- Опыт профилактики
и лечения наркозависимости в зарубежных
странах
Проблема наркотической зависимости
в наше время коснулась многих людей, живущих
в самых разных странах мира. На данный
момент картина далека от идеальной: согласно
статистике, жители самых различных уголков,
любого населенного пункта нашей планеты
имеют какое-либо отношение к наркотикам,
испытали и продолжают испытывать на себе
негативные последствия проблем, связанных
с наркотическими веществами.
Большое количество клиник
и центров предлагают свою помощь в решении
проблемы наркотической зависимости,
но с другой стороны, некоторые люди утверждают,
что такового решения не существует и
что наркозависимость – пожизненный приговор.
Несмотря на это, подобные учреждения
все же существуют и продолжают лечить
с меньшей или большей эффективностью
людей, желающих навсегда вычеркнуть из
своей жизни наркозависимость и стать
полноценными членами общества, иметь
семью, работу, верных друзей, отдых и полезные
увлечения14.
Выделяют три основных вида
профилактики: первичная – предупреждает
о вреде еще до того, как человек получил
возможность попробовать наркотик; вторичная
– имеет дело уже с начавшимся злоупотреблением
наркотиками; третичная – в прекращении
употребления наркотиков для предотвращения
дальнейших ухудшений в организме человека.
Рассмотрим каждый из видов более подробно.
Первичная профилактика включает:
Включение семьи в движение
против наркотиков. Проводятся совместные
мероприятия детей с родителями. Родителям
сообщается информация о проблемах воспитания
и психологии детей. Развитие способности
сопротивляться давлению «улицы», агитирующей
употребить наркотик. Например, в Иерусалиме
на курсах для подростков профессиональный
косметолог рассказывает, что алкоголь
и наркотики не лучшим образом влияют
на состояние кожи и внешний вид в целом,
и это действует более эффективно, чем
официальная пропаганда отказа от потребления
наркотиков15.
Вторичная профилактика включает:
Работу с начинающими наркоманами.
По собственному желанию их помещают в
клинику для реабилитации.
Третичная профилактика включает:
Третичная профилактика и лечение
наркомании совпадают, но о профилактике
обычно говорят, когда инцидент случается
впервые, а о лечении – когда случаются
рецидивы. Ключевую роль здесь играют
социальные службы.
Первым существенным моментом
зарубежного опыта в области профилактики
является положение о том, что на государственном
уровне не одна, даже самая благополучная
в экономическом отношении страна не финансирует
весь спектр деятельности по борьбе с
наркоманией и ее последствиями. В Германии
на долю общественных организаций приходится
до 80% всех специализированных наркологических
медико-социальных служб. Ими создана
собственная сеть медицинской и социальной
помощи, включая: консультационные пункты,
амбулатории, стационары, юношеские и
молодежные центры, приюты. Бюджетное
здравоохранение Германии ориентировано
в основном на прямую медицинскую помощь
– снятие наркотической интоксикации
и специализированное наркологическое
лечение в острых случаях16.
В Дании, Бельгии, Норвегии создана
разветвленная социально – реабилитационная
сеть помощи наркоманам. В этих странах
обращается особое внимание на организацию
альтернативного приему наркотиков отдыха,
особенно в вечернее время. В работу по
профилактике включаются бывшие наркоманы,
а также сверстники, так как подростки
не верят в массовые акции, мало доверяют
взрослым.
Вторым важным моментом зарубежного
опыта в области предупреждения употребления
наркотиков и профилактики наркомании
следует считать нацеленность мероприятий
на молодежь, особенно лиц школьного возраста,
так как именно это возрастная группа
несовершеннолетних при включении в наркотизацию
быстро дезадаптируется, осложняется
сопутствующими наркотизации заболеваниями
вследствие отсутствия должной гигиены
и случайных половых контактов. В ряде
стран Европы для детей и подростков «группы
риска» развернута целая сеть учреждений
социальной помощи – «жилые общины» для
молодежи, женщин с детьми, «кризисные»
временные убежища17.
Другой формой работы за рубежом
является организация помощи на рабочих
местах, позволяющая предотвратить наркотизацию
совершеннолетних, включенных и не включенных
в «группы риска». Злоупотребление наркотическими
веществами понимается по-разному, в соответствии
с политикой каждого конкретного государства
по отношению к наркотикам. Например, конечной
целью профилактики в Голландии считается
снижение риска употребления «тяжелых»
наркотиков; в Англии - умение ответственно
употреблять наркотики; в США, Австралии
– полный отказ от немедицинского употребления,
а профилактика направлена на формирование
устойчивости молодёжи к приобщению к
любым наркотикам.
