Насилие как глобальная проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2015 в 21:38, реферат

Описание работы

Цель данной работы – определить основные формы и методы социальной работы с лицами, пережившими насилие.
Цель достигается посредством решения следующих исследовательских задач:
1. Рассмотреть понятие и основные виды насилия;
2. Изучить теоретические основы проблемы насилия;
3. Определить формы и методы социальной работы с лицами, пережившими насилие;

Содержание работы

Введение
Глава 1. Насилие как глобальная проблема
1.1. Понятие и виды насилия
1.2 Теоретико-методологические подходы к изучению проблемы насилия
1.3. Насилие над детьми
Глава 2. Организация социальной работы с лицами, подвергшимися насилию
2.1. Формы и методы социальной работы с лицами, подвергшимися насилию
2.2. Социальная профилактика насилия как приоритетное направление социальной работы с лицами, подвергшимися насилию
Заключение
Список использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

Реферат Насилие как глобальная проблема ориг.doc

— 150.50 Кб (Скачать файл)

По данным исследования Центра социальной и судебной психиатрии им. Сербского, жестокое обращение в семье терпят в основном дети 6-7 лет, из них 60-70 % отстают в развитии, страдают различными физическими и психоэмоциональными расстройствами. Кроме того, о проблеме жестокого обращения с детьми свидетельствует возрастание количества удовлетворенных исков о лишении родительских прав. На сегодняшний день в России примерно 400 тысяч семей, где дети - с одним отцом; примерно, 5 млн. семей - с матерью без отца (всего семей в стране порядка 12 млн.); около 300 тыс. детей рождаются вне брака. Ежегодно в России остаётся без одного родителя около 500 тыс. детей и подростков. Выборочные криминологические исследования показывают, что 36,5% подростков из неблагополучных семей живут в семьях, где уже есть судимые. Алкоголизм и наркомания родителей, жестокое обращение, сексуальная эксплуатация, голод и отсутствие дома приводят на улицу огромное количество беспризорников или как их еще называют детей группы риска. Сколько таких детей в России определить невозможно, уже только потому, что это число ежесекундно меняется: по данным МВД России около 2 миллионов детей в возрасте до 14 лет ежегодно становятся жертвами насилия со стороны родителей, при этом 10 % из них гибнут, 2 тысячи заканчивают жизнь, самоубийством, более 50 тысяч детей ежегодно уходят из семей, 25 тысяч находятся в розыске.

Распространенной формой жестокого обращения с детьми стало сексуальное насилие. По расчетам некоторых исследователей, подтвержденным мнением экспертов, ежегодно в России около 60000 детей страдают от сексуального насилия. Сексуальное насилие является второй по распространенности (после отсутствия родительского попечения) причиной помещения детей в приют (11 %). Углубленное психологическое обследование в период нахождения их в приюте, позволило установить, что сексуальное насилие перенесли 21 % детей. В 70 % случаев дети оказались жертвой внутрисемейного сексуального насилия со стороны кровных родственников (отца, брата, матери) или фактических воспитателей (отчима, постоянного сожителя матери). Жертвами инцеста становились и малолетние дети (1,5-5 лет), подростки (15 лет), девушки (16-17 лет).

Особым проявлением незащищенности детей является убийство матерью новорожденного ребенка. В среднем за год жертвами этого преступления становятся более 150 новорожденных. Причем темпы прироста убийств матерью новорожденного ребенка значительно опережают темпы прироста общего числа умышленных убийств.

Если убийство матерью новорожденного ребенка - наиболее острая форма жестокого обращения с детьми, то отцеубийство - наиболее острая форма мести детей за жестокое с ними обращение. Можно предположить, что эти преступления - крайние формы проявления происходящего в обществе процесса ожесточения.

Таким образом, кризис гуманности, проявляющийся в высоком уровне преступности, насилия, жестокости, наркомании и алкоголизма, утраты культурных и нравственных традиций, сказывается, прежде всего, на детях как наименее защищенной части населения. Вместе с тем, разумеется, статистика не может отражать реальную картину распространенности этих социально-негативных явлений. Кроме того, появились такие формы жестокого обращения с несовершеннолетними, как торговля детьми, вовлечение их в попрошайничество, сексуальная и экономическая эксплуатация, лишение жилья, средств к существованию и другие формы нарушения прав несовершеннолетних, пренебрежения их нуждами и интересами.

Весьма неблагополучно обстоит дело с воспитанием, обучением лечением подрастающего поколения, что является едва ли не самым мощным источником общественного неблагополучия и высокой тревожности людей. Россия сегодня лидирует среди развитых стран по младенческой смертности, и у нас около 800 тысяч психологически неполноценных детей. Многие новорожденные приходят в этот мир нежеланными. Их ненужность запрограммирована еще до рождения житейской неустроенностью и неприкаянностью, болезнями и неудачами родителей, неуверенными в своем будущем.

