Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 13:45, курсовая работа
Первые открытые публикации о проституции, появившиеся в средствах массовой информации, при всей их сенсационности не сумели раскрыть всю сложность связанной с этим явлением критической ситуации в динамике ее развития. В то же время, рост этого социального порока, несомненно, вызван кризисными явлениями в социальной, экономической, идеологической сферах нашего общества, возникших еще в застойные годы, а может быть, и намного раньше. Сейчас просто снято табу на освещение в печати многих отрицательных явлений, что и приводит нередко в шоковое состояние наше общественное сознание.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………..
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ПРОСТИТУЦИИ В ОБЩЕСТВЕ
1.1 Определение понятие проституции …………………………………………………………………….
1.2 Исторически значимые подходы к определению понятия «проституция»………………………………………………………………….
1.3 Проституция как вид девиантного поведения…………………………………………
ГЛАВА 2. ПРОСТИТУЦИЯ И ВОЗМОЖНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ПУТИ ЕЁ РЕШЕНИЯ…………………………………………………………………………………..
2.1 Правовая оценка проституции……………………………………………
2.2 Поиск оптимальной стратегии борьбы с проституцией……………………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………
Р. Вардлоу определял проституцию как "всякие недозволенные сношения между полами". Он даже отвергал всякое различие между развратом и проституцией и называл публичной женщиной "всякую, которая за деньги, или безвозмездно, добровольно жертвует своей добродетелью". Чтобы назвать женщину таковою, недостаточно одного случая сношения; на женщину "накладывает печать проституции только добровольное повторение полового акта"[13].
Вслед за Р. Вардлоу некоторые авторы в своих рассуждениях доходили до абсурда. Они полагали, что проститутка - "это та женщина, которая по меньшей мере в течение 20 часов отдавалась в публичном доме мужчинам"[14].
Аналогично определял проституцию и М. Кузнецов: "Проститутка, или, как привыкли выражаться у нас, "публичная женщина", обыкновенно употребляется в слишком широком плане; в сущности же проститутка есть женщина, отдающая за деньги свое тело для удовлетворения полового инстинкта мужчины"; "В этом смысле проституция есть торговля человеческим телом с преследованием развратных целей, в обширном смысле, у нас иногда принимается за проституцию вообще все внебрачные половые отношения"[15].
По М. Рабюто, единственный решающий признак проституции заключается в следующем: "истинной проституткой мы называем ту женщину, которая под влиянием вынужденной или свободной воли вступает в половые сношения без всякого выбора, без симпатии или хотя бы и чувственной страсти. Как только существует известный выбор, - на основании только импульсов половой страсти - мы имеем перед собой разврат, распущенность, извращения, но не проституцию в истинном смысле этого слова, ...отсутствие индивидуального выбора, отдача себя безразлично всем и каждому - вот самый существенный и универсальный признак"[16].
Подобно М. Рабюто, Л. Мартино называет проституткой, или публичной женщиной, ту "женщину, которая не выбирает своего покупателя", но и не опровергает мысли, что проституткой может быть и та, "которая его выбирает, но уже в другом роде .., с крайним равнодушием к нему." Проституцию в целом он определяет как "торговлю чувственных наслаждений для других"[17].
В определение "проституция" по мнению М. Чистякова нужно включать только самые существенные признаки, а именно: "женщина, которая открыто и не разбирая личность продает свою любовь за деньги и ищет известности, как таковая и есть всегда проститутка".., т.е. "в это понятие не должен входить критерий о ее здоровье, а также то, "проституирует она с ведома администрации или нет"[18].
Еще один немаловажный аспект вносит в это определение А. Поспелов: - тайность проституции. Он писал: "проститутка это девица или замужняя женщина, которая открыто или тайно и по привычке отдается мужчине для удовлетворения его полового влечения"[19].
