Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2015 в 21:38, реферат
Цель данной работы – определить основные формы и методы социальной работы с лицами, пережившими насилие.
Цель достигается посредством решения следующих исследовательских задач:
1. Рассмотреть понятие и основные виды насилия;
2. Изучить теоретические основы проблемы насилия;
3. Определить формы и методы социальной работы с лицами, пережившими насилие;
Введение
Глава 1. Насилие как глобальная проблема
1.1. Понятие и виды насилия
1.2 Теоретико-методологические подходы к изучению проблемы насилия
1.3. Насилие над детьми
Глава 2. Организация социальной работы с лицами, подвергшимися насилию
2.1. Формы и методы социальной работы с лицами, подвергшимися насилию
2.2. Социальная профилактика насилия как приоритетное направление социальной работы с лицами, подвергшимися насилию
Заключение
Список использованных источников и литературы
После изнасилования или попытки изнасилования, или других видов сексуального насилия пострадавшие часто переживают так называемый «синдром травмы изнасилования», который был описан психологами Энн Бургесс и Линдой Холмстром в 1974 году. Одна из фаз проявляется после свершения сексуального насилия и может продолжаться несколько недель за это время появляются следующие симптомы:
- Экспрессивная реакция. Пострадавший проявляет бурные и открытые эмоции. Может казаться перевозбужденным или впавшим в истерику, рыдать, не переставая, или испытывать приступы паники.
- Эмоциональный контроль. Пострадавший кажется лишенным всех эмоций и ведет себя так, словно «ничего не случилось» и «все хорошо». С учетом случившегося такая спокойная реакция может вызывать недоумение или недоверие к жертве, но на самом деле это проявление сильнейшего эмоционального шока.
- Дезориентация. Пострадавший испытывает сильнейшую дезориентацию, спутанность сознания. Не может ни на чем сосредоточиться, не может принять решение, даже незначительное, не может справиться с обычными и повседневными делами. Часто пострадавший плохо помнит, что именно произошло, путается и допускает фактические ошибки, если рассказывает о случившемся. Однако это тоже является типичным проявлением шокового состояния.
Это попытка лишить одного человека другим возможности свободно распоряжаться материальными средствами, полный контроль за расходами и угрозы лишения финансовой поддержки.
Часто оно считается разновидность психического насилия, т.к. сюда включаются в себя очень похожие тактики внушения.
Основными проявлениями считаются:
Таким образом, каждый вид насилия имеет свои специфические черты и опасны тем, что люди не осознают весь вред и иногда считают свои действия вполне нормальными и правильными.
1.2. Теоретико-методологические основы изучения насилия
В современном мире никто четко не сформировал понятие «насилие». Это связано прежде с тем, что его отождествляют с другим понятием – «агрессия». Сам термин означает поведение, ориентированное на нанесение вреда объектам, в качестве которых могут выступать живые существа или неодушевленные предметы. Агрессивное поведение служит формой от реагирования физического и психического дискомфорта, стрессов, фрустрации. Кроме того оно может выступать в качестве средства достижения какой-либо значимой цели, в том числе повышения собственного статуса за счет самоутверждения.
Многие ученые связывают эти два понятие в единое целое, но для того, что бы рассмотреть теории происхождения насилия надо понять последний сам термин «агрессия».
Но в последнее время все больше склоняются к тому, что она является первоисточником к появлению насилия. Если верить Курочкиной Л.Я., то в них, с точки зрения философии, нет четко выстроенного определения и нет четко выработанных границ в научно-философской среде. Она подтверждает это спецификой бытия человека. В ней существует два вида агрессии: биологическая и социальная. Первая является врожденной и наблюдается у всех животных. Вторая хоть и опирается на биологическую, но все равно формируется под действием социальных условий (мораль, законы, установки и т.п.). При этом объектом и субъектом агрессии могут выступать не только отдельные индивиды, но и целые социальные сообщества различного масштаба. Ее оценка всегда относительна. Для того чтобы агрессия приняла форму насилия необходимо что-то отрицательное и сами действия должны оцениваться как незаконные, неприемлемые не соответствующие определенным принятым нормам. Исходя из этого, можно утверждать, что насилие может образоваться только в общественной среде, где есть некоторые ограничения в поведении. Поэтому это чисто социальное явление.
