Направления развития открытого гражданского общества в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 07:42, контрольная работа

Описание работы

В условиях стремительных изменений и экономических преобразований, происходящих в социальном пространстве России, проблема становления и развития открытого гражданского общества является одной из наиболее актуальных в системе общественных наук. Интерес к этому предмету исследования обусловлен тем, что именно с развитием института открытого гражданского общества связаны надежды на упрочение демократических основ нашей жизнедеятельности, установление принципиально новых отношений между обществом и государством, иного уровня взаимоотношений между различными стратами российского социума. В.В. Путин, будучи Президентом РФ, в своих посланиях неоднократно подчёркивал необходимость формирования зрелого гражданского общества, в котором в равной степени учтены и защищены интересы всех групп населения.

Содержание работы

Введение

3
Глава 1
Становление открытого гражданского общества в современной России
4
1.1.
Понятие «открытого общества»
4
1.2.
Проблемы становления открытого гражданского общества в России
12
Глава 2
Направления развития открытого гражданского общества в современной России
14
Заключение

24
Список использованных источников.

Файлы: 1 файл

социологи.doc

— 117.00 Кб (Скачать файл)

 

    1. Проблемы становления открытого гражданского общества в России

Серьёзные проблемы современного российского социума, возникающие на путях становления  открытого  общества, подчёркивают практически все отечественные  учёные, в частности О.А. Митрошенков.

Во-первых, разделение российского социума и населения по различным линиям: бедные и богатые; центр и регионы; столица и провинция; элиты и народ; чиновники и все остальные.

Во-вторых, отсутствие объединяющих ценностей, таких как: доверие, солидарность, согласие по базовым  основаниям общества, уважение к жизни, личности и достоинству человека.

В-третьих, практическая бессубъектность российского социума, когда под субъектом общества понимается социальная единица, способная  постоянно принимать и реализовывать  значимые в масштабах общества, самостоятельные и ответственные решения и действия. У нас есть акторы, действующие лица, статисты, даже личности, но субъектов, кроме Президента и его администрации, нет: все остальные лишь реализуют его волю и ничего не решают. Бессубъектность общества противоречит и демократии, и рыночной экономике, и гражданскому обществу.

В-четвёртых, отсутствие многочисленного среднего класса. В  разрозненном обществе государство  претерпевает опасные трансформации, становясь корпоративистским, оно  преследует собственные цели и интересы, отличные от целей и интересов общества.

В-пятых, ведущим  субъектом корпоративистского государства  становится бюрократия и сопутствующие  ей теневые отношения, клиентилизм, коррупция, взаимные обязательства.

В-шестых, низкий уровень доверия населения к политикам, вынужденность приспособления к действиям властей, скепсис в отношении возможности влиять на их решения.

Можно и необходимо добавить следующие проблемы:

– наличие устойчивых стереотипов массового политического  сознания, системы ценностей, сформированных тоталитарным режимом. Такие ценности, как частная собственность, неравенство, конкуренция, всё ещё порождают психологический дискомфорт у части населения;

– противоречие между необходимостью формирования гражданского общества и  стабильным функционированием государства как правового;

– отсутствие полноценной  социальной и экономической базы гражданского общества – правового  оформления института частной собственности  и введения политического плюрализма недостаточно;

– радикальная  трансформация прежней социальной структуры;

– криминализация экономики и, частично, органов государственной  власти;

– отсутствие сосредоточенности  российского бизнеса, по образу и  подобию западного предпринимательства, на производстве не только прибыльной продукции и услуг, но и социально значимой, причём последнее должно органично сочетаться с его социальной ответственностью;

– противоречивый характер процесса российской модернизации;

– отсутствие у  населения адекватного понимания  социально-экономических и политических процессов, низкий уровень процессов рефлексии в обществе;

– распространение  среди части населения неконструктивных форм активности и самовыражения;

– терроризм;

– гражданская  апатия населения;

– отсутствие политической культуры гражданственности у значительной части общества.

Ещё одну проблему гражданского общества, связанную с  изучением и контролем над  деятельностью так называемых спин-докторов. Эти специалисты обеспечивают так  называемый спин-контроль, то есть отслеживают формирование и функционирование имиджа политика или партии в средствах массовой информации, а иногда, как в России, пытаются режиссировать весь политический процесс, например, инициируя создание новых политических партий или же разрабатывая стратегии и технологии передачи власти из одних рук в другие. Находясь при властных структурах, но в то же время вне зоны демократической ответственности, консультанты, с одной стороны, вполне ощутимо участвуют в процессе принятия политических решений, но, с другой, практически неподотчетны гражданам. Таким образом, ключевой для демократического режима вопрос о контроле граждан над теми, кто делает политику, остается без конкретного ответа.

