Неформальный лидер

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 15:38, контрольная работа

Описание работы

Лидерство – важнейший компонент эффективного руководства. Оно встречается везде, где есть устойчивое объединение людей. Само слово «лидер» означает «вождь», «ведущий».

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие и типология лидерства 5
2. Сущность неформального лидерства 11
3. Особенности работы с неформальным лидером 16
Заключение 23
Список литературы 24

Файлы: 1 файл

Неформальный лидер.doc

— 122.50 Кб (Скачать файл)

Не только умалчивание определенных обстоятельств, но и преподнесение информации особым образом — заслуга кардинала. Подача материала, проекта дается в выгодном свете. Причем авторство делового предложения приписывается себе, даже если были приложены коллективные усилия.

Если кардиналом является секретарь или помощник, то они тщательным образом контролируют доступ к руководителю. Остальные сотрудники ведут себя по отношения к ним особенно вежливо, потому что подчас от них зависит: как скоро состоится встреча с начальником. То есть, пользуясь своим профессиональным положением, распространяют власть и на коллег.

Поняв, кто перед вами, нужно научиться работать с таким человеком. Ведь вы не собираетесь его увольнять? Он устраивает вас как специалист. Алина Кавыева (buildteam.ru)6 сформулировала следующие правила при взаимодействии с «кардиналом»:

  • Всегда держите субординацию. Не вступайте в откровенные разговоры. Все, что вы скажете, может быть обращено против вас.
  • Попробуйте пообщаться наедине, используя эффект неожиданности. Скажите, что поняли стратегию поведения собеседника. Он вряд ли признается, но перестанет повторять свои действия.
  • Не идите на поводу, помните, что перед вами человек, который прекрасно владеет техниками манипуляции.
  • Если вы начнете применять санкции по отношения к лицу, подозревающемуся в «неправедных действиях», то вы заслужите славу некомпетентного руководителя, который способен управлять только путем запугивания.
  • Как это ни парадоксально звучит, но делегируйте ему часть своих полномочий.

Главная его потребность — власть. Пусть он ее получит. В соответствии с новой должностью он должен будет нести дополнительную ответственность: за все проступки, невыполнение планов — отвечает за весь отдел перед высшим руководством. Тем самым вы переориентируете его избыточную энергию в выгодное вам дело.

Приведем некоторые  примеры по работе с различными типами неформальных лидеров.

Пример_1.

В планах небольшой компании — производителя продуктов питания значилось существенное расширение отдела продаж. Руководство сочло необходимым немного присмотреться к сотрудникам отдела и выделить тех, у кого остается немного времени (они, видимо, работают быстро и эффективно, и смогут помочь в адаптации новых сотрудников). В отсутствие начальника отдела директивы передали его заместителю, не объяснив, с какой целью это делается. Итак, типичный «дирижер» получил указание выделить тех людей, у которых остается больше времени, чем у других. Он не может просто исполнить указание и предложить руководству список таких сотрудников. Он старается сделать «как лучше». «Дирижер» посчитал, что цель — отсев малоэффективных сотрудников, поэтому стал догружать лучших специалистов дополнительными задачами, дабы они не попадали в разряд имеющих излишек времени, а в требуемый руководством список внес всех остальных.

В итоге адаптация  нового персонала при расширении отдела легла на плечи не самых  лучших специалистов, что было явно во вред компании.

«Рубаха-парень», чувствуя себя обделенным вниманием руководства, может сформировать негативное отношение  коллектива к начальству, даже сам  не стремясь к такому результату.

Пример_2.

Обделенный вниманием  начальника IT-отдела крупной компании, «рубаха-парень» искал сочувствия у коллектива. Он подолгу сидел возле одного сотрудника, потом возле следующего и т. д. и жаловался им на несостоятельность шефа, который игнорирует его («рубахи-парня») потенциал. А заодно обиженный «неформал» очень живо и эмоционально рассказывал всем о существующих и вымышленных недостатках своего начальника. Парень не преследовал никаких далеко идущих целей, он просто искал сочувствия. Но в результате, учитывая эмоциональную заразительность и хорошее отношение коллектива к непонятому сотруднику, отношение к шефу ухудшается. Люди начинают обращать внимание на мелочи, придираться к каждому его указанию. А причина всему — не привлеченный к управлению отделом «рубаха-парень».

«Серый кардинал» представляет более существенную опасность — если его идеи не оценены по достоинству непосредственным руководством, он вполне может пойти в обход оного напрямую к вышестоящему начальству. И зачастую он вполне способен логически обосновать свои претензии, что чревато неприятностями, как для непосредственного руководителя данного коллектива, так и для сотрудников. По крайней мере, на обстановке в организации такие ситуации обычно сказываются крайне негативно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Изучив данную главу, я еще больше утвердилась во мнении, что коллектив, точнее сказать неформальный лидер, тоже диктует свои маленькие правила. И если управленец не достаточно компетентен, то могут возникать проблемы разного рода, либо найти союзника и помощника. Проблемы неформального лидерства являются одними из ключевых моментов для достижения организационной эффективности. С одной стороны, лидерство рассматривается как наличие определенного набора качеств, приписываемых тем, кто успешно оказывает влияние или воздействует на других, с другой - это процесс преимущественно не силового воздействия в направлении достижения группой или организацией своих целей. Последнее  как раз и трактуется, как наиболее эффективное использование фактора неформального лидерства в работе успешного предприятия.

