Мотивация получения высшего образования сегодня: социологический анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 01:10, реферат

Описание работы

В данной работе будут прослежены и охарактеризованы две наиболее популярные на сегодняшний день причины , мотивирующие студента поступать в высшее учебное заведение. Это : получение престижной работы и фактор социальной мобильности.
Но вначале будет дана общая характеристика функции высшего образования, ведь именно они являются основополагающим фактором для развития мотивации, а также статистика мотивов согласно их популярности среди молодёжи.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
I Функции высшего образования…………………………………5
II Анализ статистики мотивов студентов на получение образования…….7
III Фактор выбора профессии в контексте мотивации получения высшего образования…………………………………………………………………9
IV Высшее образование как фактор социальной мобильности……………..11
Заключение…………………………………………………………………..15
Список использованной литературы……………………………16

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ ПО СОЦИОЛОГИИ.docx

— 115.92 Кб (Скачать файл)

В настоящее время большинство  социологов, изучающих процессы стратификации  и мобильности, сходятся на том, что  в основе систем стратификации лежат  такие факторы, как власть, доход  и образование.

Образование становится одним из решающих факторов социального расслоения, так  как:

- с одной стороны, глобализация и перенос отношений соперничества из области финансовых, промышленных и военно-технических ресурсов в область информационных технологий требует определенного уровня образования и культуры;

- с другой стороны, в условиях трансформации российского общества образование как институт социализации может обеспечить, во-первых, преемственность положительного опыта, а во-вторых, формирование новых корпоративных ценностей, необходимых для возникающих социальных слоев.

Данная работа посвящена исследованию роли образования как фактора  социальной мобильности в России. Автор попытался, во-первых, выявить  основной стратифицирующий фактор в  современном российском обществе и  рассмотреть его взаимосвязь  с образованием; во-вторых, определить место образования в системе  ценностей россиян и объяснить, с чем это связано; и в-третьих, изучить каналы социальной мобильности  для разных социальных групп россиян.

П.А. Сорокин определял социальную мобильность как «…любой переход  индивида или социального объекта (ценности), т. е. всего того, что создано  или модифицировано человеческой деятельностью, из одной социальной позиции в  другую»1). Социальная мобильность может  быть горизонтальной, когда индивид  переходит из одной социальной группы в другую, расположенную на том  же самом социальном уровне, т.е. без  заметного изменения социального  положения данного индивида. Другой вид мобильности – вертикальная, которая определяется как перемещение  индивида с одного социального уровня на другой, сопровождающийся изменением социального положения индивида. Вертикальная мобильность существует как восходящая, когда индивид  повышает свой статус, и нисходящая, когда статус понижается. В свою очередь, и восходящая и нисходящая мобильность может быть индивидуальной, когда на другой социальный уровень  перемещается отдельный индивид, или  групповой, когда статус меняет вся  группа, к которой принадлежит  индивид. Кроме того, социальная мобильность бывает двух видов: мобильность как добровольное перемещение в рамках социальной иерархии, и мобильность, связанная со структурными изменениями, например с индустриализацией и демографическими факторами. Причем, восходящая мобильность в большей степени связана с добровольным перемещением, «…в то время как противоположное направление редко является результатом свободного выбора, а почти всегда определяется неприятной необходимостью».2)

Таким образом, если социальную стратификацию  понимать как процесс распределения  индивидов и статусных групп  по социальным «ячейкам», то мобильность  есть механизм, обеспечивающий это  распределение.

Большинство западных социологов в  качестве доминантного фактора социальной мобильности в современных обществах  выделяют экономический, который становится базовым и в современной России, где после реабилитации частной  собственности и предпринимательства  богатство стало общепризнанным критерием социального успеха, социальной защищенности и возможности продвижения  в высшие страты.

Другой основной фактор социальной мобильности -- профессия. Действительно, в индустриальном обществе развитие передовых технологий дает толчок появлению  множества новых профессий, требующих  высокой квалификации и подготовки, с одной стороны, и являющихся высокооплачиваемыми и престижными, с другой. Вследствие этого возрастает уровень мобильности как добровольной, ориентированной на достижения, так  и вынужденной, основанной на необходимости  повышения квалификационного уровня.

