Наука социология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 19:16, доклад

Описание работы

Социология происходит от двух слов от латинского «societas» – государство и греческого «logos» – учение, поэтому можно утверждать, что социология – это наука о государстве. Данного утверждения придерживаются многие всемирно известные ученые-социологи.
Впервые термин «социология» был употреблен для мирового обозрения в 1840 году французским философом, но есть мнения ученых, которые утверждают, что данное понятие использовалось намного ранее. Чтобы иметь хоть какое-то представление о социологии, нужно осмыслить методы социологии.

Файлы: 1 файл

Социология.docx

— 40.00 Кб (Скачать файл)

Если иметь  в виду поколение в целом, можно  предположить, что в истории развивающейся  личности постепенно шла отработка  все новых и новых признаков, психических свойств и качеств  интеллекта. Именно с этим процессом  был связан, по-видимому, и нараставший  конфликт «отцов» и «детей», характерный  для эпохи господства классической европейской культуры.

На протяжении длительного периода противостояние «отцов» и «детей» происходило  по одному из периферийных личностных признаков при преемственности  признака доминирующего -- стремления к постоянству. Естественным образом сохранялись и стереотипы поведения, область которых изменялась и обогащалась за счет периферии.

В конце XIX--начале XX в. на фоне всеобщего кризиса сформировалась программа смены основного системообразующего признака личности: стремление к стабильности, фиксированности положения, уступило место движению, изменению, т. е. устойчивой динамической целостности мироощущения.

Эта программа  и оказалась реализованной в  поколении современных молодых  людей, лозунг которых «Перемен! Мы ждем перемен!» с особой силой  прозвучал в конце 80-х годов.

Изменилось  и качество конфликта «отцов»  и «детей». В нынешней ситуации молодежь хорошо ощущает несоответствие навязываемых ей культурных стереотипов и норм поведения -- жизни, а вместе с этим отказывается понимать и принимать всю традиционную культуру.

Постоянно возникают  моменты неадекватного, с нашей  точки зрения, поведения молодежи не только в экстремальных, ситуациях.

Наблюдения  показывают, что процесс социализации молодых людей идет по двум основным направлениям и прямо зависит  от развитости чувства целого, от крепости духа.

У молодежи, воспитанной  в традиционной культуре, основной конфликт разворачивается на ментальном уровне, между осознаваемой ею реальностью  и культурными стереотипами восприятия и осмысления мира. Поведение здесь  вторично. При необходимом и достаточном  развитии чувства целого люди этого  типа легче соотносят свое поведение  с осмысленной целостной картиной мира.

Для молодежи, растущей, в основном, вне классической европейской культуры, наиболее существен  конфликт на поведенческом уровне. Люди этого типа познают жизнь  опытным путем, абсолютизируя собственный  опыт и признавая лишь тех, с действиями которых входят в резонанс (эффект узнавания). Врожденные способности  обусловливают у них высокую  скорость постижения жизни и наработки  навыков ориентирования в постоянно  меняющемся потоке событий. Резкое неприятие  чуждой формы поведения слишком  часто толкает этих молодых людей  на преступление, так как этика  нового поколения еще не сформирована, чувство меры не выработано и нормы  не установлены.

В современной  системе воспитания и образования  в большинстве случаев не осознается факт качественного изменения объекта  педагогических усилий. Более того, оставаясь по сути неизменной, система  эта становится поставщиком типичных ситуаций, способствующих экстремистскому  поведению молодежи. Практически  создаются дополнительные условия  для постоянного возобновления  экстремистского комплекса. Почти  единственным противовесом служат некоторые  меры для экстренных случаев, вроде  телефона доверия Кравченко А. И. Социология: Учебное пособие для  студентов высших учебных заведений. - Екатеринбург: Деловая книга, 2008..

В то же время  на наших глазах на протяжении одного поколения сверхактивно развивается  антипедагогика, представленная во множестве направлений: от рок культуры, порнографии и насилия до банд неофашистов.

Воздействуя сразу на несколько каналов восприятия с резким превышением допустимых норм, явления антикультуры быстро подавляют в молодом человеке естественную защитную реакцию, благодаря чему ловко производится подмена реальной целостности крепко сработанным суррогатом.

Возможность и легкость такой подмены объясняются  не только детской неразвитостью  чувства целого у молодежи, но и  чрезвычайной сложностью духовной ситуации. В условиях, когда для старшего поколения в большинстве своем  духовность представляется частью культуры и на нее переносятся познанные  рационально закономерности развития последней, т. е. в условиях духовного невежества учителей и родителей, молодежь поставлена перед проблемой самостоятельного выбора между добром и злом.

Вероятно это и стало причиной возникновения и широкого распространения так называемой «субкультуры».

Заключение

В заключении хотелось бы еще раз сказать об актуальности исследований, связанных  с проблемами молодежи. Исследования в этой области социологии необходимы для разрешения того кризиса, который  переживает сегодня Россия. А связь  таких аспектов социологии молодежи, как молодежная субкультура и  молодежная агрессивность очевидна. Только тщательные и систематические  исследования в области социологии молодежи могут помочь понять причины  происходящего в нашем обществе конфликта поколений. Необходимо понять суть молодежных исканий, отрешиться от безусловного осуждения того, что  несет с собой молодежная культура, дифференцированно подходить к  явлениям жизни современной молодежи.

Молодежная  субкультура есть искаженное зеркало  взрослого мира вещей, отношений  и ценностей. Рассчитывать на эффективную  культурную самореализацию молодого поколения  в больном обществе не приходится, тем более что и культурный уровень других возрастных и социально-демографических  групп населения России также  постоянно снижается.

Наблюдается тенденция к дегуманизации и  деморализации в содержании искусства, что проявляется в принижении, деформации и разрушении образа человека. В частности, это фиксируется  в нарастании сцен и эпизодов насилия  и секса, в усилении их жестокости, натуралистичности (кинематограф, театр, рок-музыка, литература, изобразительное  искусство), что противоречит народной нравственности и оказывает негативное воздействие на молодежную аудиторию. Отрицательное влияние на аудиторию  эскалации сцен насилия и секса  в кино, на телевидении и видео  доказывается многочисленными исследованиями. С конца 80-х годов ситуация в  нашем массовом искусстве, особенно в экранных видах искусства, стала  резко изменяться, приобретая все  более негативный характер.


Информация о работе Наука социология