Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 13:58, курсовая работа
Цель – определить основные формы и методы социальной работы с лицами, пережившими насилие.
Цель достигается посредством решения следующих исследовательских задач:
1. рассмотреть понятие и основные виды насилия;
2. изучить теоретические основы проблемы насилия;
3. определить формы и методы социальной работы с лицами, пережившими насилие;
4. выявить возможности социальной профилактики насилия.
Но в последнее время все больше склоняются к тому, что она является первоисточником к появлению насилия. Если верить Курочкиной Л.Я., то в них, с точки зрения философии, нет четко выстроенного определения и нет четко выработанных границ в научно-философской среде. Она подтверждает это спецификой бытия человека. В ней существует два вида агрессии: биологическая и социальная. Первая является врожденной и наблюдается у всех животных. Вторая формируется под действием социальных условий (мораль, законы, установки и т.п.). При этом объектом и субъектом агрессии могут выступать не только отдельные индивиды, но и целые социальные сообщества различного масштаба. Ее оценка всегда относительна. Для того чтобы агрессия приняла форму насилия необходимо что-то отрицательное и сами действия должны оцениваться как незаконные, неприемлемые не соответствующие определенным принятым нормам. Исходя из этого, можно утверждать, что насилие может образоваться только в общественной среде, где есть некоторые ограничения в поведении. Поэтому это чисто социальное явление.
Но она была не первой кто, рассматривал происхождение насилия как социальное явление.
Томас Гоббс был первым в этом вопросе. В теории общественного договора показывалось естественное состояние человека: неограниченная свобода, равные права и обязанности, способности. Оно, по Гоббсу, называлось «состояние войны всех против всех». В таком мире будет господствовать один лишь хаос и борьба, убийство человека было оправдано. В такой ситуации единственным выходом было ограничение этой абсолютной свободы ради существования общественного мира. Всю власть люди отдали либо группе, либо отдельному человеку. Власть государства независима от каких-нибудь внешних или внутренних причин. Государство имеет право, в интересах общества, принимать любые меры принуждения к своим гражданам.
В противовес встала теория насилия. Она наиболее распространена на Западе. Суть этой теории состоит в том, что возникновение государство, классы и частная собственность является результатом внутреннего и внешнего насилия.
Австралийский социолог Гумплович Л. являлся представителем теории внешнего насилия. Он предполагал, что государство и частная собственность возникла при помощи физической и экономической силы.
С ним согласен Карл Каутский. Главным источником у него была война. Существует племя – победитель и побежденное племя. Первое присваивает земля и становится принудительным аппаратом, а второе платит дань, налоги, подати.
При всем этом насилие рассматривается здесь не как некое локальное ограничение, а как глобальное и к тому же естественное явление.
Оценивания эту
теорию можно отметить, что она
описывает частный случай происхождения
государства. Однако для этого нужен
необходимый уровень
Э. Фромм на первом плане рассматривает социальные факторы, которые влияют на развитие характера. Насилие, по его словам, – это способ, провоцирующий агрессию и закрепляющийся в поведении. Агрессия, в свою очередь, – это ответная реакция. Таким образом, насилие – это социально-психологический механизм, с помощью которого формируется и закрепляется отношение человека к ситуации, к другим людям.
Из современных психологов наиболее глубоко эту проблему изучал Стивен Пинкер. Ему были интересна статистика убийств во все времена. Пинкер анализировал таблицы и документы и пришел к выводу, что сейчас такое явление как насилие постепенно стихает. Одни из факторов снижения называется коэффициент умственного развития, т.е. человечество умнеет; развитие демократии; распространение образования, способствует развития мышления и предотвращения эмоциональных замыканий; развитие коммерции, у многих развивалось чувство альтруизма; равные права женщин с мужчинами.
Как и Кондрад Лоренц, который предполагал, что человек способен сдерживать свои стремления к насилию, Пинкер пришел к выводу, что многие люди способны овладеть пятью внутренними демонами: грабительскими и эксплуататорскими инстинктами, направленными на достижение собственной выгоды или по идеологическим соображениям, стремления к господству — авторитету, славе и власти, мести и садизму.
Многие ученые разных стран мира сформировали ряд утверждений в противовес многим высказыванием, приведенных выше.
Во-первых, не правильно считать, что люди унаследовали предрасположенность к насилию от животных. Хищники нападали друг на друга при добывании пищи. Геноцид, широкомасштабное насилие, войны и насильственная преступность – это исключительно человеческие феномены, не имеющие аналогов в животном мире.
