Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 19:16, доклад
Социология происходит от двух слов от латинского «societas» – государство и греческого «logos» – учение, поэтому можно утверждать, что социология – это наука о государстве. Данного утверждения придерживаются многие всемирно известные ученые-социологи.
Впервые термин «социология» был употреблен для мирового обозрения в 1840 году французским философом, но есть мнения ученых, которые утверждают, что данное понятие использовалось намного ранее. Чтобы иметь хоть какое-то представление о социологии, нужно осмыслить методы социологии.
Наука социология
Социология происходит от
двух слов от латинского «societas» – государство
и греческого «logos» – учение, поэтому можно
утверждать, что социология – это наука
о государстве. Данного утверждения придерживаются
многие всемирно известные ученые-социологи.
Впервые термин «социология» был употреблен
для мирового обозрения в 1840 году французским
философом, но есть мнения ученых, которые
утверждают, что данное понятие использовалось
намного ранее. Чтобы иметь хоть какое-то
представление о социологии, нужно осмыслить
методы социологии.
Что такое методы социологии?
Прежде всего, нужно понять,
что же означает само слово «метод».
В научной литературе метод рассматривается
как способ достижения теоретического
и практического результата, решение
проблемы или получения новой
информации.
Метод происходит от греческого слова
и в переводе означает путь к чему-либо,
исследование. Методы в социологии – это
средства получения научного знания о
социальной реальности.
Социологический метод – это совокупность научных приемов и операций, которые используются социологами для достижения цели в своей работе. Методы в социологии – это путь к постижению предмета изучения. Это набор знаний и инструментов, с помощью которых можно осваивать действительность.
Перечень методов социологии
Ученые делят методы социологии
на две группы. Первая – это общенаучные,
другая – специальные (так же их называют
собственные, специфические).
К первой группе относятся анализ, синтез,
индукция, дедукция, структурно-функциональный
метод, системный подход и другие методы.
Анализ – это расчленение целого предмета
на составляющие его части.
Синтез – это
соединение ранее выделенных частей предмета
в одно целое.
Индукция – это
познания от фактов к утверждениям общего
характера, а под дедукцией подразумевается
наоборот движение мысли от общих утверждений
к менее общим.
Само слово «индукция» произошло от латинского
слова «индукцио» — наведение. В ином
понятии слово дедукция от латинского
«дедукцио» — выведение.
Ко второй группе:
Рассмотрим более детально каждый метод.
Это предпринимается для надежности и объективности исследования, поскольку всегда есть риск, что информант может перекрутить факты, налгать, приукрасить действительность, забыть или предпринять иные способы, чтобы произвести впечатление.
4) Метод обобщения
характеристик – совокупность приемов
получения информации об изучаемом лице.
Этот метод ретроспективного исследования
личности базируется на сборе разных представлений
и мнений о конкретном субъекте – что
думает о личных качествах подопытного
его привычное окружение. В итоге, изучают,
анализируют и обобщают субъективные
мнения, но в результате получаются достаточно
объективные выводы о достоинствах и недостатках
конкретного человека.
5) Метод парных сравнений –
метод выявления предпочтений, предназначенный
для попарного сравнения средних значений
зависимой переменной в отдельных группах.
То есть, составляют экспериментальную
группу, для каждого испытуемого подбирают
пару, а опрашиваемые выбирают самый предпочтительный
для них вариант/ответ/субъект в зависимости
от заданного критерия.
Социологи считают, что проще сделать
качественное сравнение двух объектов,
чем выражать свои предпочтения с помощью
анкет, опросов и применения балльной
или ранговой шкалы.
6) Метод идеальных
типов – этим инструментом пользовался
в социологических исследованиях М. Вебер, он его и разработал. Согласно
теории Вебера идеальный тип – это нечто
утопии, что-то такое, «каким оно должно
быть в идеале». Исходя из этих принципов,
была создана теория о социологических
классах. Был задан идеальный портрет
типичного представителя класса, и надо
ему соответсвовать.
Поэтому в рамках метода идеальных типов
не существует гипотез, требующих эмпирической
проверки, следовательно, отсутствуют
результаты исследовательского процесса
Метод идеального типа – это условие для
проведения исследования конкретного
исторического или социального феномена.
7) Метод опроса.
Данный метод характеризируется накоплением
информации до 90%. Опрос – метод сбора
информации об объекте в ходе непосредственного
или опосредованного общения социолога
и респондента с помощью регистрации ответов
респондента. Методы опроса делятся на
два вида: интервью и анкетный опрос.
8) Одним из интересных
методов выделяют фокусированно
В социологии нет идеального метода, с
помощью которого можно предоставить
достоверную информация для 100 % результата,
только с помощью всех методов их можно
достичь. Каждый метод своеобразен и предоставляет
полезную информацию для изучения.
