Наука социология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 19:16, доклад

Описание работы

Социология происходит от двух слов от латинского «societas» – государство и греческого «logos» – учение, поэтому можно утверждать, что социология – это наука о государстве. Данного утверждения придерживаются многие всемирно известные ученые-социологи.
Впервые термин «социология» был употреблен для мирового обозрения в 1840 году французским философом, но есть мнения ученых, которые утверждают, что данное понятие использовалось намного ранее. Чтобы иметь хоть какое-то представление о социологии, нужно осмыслить методы социологии.

Файлы: 1 файл

Социология.docx

— 40.00 Кб (Скачать файл)

Наука социология 


Социология происходит от двух слов от латинского «societas» – государство и греческого «logos» – учение, поэтому можно утверждать, что социология – это наука о государстве. Данного утверждения придерживаются многие всемирно известные ученые-социологи.  
Впервые термин «социология» был употреблен для мирового обозрения в 1840 году французским философом, но есть мнения ученых, которые утверждают, что данное понятие использовалось намного ранее. Чтобы иметь хоть какое-то представление о социологии, нужно осмыслить методы социологии. 

Что такое методы социологии? 


Прежде всего, нужно понять, что же означает само слово «метод». В научной литературе метод рассматривается  как способ достижения теоретического и практического результата, решение  проблемы или получения новой  информации. 
Метод происходит от греческого слова и в переводе означает путь к чему-либо, исследование. Методы в социологии – это средства получения научного знания о социальной реальности. 

Социологический метод –  это совокупность научных приемов  и операций, которые используются социологами для достижения цели в своей работе. Методы в социологии – это путь к постижению предмета изучения. Это набор знаний и инструментов, с помощью которых можно осваивать действительность. 

Перечень методов социологии 


Ученые делят методы социологии на две группы. Первая – это общенаучные, другая – специальные (так же их называют собственные, специфические).  
К первой группе относятся анализ, синтез, индукция, дедукция, структурно-функциональный метод, системный подход и другие методы. 

Анализ – это расчленение целого предмета на составляющие его части. 
Синтез – это соединение ранее выделенных частей предмета в одно целое. 
Индукция – это познания от фактов к утверждениям общего характера, а под дедукцией подразумевается наоборот движение мысли от общих утверждений к менее общим. 
Само слово «индукция» произошло от латинского слова «индукцио» — наведение. В ином понятии слово дедукция от латинского «дедукцио» — выведение.  
Ко второй группе: 

  • опрос, в виде анкетирования и интервью,
  • социометрический опрос,
  • эксперимент, наблюдение,
  • контент-анализ,
  • анализ документов.

Рассмотрим более детально каждый метод. 

  1. Наблюдение – сбор информации путем визуального фиксирования происходящих явлений и событий. Для метода наблюдения характерна систематичность и планомерность. Преимущественная особенность этого метода – это то, что происходит непосредственная связь с объектом.

 

  1. Социальный эксперимент – способ получения информации о социальном объекте в результате воздействия на него некоторых факторов.Иное определение – сбор информации путем введения в социальную среду определенного индикатора и наблюдения за показаниями его изменения.
  2. Биографический метод в социологии – мультиметодологический подход, направленный на исследование индивидуальной «истории» жизни человека, учитывая его субъективную интерпретацию о своей жизни и социальной реальности. В биографическом исследовании в качестве материалов используют следующие виды данных:
  • официальные документы и семейно-исторические артефакты (субъект как предмет, герой рассказа);
  • устные жизненно-исторические свидетельства (субъект – рассказчик истории);
  • результаты опросов (субъект в качестве интервьюируемого);
  • данные наблюдений;

Это предпринимается для  надежности и объективности исследования, поскольку всегда есть риск, что  информант может перекрутить  факты, налгать, приукрасить действительность, забыть или предпринять иные способы, чтобы произвести впечатление. 

