Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 13:58, курсовая работа
Цель – определить основные формы и методы социальной работы с лицами, пережившими насилие.
Цель достигается посредством решения следующих исследовательских задач:
1. рассмотреть понятие и основные виды насилия;
2. изучить теоретические основы проблемы насилия;
3. определить формы и методы социальной работы с лицами, пережившими насилие;
4. выявить возможности социальной профилактики насилия.
Введение
В настоящее время все больше и больше люди решают свои проблемы с помощью насилия. Главной ценностью становиться не доброта и отзывчивость, а быть сильным, умение дать отпор. Все конфликтные ситуации разрешаются не мирной беседой, а оскорблениями друг друга и драками. Многие ученые до сих пор задаются вопросом «Откуда столько жестокости?».
Самое интересное,
что практически нет
В настоящее время социальная работа с жертвами насилия практически сводится к созданию кризисных центров и телефонов доверия, но их очень мало и они оказываются недоступны для большинства россиян. До сих пор нет четких законодательных механизмов, способных остановить насилие, в том числе и семейное. Наказание предусмотрено только за жестокие формы, повлекшие за собой тяжкие телесные повреждения или смерть жертвы. Так зачем же доводить до этого?
Еще одной проблемой является слабая информированность граждан о своих правах и возможных видах социальной помощи и поддержки. Из-за сложности проблемы, немногие жертвы не готовы, открыто обсуждать свои трудности, а куда обратиться, чтобы избежать общественного резонанса они не знают.
Отягощает проблему насилия и тот факт, что нападению, чаще всего, подвергаются и без того наиболее уязвимые категории населения: дети, женщины, пожилые люди, люди с ограниченными возможностями, то есть те, кто по объективным причинам не может ответить. Жертвы насилия быстро теряют интерес к жизни и перестают общаться, «замыкаются» в себе и перестают бороться.
Анализ литературы по проблеме насилия показал, что, несмотря на несомненную ее актуальность, она остается одной из наименее изученных.
В своих работах П.Д. Павленок рассматривает семейное насилие и в целом, насилие над несовершеннолетними. Он анализирует происхождение проблемы в социокультурном плане, выделяя основные причины ее возникновения и закономерности ее развития в современном обществе. По его мнению, главными источниками проблемы являются социальное общество и гендерные стереотипы.
Стивен Пинкер
рассматривает теоретические
В целом, проблема
насилия в научной и методическ
Объектом данной работы является насилие, как социальная проблема.
Предмет работы – направления и методы социальной работы с лицами, пережившими насилие.
Цель – определить основные формы и методы социальной работы с лицами, пережившими насилие.
Цель достигается посредством решения следующих исследовательских задач:
В данной работе были использованы следующие методы исследования: качественный анализ научной литературы, синтез и анализ документов, регламентирующих социальную работу с лицами, подвергшимися насилию.
Структура курсовой работы определяется заявленной целью и поставленными задачами и включает введение, две главы, заключение, список используемой литературы.
Глава 1 Насилие как социальная проблема
1.1 Понятие и виды насилия
Насилие – умышленное применение человеком или группой различных форм принуждения в отношении к конкретному лицу (группе) с целью достижения каких-либо целей (ущемление конституционных прав и свобод гражданина, нанесение ущерба или угроза физическому и психическому состоянию человека).
Насилие, как и все остальные социальные проблемы, проходит несколько периодов:
Все это характерно для каждого вида насилия. На сегодняшний день существует несколько их видов. Наибольшее распространение, как в обществе, так и в литературе приобретают четыре вида насилия:
Психологическое (психическое) или эмоциональное насилие.
Это постоянное или периодическое негативное психическое воздействие друг на друга, предъявление к ним требований, не соответствующих их возрастным возможностям, выдвижение незаслуженных обвинений, унижение достоинства, демонстрация нелюбви, неприязни, словесные оскорбления, угрозы, обман, принуждение к совершению деяний, представляющих опасность для их жизни или здоровья, а также ведущих к нарушению психического развития.
Признаками такого вида насилия являются следующие:
Психологическое насилие отличается от всех остальных тем, что участники сами не до конца осознают своих действий или поступков. Люди настолько бывают, поглощены своими чувствами к другому, что не замечают агрессии с другой стороны. После окончания психологического воздействия возможны следующие последствия:
Физическое насилие.
Это умышленное нанесение человеку физических травм, телесных повреждений (побои, удары, пощечины, укусы, прижигания горячими предметами, попытки удушения или утопления), лишение свободы, жилья, пищи, одежды и иных нормальных условий жизни.
Признаки такого насилия понятны из определения, но ниже приведены наиболее встречающиеся в обществе или в семье:
Но в физическое
насилие включает также вовлечение
взрослого человека или ребенка
в употребление наркотиков, алкоголя,
отравляющих веществ или «
Сексуальное насилие.
Это деятельность по отношению к лицу, с целью привлечения его к сожительству против его воли и желания.
В уголовном кодексе РФ есть несколько статей, которые касаются этого вида насилия. Они описывают сексуальное насилие, как действие, совершенное с использованием беспомощности потерпевшего. Сюда включается смерть, заражение смертельным заболеванием. В статьях указаны виды сексуального насилия, и какие меры буду применены к лицам.
После изнасилования или попытки изнасилования, или других видов сексуального насилия пострадавшие часто переживают так называемый «синдром травмы изнасилования», который был описан психологами Энн Бургесс и Линдой Холмстром в 1974 году. Одна из фаз проявляется после свершения сексуального насилия и может продолжаться несколько недель, за это время появляются следующие симптомы:
- экспрессивная реакция - пострадавший проявляет бурные и открытые эмоцэ Может казаться перевозбужденным или впавшим в истерику, рыдать, не переставая, или испытывать приступы паники.
- эмоциональный контроль - пострадавший кажется лишенным всех эмоций и ведет себя так, словно «ничего не случилось» и «все хорошо». С учетом случившегося такая спокойная реакция может вызывать недоумение или недоверие к жертве, но на самом деле это проявление сильнейшего эмоционального шока.
- дезориентация - пострадавший испытывает сильнейшую дезориентацию, спутанность сознания. Не может ни на чем сосредоточиться, не может принять решение, даже незначительное, не может справиться с обычными и повседневными делами.
Экономическое насилие.
Это попытка лишить одного человека другим возможности свободно распоряжаться материальными средствами, полный контроль над расходами и угрозы лишения финансовой поддержки.
Основными проявлениями считаются:
Таким образом, каждый вид насилия имеет свои специфические черты и опасны тем, что люди не осознают весь вред и иногда считают свои действия вполне нормальными и правильными.
1.2 Теоретико-методологические основы изучения насилия
В современном мире никто четко не сформировал понятие «насилие». Это связано прежде с тем, что его отождествляют с другим понятием – «агрессия». Сам термин означает поведение, ориентированное на нанесение вреда объектам, в качестве которых могут выступать живые существа или неодушевленные предметы. Агрессивное поведение служит формой отреагирования физического и психического дискомфорта, стрессов, фрустраций. Кроме того оно может выступать в качестве средства достижения какой-либо значимой цели, в том числе повышения собственного статуса за счет самоутверждения.
Многие ученые связывают эти два понятия в единое целое, но для того, что бы рассмотреть теории происхождения насилия надо понять последний сам термин «агрессия».