1. Социология - это наука, изучающая
законы строения (структуры), функционирования
и развития исторически
Основоположником социологии считается французский ученый Огюст Конт (1798 - 1857), который ввел термин "социология", а также определил ее предмет и метод.
Содержание социологического метода составляет система познавательных средств и приемов. Социологическое знание включает в себя три элемента:
- социологические факты; •
Метод социологии рассматривается в собирательном смысле и состоит из конкретных приемов: наблюдения, опроса, эксперимента, анализа документов, интервью и т. д.
Социологический опрос - метод систематического сбора данных о поведении и установках людей с помощью специально сформулированных вопросов, которые адресованы отобранной по научной методике группе респондентов (опрашиваемых), выражающих свое мнение по различным вопросам.
Опрос проводится в несколько этапов:. определяется группа людей - генеральная совокупность, которую составляют все члены общества, обладающие заданным социальным признаком. С помощью выборки определяют достаточное число опрашиваемых, позволяющее составить достоверные представления обо всей генеральной совокупности;
• формулируются вопросы;
. проведение опроса и обработка полученных результатов;. регистрация результатов исследований.
В зависимости от количества респондентов опрос может быть:
. сплошным (перепись населения);. выборочным (включает в число опрашиваемых лишь тех, кто соответствует признакам генеральной совокупности).
Анкета - расположенные в соответствии с целью исследования вопросы, обращенные к респондентам и содержащие готовые варианты ответов, на которые необходимо ответить согласно прилагаемой инструкции.
Виды анкет.. закрытые (опрашиваемому предлагают исчерпывающий перечень ответов);
• открытые (респонденту после некоторых вариантов ответов предлагают сформулировать собственный вариант).
Наблюдение - процесс непосредственного изучения поведения людей - бывает двух видов:
• скрытое (невключенное) наблюдение "со стороны";
. включенное (полевое) наблюдение "изнутри".
Эксперимент применяется для анализа поведения малых групп либо выявления мотивации лидерства.
Социология -- одна из общественных наук, изучающих поведение людей и функционирование общественных институтов.
Одна из актуальных
отраслей современной социологии -
социология молодежи. Особенно остро
проблема молодежи и ее роли в общественной
жизни стоит в
Системный кризис, затронувший социальную структуру общества с началом перестройки и усугубившийся в связи с распадом СССР и переходом к рыночной экономике, закономерно привел к смене социальных ориентиров, переоценке традиционных ценностей. Конкуренция на уровне массового сознания советских, национальных и так называемых «западных» ценностей не могла не привести население в состояние растерянности, непосредственным образом повлиявшее на ценностный мир молодежи, крайне противоречивый и хаотичный.
Поиск своего
пути в новых социально-
Современная российская культура находится в кризисном состоянии, как и само общество. С одной стороны, значимость культурного развития населения для успешной реализации социальных проектов и выхода из кризиса не в полной мере осознается органами управления. С другой -- коммерциализация культурного процесса все более заметней отходит от норм и ценностей «высокой» культуры к усредненным образцам агрессивной массовой культуры, наиболее явственно проявляющейся в электронных средствах массовой информации, также не может не отразиться на системе установок, ориентации и культурных идеалов молодого человека.
1. Социология молодежи как одна из отраслей современной социологии
Социология молодежи как одна из отраслей социологического знания возродилась в годы хрущевской оттепели. На первых порах своего становления она опиралась на целый комплекс серьезных исследований, проведенных в 20-е годы.
Именно в этот период в ожесточенной полемике с догматическим восприятием мира были заложены основы социологии молодежи как более или менее самостоятельного направления исследований. Молодежь исследовалась с точки зрения жизненных планов, ценностных ориентации, мотивации поведения в самых разных сферах жизнедеятельности, от школьной скамьи до производства, в свободное от учебы и работы время, в повседневной бытовой жизни и жизни коллективов. Постепенно складывался соответствующий понятийный аппарат таких исследований (собственно основания научного знания) и его методология -- инструменты сбора и анализа фактической информации.
В 80-е годы
значительно расширяются
Социология молодежи-- отрасль социологической науки, изучающая молодежь как социальную общность, особенности социализации и воспитания вступающих в жизнь поколений, процесс социальной преемственности и унаследования молодежью знаний и опыта от старших поколений, особенности образа жизни молодежи, формирование ее жизненных планов и ценностных ориентаций, в том числе профессиональных, социальную мобильность, выполнение социальных ролей различными группами молодежи.
Академик Российской академии образования И. С. Кон пишет: «В социологии молодежи основное внимание уделяется исследованию проблем молодежи как общественной группы, ее места и роли в социальной структуре, процесса становления личности у молодежи, влияния социальных различий на выбор профессии и на социальное продвижение молодежи и его влияния на систему ценностных ориентации, особенностей отношения молодежи к труду, проблем молодежной семьи и др.» Кон И.С. Социология молодежи. В кн.: Краткий словарь по социологии М., 2008..
Попытки реализации
целостной программы