Если все предыдущие авторы признавали, что проституция в то время была необходимым элементом социального строя, то Д.Д. Ахшарумов в своем докладе "Проституция и ее регламентация" заявляет о том, что это "совокупность известных аномальных явлений в половой сфере жизни человека, часть явлений его же жизни, но в паталогических уклонениях от нормы", а проститутка "есть бедная женщина, продающая свое тело всякому, - за какую-либо небольшую плату; продающие его дорого - за тысячи, сотни или хотя бы десятки рублей не могут считаться таковыми. Это совсем особое привилегированное существо, и таковую никогда не называют проституткой. Ею может считаться только женщина, живущая в доме терпимости, сама себя таковою объявившая"[20]. Таким образом, здесь налицо приоритет продажности над другими признаками, причем из этого понятия выпадают женщины из "высшего общества, но занимающиеся ею, а также всякая свободная-тайная или явная одиночка". В противовес этому определению он вместе с тем говорит, что проститутка - это "высокий идеал женщины, губящей свою жизнь для всеобщего блага".
В своих работах А. Бляшко называл проституцией такие формы внебрачных половых сношений, при которых мотивом сношений для определенной части женщин является не личная привязанность и не чувственный инстинкт, а исключительно заработок[21].
А.Х. Сабинин называл проституцией "всякую половую связь, при которой одна сторона совершенно не заботится о благе другой, т.е. всякое временное удовлетворение полового влечения, лишенное чувства любви и преданности и не принимающее во внимание могущих произойти при этом последствий". Если при этом имеет место денежная плата, то это и есть проституция в узком смысле слова, но в тех случаях когда этого нет, она таковой не является"[22]. Таким образом, у него на первый план выступает принцип продажности как основной.
Одним из исследователей, который долгое время изучал проституцию и считал принцип продажности главенствующим признаком в определении проституции, был В.М.Тарновский. В работе "Проституция и аболицианизм" он касается определения этого вопроса. По его словам "проституция" "само по себе и во всех своих проявлениях есть нравственное зло и зло, при настоящих условиях жизни, неизбежное. С ведома или без ведома полиции совершается купля-продажа полового акта, она всегда одинаково унижает человеческое достоинство женщины"[23]. Х.М. Чарыхов вводил в понятие проституции новые элементы. Во-первых, он отмечает, что явление это характерно только для человеческого рода; во-вторых, то, что основной причиной, толкающей на этот путь женщину, называют материально-экономическую, т.е. деньги, не признавая тем самым другие виды вознаграждения, и в-третьих, определяет ее как чисто городское явление. Он писал: "Проституция это позорный факт истории человечества; который немым упреком станет перед грядущим поколением, как факт жестокий и неизбежный. Проституция это излюбленная дочь городов. Она как специфическое социальное отношение, характеризуется как промысел, имеет своею целью материально-экономический субстрат - деньги. Поэтому проституция, как известный способ обеспечения своего материального положения в борьбе за существование, становится уделом наиболее экономически не обеспеченных элементов общества[24].
Приведенные выше определения страдают одним общим недостатком: они не включают в себя мужскую и детскую проституцию во всех ее проявлениях. Только одно найденное нами определение, которое охватило эти формы проституции, было сделано В.Ф. Дерюжинским. Он говорил о том, что под проституцией "в широком смысле разумеются вообще всякого рода внебрачные половые отношения, причем в это понятие войдут также и так называемые противоестественные отношения, как-то: мужеложство и скотоложство, а также детская форма". В более узком смысле под проституцией им разумеется половой разврат, принимающий характер регулярной профессии, - "постоянное занятие, которое в качестве такового выделяет предающихся ему женщин в особую общественную группу"[25].
Другое характерное для того времени определение проституции предложил немецкий ученый И. Блох в своей работе "История проституции". По его мнению, "проституция - есть определенная форма внебрачных половых отношений, отличающаяся тем, что вступающий на путь проституции индивидуум постоянно, несомненно и публично отдается более или менее без разбора, неопределенно большому числу лиц; редко без вознаграждения, в большинстве случаев промышляя продажей своего тела для совокупления или вообще провоцируя их половое возбуждение и удовлетворяя его; причем проституирующий субъект, вследствие своего развратного промысла, приобретает определенный постоянный тип"[26].
