Наиболее часто используемый метод сбора социальной информации - опрос

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 23:12, реферат

Описание работы

Сбор данных является важным этапом в процессе научного исследования. На этом этапе собирают сведения, на основе которых впоследствии делают выводы о связях между явлениями и выясняют их сущность. Поэтому в социологии уделяется большое внимание способам сбора данных. Развитие и применение многочисленных методов сбора данных в социологических исследованиях в значительной мере способствовали точности социологии и её утверждению как науки в полном смысле слова - науки, которая устанавливает истины подобно естественным наукам.

Содержание работы

Введение стр. 3
Метод опроса стр. 4
Принципы расположения вопросов стр. 5
Анкетирование стр. 10
Интервьюирование стр. 12
Заключение стр. 14
Литература стр. 15

Файлы: 1 файл

Доклад ПРИМЕР 2011.doc

— 92.00 Кб (Скачать файл)

Во-вторых, буферные вопросы предназначены  для того, чтобы нейтрализовать эффект излучения. В таком случае в качестве буферных могут выступать любые содержательные вопросы, не связанные непосредственно с тем предметом, который обсуждается в вопросах, взаимовлияние которых предполагает социолог.

Завершая  обсуждение значения функционально-психологических  вопросов в конструкции анкеты, отметим: как и любые другие, их формулировки могут оказаться небезразличными для респондентов и, следовательно, влиять на содержание и наличие их ответов. Знание социологом, что тот или иной вопрос выступает как функционально-психолгический, ещё не обеспечивает того, что он исполнит свою роль так, как предполагается. Что бы предположения социолога оправдались, необходимо проводить специальные методические эксперименты в этой области.

Анкетирование

Наиболее распространенный в практике прикладной социологии вид  опроса - анкетирование. Оно может быть групповым или индивидуальным.

Групповым анкетированием называется опрос, применяемый в основном в организациях (места работы, учёбы и т.д.).

Правила группового анкетирования

Существуют определённые правила, помогающие исследователю  провести наиболее качественное исследование. Вот они.

  1. Представиться;
  2. Дать общие пояснения по цели анкетирования и работе с анкетой;
  3. Пояснить гарантии анонимности;
  4. Ответить на вопросы;
  5. Ненавязчиво контролировать поведение аудитории (обсуждения, подсказки друг другу);
  6. Пресекать демонстративность в поведении отдельных людей;
  7. Оказывать помощь в заполнении анкеты;

8. Организовать сбор  и косвенный контроль качества  заполнения анкет.

При индивидуальном анкетировании вопросники (анкеты) раздаются на рабочих местах или по месту жительства респондента. В последнее время широкое распространение получил единовременный опрос (с помощью электронных видов связи: телефон, E-mail).

Социологическая анкета - объединенная единым исследовательским  замыслом система вопросов, направленных на выявление количественно-качественных характеристик объекта и предмета анализа. Ее предназначение - дать достоверную информацию. Для этого надо знать и соблюдать ряд правил и принципов ее конструирования, а также особенности различных вопросов.

Правила построения вопросов в анкете

1. Вопрос не должен содержать ожидаемый ответ или определенным образом стимулировать его (изучение социологии расширяет кругозор человека?:  Да, Нет, Не знаю);

2. Вопрос не должен дискриминировать респондента или его возможную позицию (человек, не знающий социологию не может считаться культурным. А Ваше мнение?: Да, Нет, Не знаю);

3. Вопросы должны формулироваться с учетом предполагаемой компетентности опрашиваемых и не должны содержать слов или выражений, которые могут быть не поняты респондентам (за исключением вопросов - «ловушек»);

4. Количество вариантов ответов не должны превышать возможностей памяти опрашиваемого;

5. Вопрос  и предлагаемые варианты ответов должны логически соответствовать друг другу (как часто Вы смотрите передачи? - по радио, - телевидению, - в газетах и журналах).

 При составлении  анкет необходимо учитывать, что  вопрос должен быть одинаково  понятен различным социально-демографическим  группам респондентов (молодым и пожилым, людям с разным образованием и т.д.).

Все вопросы можно  классифицировать: по содержанию (вопросы о фактах сознания, о фактах поведения и о личности респондента); по форме (открытые и закрытые, прямые и косвенные); по функции (основные и не основные).

Вопросы о фактах сознания людей направлены на выявление мнений, пожеланий, ожиданий, планов на будущее и т.д. Вопросы о фактах поведения выявляют поступки, действия, результаты деятельности людей. Вопросы о личности респондента выявляют его личностные характеристики (пол, возраст и т.д.).

Закрытым вопрос называется в том случае, если на него в анкете приводится полный набор вариантов ответов. Прочитав их, опрашиваемый выбирает только тот, который совпадает с его мнением. Закрытые вопросы могут быть альтернативные и не альтернативные. Альтернативные предполагают возможность выбора респондентом всего одного варианта ответа, а не альтернативные - нескольких вариантов ответов.

Открытые вопросы не содержат подсказок и не «навязывают» респонденту вариант ответа. Они дают возможность выразить свое мнение во всей полноте и до мельчайших подробностей, поэтому они дают более богатую по содержанию информацию, чем закрытые вопросы.