Но она была не первой кто, рассматривал происхождение насилия как социальное явление.
Томас Гоббс был первым в этом вопросе. В теории общественного договора показывалось естественное состояние человека: неограниченная свобода, равные права и обязанности, способности. Оно, по Гоббсу, называлось «состояние войны всех против всех». В таком мире будет господствовать один лишь хаос и борьба, убийство человека было оправдано. В такой ситуации единственным выходом было ограничение этой абсолютной свободы ради существования общественного мира. Всю власть люди отдали либо группе, либо отдельному человеку. Власть государства независима от каких-нибудь внешних или внутренних причин. Государство имеет право, в интересах общества, принимать любые меры принуждения к своим гражданам.
В противовес встала теория насилия. Она наиболее распространена на Западе. Суть этой теории состоит в том, что возникновение государство, классы и частная собственность является результатом внутреннего и внешнего насилия.
Дюринг Е.считал, что благодаря насилию одной части общества над другой и возникает все, что существует в мире.
Австралийский социолог Гумплович Л. являлся представителем теории внешнего насилия. Он предполагал, что государство и частная собственность возникла при помощи физической и экономической силы.
С ним согласен Карл Каутский. Главным источником у него была война. Существует племя – победитель и побежденное племя. Первое присваивает земля и становится принудительным аппаратом, а второе платит дань, налоги, подати.
При всем этом насилие рассматривается здесь не как некое локальное ограничение, а как глобальное и к тому же естественное явление.
Оценивания эту теорию можно отметить, что она описывает частный случай происхождения государства. Однако для этого нужен необходимый уровень экономического развития общества. Если этого нет, то ничего не произойдет.
Э. Фромм на первом плане рассматривает социальные факторы, которые влияют на развитие характера. Насилие, по его словам, – это способ, провоцирующий агрессию и закрепляющийся в поведении. Агрессия, в свою очередь, – это ответная реакция. Таким образом, насилие – это социально-психологический механизм, с помощью которого формируется и закрепляется отношение человека к ситуации, к другим людям.
Из современных психологов наиболее глубоко эту проблему изучал Стивен Пинкер. Ему были интересна статистика убийств во все времена. Пинкер анализировал таблицы и документы и пришел к выводу, что сейчас такое явление как насилие постепенно стихает. Одни из факторов снижения называется коэффициент умственного развития, т.е. человечество умнеет; развитие демократии; распространение образования, способствует развития мышления и предотвращения эмоциональных замыканий; развитие коммерции, у многих развивалось чувство альтруизма; равные права женщин с мужчинами.
Как и Кондрад Лоренц, который предполагал, что человек способен сдерживать свои стремления к насилию, Пинкер пришел к выводу, что многие люди способны овладеть пятью внутренними демонами: грабительскими и эксплуататорскими инстинктами, направленными на достижение собственной выгоды или по идеологическим соображениям, стремления к господству — авторитету, славе и власти, — мести и садизму.
Многие ученые разных стран мира сформировали ряд утверждений в противовес многим высказыванием, приведенных выше.
Во-первых, не правильно считать, что люди унаследовали предрасположенность к насилию от животных. Хищники нападали друг на друга при добывании пищи. Геноцид, широкомасштабное насилие, войны и насильственная преступность – это исключительно человеческие феномены, не имеющие аналогов в животном мире.
Второй миф о том, что насильственное поведение запрограммировано в самой человеческой природе. Ученые действительно утверждают, что гены прочно связано не только с деятельностью нервной системой, но социальной средой, т. е. решающим фактором в формировании личности индивида является взаимодействие генетического фонда и условий социализации.
В-третьих, неверным является утверждение о том, что в процессе эволюции человека происходит естественный отбор таких индивидов, у которых агрессивное поведение преобладает над другими типами поведения. Насилие не заложено ни в человеческом эволюционном наследстве, ни в генах современных людей.
В-четвертых, неверно так же утверждение о том, что люди обладают умом, ориентированным на насилие. Несмотря на наличие у человека нервного аппарата, позволяющего совершать насильственные действия, тем не менее, характер поступков определяется тем, как человек социализирован, воспитан, к чему приучен. В самой же нейрофизиологии людей (за исключением болезненных отклонений психики) нет ничего такого, что заставляло бы действовать насильственным способом.
