Насилие в семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 14:27, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучить содержание, методы и формы социальной работы с женщинами и детьми подвергшихся насилию в семье.
Задачи:
Провести теоретический анализ литературы по данному вопросу с целью:
Изучить основные виды и формы насилия в семье
Охарактеризовать социальные проблемы женщин и детей, подвергшихся насилию в семье.
Описать технологии социальной работы с женщинами и детьми, подвергшимися насилию в семье

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты: насилие в семье
1.1 Понятие, проблемы и причины насилия в семье
1.2 Виды, формы и последствия насилия в семье
1.3 Международные и казахстанские нормативные, правовые документы в области защиты прав женщин и детей
Глава 2. Технологии социальной работы с подвергшимися насилию в семье
2.1 Социальная работа патогенетической направленности: принципы и задачи
2.2 Центры социальной помощи семье и детям
2.3 Деятельность специалиста по социальной работе с жертвами домашнего насилия
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая по основам соц. работы.doc

— 185.00 Кб (Скачать файл)

Непосредственно помощь женщинам и детям, подвергшимся насилию оказывают  центры социального обслуживания населения. Кроме того, непосредственное участие  в помощи жертвам насилия принимают  Центры социальной помощи семье и детям.

2.2 Центры социальной помощи семье и детям

Кризисные центры для пострадавших от насилия создавались как инициатива неправительственных женских организаций  по оказанию реальной квалифицированной  помощи специалистов - психологов, медиков, юристов, педагогов. Работающие в таких центрах сотрудники придерживаются принципа полного отказа от обвинения жертвы насилия; обратившийся человек может рассчитывать на то, что его выслушают без оценок и интерпретаций его поведения, с позиции равенства и уважения к его чувствам. Кризисные центры объединились в Ассоциацию в 1999 году.

Центры оказывают действенную  помощь пострадавшим, стремятся изменить отношение общества к проблеме насилия, оказывать влияние на законодательные  и исполнительные органы власти по применению механизмов защиты граждан от насилия. Для этого в центрах организуются телефоны доверия, предоставляется возможность побеседовать с психологом, получить консультацию юриста, принять участие в группах психотерапевтической поддержки. В некоторых городах при центрах существуют приюты или убежища для пострадавших женщин и их детей, где они могут скрыться от насильника, получить кров и специализированную помощь.

Существует подобный кризисный  центр и в Павлодаре. Ежедневно  на телефон доверия кризисного центра этого города поступает 6-8 звонков от женщин, сообщающих о фактах насилия в семье, половина из них хотела бы на время скрыться, уйти из дома. Всего же за время работы центра на телефон доверия обратилось более 10 тыс. человек, которым была оказана морально-психологическая поддержка, дана полезная информация. Некоторые из обратившихся, в дальнейшем получали очную консультацию психолога и юриста.

Центр экстренной психологической помощи, призван снижать психологический дискомфорт, уровень агрессии, у людей включая аутоагрессию и суицидальные попытки. Формирование психологической культуры, укрепление психического здоровья и атмосферы психологической защищенности населения в том числе детей и подростков. Задачами центра является:

- обеспечение доступности и своевременности психологической помощи по телефону, для граждан не зависимо от их социального статуса и места жительства.

- направление абонентов к иным службам организациям и учреждениям, где их запросы могут быть удовлетворены.

 Содержанием деятельности  центра является оказание заочных (по телефону) психолого-социальных услуг всем обращающимся гражданам.

Как показывают ответы женщин, подвергающихся домашнему насилию, 60-70 процентов  не обращаются в правоохранительные органы. Причиной тому является, с одной  стороны, неверие в то, что милиция может помочь, опасения, что со стороны сотрудников милиции (как в прочем и со стороны врачей травматологических пунктов) последуют обвинения и недоверие, оскорбления. С другой стороны, женщины боятся мести обидчика, ими владеют собственные страхи, и они, как правило, не хотят посадить в тюрьму супруга или партнера, не хотят возбуждать уголовное дело. Многие просто и не знают, как писать заявления, куда следует обращаться, кто может им помочь.

 Неосведомленность в юридических вопросах, правовая безграмотность - одна из причин пассивности, нерешительности и неверия пострадавших женщин в возможность изменения их ситуации. Если женщина принимает решение обратиться в правоохранительные органы или подать заявление в суд, либо иные государственные инстанции для изменения семейной ситуации, сопряженной с насилием, то в работу включается "социальный адвокат" центра. Кто такой "социальный адвокат"? Правильнее было бы называть его общественный защитник или помощник женщины. Им может быть и телефонный консультант, и психолог, и социальный работник, любой сотрудник организации, имеющий соответствующую психологическую и юридическую подготовку. Его задача - помочь женщине правильно и эффективно взаимодействовать с государственными структурами и органами власти.