4) Метод обобщения характеристик – совокупность приемов получения информации об изучаемом лице. Этот метод ретроспективного исследования личности базируется на сборе разных представлений и мнений о конкретном субъекте – что думает о личных качествах подопытного его привычное окружение. В итоге, изучают, анализируют и обобщают субъективные мнения, но в результате получаются достаточно объективные выводы о достоинствах и недостатках конкретного человека. 
5) Метод парных сравнений – метод выявления предпочтений, предназначенный для попарного сравнения средних значений зависимой переменной в отдельных группах. То есть, составляют экспериментальную группу, для каждого испытуемого подбирают пару, а опрашиваемые выбирают самый предпочтительный для них вариант/ответ/субъект в зависимости от заданного критерия. 
Социологи считают, что проще сделать качественное сравнение двух объектов, чем выражать свои предпочтения с помощью анкет, опросов и применения балльной или ранговой шкалы.  
6) Метод идеальных типов – этим инструментом пользовался в социологических исследованиях М. Вебер, он его и разработал. Согласно теории Вебера идеальный тип – это нечто утопии, что-то такое, «каким оно должно быть в идеале». Исходя из этих принципов, была создана теория о социологических классах. Был задан идеальный портрет типичного представителя класса, и надо ему соответсвовать. 
Поэтому в рамках метода идеальных типов не существует гипотез, требующих эмпирической проверки, следовательно, отсутствуют результаты исследовательского процесса Метод идеального типа – это условие для проведения исследования конкретного исторического или социального феномена. 

7) Метод опроса. 
Данный метод характеризируется накоплением информации до 90%. Опрос – метод сбора информации об объекте в ходе непосредственного или опосредованного общения социолога и респондента с помощью регистрации ответов респондента. Методы опроса делятся на два вида: интервью и анкетный опрос. 

  • Интервью – метод сбора информации в реальном режиме.
  • Анкетирование – сбор количественных данных.

8) Одним из интересных  методов выделяют фокусированное групповое интервью или как еще называют фокус-группа. По данной методике ограничивается количество лиц и предлагается самостоятельно определить и описать проблемные вопросы.  
В социологии нет идеального метода, с помощью которого можно предоставить достоверную информация для 100 % результата, только с помощью всех методов их можно достичь. Каждый метод своеобразен и предоставляет полезную информацию для изучения.

1. Предмет и метод социологии

1. Социология - это наука, изучающая  законы строения (структуры), функционирования  и развития исторически конкретных  обществ, реализующиеся в действиях  и взаимодействиях индивидов,  групп и общностей. Социология  дает наиболее целостное представление  о структуре и причинах социальных  взаимодействий людей, социальных  групп, общества и индивида, исходя  из того, что поведение конкретного  индивида обусловлено занимаемой  им позицией или социальным  статусом.

Основоположником социологии считается  французский ученый Огюст Конт (1798 - 1857), который ввел термин "социология", а также определил ее предмет  и метод.

Содержание социологического метода составляет система познавательных средств и приемов. Социологическое  знание включает в себя три элемента:

- социологические факты; • гипотезы;. теории.

Метод социологии рассматривается  в собирательном смысле и состоит  из конкретных приемов: наблюдения, опроса, эксперимента, анализа документов, интервью и т. д.

Социологический опрос - метод систематического сбора данных о поведении и  установках людей с помощью специально сформулированных вопросов, которые адресованы отобранной по научной методике группе респондентов (опрашиваемых), выражающих свое мнение по различным вопросам.

Опрос проводится в несколько этапов:. определяется группа людей - генеральная совокупность, которую составляют все члены общества, обладающие заданным социальным признаком. С помощью выборки определяют достаточное число опрашиваемых, позволяющее составить достоверные представления обо всей генеральной совокупности;

• формулируются вопросы;

. проведение опроса и обработка  полученных результатов;. регистрация результатов исследований.

В зависимости от количества респондентов опрос может быть:

. сплошным (перепись населения);. выборочным (включает в число опрашиваемых лишь тех, кто соответствует признакам генеральной совокупности).

Анкета - расположенные в соответствии с целью исследования вопросы, обращенные к респондентам и содержащие готовые  варианты ответов, на которые необходимо ответить согласно прилагаемой инструкции.

Виды анкет.. закрытые (опрашиваемому предлагают исчерпывающий перечень ответов);

• открытые (респонденту после некоторых вариантов ответов предлагают сформулировать собственный вариант).

Наблюдение - процесс непосредственного  изучения поведения людей - бывает двух видов:

• скрытое (невключенное) наблюдение "со стороны";

. включенное (полевое) наблюдение "изнутри".

