Мотивация получения высшего образования сегодня: социологический анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 01:10, реферат

Описание работы

В данной работе будут прослежены и охарактеризованы две наиболее популярные на сегодняшний день причины , мотивирующие студента поступать в высшее учебное заведение. Это : получение престижной работы и фактор социальной мобильности.
Но вначале будет дана общая характеристика функции высшего образования, ведь именно они являются основополагающим фактором для развития мотивации, а также статистика мотивов согласно их популярности среди молодёжи.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
I Функции высшего образования…………………………………5
II Анализ статистики мотивов студентов на получение образования…….7
III Фактор выбора профессии в контексте мотивации получения высшего образования…………………………………………………………………9
IV Высшее образование как фактор социальной мобильности……………..11
Заключение…………………………………………………………………..15
Список использованной литературы……………………………16

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ ПО СОЦИОЛОГИИ.docx

— 115.92 Кб (Скачать файл)

Санкт-Петербургский Государственный  Университет Культуры и Искусств

                                         Факультет Мировой Культуры

                           Кафедра Музеологии и Культурного  Наследия

 

 

 

                                                             РЕФЕРАТ

 

                                               по курсу “Социология”

на тему “ Мотивация получения высшего образования сегодня:            социологический анализ.”

 

                                                            Выполнила: студентка 4 курса,

                                                                    Бокарева А.А.

                                                            Проверил : Божков О.Б.

 

                                           

                                             

                                             

                                             Санкт-Петербург

                                                         2012

Оглавление

 

Введение………………………………………………………………………3

I Функции высшего образования…………………………………5

II Анализ статистики  мотивов студентов на получение  образования…….7

III  Фактор выбора профессии  в контексте мотивации получения  высшего образования…………………………………………………………………9

IV Высшее образование  как фактор социальной мобильности……………..11

Заключение…………………………………………………………………..15

Список использованной литературы……………………………16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

На сегодняшний день рынок труда  претерпел многие изменения. Работодателям требуются специалисты с глубокими знаниями в различных сферах, что актуализирует необходимость понимания студентами важности получения качественного и полного высшего образования. Следовательно, формируется процесс изменения мотивов получения высшего образования, предпочтений, интересов студентов, что отражается в результатах ряда опросов студенческой молодежи. Особенно актуальной сегодня является проблема профессионального самоопределения студентов. К показателям эффективности данного процесса можно отнести следующие: удовлетворенность выбором специальности, вуза; четкое представление о социальном статусе, связанном с выбором профессии, а также о возможностях трудоустройства после окончания вуза непосредственно по выбранной специальности. Как говорит Попова, “нынешняя молодежь сравнительно со старшими поколениями, чей человеческий капитал, по оценкам российских исследо-вателей, значительно обесценился за годы реформ, представляется более адаптированной к требованиям рынка труда,динамичной в освоении необходимых знаний и умений, более гибко использующей новые возможности в силу возраста и естествен¬ной «встроенности » в условия демократического общества.”1

 Сейчас образование – это  одна из важнейших областей  развития государства. Президент  РФ В.В. Путин так подчеркивает  значимость образования: "Оно  уже давно стало дорогим и  самым ценным товаром, а устойчивое  развитие стран уже давно определяется  не столько ресурсами, сколько  общим уровнем образования нации" (Выступление Президента РФ В.В. Путина на заседании Гос. Совета РФ 29 августа 2001 г.)2. Согласно Сорокиной Н.Д., успехи учебной деятельности студентов примерно на 70% обусловлены именно мотивацией, а на долю способностей психологи оставляют всего 30.3

 Значит, именно комплекс мотивов  побуждает их поступать в высшие учебные заведения, успешно учиться, от степени заинтересованности  в получения образования зависит академическая успеваемость и другие показатели учебной работы.

Говоря о мотивах получения  высшего образования, стоит упомянуть  следущие : "для получения знаний и диплома”,"чтобы найти работу". Мотивы к получению высших оценок сводятся в основном к материальной заинтересованности студентов и к возможности продолжить свое обучение (второе высшее образование, аспирантура). Говоря о юношах, стоит также упомянуть мотив отсрочки службы в армиии или избежание её при обучении в соответствующем военном ВУЗе.

В данной работе будут прослежены и охарактеризованы две наболее популярные на сегодняшний день причины , мотивирующие студента поступать в высшее учебное заведение. Это : получение престижной работы и фактор социальной мобильности.

Но вначале будет дана общая характеристика функции высшего образования, ведь именно они являются основопологающим фактором для развитися мотивации, а также статистика мотивов согласно ихпопулярности среди молодёжи.