Социальные приюты для детей и подростков, в которых оказывается социологическая, психокоррекционная и иные формы помощи по ликвидации кризисных ситуаций в семье. Приют предназначен для детей и подростков от 4 до 18 лет, в том числе для детей подвергшихся любым формам физического или психического насилия. Детям оказывается первичная психологическая помощь, персонал проводит первичный медицинский осмотр и в случае необходимости направляет в стационарное медицинское учреждение

Кроме того, могут функционировать учреждения социальной помощи, созданные на вневедомственной основе, например, кризисный центр для женщин с телефоном доверия, в том числе зарубежными организациями либо с их помощью, концессиями, частными и общественными организациями.

Важно, чтобы деятельность этих разнообразных организаций  не нарушала права женщин, помогать которым они призваны, была прозрачна  для контроля в плане содержания и методов работы, а также была информационно доступна всем нуждающимся  в ней.

Надо отметить, что деятельность социальных организаций и кризисных центров должна быть направлена на решение проблем женщин и детей - жертв насилия. Создание и функционирование этих организаций является необходимым условием существования любого цивилизованного общества.

Задачами кризисных центров являются:

- оказание социальной, психологической, юридической и иной помощи;

- социальная реабилитация членов семьи;

- оказание помощи в разрешении конфликтных ситуаций в семье, осуществление социального контроля над поведением членов семьи, совершивших насилие в семье;

- предоставление убежища пострадавшим от насилия членам семьи. /13/

Достижение поставленных задач реализуется в результате совместной работы профессиональных психологов, детских врачей, специалистов социальной работы. В результате их усилий проблемным семьям оказывается поддержка в разрешении конфликтных ситуаций, оказывается психологическая поддержка пострадавшим от насилия.

Создание новых центров  способствует информированию населения, а также более эффективной  адаптации и включению в нормальную жизнь жертв насилия.

2.3 Деятельность  специалиста по социальной работе  с жертвами домашнего насилия

Кроме того, одну из важных ролей  в предупреждении насилия в семье, играет специалист социальной работы. В его непосредственные функции входить проведение просветительской работы среди населения, выявление не благополучных семей, социальный контроль над членами не благополучных семей, в случае необходимости передача дела в правоохранительные органы, а так же органы опеки. /13/

Специалист социальной работы является ключевой фигурой и связующим звеном между различными структурами в помощи жертвам домашнего насилия, то и требование к этим специалистам высокие.

Мировая практика свидетельствует  о том, что специалист социальной работы оказывая профессиональную помощь своему клиенту, обязан владеть теоретическими и практическими знаниями в области медицины и здравоохранения.

Деятельность специалиста  социальной работы характеризуется, по меньшей мере, тремя различными подходами  к вмешательству в проблему, которыми определяются вариации их профессиональных функций. Эти подходы обозначаются как воспитание, фасилитация, адвокатирование.

Воспитательный подход позволяет  специалисту по социальной работе выступать  в роли учителя, консультанта, эксперта. Давать совет, обучать.

Фасилитативный подход исполняет  роль пособника или помощника, сторонника или посредника в преодолении  проблемы. Объяснение ситуаций, мобилизация  внутренних ресурсов. /13/

Адвокатский подход применяется  в тех случаях, когда специалист социальной работы выполняет ролевые функции адвоката от имени конкретного клиента. Оказывает помощь в подборе аргументации, объяснение ситуации, подборе документально обоснованных обвинениях.

Домашнее насилие часто  может носить скрытый характер. Не только насильник, но и жертва нередко прилагает все усилия, чтобы не 'вынести сор из избы' либо из-за чувства стыда, либо из страха, либо из-за ощущения беспомощности, невозможности что-либо изменить к лучшему, а иногда просто по незнанию. Поэтому проблема выявления случаев и причин домашнего насилия и формирование активной установки на изменение сценария - это сложная и важная профессиональная задача специалистов социальной работы, требующая высокого уровня квалификации, умения наладить контакт и создать атмосферу безопасности и доверительности. /8/

Принципиальной задачей, которую нередко приходится решать, оказывается диагностика ситуации. Так же, в ситуации домашнего насилия  специалистам социальной работы приходится решать, как минимум, следующие задачи с помощью соответствующих им методов:

  • просветительские,
  • обучающие;
  • диагностические;
  • терапевтические;
  • консультативные;
  • организационные;
  • административные.