Тем не менее, при  всех трудностях и препятствиях на пути своего становления гражданское общество имеет определенные предпосылки для утверждения в российской социальной жизни. В пользу этого вывода свидетельствуют сами противоположные тенденции, которые выявляются социологическими исследованиями. Они указывают на наличие значительных изменений в массовом сознании, главное из которых – выход за пределы прежних, длительно существовавших подсознательных порогов, за которыми скрывалось нормальное социальное ощущение себя как личности и самоощущение личной свободы.

 

Глава 2. Направления развития открытого гражданского общества в современной России.

Развивающееся российское общество многолико и  разнообразно. Несмотря на далекие  от тепличных условия, в которых  на протяжении десятилетий оформлялись  и заявляли о себе социальные и  гражданские инициативы в России, поступательный процесс развития гражданского общества в стране не прерывался. Во многих случаях организации и институты гражданского общества уже сейчас вносят существенный вклад в развитие экономики, формирование и реализацию социальной политики, создание рабочих мест, защиту и восстановление нарушенных прав граждан, образование и воспитание молодежи.

Естественный, устойчивый путь гражданского общества – это развитие конкретных, местами  даже приземленных социальных инициатив, включающих ясную связь с личным интересом участников и с их возможностями делать, а не говорить, добиваться результата собственными усилиями, а не ждать его от начальства.

Два ключевых критерия определяют направление развития страны. Первый: как будет развиваться  система власти в России, а именно, какими темпами будет укрепляться независимость ветвей власти друг от друга, включая и «четвертую власть» – СМИ. Второй: будет ли найдена и выбрана эффективная политика по линии «государство – гражданское общество». В зависимости от их соотношения можно выделить три основных варианта развития гражданского общества.

Первый вариант: госконтроль и госпатернализм, доминирование  государства во всех сферах жизни  общества. При этом среди НКО будут  развиваться только «помощники власти», но и их роль будет неизбежно ограниченной – ведь авторитарная власть по определению никому за своими пределами не доверяет и стремится все делать своими руками. Параллельно независимые НКО будут «выталкиваться» в сферу политического противостояния власти и пополнять тем самым ресурсы ее расшатывания.

Второй сценарий предполагает достаточно быстрое повышение  эффективности государства, прежде всего – формирование независимой  от исполнительной судебной власти (ее независимость должна быть очевидна прежде всего для граждан и организаций, которые к ней обращаются). При этом никаких специальных мер по поддержке институтов и организаций гражданского общества не предпринимается, они развиваются в условиях острой нехватки ресурсов и отсутствия механизмов заявления своих интересов. Не проводится и муниципальной реформы, местная власть остается фактически без собственных ресурсов и существует поэтому только в виде подчиненной части единого бюрократического механизма государства.

Наконец, третий сценарий основан на сочетании быстрого повышения эффективности государства и формирования системы поддержки развития гражданского общества. Этот сценарий требует большой отдачи как от государства, так и от структур гражданского общества.

Направления поддержки  развития гражданского общества.

1) Ресурсное  обеспечение.

Постановка  стратегической задачи создания благоприятных  условий для развития гражданского общества в России неотделима от обсуждения вопросов финансирования гражданских  инициатив. Для политической активности населения нет необходимости поддерживать граждан финансами со стороны государства или других доноров. А вот для социальных, культурных и иных подобных проектов поддержка необходима. Несмотря на то, что в вопросах финансирования гражданских организаций в последние годы наметились позитивные сдвиги – стало больше корпоративных доноров, в регионах укрепилась практика проведения конкурсов социальных проектов, – вопрос развития механизмов поддержки некоммерческих организаций остается исключительно важным.

Учитывая специфику гражданского общества, одним из условий деятельности в направлении укрепления материально-технической базы некоммерческих организаций должно стать разнообразие источников финансирования. Это одна из важнейших гарантий независимости гражданского общества. В обществе должно утвердиться понимание важности поддержки некоммерческого сектора как значимого компонента в экономике страны. Для обеспечения устойчивого развития организаций и движений, образующих гражданское общество, необходимо существенно повысить уровень его ресурсного обеспечения. Сокращение масштабов зарубежных программ, направленных на поддержку отечественного некоммерческого сектора, в последние годы было значительным. Российское гражданское общество потеряло от 100 до 200 млн долл. в год – до трети от объемов 2003 года. Эти средства были замещены отечественными, но в целом ресурсное обеспечение НКО за последние 2 года практически не выросло.