Выводы по Главе I:

  1. Масштабы проблемы насилия трудно переоценить. Несмотря на почти полное отсутствие официальной статистики, практически каждый человек сталкивается с ней в повседневной жизни. В современной России существуют некоторые особенности данной проблемы: традиции физических наказаний в семье; неадекватная оценка: нередко проблему насилия считают глубоко личной (внутрисемейной, внутригрупповой), а постороннее вмешательство и попытку помочь жертве – некорректным поведением; особенности православной культуры, диктующей необходимость терпения и всепрощения: часто сами жертвы, обладая определенными социально-психологическими особенностями, не хотят разбирательств, общественного обсуждения и наказания своему обидчику. Все это способствует повсеместному и нерегулируемому распространению проблемы, она проникает во все сферы общественной жизни, во все социальные институты.
  2. На сегодняшний день выделяют четыре основных вида насилия:
  • психологические;
  • физическое;
  • сексуальное;
  • экономическое.

Безусловно, любой из этих видов наносит непоправимый вред личности жертвы и каждый из них нельзя недооценивать, ведь последствия насилия не поддаются анализу и прогнозу.

  1. Можно определить следующие направления в исследовании проблемы насилия:

- социально-философское (Т.Гоббс, Е.Дюринг). В данном направлении развивается  мысль о необходимости и неизбежности насилия (в форме принуждения) со стороны государства для поддержания порядка и стабильности, и именно государство должно подавлять насилие личности над личностью;

- культурологическое (Л.Гумплович, К.Каутский): насилие – это результат действия культурных норм, традиций, влияния патриархальных ценностей и сократить масштабы насилия может только изменение системы ценностей, типа культуры и т.п.;

- психологическое (Э.Фромм, С.Пинкер): насилие – это либо результат  личностных патологий, либо защитная реакция на внешнее негативное отношение, а воздействовать на проблему необходимо посредством психологической коррекции и социальной реабилитации или адаптации;

- социономическое (П.Д. Павленок, Л.Я. Курочкина): причинами насилия являются  социокультурные факторы (мораль, нравственность, средства коммуникации и т.п.), наиболее перспективной формой работы должна стать социальная профилактика.

 

Список использованных источников и литературы

  1. Российская Федерация, Кодексы, Уголовный Кодекс РФ [от 13 июня 1996 года № 63 - ФЗ]: офиц. текст // URL: zakoni.ucoz.ru/news/ugolovnyj_kodeks_rossijskoj_federacii_s_izmenenijami_na_01_03_2012/2012-03-19-35
  2. Бумаженко Н.И. Виктимология: учебно-методическое пособие / Н.И.Бумаженко – Витебск: УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2010. – 115 с.
  3. Зуйкова Е.М. Феминология: учебное пособие / Е.М.Зуйкова, Р.И.Ерусланова– М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2001. — 248 с.
  4. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства / В.С. Нерсесянц. – М.: ИНФРА - М, 1999. – 226 c/
  5. Общая теория права и государства: Учебник / под редакцией В.В. Лазарева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2001. — 520с.
  6. Основные технологии социальной работы: Учебное пособие / составитель Л.П. Кузнецова.- Владивосток: Издательство ДВГТУ, 2002.- 92 с.
  7. Платонова Н.М. Насилие в семье: Особенности психологической реабилитации: Учебное пособие. / Под ред. Н.М. Платоновой и Ю.П.Платонова. — СПб.: Речь, 2004.- 154 с.
  8. Прохорова О.Г. Семьеведение: словарь-справочник: учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ О.Г. Прохорова, В.А. Румянцев – М.: АНО СНО СОТИС, 2006. – 292 с.
  9. Психология поведения жертвы: Учебное пособие / Составитель В.Е.Христенко.- Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 416с.
  10. Социальная работа. Ответы на вопросы к зачетам и экзаменам: Учебное пособие / Под ред. Н.Ф. Басова. М.: Дашков и К°, 2008. – 321с.
  11. Технологии социальной работы с различными группами населения: Учебное пособие / Под ред. проф. П.Д. Павленка.— М.: ИНФРА-М, 2009. — 272 с.
  12. Технологии социальной работы с различными группами населения: Учебное пособие / Под ред. проф. П.Д. Павленка.— М.: ИНФРА-М, 2009. — 272 с.
  13. Технология социальной работы: Учебно-методическое пособие/ Сост.: Т.К. Сологубова, Е. В. Мартынова. – Новошахтинск, 2007. – 66с.
  14. Туляков В.А. Виктимология: Монография / В.А. Туляков. – Киев: Наука, 2003. – 148 с.
  15. Христенко В.Е. Психология поведения жертвы / В.Е. Христенко. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 416с.
  16. Андреева В. Арт–терапия / В. Андреева // URL: http://www.openreality.ru/school/psychology/humanist/art-therapy/
  17. Басанский П.Л. Что такое психодрама / Басанский П.Л. // URL: https://sites.google.com/site/pbasanskiy/cto-takoe-psihodrama
  18. Ботова М.Г. Насилие как социально-психологический феномен / М.Г. Ботова // Вестник удмуртского университета.- 2010.- № 2. – с. 140-142. // URL : http://elibrary.ru/item.asp?id=16218118
  19. Буккер И. Человечество избавляется от агрессии / И. Буккер // URL: http://www.pravda.ru/science/mysterious/human/17-11-2011/1098936-steven_pinker_violence-0/

Информация о работе Насилие как глобальная проблема