Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 13:45, курсовая работа
Первые открытые публикации о проституции, появившиеся в средствах массовой информации, при всей их сенсационности не сумели раскрыть всю сложность связанной с этим явлением критической ситуации в динамике ее развития. В то же время, рост этого социального порока, несомненно, вызван кризисными явлениями в социальной, экономической, идеологической сферах нашего общества, возникших еще в застойные годы, а может быть, и намного раньше. Сейчас просто снято табу на освещение в печати многих отрицательных явлений, что и приводит нередко в шоковое состояние наше общественное сознание.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………..
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ПРОСТИТУЦИИ В ОБЩЕСТВЕ
1.1 Определение понятие проституции …………………………………………………………………….
1.2 Исторически значимые подходы к определению понятия «проституция»………………………………………………………………….
1.3 Проституция как вид девиантного поведения…………………………………………
ГЛАВА 2. ПРОСТИТУЦИЯ И ВОЗМОЖНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ПУТИ ЕЁ РЕШЕНИЯ…………………………………………………………………………………..
2.1 Правовая оценка проституции……………………………………………
2.2 Поиск оптимальной стратегии борьбы с проституцией……………………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ПРОСТИТУЦИИ В ОБЩЕСТВЕ
1.1 Определение
понятие проституции …………………………
1.2 Исторически
значимые подходы к
1.3 Проституция как вид девиантного поведения…………………………………………
ГЛАВА 2. ПРОСТИТУЦИЯ
И ВОЗМОЖНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ПУТИ ЕЁ РЕШЕНИЯ……………………………………………………………
2.1 Правовая
оценка проституции………………………………
2.2 Поиск
оптимальной стратегии борьбы
с проституцией…………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Первые открытые публикации о проституции, появившиеся в средствах массовой информации, при всей их сенсационности не сумели раскрыть всю сложность связанной с этим явлением критической ситуации в динамике ее развития. В то же время, рост этого социального порока, несомненно, вызван кризисными явлениями в социальной, экономической, идеологической сферах нашего общества, возникших еще в застойные годы, а может быть, и намного раньше. Сейчас просто снято табу на освещение в печати многих отрицательных явлений, что и приводит нередко в шоковое состояние наше общественное сознание.
Проституция - вид платных услуг по удовлетворению половых потребностей. Оказание интимных услуг за деньги давно и широко известно, как древнейшая профессия. В течение многих столетий это занятие приносило прибыль содержателям притонов, и нередко приводило самих проституток к самым вершинам власти. За "легкий" труд они платили тяжелыми болезнями, ранним старением и, нередко, бездетностью.
В настоящее время проституция все еще запрещена во многих странах мира. По разным данным, только в США насчитывается от 2 до 5 миллионов проституток. С начала 90-х годов быстро развивающаяся проституция - распространенное явление в современной России. Проституция в России является криминальным и общественно опасным деянием. Опасность заражения многими венерическими заболеваниями, а также СПИДом, многократно возрастает при половом контакте с проституткой. Если же она занимается своим бизнесом нелегально и не проходит осмотров у врачей, то опасность заражения возрастает во много раз. Именно поэтому многие представители Российской общественности ратуют за легализацию проституции, за официальный надзор государства за здоровьем представительниц этой древнейшей профессии. Специалисты считают, что таким образом можно сократить количество новых венерических заболеваний почти вдвое!
Однако, легализация проституции - вопрос, можно сказать политический. Только вот люди, как были, так и остались - так же мужчины любят женщин, женщины любят мужчин. И те, и другие любят деньги. Видимо, именно с появлением денег, и возникла проституция, как прибыльная профессия. Проституция - распространенное проявление криминального бизнеса, как в современной России, так и во многих других странах мира. Однако не во всех странах она рассматривается как преступное деяние. В отдельных станах мира, таких как Латвия и Нидерланды, проституция является легальной деятельностью, охраняемой законом с целью обеспечения санитарно-медицинской безопасности граждан и облагается налогами в пользу бюджета страны, как любая другая. В современной России проблема проституции стоит достаточно остро, так как носит скрытый характер, и точное количество практически не поддается учету.
Ежегодно в занятие
проституцией вовлекаются тысячи и десятки
тысяч несовершеннолетних из неблагополучных
семей и семей социального риска. В связи
с массовым падением нравов, и резкой стратификацией
российского общества проституция с легкостью
воспринимается ими как возможность заработать
"быстрые" и "легкие" деньги.