Прямые и косвенные  вопросы. Иногда вопросы анкеты требуют от респондента критического отношения к себе, окружающим людям, оценки негативных явлений действительности и т.д. Такие прямые вопросы в ряде случаев или остаются без ответа, или содержат неточную информацию. В подобных случаях на помощь исследователю приходят вопросы, сформулированные в косвенной форме. Респонденту предлагается воображаемая ситуация, не требующая оценки его личных качеств или обстоятельств его деятельности.

Основные вопросы анкеты направлены на сбор информации о содержании исследуемого явления. Не основные - на выявление адресата основного вопроса (вопросы-фильтры), проверку искренности ответов (контрольные вопросы).

Интервьюирование

При интервьюировании контакт  между исследователем и респондентом осуществляется при помощи интервьюера, который задает вопросы, предусмотренные исследователем, организует и направляет беседу с каждым отдельным человеком и фиксирует полученные ответы согласно инструкции. Этот метод опроса требует больших затрат времени и средств, чем анкетирование, но вместе с тем повышается надежность собираемых данных за счет уменьшения числа не ответивших и ошибок при заполнении вопросников.

Рассмотрим особенности различных организационных форм интервью.

Интервью по месту  работы, занятий, то есть в служебном помещении. Оно наиболее целесообразно, когда изучаются производственные или учебные коллективы, а предмет исследования связан с производственными или учебными делами.

Интервью по месту  жительства. Оно становится предпочтительным, если предмет опроса касается таких проблем, о которых удобнее поговорить в неофициальной обстановке, свободной от влияния служебных или учебных отношений.

В прикладной социологии различают три вида интервью: формализованное, фокусированное и свободное.

Формализованное интервью - самая распространенная разновидность интервьюирования. В этом случае общение интервьюера и респондента строго регламентировано детально разработанными вопросником и инструкцией, предназначенной для интервьюера. При использовании этого вида опроса интервьюер обязан точно придерживаться формулировок вопросов и их последовательности.

Фокусированное интервью - следующая ступень, ведущая к уменьшению стандартизации поведения интервьюера и опрашиваемого. Оно имеет своей целью сбор мнений, оценок по поводу конкретной ситуации, явления, его последствии или причин. Респондентов в этом виде интервью заранее знакомят с предметом беседы. Предварительно заготавливают и вопросы для такого интервью, причем их перечень для интервьюера обязателен: он может менять их последовательность и формулировки, но по каждому вопросу должен получить информацию.

Свободное интервью отличается минимальной стандартизацией поведения интервьюера. Этот вид опроса применяется в тех случаях, когда исследователь приступает к определению проблемы исследования. Свободное интервью проводится без заранее подготовленного вопросника или разработанного плана беседы; определяется только тема интервью.

Заключение

Социология в нашей стране - сравнительно молодая наука. Было время, когда  наряду с кибернетикой и генетикой  социологию считали буржуазной наукой, а социологам приходилось скрывать свои увлечения.

Попутно можно заметить, что в настоящее время мы ударились в другую крайность: каждый студент и каждый преподаватель - неспециалист считает себя законченным социологом и считают ненужным знание социологической теории, методологии и методики проведения социологических исследований, ограничиваясь составлением примитивных анкет. Между тем, изучение социологии для будущих специалистов представляет теоретический и практический интерес.

Особенность социологического метода, исследования заключается в двух принципиальных моментах: первое —  он позволяет формализовать метод сбора социальной информации. То, на что другие гуманитарные дисциплины тратят долгие годы труда и средств, социолог может сделать за несколько дней, и при этом получить относительно дешевую и объективную информацию.

Второе — социологический метод исследования позволяет путем понятийного фиксирования явления в процессе его развития, проверить полученные концептуальные построения, хотя и относительно его прошлого этапа, т. е. фиксирования как постфактум. Но это позволяет довольно успешно прогнозировать, а соответственно, и планировать свою деятельность и даже проектировать некоторые социальные процессы.

 

Литература

  1. Как провести социологическое исследование/ Под ред. Горшкова М.К., Шереги Ф.Э. М.: Политиздат, 1990. 218 с.
  2. Маслова О. М. Развитие познавательных возможностей метода опроса в России на рубеже XX – XXI веков // Всероссийский социологический конгресс (http://www.isras.ru/abstract_bank/1214819072.pdf)
  3. Овсянников В. Г. Методология и  методика в прикладном социологическом исследовании. Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. 226 с.
  4. Павленок П. Д.  Краткий словарь по социологии. М.:, ИНФРА-М, 2000. 416 с.
  1. Радугин А. А. Радугин К. А. Социология: курс лекций. М.: Центр, 2000. 218 с.

  1. Сикевич З.В. Социологическое исследование. С-Пб.: Питер, 2005. 320 с.
  2. Тощенко Ж. Т. Социология М.: Прометей, 1999. 428 с.
  3. Шереги Ф. Э.Прикладная социология: методология и методы М.: ИНФРА-М, 2009. 416 с.
  4. Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности М.: Омега-Л, 2007. 567 с.



Информация о работе Наиболее часто используемый метод сбора социальной информации - опрос