Таким образом, он выделяет 9 признаков проституции в ее развитии. Но это определение страдает некоторыми недостатками. Во-первых, из него исключаются лица, не профессионально занимающиеся проституцией, т.е. те, у которых проституция выступала как бы второстепенным промыслом; во-вторых, он не относит сюда "случайную проституцию и жизнь на содержании", иначе говоря, женщин, занимающихся развратом с определенным кругом мужчин и получающих от них не деньги, а подарки; в-третьих, исключается и тайная, нерегламентированная проституция, а между тем, как показывала практика, именно она преобладала, а также то, что публичные женщины могли оставить свое занятие и перейти к честному образу жизни: статистика подтверждает, что такие случаю были нередки. Проституция использовалась ими для скопления определенных сумм, например, в качестве приданного.
Таким образом, рассмотренные мной определения категории "проституция" в общественной и научной мысли XIX - начала XX вв. отражали такие основные признаки проституции: продажность, публичность, профессиональность. При этом некоторые авторы выделяли один из них как главный признак, объявляя остальные два второстепенными. Это связано с пониманием проституции, с одной стороны, как промысла, с другой - как преступления; то есть авторы определений рассматривали категорию "проституция" с точки зрения правового понимания социальной природы явления или с точки зрения общественно-трудового понимания.
Термин «проституция» происходит от латинского слова prostitution – осквернение, обесчестивание. Ученые выделяют в проституции, следующие существенные признаки:
1) род занятий – удовлетворение сексуальных потребностей клиентов;
2)
характер занятий –
3) мотив занятий – заранее согласованное вознаграждение в виде денег или материальных ценностей, которые являются основным или дополнительным источником существования проститутки.
Причинами проституции равно как многих других социальных отклонений являются социально-экономические и морально-этические факторы. Однако существуют и специфические причины. Так часть женщин обладает сильным либидо и их потребности выше средних, отсюда выход на спортивный секс. Другая причина проституции в среде, которая окружает проститутку. Это рэкетиры, сутенеры, содержатели «малин» и пр., которые устанавливают свои нормы взаимоотношений с проститутками и подчиняют их своему «уставу».
Подавляющее большинство экспертов считает, что проституция не избежна, так как потребность к размножению- сильнейшая физиологическая потребность. Проституция это такая же социальная проблема, как преступность, алкоголизм и другие формы девиантного поведения.
Ликвидация проституции
дело безнадежное, так как социальные
потребности-первичные потребности человека.
Поэтому речь должна идти не об искоренении
проституции,а об ее цивилизованном регулировании.
Факторами сдерживающими проституцию,
могли бы быть повышение жизненного уровня
населения, реализация программы полового
воспитания, сглаживание социального
неравенства, введение уголовной ответственности
за деятельность сутенеров держателей
«хат» и прочих, паразитирующих на проституции.
Особенно опасно вовлечение
в проституцию несовершеннолетних. В наше
время проституция широко развернула
бизнес по «продаже любви». Между тем рост
проституции и половых дисгармоний неизбежно
ведет с распространению СПИДА. По прогнозам
ученых через 10-15 лет эта эпидемия станет
проблемой №1.
ГЛАВА 2. ПРОСТИТУЦИЯ
И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ЕЁ РЕШЕНИЯ.
2.1 правовая оценка проституции.
Несмотря
на то, что во всем современном
мире проституция рассматривается как
негативное явление, правовая оценка её
в различных странах неодинакова. В некоторых
из них существует запрет проституции,
подкрепленной административной или уголовной
ответственностью. Во многих странах уголовная
ответственность установлена только за
действия, способствующие вовлечению
в проституцию. Уголовные законодательства
государств, в которых содержится ответственность
за преступление, связанные с проституцией,
можно разделить на несколько групп. К
первой группе можно отнести уголовные
кодексы(УК) тех государств, в которых
преследуется занятие проституцией. Ко
второй (УК) тех государств, где установлена
ответственность за коммерческую эксплуатацию
лиц, занимающихся проституцией(сутенерство,
сводничество). Третья группа включает
кодексы тех государств, в которых установлена
ответственность клиентов проституток.
Ответственность за проституцию предусматривалось
в прежнем уголовном законодательстве
таких государств как Албания (УК 1959г),
Корея(УК 1950г), Монголия (УК 1942г и 1961г), Румыния(1948г),
Австрия(1945г), Дания(1930г), Швейцария(УК1937г).