В законодательстве Российской Федерации,
начиная с 8 декабря 2003года №162ФЗ, ответственность
за вовлечение в занятие проституцией
предусмотрена двумя статьями: статья
151 - "Вовлечение несовершеннолетнего
в занятие проституцией" и статья 240
- "Вовлечение в занятие проституцией",
а так же преступления "Организация
или содержание притонов для занятий проституцией",
предусмотренного статьей 241 УК РФ. Уголовный
кодекс РФ \\ Москва, 2004г. Для ограждения
общества от проституции этих мер, очевидно,
не достаточно, так как это явление успешно
продолжает существовать в открытых и
скрытых формах.
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ПРОСТИТУЦИИ В ОБЩЕСТВЕ
С легкой руки Р. Киплинга определение проституции как древнейшей профессии на земле получило широкое распространение. Однако, это – заблуждение, ибо проституция не является ни древнейшей профессией, ни профессией вообще. На самом деле, как общественное явление, она «не просто совокупность проституток и их поведения, а плюс способы и агенты организации их деятельности… и постоянные потребители проституции, спрос со стороны которых ее воспроизводил»[1]. Психологический же феномен проституции остается малоисследованным до сих пор. Мы полагаем, что проституция – это еще и особая структура личности, специфические особенности телесного «пласта» самосознания и особый детский опыт женщин, занимающихся ею.
Термин «проституция» появляется в России при Екатерине II, в это же время начались статистические исследования о развитии сифилиса по материалам военных госпиталей[2]. Возникновение же проституции датируется намного более ранним временем: документированные сведения о ней указывают на XVIII столетие. Как отмечает С.М. Соловьев, бродячие женщины наполняли любые людные места – базары, бани, блинные, харчевни. В прошлом столетии в науке разгорается жаркий спор о том, каковы же причины возникновения и неистребимого существования проституции на протяжении веков. В этой связи возникает две гипотезы. Первая из них – антропологическая, утверждавшая, что есть женщины, генетически обреченные на постоянное провоцирование проституции. По мнению исследователей данного направления, в общей массе населения есть особи, дегенерирующие, вырождающиеся, как во всем живом. Это и есть постоянный «резерв» проституции, и именно поэтому справиться с ней невозможно. Антропометрические и биолого-физиологические исследования испытуемых в рамках данной концепции обнаруживают среди прочего, интереснейшие черты личности этих женщин, а именно: «бедный эмоциональный мир, погашенное материнское чувство, отсутствие стыдливости и альтруизма, лживость, тщеславие, моральную неразвитость и неумение планировать»[3]. Не удаляясь в сферу научных спекуляций, отметим, что многие из этих черт спустя много лет стали диагностическим категориями ряда личностных расстройств, в частности, пограничного и нарциссического. Другая любопытная деталь – уже в этот период в результате проводящихся опросов появляются и накапливаются сведения о том, что значительный процент в контингенте испытуемых занимают женщины изнасилованные (часто в детстве), соблазненные и брошенные любовниками, решившие своей последующей безнравственной жизнью отомстить обманувшим их мужчинам[4].
К другой гипотезе – социологической – примкнула подавляющая часть изучающих феномен проституции, считавших, что ничто так не способствует ее распространению, как безысходная материальная нужда и законодательная необеспеченность женщины на рынке труда. Исследователи выделили две основные формы проституции: официально признанную («поднадзорную») и неофициальную («гражданскую»). По уровню доходов и типу потребителей женщины подразделялись на три основных класса: высший («камелии»), состоящий преимущественно из иностранок, в основном, француженок или немок, средний («мещанский»), и низший («панельный»). Социологи и медики отмечают, что уровень сексуальных нагрузок был у уличных женщин чрезвычайно высок – на Рождество и Пасху в самых дешевых заведениях на одну женщину приходилось до 60-80 человек в сутки. Исследования показали, что по отношению к сексуальной жизни их можно было разделить на три группы: самую большую составляли женщины равнодушно-апатичные, безразличные; женщины другой группы испытывали отвращение и негативное отношение к сексу, самую небольшую группу составляли женщины, по сути, гиперсексуальные, которые «отдавались, как истинные вакханки, с горячностью и страстью»[5]. Заметим, что, как сейчас известно, негативное, безразличное или излишне пристрастное отношения к сексу часто обнаруживают у жертв сексуального насилия в детстве, пытающихся таким образом справиться с переживаниями вины и отвращения или страдающих от последствий слишком ранней сексуальной стимуляции.
Дальнейшее изучение проблемы проституции постигает ровно такая же участь, как и проблемы сексуального насилия – исследования, публикации, дискуссии на эту тему на долгие годы исчезают из отечественной научной и публицистической литературы. Фактически существование проституции отрицается, хотя в это же время проводятся юридические и социологические исследования проституции, под грифом «Для служебного пользования».
