Мусульманская культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 20:09, реферат

Описание работы

Самой поздней по времени возникновения мировой религией является ислам, или мусульманство. Это одна из самых распространенных религий: приверженцев ее насчитывается около 900 миллионов, преимущественно в Северной Африке, Юго-Западной, Южной и Юго-Восточной Азии. Арабо-язычные народы почти поголовно исповедуют ислам, тюрко-язычные и ирано-язычные — в подавляющем большинстве. Много мусульман также среди северо-индийских народов. Население Индонезии почти целиком придерживается ислама.

Файлы: 1 файл

Kultura_islama.docx

— 35.38 Кб (Скачать файл)

Мужчины - мусульмане должны ходить с покрытой головой. Для этого  служат разные шапочки типа тюбетейки, а также различные виды чалмы - шарфа. особо повязанного вокруг головы. Женщины должны закрывать  лицо и тело от взглядов посторонних  мужчин. Традиционная одежда мусульман  широкая и удобная для носки  в тех странах, в основном южных, где живет большинство мусульман. Обычным атрибутом благочестивого мусульманина являются четки из 99 или 33 бусин, служащие для счета славословий  Аллаху. В исламе многократное восхваление Аллаха и повторение его девяносто девяти прекрасных имен считается благочестивой обязанностью.

Несмотря на обилие в исламе различных течений, главными из которых  являются суннизм и шиизм, среди  всех мусульман существует довольно стойкое представление о принадлежности к единой общности людей, объединенных общей верой, общими традициями, общей  начальной историей  и общими интересами в современном мире.

Наиболее значительной и  по сей день является система богословия, созданная аль - Аш'ари (10в) . В 7 -10 вв. сложились и основные толки фикха, обычно трактуемого как мусульманское каноническое право. Эти системы теоретических и практических принципов шариата - праведного образа жизни мусульманина. Именно фикх стал основой социальной системы ислама. В настоящее время сохранилось, да и в средние века, относительно незначительное число людей  знало тонкости догматики, а правила фикха всегда были обязательным предметом обучения в семье и в школе, предметом ученых и неученых споров и бесед, столь характерных для быта жителей мусульманских городских кварталах. В трудах по фикху, составляющих наиболее многочисленную группу средневековых арабских рукописей, регламентируются поведение в быту и в обществе, имущественные отношения, правила торговли, отношения в семье , брак.

С 6 - 7 вв. и по сей день концепция шариата - пути к богу через  выполнение всех правил Закона - уживается  с концепцией тарика, теоретической  основой суфизма, согласно которой  некоторые люди могут заслужить  благоволение Аллаха и даже приблизиться к нему и познать его через  состояние экстаза, венчающего жизнь, которая строится по особым, отличным от будничных правилам благочестия  и аскетизма.

Для понимания исторической социальной роли ислама важна проблема соотношения государства и духовенства. В исламе нет и церкви, служащей посредником между человеком  и Аллахом, ни духовного сословия, обладающего особой благодатью; духовная и светская власть в исламской  теории, да отчасти и на практике - нераздельны.

Лозунг превращения религиозной  общности всех мусульман в единство политического порядка не раз  выдвигался и поддерживался крупными мусульманскими государствами, претендовавшими  на особую лидирующую.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Ислам в сравнении с другими религиями

 

Характерная особенность  мусульманской религии состоит  в том, что она энергично вмешивается  во все стороны жизни людей. И  личная, и семейная жизнь верующих мусульман, и вся общественная жизнь, политика, правовые отношения, суд, культурный уклад — все это должно быть подчинено целиком религиозным  законам. В прежние времена в мусульманских странах имело место полное сращивание государственной и церковной власти: глава государства (халиф, падишах) считался преемником пророка, высшее духовенство составляло штат его советников, суд находился целиком в руках духовных лиц. И уголовное, и гражданское право было построено всецело на религиозном законе — шариате. Следили за выполнением норм шариата и толковали их мусульманские богословы.

Поэтому и мусульманское  духовенство выполняло и выполняет  больше светские, чем чисто религиозные  функции. Мулла, состоящий при мечети,—  это, собственно, учитель в церковной  школе. Кади — это судья, знаток шариата. Муфтий — более высокий духовный чин — главный авторитет в  вопросах шариата. Улем — ученый богослов, преподаватель в высшей религиозной  школе; совет улемов давал свои заключения по вопросам религии и права. Во главе  мусульманского духовенства в отдельных  странах стоял – шейх-уль-ислам  — видный богослов, он же советник государя. Даваемые шейх-уль-исламом разъяснения  по тем или иным спорным вопросам догматики или политики, права  считались непререкаемым законом.

Обучение молодежи в мусульманских  странах прежде было тоже чисто религиозным. Низшие школы — мектебы — состояли при мечетях. Высшие школы — медресе  — представляли собой своего рода духовные академии. В них студенты изучали Коран и прочую религиозную  литературу, богословские вопросы. Язык преподавания, язык церковной литературы был арабский. Кстати, арабская система  письма была принята и в тюркских, и в иранских языках, хотя она  для них и мало приспособлена.