 

I Функции высшего образования

Прежде чем говорить о отивации в получении высшего образования, необходимо рассмотреть его социологические  функции в контексте современности.

Образование призвано выполнять ряд  социальных функций и, прежде всего, социального контроля за распределением индивидов по социальным слоям, стратам в соответ¬ствии с уровнем и качеством полученного образования .Эти функции должны обеспечивать стабильность и устойчивость социума. С другой стороны, образование призвано (и это особенно становится заметно в период трансформации современного российского общества, характеризующегося все большим проникновением рыночных отношений во все сферы его жизнедеятельности) удовлетворять запросы индивидов. Такие функции, как сервисная, социокультурная, прагматическая, и др. способствуют адаптации индивидов к быстроизменяющимся условиям жизни, социальной защите от возможных неудач на жизненном пути. Можно согласиться с мнением о том, что современная система образования, сохраняя традиции и одновременно воспринимая инновации, реализуя свои основные функции, в то же время обогащает последние новыми характеристиками и механизмами осуществления.4

Кандидат социологических наук Миндибекова выделяет следующие  функции высшего образования:

Функция социального воспроизводства  состоит в том, что высшее образование  репродуцирует разные стороны социальной жизни, все виды специального обучения воссоздают социально-профессио­нальную  структуру, с его помощью происходит накопление материального и духовного богатства общества.5

Функция социального перемещения  указывает на то, что с помощью  образования изменяется положение  человека в обществе, люди получают возможность занять в нем более  высокий статус. Студент, вышедший из рабочей семьи, может переместиться  в социальный слой менеджеров, попасть  в научную сферу и т.п., а  может и остаться в прежней  социальной группе. В любом случае его социальное положение изменится - из состояния учащегося он переместится в категорию специалиста.

Культурно-репродуктивная функ­ция отражает динамику влияния высшего образования  на сохранение и приумножение культурных ценностей.

Коммуникативная функция проявляется  через двустороннюю связь по каналу «Образование - окружающий мир». Ценности, которыми обогащаются студенты в  период обучения, в абсолютном большинстве  своем воспроизводятся другими  сферами жизнедеятельности общества: экономикой, политикой, наукой, культурой  и т.д.

Селективная функция отображается в естественной дифференциации студентов  по способностям, предметным и профессиональным симпатиям.

А функция социального регулирования  и контроля «формирует чувство благодарности  «хозяину», гражданскую позицию, местный  патриотизм» [9]. Здесь имеется в  виду воздействие на социальное самосознание обучающихся факта принадлежности учебного заведения к государственной  системе, к местным органам самоуправления или к частному бизнесу. В школе  и особенно в вузе происходит выработка  уважительного отношения к государственно-правовым актам, к ценностям рыночных отношений  и системе свободной демонстрации, традициям и обычаям своей нации, своего региона, города.

Под инструментальной функцией следует  понимать разработку путей и способов социализации студентов, поиски эффективных  технологий  приобщения к труду, к адаптации молодых специалистов на производстве.6

 

 

II Анализ статистики мотивов студентов на получение образования

Сорокина в своей статье “Перемены в образовании и динамика жизненных стратегий студентов ” приводит  таблицу Мотивы получения высшего образования у студентов различных вузов на 1999 год, которая помогает сделать следущие выводы: Особенно актуальной сегодня является проблема профессионального самоопределения студентов. К показателям эффективности данного процесса можно отнести следующие:удовлетворенность выбором специальности, вуза; четкое представление о социальном статусе, связанном с выбором данной профессии, а также о возможностях трудоустройства после окончания вуза именно по этой специальности. “Оценим эти по¬казатели через призму мотивов получения образования и выбора вуза, используя дан¬ные опросов студентов-первокурсников в МГУ за пять лет( 1994—1999 гг.), а также в Российском университете дружбы народов (РУДН) и Московском авиационно-техническом институте (университете) МАТИ”.7

Как видно из таблицы, за указанные  годы в определенной степени изменилась иерархия мотивов получения высшего образования. Однозначно приоритетное место в совокупности мотивов занял мотив - "добиться успеха в жизни". В сущности, это стало доминирующей жизненной стратегией сегодняшних студентов. Уступает данной стратегии даже стремление получить образование в качестве условия культурного развития (динамика здесь примечательна снижением численности респондентов, отметивших этот мотив). Для существенной части первокурсников значимым является не только "приобрести профессию", но и "быть материально обеспеченным". Обра¬щает на себя внимание и тот факт, что получение высшего образования выступает также в качестве средства для достижения определенных жизненных целей, которые напрямую не связаны с необходимостью иметь диплом, иначе говоря, имеют инструментальную ценность. Так, для юношей-первокурсников поступление в вуз - способ получить отсрочку от службы в армии; для почти 1/5 опрошенных с получением диплома связываются надежды на работу за рубежом, для относительно небольшой части студентов - это еще и способ приятно провести время.

