реформ экономической и социальной жизни в нашей стране не только изменило систему мировоззренческих ориентаций современной молодежи, но и внесло определенные коррективы в ее установки на получение высшего образования.
“Выбор профессии для молодого человека является основой его самоутверждения в обществе и определяет его дальнейшую жизнь: кем быть, к какой социальной группе принадлежать, какой стиль жизни выбрать, какие цели достигать. “8Находясь перед выбором жизненного пути, молодые люди должны анализировать свои ресурсы (интересы, способности), оценивать воз-можность коррекции несоответствий меж¬ду своими психологическими особенностями и требованиями избираемой профессии, прогнозировать свое дальнейшее трудоустройство, изучая ситуацию на рынке труда. Естественно, что каждый представитель молодого поколения в перспективе хочет, чтобы работа была престижной, то есть перспективной и хорошо оплачиваемой. Поэтому оценка престижности будущей профессии оказывает основное влияние на принятие решения о получении того или иного образования.
Анализ результатов
Согласно полученным результатам, первую модель избирают представители молодежи, чьи жизненные планы ориентирова¬ны на ценности высшего образования (25- 30%). При этом далеко не все из них моти¬вированы на приобретение знаний. Каждый третий руководствуется сугубо инструментальными мотивами, например получения диплома или отсрочки от армии.
Вторую модель избирает большая
часть молодежи, которая свой социальный
старт также связывает с
Сторонники третьей модели (их около 10%) однозначно исключают для себя про-должение учёбы и направляют свою активность на поиск подходящей работы. Основным критерием в данной категории является уровень оплаты. Содержание и даже условия труда принимаются во внимание в последнюю очередь. Косвенно к сторонникам этой модели можно отнести и часть молодё¬жи с так называемым “отложенным стартом “, для которой досуговая деятельность более приоритетна, чем трудовая. Большинство из них рассчитывают на случайные заработки и на помощь родителей.
Необходимо отметить, что стартовые позиции молодёжи и выбор стратегий по¬ведения во многом определяются образовательным статусом родителей, уровнем материального благосостояния семьи, региональными условиями её жизни, гендерными факторами, а также фактором акселерации, благодаря которой девушки социализируются быстрее, чем юноши.
IV Высшее образование как фактор социальной мобильности
В обществах переходного типа, каким является современная Россия, особенно важным как для развития и верификации общей теории, так и для решения конкретных задач социологии является изучение и прогнозирование процессов социальной стратификации и мобильности, факторов, их определяющих, и отражения этих процессов в сознании россиян.
Информация о работе Мотивация получения высшего образования сегодня: социологический анализ