Мусульманская церковь в  станах ислама была обычно и крупной  экономической силой. Согласно шариату, церковь может владеть имуществом, и это имущество считается  неотчуждаемым (вакф, множественное  число — вакуф). Вакуфные земли  состояли из пожалований от халифов (в эпоху завоеваний), из пожертвований  и пр. Они были очень велики: например, в странах Средней Азии до половины всех обрабатываемых земель принадлежало церкви, и они приносили огромные доходы; за счет вакуфных имуществ и  кормилось многочисленное духовенство.

Хотя правоверный ислам  не идет ни на какие компромиссы  с другими религиями (в отличие, например, от буддизма), но в народных массах мусульманские верования  очень часто переплетаются с  древними, домусульманскими. Почти  повсеместно, особенно в слаборазвитых  странах, распространен культ местных  святых. Мусульманские святые зачастую оказываются не чем иным, как древними местными божествами-покровителями, которым  даны мусульманские имена. Во многих местах, особенно в Средней Азии, культ святых связан с культом  мазаров — якобы гробниц этих святых, а на самом деле древних  местных святилищ. Более того, в  последнее время в исламе обнаружено (особенно у народов Средней Азии) целый пласт влившихся в него, но глубоко архаичных верований  и обрядов, относящихся к культу земледельческих божеств плодородия, к родовому культу предков, к шаманизму. Повсюду в среде мусульман  распространены также вера в магию, ношение амулетов (часто с текстом  из Корана). Многие муллы выполняют  функции заклинателей, знахарей.

Интересно отметить, что  в многовековых столкновениях ислама с христианством (точно так же, как с маздеизмом и другими  религиями) ислам почти всегда выходил  победителем. В большинстве стран  Средиземноморья, где сейчас господствует ислам, он вытеснил преобладавшее здесь  прежде христианство (Северная Африка, Египет, Сирия , Малая Азия). На Кавказе  большинство народов до распространения  ислама придерживалось христианства, позже многие из них были исламизированы (черкесы, кабардинцы, аджарцы, часть осетин и абхазов). На Балканском полуострове в ислам обращены были некоторые группы болгар, македонцев, боснийцев, албанцев, бывших прежде христианами. Обратных случаев массового обращения какого-либо мусульманского народа в христианство история не знает. Правда, с Пиренейского полуострова (Испания, Португалия) мусульмане в результате христианской Реконкисты (XII-XV вв.) были вытеснены, но это произошло в результате процесса насильственного изгнания исповедующих ислам, а не идейной победы одной религии над другой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Вследствие своей большей  простоты, доступности, понятности народным массам, особенно в восточных странах, где преобладал патриархально-феодальный быт, ислам был близок большинству  людей.

В последние десятилетия, после первой мировой войны, во многих странах произошли буржуазные реформы, ограничившие влияние религии. Развернувшееся после второй мировой войны широкое  демократическое прогрессивное  движение в странах "третьего мира" привлекло к еще более радикальным  переменам в мусульманских традициях  и к их общему ослаблению. Характер перемен происходил сообразно различным  социально-политическим условиям.

Речь идет не только о  мелких и внешних уступках мусульманского духовенства требованиям времени: смягчение или отмена старых запретов, модернизация культа и пр. , но и о  более глубоких сдвигах. В ряде стран  проведены прогрессивные реформы, означающие решительную перестройку  правовых норм и культурно-бытового уклада, конфискацию церковных земель, ограничение сферы действия шариата (не в пример возвращение к законам  шариата в Чечне), введение светского  школьного и университетского обучения. В частности, особенно радикальные  реформы произошли в Турции после  отмены султаната и учреждения республики (реформы Кемаля Ататюрка, 1920-е годы).

Несмотря на многочисленные изменения, произошедшие в исламе с  течением времени, стержнем его остаются незыблимые духовные ценности, основанные на общечеловеческих ценностях и  морали.

 

 

 

 

Список использованных источников

 

1. Кортнов, Т.А. Культурология [Текст]:  Учебное пособие / Т. А. Кортнов – М. : Изд-во «Аспект Пресс», 2006. – 141 с.

2. Ковалев, Ю.В. Культорологические исследования [Текст]: Учебное пособие / Ю.В. Ковалев – М. : Изд-во «Культура», 2007. – 302 с.

3. Гельман, В.Г. Мусульманская культура [Текст]: Пособие / В.Г. Гельман – М. : Изд-во «Ось-89», 2006. – 51 с.

4. Шпильман, Н.В. Мировые религии [Текст]: Учебное пособие / Н.В. Шпильман – Иркутск: Изд-во «ИрГТУ», 2008. – 160 с.

5. Тарковерт, С. Использование межкультурных коммуникаций [Текст]: Учебник / С. Тарковерт – СПб. : Изд-во «Вильямс», 2004. – 399 с.

6. Бронштейн, Г.А. Основы мировых религий [Текст]: Учебное пособие / Г.А. Бронштейн – М. : Изд-во «ЮНИТИ-ДАНА», 2007. – 414 с.


Информация о работе Мусульманская культура