В Голландии проституция
легализована- на этот счет несколько
лет назад парламентов был принят специальный
закон. В Италии публичные дома были запрещены
в 1958году. Однако запрет на бордели вовсе
не означает запрет на деятельность самих
проституток. Во Франции проституция законом
разрешена. Мало то -три четверти французов
за то ,что бы ее легальность сохранялась
и дальше. Однако борделей здесь как бы
нет- они были запрещены еще в 1939 году.
Этот же закон запретил сутенерство, сводничество
и публичное предложение услуг-однако
эти положения закона в жизнь проводятся
не слишком строго. А занятие проституцией
на индивидуальной основе и вовсе разрешено.
В Англии проституция так же дозволена.
Правда, нынешнее законодательство, регулирующее
этот деликатный вопрос, довольно расплывчато:
с одной стороны, проституткой работать
можно. С другой стороны- нельзя навязывать
свои услуги клиенту и содержать публичный
дом.
В Венгрии Государственное собрание собирается принять закон о легализации и регулировании проституции. Впредь проститутки смогут осуществлять свою деятельность на законных основаниях в специально отведенных для этого увеселительных зонах или как частные предпренимательницы. Однако сводничество и сутенерство по-прежнему останутся вне закона. Ожидается легализация проституции в Румынии. Так, в одном городе Трансельвании уже построено трех этажное здание, в котором предполагается открыть бордель, который,едва лишь появиться закон, немедленно станет первым публичным домом в стране. По плану в 28 помещениях будущего дома терпимости станут трудиться четыре десятка проституток, которые будут иметь трудовые книжки и постоянное медицинское обслуживание.
В уголовный кодекс
Кубы были внесены антипроститутские
изменения. В кубинском уголовном кодексе
закрепляется понятие сутенерство, которое
также, как и сводничество наказывается,
тюремным заключением. Причем факт работы
обвиняемого в сфере туризма признается
отягчающим обстоятельством со всеми
вытекающими последствиями. В Туркмении
президент подписал закон о внесении изменений
и дополнений,касающихся проституции,в
законодательные акты. Ужесточено наказание
за занятие проституцией. Наказывать будут
клиентов: вступившего в связь с проституткой
ожидает штраф. А милиция получила законную
возможность задерживать людей лишь по
одному подозрению в причастности к проституции.
Турция-одна из немногих мусульманских
стран, где проституция существует совершенно
законно. Тот, кто захочет открыть тут
бордель, должен сначала обратиться в
правительство и дать согласие на контроль
заведения со стороны органов здравоохранение
и соц обеспечения. Одновременно те женщины,
которые пожелают заняться проституцией
должны подать заявку на получение сертификата,
согласиться на регулярные анализы на
СПИД и венерические заболевания и работать
только в лицензированном бордели. В 1990году
турецкий парламент аннулировал давний
закон, по которому избиение или изнасилование
проститутки наказывалось не столь сурово,
как избиение или изнасилование любой
другой женщины. Проститутки а также их
адвокаты провели компанию за внесение
дополнения в систему соц обеспечения
страны, которые позволили бы им
вносить часть, своих заработков в пенсионный
фонд,чтобы женщины могли,отработав свое,
получить законную пенсию. Немногим года
назад они добились успеха, и соответствующие
изменения были внесены в законодательство.
В остальных же мусульманских, а особенно-
ближневосточных странах, проституция
категорически запрещена. К виновным принимаются
строжайшие меры наказания, начиная от
штрафов и арестов и заканчивающие забрасыванием
камнями обеих участвующих в процессе
сторон. Однако во многих странах издавна
существует институт ночных мулл - то
есть проститутка с клиентом быстро женятся,
проводят ночь, - а поутру разводятся. Развод
в исламских странах может быть произведен
посредством нескольких слов, произнесенных
в присутствии свидетелей. Что однозначно
находится под строжайшим запретом во
всем мире - так это детская проституция,
В Англии и Германии уже приняты законы,
не просто карающие тех, кто пользуется
услугами малолетних -проституток, - за
это здесь наказывали уже давно. Около
года назад власти этих государств решили,
что уголовному наказанию будет подвергаться и тот,
кто использовал ребенка, даже пребывая
за границей. То есть секс - туристы, отправляющиеся
за детьми, например, в Таиланд, понесут за это наказание
у себя дома.