Второй миф о том, что насильственное поведение запрограммировано в самой человеческой природе. Ученые действительно утверждают, что гены прочно связано не только с деятельностью нервной системой, но социальной средой, т. е. решающим фактором в формировании личности индивида является взаимодействие генетического фонда и условий социализации.
В-третьих, неверным
является утверждение о том, что
в процессе эволюции человека происходит
естественный отбор таких индивидов,
у которых агрессивное
В-четвертых, неверно так же утверждение о том, что люди обладают умом, ориентированным на насилие. Несмотря на наличие у человека нервного аппарата, позволяющего совершать насильственные действия, тем не менее, характер поступков определяется тем, как человек социализирован, воспитан, к чему приучен. В самой же нейрофизиологии людей (за исключением болезненных отклонений психики) нет ничего такого, что заставляло бы действовать насильственным способом.
Но не только отдельные личности интересовались природой происхождения насилия и агрессии, но и была создана целая наука – виктимология. Она изучает закономерности поведения жертвы, процессы превращения человека в жертву, социальные процессы, в результате которых отдельно взятые индивиды и целые социальные группы подвергаются различного вида истязания. Виктимология возникла на стыке многих наук: педагогика, психология, социология, криминология, этнография.
Ученые – виктимологи выделили несколько типов:
Таким образом, насилие в современном мире приобретает большие масштабы. Многие даже не осознают, что стали жертвами. Как было сказано раннее, официальной статистики не существует, и большая часть населения не будет обращаться в полицию за то, что их просто ударили или не пустили на работу.
Глава 2 Организация социальной работы с лицами,
подвергшихся насилию
2.1 Формы и методы социальной работы с лицами,
подвергшихся насилию
Социальная диагностика – это выявление, обозначение и изучение причинно-следственных связей и взаимоотношений, порождающих комплекс социальных проблем различного уровня организации.
Существует несколько стадий:
В результате осуществления социальной диагностики и постановки диагноза выявляется комплекс причин, которые необходимо лечить. Для этого нужна социальная терапия. Это система профессионального воздействия на состояние, поведение, психику индивида или групп с целью их оздоровления и устранения устойчивых нарушений в социальном функционировании.
Семейная терапия, как один из видов, направлен на оказание необходимой помощи в гармонизации внутрисемейных отношений, в преодолении семейных проблем и разрешении внутрисемейных конфликтов, специалист стремится раскрыть внутригрупповые роли членов семьи, их взаимные обязанности, побудить их к более гибкому поведению.
Построение гемограммы является рекомендуемым методом работы с семьей, где постоянно происходит насилие. Она хороша тем, что это графическая запись информации о семье. Она начинается с простой беседы, где выясняет первые вспышки насилия и в течение проведения метода выясняется состав семьи, чаще три поколения, эмоциональная атмосфера, влияние рождения ребенка на физические и психологические особенности, образование, профессия и здоровье. Это помогает установить в схемах взаимоотношения в семье и как они общаются между собой.
Одним из методов, который эффективно помогает, - это арт-терапия. Она используется в социальной работе, бизнесе и педагогике. Существует несколько особенностей, делающие его незаменимым при работе с детьми и взрослыми, пережившими насилие:
Метод психодрамы
– это первый метод социально–
Здесь существует несколько этапов:
Один сеанс длится около четырех часов.
Другие два метода связаны между собой – это социальная реабилитация и социальная коррекция. Каждый из них помогает восстановить свое здоровье, социальный статус и помочь вести активную жизнь.
Социальная реабилитация – это комплекс мер, направленных на восстановление человека в правах, социальном статусе, здоровье, дееспособности. Дело в том, что многие люди замыкаются в себе, после того как пострадали от насилия, и им совершенно не интересна жизнь. Они просто опускают руки и ничего не делают. А коррекция, используя многие тренинги, помогает поднять свою самооценку, восстановить доверие к другим людям и рассмотреть проблему насилия более подробно.
Наиболее эффективным методом считается песочная терапия. Она эффективно применяется как с детьми, так и с взрослыми. Основными материалами являются песок, вода, миниатюрные фигурки. Все делается на специальном подносе и в конце занятия клиент рассказывает о своем творении, специалист фиксирует абсолютно все: первая композиция, особенности поведения, действия.
В песочной терапии существует несколько стадий игры:
Согласно П. Левину человек, который пережил насилие, начинает действовать на автомате, как будто играет в игру. Это отклонение от нормального поведения и такое отключение может грозить негативными последствиями: замкнутость, недоверие, попытка самоубийства, причинение вреда окружающим, вплоть до убийства.