Швеция – страна, декларирующая
свой успех в политике в отношении вопроса
наркотиков, является примером нетипичного
для западноевропейской страны подхода
к проблеме потребления наркотиков.
Целью своей политики Швеция
позиционирует «свободное от наркотиков
общество», в то время как уровень употребления
наркотиков с конца 60-х годов вырос, статистика
демонстрирует уменьшение «новых проб»
среди молодого населения. В 1979 году Комиссия
по наркотикам при ООН провела исследования
масштабов злоупотребления наркотиками
в Швеции. По данным этих исследований,
10000-14000 тысяч человек в стране постоянно
потребляли наркотики. За прошедший период
эти цифры не претерпели каких- либо существенных
изменений, однако можно предположить,
что масштабы сильнодействующих наркотиков
несколько уменьшились и налицо явная
тенденция снижения числа потребителей
внутривенных наркотиков среди молодежи18.
Согласно шведскому законодательству
по наркотикам с 1968 года к числу уголовно
наказуемых относятся следующие действия:
- Незаконная передача наркотиков
другому лицу;
- Производство наркотиков в
целях злоупотребления;
- Приобретение наркотиков с
целью передачи их другому лицу;
- Приобретение, переработка,
упаковка, транспортировка, хранение или
другие действия с наркотиками, предназначенными
для целей иных, чем личное употребление;
- Предложение наркотиков для
продажи. Пособничество в установлении
контактов между покупателем и продавцом
или аналогичные действия, способствующие
торговле наркотиками;
- Преднамеренное владение наркотиками19.
С 1 июля 1988 года противозаконным
действием также считается употребление
наркотиков. Максимальное наказание за
нарушение закона о наркотиках составляет
3 года лишения свободы, за исключением
случаев особо грубого нарушения закона,
влекущих за собой наказание в виде лишения
свободны срок до 10 лет. Употребление наркотиков
отдельным лицом не является наказуемым
в том случае, если лицо, совершившее действие,
обращается за лечебно-реабилитационной
помощью. Законодательные меры направлены,
прежде всего, на то, чтобы ликвидировать
рынок наркотиков; в то же время они уменьшают
масштабы потребления наркотиков, так
как поддерживают действия полиции по
ограничению торговли наркотиками и доступа
к ним в первую очередь подростков и молодежи20.
Эффективная защита границ
Швеции представляется важным элементом
деятельности по ограничению доступа
к наркотикам. Однако условия работы таможенных
служб становятся все более сложными:
за последние десять лет движение наркотиков
через границу, как легальное, так и нелегальное,
значительно возросло. Наряду с выборочным
контролем грузов таможенные службы начали
предпринимать ряд более эффективных
мер. Созданы специальные группы, контролирующие
почтовые пересылки и грузы, пересекающие
границу. Таможенные службы имеют собственную
систему и органы информации.
В течение последних лет широкое
развитие в Европе получило движение за
либеральное отношение к наркотикам и
их легализацию. Центром этого движения
являются Нидерланды, Дания, Германия
и Швейцария. Такие наркотики, как гашиш,
марихуана и другие являются в этих странах
допустимыми. Так же имеются легальные
центры или места, где можно свободно покупать
и употреблять наркотики.
Швеция считает такую политику
чрезвычайно опасной и рассматривает
ее как угрозу странам и народам мира.
Свободный доступ к наркотикам способен
поработить дополнительно миллионы людей.
Чтобы не допустить этого, нужно единым
фронтом вести борьбу с наркотиками в
соответствии с конвенциями и рекомендациями
ООН. Швеция активно работает в ООН, Европейском
Союзе и других международных организациях,
выступая за принятие ограничительной
политики в отношении наркотиков. Шведское
государство представляло и продолжает
предоставлять экономическую и моральную
поддержку движению «Города Европы против
наркотиков». Это движение объединило
жителей более 20 столиц Европы в борьбе
с легализацией наркотиков и в деятельности,
направленной на уменьшение потребления
наркотиков и ограничение их распространения21.
Координаторы, занимающиеся
профилактикой наркозависимости в
Израиле, утверждают, что масштабы наркомании
сейчас довольно печальны, но без профилактики
они стали бы еще значительнее. На внутригосударственном
уровне профилактикой наркозависимости
занимается национальное Управление по
борьбе с наркоманией, созданное на основании
закона «Об управлении по борьбе с наркотиками»
от 1988 г. Управление находится в ведомстве
премьер – министра. Главными функциями
являются разработка национальной политики,
в сфере борьбы с наркоманией; координация
усилий различных министерств и ведомств;
подготовка квалифицированных специалистов
в данной сфере; привлечение добровольцев
к участию в борьбе с наркоманией и т.д.
В Израиле существуют различные
учреждения, занимающиеся лечением наркозависимости
по направлениям:
- Курортологические клиники.