Эксперимент применяется для анализа  поведения малых групп либо выявления  мотивации лидерства.

 

Социология -- одна из общественных наук, изучающих поведение людей и функционирование общественных институтов.

Одна из актуальных отраслей современной социологии - социология молодежи. Особенно остро  проблема молодежи и ее роли в общественной жизни стоит в постперестроечной  России.

Системный кризис, затронувший социальную структуру  общества с началом перестройки  и усугубившийся в связи с  распадом СССР и переходом к рыночной экономике, закономерно привел к  смене социальных ориентиров, переоценке традиционных ценностей. Конкуренция  на уровне массового сознания советских, национальных и так называемых «западных» ценностей не могла не привести население  в состояние растерянности, непосредственным образом повлиявшее на ценностный мир  молодежи, крайне противоречивый и  хаотичный.

Поиск своего пути в новых социально-экономических  условиях, ориентация на ускоренное статусное  продвижение и в то же время  прогрессирующая социальная неадаптивность -- все это обусловило специфический характер культурной самореализации молодого человека.

Современная российская культура находится в  кризисном состоянии, как и само общество. С одной стороны, значимость культурного развития населения  для успешной реализации социальных проектов и выхода из кризиса не в полной мере осознается органами управления. С другой -- коммерциализация культурного процесса все более заметней отходит от норм и ценностей «высокой» культуры к усредненным образцам агрессивной массовой культуры, наиболее явственно проявляющейся в электронных средствах массовой информации, также не может не отразиться на системе установок, ориентации и культурных идеалов молодого человека.

1. Социология молодежи как одна из отраслей современной социологии

Социология  молодежи как одна из отраслей социологического знания возродилась в годы хрущевской оттепели. На первых порах своего становления  она опиралась на целый комплекс серьезных исследований, проведенных  в 20-е годы.

Именно в  этот период в ожесточенной полемике с догматическим восприятием  мира были заложены основы социологии молодежи как более или менее  самостоятельного направления исследований. Молодежь исследовалась с точки зрения жизненных планов, ценностных ориентации, мотивации поведения в самых разных сферах жизнедеятельности, от школьной скамьи до производства, в свободное от учебы и работы время, в повседневной бытовой жизни и жизни коллективов. Постепенно складывался соответствующий понятийный аппарат таких исследований (собственно основания научного знания) и его методология -- инструменты сбора и анализа фактической информации.

В 80-е годы значительно расширяются направления  исследований, в них включаются новые  авторы и коллективы. Возникает возможность  проведения сравнительного анализа  проблем молодежи в разных регионах.

Социология  молодежи-- отрасль социологической науки, изучающая молодежь как социальную общность, особенности социализации и воспитания вступающих в жизнь поколений, процесс социальной преемственности и унаследования молодежью знаний и опыта от старших поколений, особенности образа жизни молодежи, формирование ее жизненных планов и ценностных ориентаций, в том числе профессиональных, социальную мобильность, выполнение социальных ролей различными группами молодежи.

Академик Российской академии образования И. С. Кон пишет: «В социологии молодежи основное внимание уделяется исследованию проблем молодежи как общественной группы, ее места и роли в социальной структуре, процесса становления личности у молодежи, влияния социальных различий на выбор профессии и на социальное продвижение молодежи и его влияния на систему ценностных ориентации, особенностей отношения молодежи к труду, проблем молодежной семьи и др.» Кон И.С. Социология молодежи. В кн.: Краткий словарь по социологии М., 2008..

Попытки реализации целостной программы гуманитарной социализации в государственном  масштабе не увенчались успехом. Сегодня  единая система гуманитарного воспитания практически отсутствует, а частные  инициативы в этой сфере, осуществляемые в экспериментальных или негосударственных  учебных заведениях, охватывают лишь немногочисленные группы молодежи крупных  российских городов. В большинстве  же школ гуманитарная социализация ограничивается стандартным набором гуманитарных дисциплин и так называемой «внеучебной работой», которая не столько приобщает молодых людей к культурным ценностям, сколько отвращает от них в пользу развлекательной самореализации. Нередко гуманитарная социализация носит коммерческий характер (так называемое «элитное образование»), и характер гуманитарной социализации все заметнее обусловлены уровнем доходов родителей школьника или самого молодого человека.

Информация о работе Наука социология