В 1980-х гг. появляются
первые публикации, сначала в ежедневных
газетах, потом и в серьезных научных журналах.
При изучении российских исследований
последних лет поражает то, что более чем
за 100 лет жизнь, быт «продажных женщин»,
их социальная стратификация ничуть не
изменились. Все так же существуют три
класса: валютные, или элитные проститутки,
«уличные», занимающиеся этим ремеслом
в Москве на Тверской, в Петербурге – на
Невском, и «вокзальные», такие же нищие,
оборванные, грязные и больные, как и 100
лет назад[6]. Если социологическое, сексологическое
и медицинское изучение проституции в
России можно считать возродившимся, то
психологические исследования только
начинаются. Отметим, что и зарубежные
исследования проституции как психологического
феномена не относятся к числу распространенных.
Вторичное «открытие» этой проблемы происходит
примерно в то же самое время, что и признание
других общественных проблем, требующих
пристального психологического изучения,
в частности, проблемы сексуального насилия
в семье. Вопрос о взаимосвязи сексуального
или иного насилия в детстве и последующем
вовлечении в занятия проституцией начинает
возникать еще позже, в самом конце 1980-х
гг. Так, исследование девочек-подростков,
занимающихся проституцией, показало,
что такая связь существует: вовлечение
в сексуальный бизнес происходит преимущественно
потому, что дети, подвергающиеся насилию
в семье, убегают из дома на улицу[7]. Вместе
с тем, проблема личностной специфики
женщин, занимающихся проституцией, их
семейной и личной истории пока не ставится,
акцент, как и столетие назад, делается
преимущественно на социальном аспекте
этого явления. В этой связи небезынтересны
немецкие экспериментальные исследования
проституции как «совладания» (coping) с опытом
пережитого насилия[8], которые можно рассматривать
в качестве одного из ракурсов саморегуляции.
В XIX - начале ХХ вв. вопрос о сущности и роли проституции был одним из дискуссионных в исторической, социально-политической и медицинской литературе. В ходе обсуждения он приобрел особенную остроту. Это было связано с тем, что проституция, по мнению ученых, разрушая социальный строй жизни, к тому же являлась злом, убивающим народное здоровье, распространяя венерические болезни.
В официальных документах она понималась как "разврат или непотребство, именуя таковыми торговлю своим телом, предложение плотской связи или согласие на таковую за известное вознаграждение, с каждым, того пожелавшим" и "снискивающая себе пропитание"[9], [10].
В 1903 г. второе отделение Русского общества охранения народного здравия постановило создать комиссию для обсуждения вопроса о врачебно-полицейском надзоре за проституцией в связи с общим вопросом о борьбе с нею. Эта комиссия на своих заседаниях в 1903-1904 гг. рассматривала несколько вопросов, касающихся проституции, в частности вопроса об определении таковой.
Член комиссии, присяжный поверенный П.П. Соколов в своем докладе говорил о том, что "современное законодательство относительно проституции носит двойственный характер: с одной стороны, оно не только отрицает возможность заниматься проституцией, но даже карает лиц, как женщин, так и мужчин, за соблазнительный образ жизни; а с другой стороны - существует особый порядок и организация способов надзора за нею и порядок открытия и содержания публичных домов", то есть законодательство XIX - начала ХХ вв. относилось к проституции отрицательно, "признавая ее деяния преступными"[11]. Эта комиссия разбирала несколько предложенных определений сущности проституции, но четких решений так и не смогла принять. На рассмотрение собравшихся было предложено следующее определение термина: "Проституткой именуется женщина, занимающаяся продажей своего тела, как промыслом, - единственным или побочным при других каких-либо занятиях". Это определение оспаривалось многими на том основании, что в нем отсутствует понятие о публичности. Другое определение, предложенное для анализа "проститутка есть женщина, добывающая средства публичной продажей своего тела", так же было подвергнуто критике на том основании, что понятие о публичности не всем одинаково понятно, так как некоторые подразумевают под публичностью то, что делается на глазах у всех, а также, что в нем отсутствует указание о занятии проституцией. С.Ф. Платонов высказал мысль, что проституция "есть продажа своего тела", но данное понятие "не имеет смысла и не пройдет в законодательном порядке. Торговлей тела будет, например, и такой случай, как пересадка кожи одного" человека другому.
Исследователи категории "проституция" так же не были едины в своих изысканиях. Каждый из них выделял свой главенствующий (по его мнению) признак.
Э. Шперк главным признаком проституции считал профессиональность. Он писал: "публичная женщина та, которая избрала своим ремеслом проституцию и не имеет и не желает другим путем приобретать средства к существованию", а проституция - это " ремесло, законный, скоротечный и острый вид брака"[12].