Пример одной из клиник Dead Sea Clinic. Программа рассчитана на 21 день
пребывания на курорте Мертвое море. Там
используют лечебную грязь Мертвого моря,
которая оказывает действие на центральную
нервную систему и воздействие через кожу на внутренние
органы с целью активизации работы всех
органов и систем организма.
- Реабилитация наркозависимости
в тюрьмах. Врачи разных специальностей
используют для исцеления своих подопечных
психоанализ, групповую психотерапию,
художественное творчество и самоуправление.
- Реабилитация в кибуце (иврит)
– сообщество, в котором живут и работают
люди на некоммерческой основе. Основная
цель этого сообщества – создание экономически
социально независимого сообщества, основанного
на принципах общественной собственности,
социальной справедливости и равенства.
- Международный наркологический
реабилитационный центр «Путь к Свету».
Преимуществом центра является территориальное
отдаление от болезненной привычной среды и пагубного влияния активных зависимых, вдали от городской среды, окружении фруктовых садов.
Нидерланды демонстрируют
более высокую степень толерантности
к социальным девиациям, нежели другие
страны Европы. Например, допускаются
к употреблению наркотики на основе конопли;
легализирована проституция, рассматривающаяся
как форма трудовой деятельности, разрешена
регистрация однополых браков. Идеологическими
мотивами для принятия таких решений послужили
следующие основания: общество стремится
приблизить законодательство к реальности,
чтобы исключить влияние криминального
фактора, контролировать эти явления и
процессы, и влиять на них.
Социальная политика в отношении
наркотиков является составным элементом
общей политики государства и отражает
заявленные обществом ценности и социальные
приоритеты. К таковым относится снятие
запрета с продажи «легких» наркотиков,
получившее в средствах массовой информации
название – легализация наркотиков. Против
такого термина возражают субъекты социальной
политики Нидерландов, поскольку «уголовному
преследованию не подвергается лишь продажа
5 грамм наркотиков на основе конопли и
владение малым количеством наркотиков
для собственного потребления»22.
Исходя из вышеуказанного можно
сделать вывод, что большинством европейских
стран ведется активная работа по противодействию
попыткам легализации наркотических веществ
и по лечению наркозависимости. Международная
организация «Европейские города против
наркотиков» (ECAD – European Cities Against Drugs) называет
движение за легализацию наркотиков -
угрозой благосостояния и безопасности
людей и не считает возможным разделение
наркотиков на «легкие» и «тяжелые». Все
наркотики признаются опасными и не могут
быть допущены к употреблению.
2.2 Международная
стратегия профилактики наркомании.
Международная стратегия профилактики
наркомании включает в себя меры по контролю
над наркотическими средствами. В резолюции
33 сессии Всемирной Ассамблеи здравоохранения
«Действия в связи с международными конвенциями
по наркотикам: злоупотребление наркотиками»
было заявлено, что наркомания представляет
собой серьезную, постоянно растущую опасность
для здоровья населения как в промышленно
развитых, так и в развивающихся странах.
В этой резолюции Ассамблея предписывает
руководству ВОЗ «содействовать разработке
и укреплению национальных и международных
программ по оценке, классификации, контролю
и правильному применению наркотических
и психотропных веществ, включая вещества
растительного происхождения, и способствовать
развитию этих программ, разрабатывая
подходящие руководства в сотрудничестве
с Отделом по наркотическим средствам
ООН, Международным комитетом по контролю
на наркотическими средствами и другими
заинтересованными органами ООН»23.
Первые попытки создать международную
правовую основу для контроля над психотропными
лекарственными средствами были сделаны
Международной комиссией по опиуму (Шанхай,
1909г.) и, в свою очередь, привели к заключению
ряда международных договоров. Отдельные
государства осуществляют национальный
контроль в пределах своей юрисдикции,
сотрудничая с международными органами
по контролю над наркотическими средствами
и психотропными веществами, а также с
другими странами. Принятые ранее договоры
были обобщены и пересмотрены в Единой
конвенции о наркотических средствах
1961 г. и Протоколе 1972 г., внесшего поправки
в эту Конвенцию. В них предусматриваются
строгие меры контроля за культивированием
опийного мака, коки и конопли, а также
за продуктами их переработки. Конвенция,
кроме того, регулирует применение синтетических
опиатов, вызывающих зависимость, а также
рекомендует меры по лечению, реабилитации
наркоманов. Глобальная стратегия ООН
в контексте конвенций была изложена в
резолюции Генеральной Ассамблеи ООН
36/168 от 16.12.1981 г. «Международная стратегия
борьбы с наркоманией». Эта резолюция
предусматривала следующие международные
и национальные действия: