Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 20:09, реферат
Самой поздней по времени возникновения мировой религией является ислам, или мусульманство. Это одна из самых распространенных религий: приверженцев ее насчитывается около 900 миллионов, преимущественно в Северной Африке, Юго-Западной, Южной и Юго-Восточной Азии. Арабо-язычные народы почти поголовно исповедуют ислам, тюрко-язычные и ирано-язычные — в подавляющем большинстве. Много мусульман также среди северо-индийских народов. Население Индонезии почти целиком придерживается ислама.
Мужчины - мусульмане должны
ходить с покрытой головой. Для этого
служат разные шапочки типа тюбетейки,
а также различные виды чалмы
- шарфа. особо повязанного вокруг
головы. Женщины должны закрывать
лицо и тело от взглядов посторонних
мужчин. Традиционная одежда мусульман
широкая и удобная для носки
в тех странах, в основном южных,
где живет большинство
Несмотря на обилие в исламе
различных течений, главными из которых
являются суннизм и шиизм, среди
всех мусульман существует довольно
стойкое представление о
Наиболее значительной и по сей день является система богословия, созданная аль - Аш'ари (10в) . В 7 -10 вв. сложились и основные толки фикха, обычно трактуемого как мусульманское каноническое право. Эти системы теоретических и практических принципов шариата - праведного образа жизни мусульманина. Именно фикх стал основой социальной системы ислама. В настоящее время сохранилось, да и в средние века, относительно незначительное число людей знало тонкости догматики, а правила фикха всегда были обязательным предметом обучения в семье и в школе, предметом ученых и неученых споров и бесед, столь характерных для быта жителей мусульманских городских кварталах. В трудах по фикху, составляющих наиболее многочисленную группу средневековых арабских рукописей, регламентируются поведение в быту и в обществе, имущественные отношения, правила торговли, отношения в семье , брак.
С 6 - 7 вв. и по сей день концепция шариата - пути к богу через выполнение всех правил Закона - уживается с концепцией тарика, теоретической основой суфизма, согласно которой некоторые люди могут заслужить благоволение Аллаха и даже приблизиться к нему и познать его через состояние экстаза, венчающего жизнь, которая строится по особым, отличным от будничных правилам благочестия и аскетизма.
Для понимания исторической
социальной роли ислама важна проблема
соотношения государства и
Лозунг превращения
3. Ислам в сравнении с другими религиями
Характерная особенность мусульманской религии состоит в том, что она энергично вмешивается во все стороны жизни людей. И личная, и семейная жизнь верующих мусульман, и вся общественная жизнь, политика, правовые отношения, суд, культурный уклад — все это должно быть подчинено целиком религиозным законам. В прежние времена в мусульманских странах имело место полное сращивание государственной и церковной власти: глава государства (халиф, падишах) считался преемником пророка, высшее духовенство составляло штат его советников, суд находился целиком в руках духовных лиц. И уголовное, и гражданское право было построено всецело на религиозном законе — шариате. Следили за выполнением норм шариата и толковали их мусульманские богословы.
Поэтому и мусульманское
духовенство выполняло и
Обучение молодежи в мусульманских странах прежде было тоже чисто религиозным. Низшие школы — мектебы — состояли при мечетях. Высшие школы — медресе — представляли собой своего рода духовные академии. В них студенты изучали Коран и прочую религиозную литературу, богословские вопросы. Язык преподавания, язык церковной литературы был арабский. Кстати, арабская система письма была принята и в тюркских, и в иранских языках, хотя она для них и мало приспособлена.
Мусульманская церковь в
станах ислама была обычно и крупной
экономической силой. Согласно шариату,
церковь может владеть
Хотя правоверный ислам
не идет ни на какие компромиссы
с другими религиями (в отличие,
например, от буддизма), но в народных
массах мусульманские верования
очень часто переплетаются с
древними, домусульманскими. Почти
повсеместно, особенно в слаборазвитых
странах, распространен культ местных
святых. Мусульманские святые зачастую
оказываются не чем иным, как древними
местными божествами-покровителями, которым
даны мусульманские имена. Во многих
местах, особенно в Средней Азии,
культ святых связан с культом
мазаров — якобы гробниц этих
святых, а на самом деле древних
местных святилищ. Более того, в
последнее время в исламе обнаружено
(особенно у народов Средней Азии)
целый пласт влившихся в него,
но глубоко архаичных верований
и обрядов, относящихся к культу
земледельческих божеств
Интересно отметить, что в многовековых столкновениях ислама с христианством (точно так же, как с маздеизмом и другими религиями) ислам почти всегда выходил победителем. В большинстве стран Средиземноморья, где сейчас господствует ислам, он вытеснил преобладавшее здесь прежде христианство (Северная Африка, Египет, Сирия , Малая Азия). На Кавказе большинство народов до распространения ислама придерживалось христианства, позже многие из них были исламизированы (черкесы, кабардинцы, аджарцы, часть осетин и абхазов). На Балканском полуострове в ислам обращены были некоторые группы болгар, македонцев, боснийцев, албанцев, бывших прежде христианами. Обратных случаев массового обращения какого-либо мусульманского народа в христианство история не знает. Правда, с Пиренейского полуострова (Испания, Португалия) мусульмане в результате христианской Реконкисты (XII-XV вв.) были вытеснены, но это произошло в результате процесса насильственного изгнания исповедующих ислам, а не идейной победы одной религии над другой.
Заключение
Вследствие своей большей простоты, доступности, понятности народным массам, особенно в восточных странах, где преобладал патриархально-феодальный быт, ислам был близок большинству людей.
В последние десятилетия,
после первой мировой войны, во многих
странах произошли буржуазные реформы,
ограничившие влияние религии. Развернувшееся
после второй мировой войны широкое
демократическое прогрессивное
движение в странах "третьего мира"
привлекло к еще более
Речь идет не только о
мелких и внешних уступках мусульманского
духовенства требованиям
Несмотря на многочисленные изменения, произошедшие в исламе с течением времени, стержнем его остаются незыблимые духовные ценности, основанные на общечеловеческих ценностях и морали.
Список использованных источников
1. Кортнов, Т.А. Культурология [Текст]: Учебное пособие / Т. А. Кортнов – М. : Изд-во «Аспект Пресс», 2006. – 141 с.
2. Ковалев, Ю.В.
3. Гельман, В.Г. Мусульманская культура [Текст]: Пособие / В.Г. Гельман – М. : Изд-во «Ось-89», 2006. – 51 с.
4. Шпильман, Н.В. Мировые религии [Текст]: Учебное пособие / Н.В. Шпильман – Иркутск: Изд-во «ИрГТУ», 2008. – 160 с.
5. Тарковерт, С. Использование межкультурных коммуникаций [Текст]: Учебник / С. Тарковерт – СПб. : Изд-во «Вильямс», 2004. – 399 с.
6. Бронштейн, Г.А. Основы мировых религий [Текст]: Учебное пособие / Г.А. Бронштейн – М. : Изд-во «ЮНИТИ-ДАНА», 2007. – 414 с.