Как дополнительную, но принципиально  важную, можно выделить еще одну задачу специалиста по социальной работе - обеспечение психологической самозащиты, позволяющей ему не стать объектом манипуляций клиентов и избежать профессионального выгорания, поскольку ситуации домашнего насилия очень заряжены эмоционально и непросты. Более того, социальные работники находятся в группе риска еще и потому, что выбору этой профессии способствует ряд личностных свойств, которые создают благоприятные условия для возникновения подобных проблем (например, формированию созависимости). /11/

Как показывает практический опыт, есть определенные стратегические задачи, которые необходимо решить вместе с клиентом. В той или иной форме это - определение ожиданий и ролей, которое может быть, весьма различным, у клиента и у социального работника. Если этого не сделать, то весьма вероятно разочарование, взаимное неудовлетворение, нерешение проблемы и т.д.

В зависимости от роли клиента  в ситуации насилия, возраста, пола, индивидуальности это может выглядеть  очень по-разному.

Тем не менее, на каждой стадии процесса необходимо:

- совместно c клиентом определить, каковы ожидаемые результаты, т.к их понимание может не совпадать;

- прояснить взаимные обязательства. Клиент должен четко представлять, что он должен сделать сам, а что будет обязанностью социального работника.

- совместное определение проблемы на каждом этапе. Поскольку клиент находится внутри ситуации, ему очень трудно оценивать ее объективно, например, он может принимать симптомы за причины, не осознавать собственных интересов, смешивая их со своей позицией. специалисту социальной работы нужно сделать собственное заключение о существе проблемы и достичь согласия в ее формулировке с клиентом.

В зависимости от степени  зрелости, эмоциональной готовности клиента и многих других факторов социальный работник может осуществлять различные подходы к решению проблемы клиента и играть разные роли:

- опекун, задача которого убедить клиента довериться его действиям и советам;

- эксперт в области проблемы, гораздо более компетентный, чем клиент, но допускающий его участие в решении проблемы;

- инструктор и преподаватель, обучающий клиента, как и что делать и позволяющий ему это делать самому под контролем;

- помощник в решении проблемы, оказывающий разнообразные виды необходимой поддержки;

- сотрудник в нахождении и генерировании альтернативных решений на равных;

- помощник в обнаружении фактов, рекомендующий, где и как их можно раздобыть и способствующий их нахождению;

- специалист по процессу, помогающий клиенту проходить по нему самому;

- "зеркало", отражающее проблему клиента и помогающее ему разглядеть ее более ясно /13/

Работая со взрослыми участниками  ситуации домашнего насилия, специалисту  социальной работы необходимо учитывать  особенности обучения взрослых по сравнению  с детьми. Поскольку семья, пол, социально - экономический уровень, индивидуальные различия оказывают существенное влияние на результаты обучения, то особенно важно учесть, что многие особенности экстремальной ситуации домашнего насилия могут противодействовать эффективности образовательных усилий.

Основные стратегические задачи и  направление реабилитации клиента следующие:

-преодоление неосознанных защитных  механизмов, прежде всего, отрицания,  блокирующих доступ к проблеме. Для этого, прежде всего, необходимо  создание безопасной во всех  отношениях атмосферы и повышение  силы «Я», чтобы оно смогло перенести высвобожденные из подсознания непереносимые прежде переживания;

-формирование системы поддержки,  куда могут входить социальный  работник и терапевт, друзья, близкие,  любимые занятия и животные;

-построение системы для преодоления  кризиса - списка телефонов кризисных служб, специалистов, людей, к которым можно обратиться, когда что-то случается, теряется уверенность, становится страшно, возникает растерянность и.т.д.;

-узнавание, как , и научение  заботиться о себе;

-принятие решения и разработка пути реабилитации;

-возврат к травмирующем событиям  и анализ того, что произошло,  и как это воздействовало на  жизнь клиента;

-анализ того, что помогло клиенту  выжить, выявление источников силы, прощение себя;

-подготовка к изменениям, анализ  страхов, генерация надежд и подготовка почвы для их реализации;

-понимание того, что происшедшее  не есть вина клиента, «научение»  доверять себе;

-создание и прохождение ритуала  захоронения и оплакивания прошлого  и своих проблем;

-выражение и избавление от  гнева и стыда;

-определение того, чему надо  противостоять в семье и разработка  тактики противостояния;

-возвращение в семью (вначале  воображаемое), исследование корней, планирование будущего контакта, формирование реалистических ожиданий;

Информация о работе Насилие в семье