Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2015 в 21:38, реферат
Цель данной работы – определить основные формы и методы социальной работы с лицами, пережившими насилие.
Цель достигается посредством решения следующих исследовательских задач:
1. Рассмотреть понятие и основные виды насилия;
2. Изучить теоретические основы проблемы насилия;
3. Определить формы и методы социальной работы с лицами, пережившими насилие;
Введение
Глава 1. Насилие как глобальная проблема
1.1. Понятие и виды насилия
1.2 Теоретико-методологические подходы к изучению проблемы насилия
1.3. Насилие над детьми
Глава 2. Организация социальной работы с лицами, подвергшимися насилию
2.1. Формы и методы социальной работы с лицами, подвергшимися насилию
2.2. Социальная профилактика насилия как приоритетное направление социальной работы с лицами, подвергшимися насилию
Заключение
Список использованных источников и литературы
По данным исследования Центра социальной и судебной психиатрии им. Сербского, жестокое обращение в семье терпят в основном дети 6-7 лет, из них 60-70 % отстают в развитии, страдают различными физическими и психоэмоциональными расстройствами. Кроме того, о проблеме жестокого обращения с детьми свидетельствует возрастание количества удовлетворенных исков о лишении родительских прав. На сегодняшний день в России примерно 400 тысяч семей, где дети - с одним отцом; примерно, 5 млн. семей - с матерью без отца (всего семей в стране порядка 12 млн.); около 300 тыс. детей рождаются вне брака. Ежегодно в России остаётся без одного родителя около 500 тыс. детей и подростков. Выборочные криминологические исследования показывают, что 36,5% подростков из неблагополучных семей живут в семьях, где уже есть судимые. Алкоголизм и наркомания родителей, жестокое обращение, сексуальная эксплуатация, голод и отсутствие дома приводят на улицу огромное количество беспризорников или как их еще называют детей группы риска. Сколько таких детей в России определить невозможно, уже только потому, что это число ежесекундно меняется: по данным МВД России около 2 миллионов детей в возрасте до 14 лет ежегодно становятся жертвами насилия со стороны родителей, при этом 10 % из них гибнут, 2 тысячи заканчивают жизнь, самоубийством, более 50 тысяч детей ежегодно уходят из семей, 25 тысяч находятся в розыске.
Распространенной формой жестокого обращения с детьми стало сексуальное насилие. По расчетам некоторых исследователей, подтвержденным мнением экспертов, ежегодно в России около 60000 детей страдают от сексуального насилия. Сексуальное насилие является второй по распространенности (после отсутствия родительского попечения) причиной помещения детей в приют (11 %). Углубленное психологическое обследование в период нахождения их в приюте, позволило установить, что сексуальное насилие перенесли 21 % детей. В 70 % случаев дети оказались жертвой внутрисемейного сексуального насилия со стороны кровных родственников (отца, брата, матери) или фактических воспитателей (отчима, постоянного сожителя матери). Жертвами инцеста становились и малолетние дети (1,5-5 лет), подростки (15 лет), девушки (16-17 лет).
Особым проявлением незащищенности детей является убийство матерью новорожденного ребенка. В среднем за год жертвами этого преступления становятся более 150 новорожденных. Причем темпы прироста убийств матерью новорожденного ребенка значительно опережают темпы прироста общего числа умышленных убийств.
Если убийство матерью новорожденного ребенка - наиболее острая форма жестокого обращения с детьми, то отцеубийство - наиболее острая форма мести детей за жестокое с ними обращение. Можно предположить, что эти преступления - крайние формы проявления происходящего в обществе процесса ожесточения.
Таким образом, кризис гуманности, проявляющийся в высоком уровне преступности, насилия, жестокости, наркомании и алкоголизма, утраты культурных и нравственных традиций, сказывается, прежде всего, на детях как наименее защищенной части населения. Вместе с тем, разумеется, статистика не может отражать реальную картину распространенности этих социально-негативных явлений. Кроме того, появились такие формы жестокого обращения с несовершеннолетними, как торговля детьми, вовлечение их в попрошайничество, сексуальная и экономическая эксплуатация, лишение жилья, средств к существованию и другие формы нарушения прав несовершеннолетних, пренебрежения их нуждами и интересами.
Весьма неблагополучно обстоит дело с воспитанием, обучением лечением подрастающего поколения, что является едва ли не самым мощным источником общественного неблагополучия и высокой тревожности людей. Россия сегодня лидирует среди развитых стран по младенческой смертности, и у нас около 800 тысяч психологически неполноценных детей. Многие новорожденные приходят в этот мир нежеланными. Их ненужность запрограммирована еще до рождения житейской неустроенностью и неприкаянностью, болезнями и неудачами родителей, неуверенными в своем будущем.
Выводы по Главе I:
Безусловно, любой из этих видов наносит непоправимый вред личности жертвы и каждый из них нельзя недооценивать, ведь последствия насилия не поддаются анализу и прогнозу.
- социально-философское (Т.Гоббс, Е.Дюринг).
В данном направлении
- культурологическое (Л.Гумплович, К.Каутский):
насилие – это результат действ
- психологическое (Э.Фромм, С.Пинкер): насилие – это либо результат личностных патологий, либо защитная реакция на внешнее негативное отношение, а воздействовать на проблему необходимо посредством психологической коррекции и социальной реабилитации или адаптации;
- социономическое (П.Д. Павленок, Л.Я. Курочкина): причинами насилия являются социокультурные факторы (мораль, нравственность, средства коммуникации и т.п.), наиболее перспективной формой работы должна стать социальная профилактика.
Список использованных источников и литературы