Достижение целей - вот главное  в процветающей организации. А цели можно достичь не только при сильном  руководителе, а при руководителе, пользующемся поддержкой своего коллектива. Как известно присутствие неформального лидера в организации - это источник и проблем руководства, и при правильном воздействии и взаимодействии помощь руководителю в управлении коллективом. Поэтому работа с неформальным лидером является важным фактором залога эффективности предприятия.

Используя фактор лидерства в своей  организации, можно добиться высоких  результатов, не прибегая ни к высокой  затрате сил, ни к жесткой политике. Лидерство балансирует на грани  математики и тонкостях психологии человеческой души.

Сам же руководитель должен быть  и чутким психологом, и расчетливым стратегом.

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Абашкина, Е. Имидж лидера: психологическое пособие для политиков [Текст]:/  Е. Абашкина.- М.: 1994. - 264с.
  2. Бендер, П.У., Хеллман, Э. Лидерство изнутри [Текст]:/  П.У.Бендер, Э.Хеллман.- М.: Попурри, 2005. - 303 с.
  3. Блондель, Ж. Политическое лидерство: Путь к всеобъемлющему анализу [Текст]:/  Ж. Блондель. - М.: 1992.-138 с.
  4. Вебер, М. Харизматическое господство [Текст]:/Социологические исследования (СоцИс). - 1988. - № 5. - С.139-147.
  5. Веснин, В.Р. Основы менеджмента [Текст]:/В.Р. Веснин. - М.:Элит-2000,2002.-560 с.
  6. Гоулман, Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта [Текст]:/Д.Гоулман. - М.: Альпина, 2005. - 301 с.
  7. Кричевский, Р.Л.. Если вы - руководитель…Элементы психологии менеджмента в повседневной работе [Текст]:/ Р.Л. Кричевский. - М.:  Дело, 1993.-352 с.
  8. Менегетти, А. Психология лидера [Текст]:/А.Менегетти. - М.: Онтопсихология, 2002. - 208 с.
  9. Огарков, А. А. Теория управления организацией: учебник [Текст]:/  А. А. Огарков.- ГОУ ВПО «Волгоградская академия государственной службы». – Волгоград: Изд-во ГОУ ВПО «Вагс», 2005. – 508 с.
  10. Петровский, А.В., Ярошевский, М.Г. Краткий психологический словарь [Текст]:/ А.В.Петровский, М.Г. Ярошевский . - Ростов н /Д: Феникс, 1996. - 415 с
  11. Херманн, М.Г. Составные части лидерства [Текст]:/ М.Г. Херманн. - М., 1992.-178 с.
  12. Чалдини, Р. Социальная психология. Агрессия. Лидерство. Группы [Текст]:/Р.Чалдини. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. - 256 с.
  13. Швальбе, Б. Личность. Карьера. Успех. Психология бизнеса [Текст]:/ Б. Швальбе.-М.:А/О Издательская группа «Прогресс»,1993.-240 с.
  14. Березецкая, А. [Электронный ресурс]/ А. Березецкая// HR-портал.-2007.-09 июль//http://www.hr-portal.ru/article/kakpriruchit%C2%BB-neformalnogo-lidera
  15. Герасичев, В. Лидерство в новых условиях [Электронный ресурс]/ В. Герасичев//HR-портал.-2011.-21 фев.// http://www.hr-portal.ru/article/liderstvo-v-novykh-usloviyakh
  16. Ильина, А. Советы неформальному лидеру [Электронный ресурс]/А.Ильина// HR-портал.-2010.-11 фев.// http://www.hr-portal.ru/article/zaboty-kardinala-sovety-neformalnomu-lideru
  17. Кавыева, А. Сложные сотрудники. Белая ворона и Серый кардинал [Электронный ресурс]/ А.Кавыева//buildteam.ru.-2011.-30 янв.// http://www.hr-portal.ru/article/slozhnye-sotrudniki-belaya-vorona-i-seryi-kardinal.
  18. Пани. Нужно ли укрощать серого кардинала? [Электронный ресурс]/ Пани//HR-портал.-2008.-18 июль.// http://www.hr-portal.ru/article/nuzhno-li-ukroshchatserogo-kardinala%C2%BB
  19. Тимонов, М. Неформальное лидерство – от проблемы к сотрудничеству [Электронный ресурс]/ М. Тимонов//Кадровый менеджмент.-2004.-01 июль.//http://www.hrm.ru/neformalnoe-liderstvo--ot-problemy-k-sotrudnichestvu

1 Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А.В Петровского, М.Г. Ярошевского. - Ростов н/Д.: Феникс, 1999. - C.185

2 Вебер М. Харизматическое господство // Социологические исследования (СоцИс). - 1988. - № 5. - С.139-147

3 Веснин В.Р. Основы менеджмента. - М., 2002, С.317

4 Кричевский Р.Л. , Если вы - руководитель…Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. «                                         Дело» , Москва,1993.С.40-41.

5 Кричевский Р.Л. , Если вы - руководитель…Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. «                                         Дело» , Москва,1993.С.31.

6 http://www.hr-portal.ru/article/slozhnye-sotrudniki-belaya-vorona-i-seryi-kardinal


Информация о работе Неформальный лидер