Это, в свою очередь, определяет высокую  значимость образования как фактора  социальной мобильности. М. Вебер в  качестве критерия притязаний на «…позитивные или негативные привилегии в отношении социального престижа» указывал во-первых, образ жизни, во-вторых, «формальное образование, заключающееся в практическом или теоретическом обучении и усвоении соответствующего образа жизни», и в-третьих, престиж рождения или профессии.9 С другой стороны, П. А. Сорокин отмечал, что « роль канала, который исполняет современная школа, становится все более значимой, ведь, по сути, она взяла на себя функции, ранее выполнявшиеся церковью, семьей и некоторыми другими институтами».10

Следовательно, полученное образование  и выработанные в процессе его  получения манеры и стиль жизни, а также профессиональный статус и связанное с ним материальное вознаграждение дают индивиду основания  претендовать на более высокую социальную позицию и принадлежащий этой позиции престиж.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Цель данной работы – провести социалогическое исследование на тему мотивации получения высшего  образования в современной России. И автор, как студент,находящийся  в процессе получения этого самого образования был крайне заинтересован  в раскрытии темы данной работы.

В первую очередь необходимо отметить, что для современного подростка  основопологающей мотивацией для получения  высшего образования является гарантия достижения успеха в жизни, получении  достойной профессии и заработной платы. Именно от этого основного  пунка отталкивался автор в написании  данной работы.

Многочисленные функции высшего  образования являются фактором социальной мобильности, что является важнейшим  моментом для молодёжи в утверждении  себя на профессиональном пути.

Безусловно, этим не ограничивается список мотивационных причин получения  высшего образования. Имеют место  быть мотивы интересного времяпрепровождения, продолжения семейных традиций, желание  работать за рубежом ….– все этого и много другое было отражено в данной работе.

Напоследок хочется сказать, что  высшее образование – важнейшая  ступень на профессиональном пути каждого  специалиста. И с каждым годом  количество абитуриентов и желающих получить высшее образование увеличивается, что не может не вносить позитивные нотки в российскую статистику.

 Проводимые социологические  исследования в этой сфере  –вещь не просто полезная, но  и крайне необходимая для составления  статистики и подведения итогов  деятельности в сфере образования.

Список использованной литературы

  1. Богославская О. Мотивация получения высшего образования в контексте выбора профессии// Высшее образование в России. – 2006. - №5, с 44-48
  2. Вебер М. Основные понятия стратификации // СОЦИС, 1994. №5. С. 147 – 156
  3. Попова И. Образование – человеческий и социальный капитал молодёжи.//Высшее образование в России. – 2007. - №10, с 104-108
  4. Сорокина Н.Д.Перемены в образовании и динамика жизненных стратегий студентов.//Социологические исследования. – 2003. – №10, с 55-61
  5. Сорокин П. А. Социальная стратификация и социальная мобильность // Человек. Цивилизация. Общество. М: 1992. - 418 с.

 

Электронные ресурсы

  1. http://analiculturolog.ru/component/k2/item/138-higher-education-motivation-receivable.html
  2. http://id.atiso.ru/node/77

1 Попова И. Образование – человеческий и социальный капитал молодёжи.//Высшее образование в России. – 2007. - №10, с 104

2 http://analiculturolog.ru/component/k2/item/138-higher-education-motivation-receivable.html

3 Сорокина Н.Д.Перемены в образовании и динамика жизненных стратегий студентов.//Социологические исследования. – 2003. – №10, с 58

4 Сорокина Н.Д.Перемены в образовании и динамика жизненных стратегий студентов.//Социологические исследования. – 2003. – №10, с 55

5 http://id.atiso.ru/node/77

6 http://id.atiso.ru/node/77

7 Сорокина Н.Д.Перемены в образовании и динамика жизненных стратегий студентов.//Социологические исследования. – 2003. – №10, с 56

8 Богославская О. Мотивация получения высшего образования в контексте выбора профессии// Высшее образование в России. – 2006. - №5, с 44

9 Вебер М. Основные понятия стратификации // СОЦИС, 1994. №5. С. 155

10 Сорокин П. А. Социальная стратификация и социальная мобильность // Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 397

 


Информация о работе Мотивация получения высшего образования сегодня: социологический анализ