Как показал корреляционный анализ, для студентов, считающих себя вполне обеспеченными, более значимы такие мотивы получения высшего образования, как "продолжить семейные традиции", "иметь возможность работать за рубежом"; для не вполне обеспеченных - "добиться успеха в жизни", "не служить в армии", "быть материально обеспеченным".

Как видно из данного исследования, одним из самых важных мотивов  является добиться успеха в жизни, что, в переводе на профессиональный язык называется получить достойную профессию  и зарплату.

III  Фактор выбора профессии в контексте мотивации получения высшего образования

Общее направление реформ экономической  и социальной жизни в нашей  стране не только изменило систему мировоззренческих ориентаций современной молодежи, но и внесло определенные коррективы в ее установки на получение высшего образования.

“Выбор профессии для молодого человека является основой его самоутверждения в обществе и определяет его дальнейшую жизнь: кем быть, к какой социальной группе принадлежать, какой стиль жизни выбрать, какие цели достигать. “8Находясь перед выбором жизненного пути, молодые люди должны анализировать свои ресурсы (интересы, способности), оценивать воз-можность коррекции несоответствий меж¬ду своими психологическими особенностями и требованиями избираемой профессии, прогнозировать свое дальнейшее трудоустройство, изучая ситуацию на рынке труда. Естественно, что каждый представитель молодого поколения в перспективе хочет, чтобы работа была престижной, то есть перспективной и хорошо оплачиваемой. Поэтому оценка престижности будущей профессии оказывает основное влияние на принятие решения о получении того или иного образования.

Анализ результатов всероссийского со-циологического мониторинга «Социальное  развитие молодежи »(1999-2002 гг.), проведенного Центром социологии молодежи ИСГ1И РАН в 12 регионах Российской Федерации под руководством профессора В.И. Чупрова, позволил выделить по крайней мере три типовые модели социального старта.

Согласно полученным результатам, первую модель избирают представители молодежи, чьи жизненные планы ориентирова¬ны на ценности высшего образования (25- 30%). При этом далеко не все из них моти¬вированы на приобретение знаний. Каждый третий руководствуется сугубо инструментальными мотивами, например получения диплома или отсрочки от армии.

Вторую модель избирает большая  часть молодежи, которая свой социальный старт также связывает с получением образова¬ния, но конкретные его формы после окончания школы не определяет (60-70%). Поведение этой группы часто зависит от «обстоятельств», к которым могут быть отнесены и наличие учебного заведения в районе проживания, и уровень знаний, полученных в школе, и наличие денег у родителей для оплаты учёбы на коммерческой осно-ве, и многое другое. Большинство молодых людей, действующих в соответствии с этой моделью, стремятся поступить в профессиональное училище или техникум, ставя во главу угла не столько его профиль, сколько доступность при поступлении. Некоторые делают попытку поступить в институт, но не очень огорчаются в случае неудачи.

Сторонники третьей модели (их около 10%) однозначно исключают для себя про-должение учёбы и направляют свою активность на поиск подходящей работы. Основным критерием в данной категории является уровень оплаты. Содержание и даже условия труда принимаются во внимание в последнюю очередь. Косвенно к сторонникам этой модели можно отнести и часть молодё¬жи с так называемым “отложенным стартом “, для которой досуговая деятельность более приоритетна, чем трудовая. Большинство из них рассчитывают на случайные заработки и на помощь родителей.

Необходимо отметить, что стартовые  позиции молодёжи и выбор стратегий  по¬ведения во многом определяются образовательным статусом родителей, уровнем материального благосостояния семьи, региональными условиями её жизни, гендерными факторами, а также фактором акселерации, благодаря которой девушки социализируются быстрее, чем юноши.

IV Высшее образование как фактор социальной мобильности

В обществах переходного типа, каким  является современная Россия, особенно важным как для развития и верификации  общей теории, так и для решения  конкретных задач социологии является изучение и прогнозирование процессов  социальной стратификации и мобильности, факторов, их определяющих, и отражения  этих процессов в сознании россиян.

Информация о работе Мотивация получения высшего образования сегодня: социологический анализ