Но не только отдельные личности интересовались природой происхождения насилия и агрессии, но и была создана целая наука – виктимология. Она изучает закономерности поведения жертвы, процессы превращения человека в жертву, социальные процессы, в результате которых отдельно взятые индивиды и целые социальные группы подвергаются различного вида истязания.
Виктимология возникла на стыке многих наук: педагогика, психология, социология, криминология, этнография.
Социология позволяет изучить общество в целом, его социальную структуру, основные институты, социальные аспекты общественных отношений и процессов, ориентироваться в социальной сфере и социальной среде, помогает понять, что собой представляет конкретное общество и те группы (слои), которые являются реальными, потенциальными или латентными жертвами неблагоприятных условий социализации.
Другое направление как социальная педагогика изучает социализацию как процесс формирования личности в определенных социальных условиях. Ее целью является в основном профилактика и сведения к минимуму тех обстоятельств, которые привели в затруднительное положение.2
В виктимологии насилие – результат того как человек пытается приспособиться в окружающем мире, когда он выходит из привычного для него мира. Это люди в основном неразвитые, в чем-то обделенные, страдающие множеством комплексов, крайне неуравновешенные, злобные и безнравственные. Здесь можно сказать, что решающим фактором является успешная социализация. В группу риска входят в основном инвалиды, дети-сироты и дети, лишённые попечения родителей, безнадзорными и беспризорными, дети из неблагополучных семей с низким экономическим уровнем, аморальной или криминогенной атмосферой и многие другие.
Но не только такие люди провоцируют насилие, но и сама жертва своим поведение подталкивает к свершению какого-то действия. Ученые – виктимологи выделили несколько типов:
Таким образом, насилие в современном мире приобретает большие масштабы. Многие даже не осознают, что стали жертвами. Как было сказано раннее, официальной статистики не существует, и большая часть населения не будет обращаться в полицию за то, что их просто ударили, или не пустили на работу.
1.3. Насилие над детьми
В международных документах указывается, что насилие представляет собой процесс, который протекает не только на индивидуальном уровне, но и на уровне общества, а также весьма распространен и на мировой арене. Как свидетельствует практика, насильственные конфликты на индивидуальном уровне готовят почву для конфликтов в национальных и международных масштабах, включая транснациональную террористическую деятельность. В последние годы на международном и национальном уровне серьезно обсуждается проблема насилия в отношении детей. При этом насилие в отношении детей трансформируется в насилие в самой среде несовершеннолетних, которые продолжают его использовать в будущем. Другими словами, насилие - это своего рода заколдованный круг - насилие повторяется из поколения в поколение, а его жестокость и изощренность не только не уменьшаются, а постоянно растут.
Одновременно с этим наблюдается увеличение числа преступлений, совершаемых в отношении самих несовершеннолетних. Особенности любого преступления проявляются в многочисленных признаках: направленности личности преступника, мотивах, способе, последствиях, а также в особых обстоятельствах его совершения. Такие преступления сами по себе в структуре преступности выступают как особые. Их исключительность заключается в первую очередь в объекте посягательства: жертвами данных деяний являются несовершеннолетние. По данным МВД России, ежегодно 43,5 - 45 тыс. малолетних детей становятся жертвами преступных посягательств, в том числе из корыстных побуждений, на почве хулиганства, на бытовой и сексуальной почве.
В действительности вопрос стоит гораздо шире - существует глобальная проблема жестокого обращения с детьми, на которую лишь недавно стали обращать внимание ученые. Если обратиться к некоторым цифрам, то доля бытовых травм, полученных малолетними детьми из-за невнимания, беспечности родителей, составляет 70% от общего количества зарегистрированных травм и отравлений лиц в возрасте до 14 лет, со смертельным исходом 45%. Косвенно на проблему жестокого обращения с детьми указывает статистика детских самоубийств. Десятки тысяч детей в возрасте до 14 лет умирают от травм, убийств, самоубийств и отравлений. Рост смертности подростков в возрасте 15-18 лет связан, в основном, с травмами, алкоголизмом и наркоманией. В России уровень смертности детей в возрасте до 4 лет в три раза выше, чем в западных странах.