2) Стимулирование  частных доноров НКО и благотворителей.

Гражданское общество может выступать эффективным партнером власти и гарантом развития бизнеса только в том случае, когда его наиболее авторитетные организации независимы экономически от политических, административных или бизнес-интересов. Нужно помочь развитию нормальной ресурсной базы НКО – иначе неизбежно возникнет зона сервильности, когда вокруг власти размещаются свои, прикормленные общественники. Главным источником бюджетов гражданских и благотворительных организаций должны выступать частные средства. Главная задача – помочь направить в НКО средства бизнеса и обеспечить при этом полное сохранение независимости гражданских движений и инициатив.

Действующая налоговая  система не стимулирует доноров  НКО. Ресурсный капитал плюс налоговые  льготы донорам, плюс (в максимально  доступной степени) ограничение «принудительной благотворительности» – вот решение вопроса о переводе организаций гражданского общества на отечественную ресурсную базу.

3) Государственная  поддержка гражданского общества.

Отдельного  внимания заслуживает проблема поддержки  НКО и общественных движений со стороны государства. Такую поддержку получают сегодня более трети российских некоммерческих организаций. На новом этапе, когда федеральная власть начала выделять целевые ресурсы на поддержку некоммерческого сектора, необходимо сформировать прозрачную и справедливую систему такой поддержки. Она не должна исключать те или иные организации по причине их независимой позиции или прежних источников финансирования.

Система государственной  поддержки российских НКО должна быть построена на установившихся в мировой практике принципах. Бюджетные деньги должны перечисляться специально созданным общественно-государственным фондам. Эти фонды, в свою очередь, проводят открытые конкурсы на поддержку проектов или инфраструктуры НКО. Оценку проектов осуществляют независимые эксперты, а решения принимает правление, состоящее из людей с высокой репутацией, обеспечивающей независимость их позиции.

4) Участие НКО  в исполнении государственного  заказа на оказание социальных  услуг.

Некоммерческие  организации должны иметь возможность конкурировать с государственными и муниципальными учреждениями за госзаказ в таких сферах, как социальная работа, образование, физическое воспитание, культура и некоторые другие. НКО имеют определенные преимущества, такие, как инициативность, мобильность и низкий уровень накладных расходов, которые помогут им выигрывать часть таких конкурсов. Ситуация конкуренции даст возможность существенно повысить качество социальных услуг гражданам, а также поднять стандарты работы НКО, расширить их ресурсную базу. Можно напомнить, что в Нидерландах, где наиболее развита такая практика, доля НКО в ВВП страны рекордная – 15%.

5) Поддержка  инфраструктуры НКО

За последние  годы значительное число активных НКО, особенно в крупных и крупнейших городах, потеряли помещения. Это связано не с какими-то гонениями на гражданские организации, а с повышением требований к эффективности использования муниципальной собственности, а иногда и с вынужденной алчностью местных администраций, предельно ограниченных в средствах. Понятно, что НКО не могут платить столько, сколько коммерческие фирмы, – в результате они теряют «крышу над головой», особенно если помещения расположены в центральных районах города.

Следует восстановить практику Народных домов, инфраструктура которых финансируется из бюджета. Такие Дома существовали в 90-е годы во многих городах, однако сейчас их осталось совсем немного.

6) Совершенствование  правового регулирования.

Развитие законодательства о некоммерческих организациях и  гражданском обществе в целом  необходимо не только в силу собственно юридических проблем, лакун и коллизий. Налицо крупная политико-социальная проблема: модернизация правовой среды гражданского общества отстает от процессов его становления. Федеральные законы не предусматривают достаточно конкретных и надежных процедур практического разграничения коммерческой и некоммерческой деятельности, а также механизмов действенного поощрения последней. Нуждаются в усилении законодательные меры, направленные на практическое обеспечение конституционных прав граждан. В особой степени это относится к мерам, затрагивающим повседневную деятельность защищающих и реализующих эти права общественных объединений, средств массовой информации и других структур гражданского общества. Законодательство об образовании, здравоохранении, науке, культуре и других отраслях социальной сферы в недостаточной степени отвечает на вопросы, связанные с работой негосударственных некоммерческих организаций в соответствующих отраслях.

Информация о работе Направления развития открытого гражданского общества в современной России