Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 15:38, контрольная работа
Лидерство – важнейший компонент эффективного руководства. Оно встречается везде, где есть устойчивое объединение людей. Само слово «лидер» означает «вождь», «ведущий».
Введение 3
1. Понятие и типология лидерства 5
2. Сущность неформального лидерства 11
3. Особенности работы с неформальным лидером 16
Заключение 23
Список литературы 24
Не только умалчивание определенных обстоятельств, но и преподнесение информации особым образом — заслуга кардинала. Подача материала, проекта дается в выгодном свете. Причем авторство делового предложения приписывается себе, даже если были приложены коллективные усилия.
Если кардиналом является секретарь или помощник, то они тщательным образом контролируют доступ к руководителю. Остальные сотрудники ведут себя по отношения к ним особенно вежливо, потому что подчас от них зависит: как скоро состоится встреча с начальником. То есть, пользуясь своим профессиональным положением, распространяют власть и на коллег.
Поняв, кто перед вами, нужно научиться работать с таким человеком. Ведь вы не собираетесь его увольнять? Он устраивает вас как специалист. Алина Кавыева (buildteam.ru)6 сформулировала следующие правила при взаимодействии с «кардиналом»:
Главная его потребность — власть. Пусть он ее получит. В соответствии с новой должностью он должен будет нести дополнительную ответственность: за все проступки, невыполнение планов — отвечает за весь отдел перед высшим руководством. Тем самым вы переориентируете его избыточную энергию в выгодное вам дело.
Приведем некоторые примеры по работе с различными типами неформальных лидеров.
Пример_1.
В планах небольшой компании — производителя продуктов питания значилось существенное расширение отдела продаж. Руководство сочло необходимым немного присмотреться к сотрудникам отдела и выделить тех, у кого остается немного времени (они, видимо, работают быстро и эффективно, и смогут помочь в адаптации новых сотрудников). В отсутствие начальника отдела директивы передали его заместителю, не объяснив, с какой целью это делается. Итак, типичный «дирижер» получил указание выделить тех людей, у которых остается больше времени, чем у других. Он не может просто исполнить указание и предложить руководству список таких сотрудников. Он старается сделать «как лучше». «Дирижер» посчитал, что цель — отсев малоэффективных сотрудников, поэтому стал догружать лучших специалистов дополнительными задачами, дабы они не попадали в разряд имеющих излишек времени, а в требуемый руководством список внес всех остальных.
В итоге адаптация нового персонала при расширении отдела легла на плечи не самых лучших специалистов, что было явно во вред компании.
«Рубаха-парень», чувствуя себя обделенным вниманием руководства, может сформировать негативное отношение коллектива к начальству, даже сам не стремясь к такому результату.
Пример_2.
Обделенный вниманием начальника IT-отдела крупной компании, «рубаха-парень» искал сочувствия у коллектива. Он подолгу сидел возле одного сотрудника, потом возле следующего и т. д. и жаловался им на несостоятельность шефа, который игнорирует его («рубахи-парня») потенциал. А заодно обиженный «неформал» очень живо и эмоционально рассказывал всем о существующих и вымышленных недостатках своего начальника. Парень не преследовал никаких далеко идущих целей, он просто искал сочувствия. Но в результате, учитывая эмоциональную заразительность и хорошее отношение коллектива к непонятому сотруднику, отношение к шефу ухудшается. Люди начинают обращать внимание на мелочи, придираться к каждому его указанию. А причина всему — не привлеченный к управлению отделом «рубаха-парень».
«Серый кардинал» представляет более существенную опасность — если его идеи не оценены по достоинству непосредственным руководством, он вполне может пойти в обход оного напрямую к вышестоящему начальству. И зачастую он вполне способен логически обосновать свои претензии, что чревато неприятностями, как для непосредственного руководителя данного коллектива, так и для сотрудников. По крайней мере, на обстановке в организации такие ситуации обычно сказываются крайне негативно.
Изучив данную главу, я еще больше утвердилась во мнении, что коллектив, точнее сказать неформальный лидер, тоже диктует свои маленькие правила. И если управленец не достаточно компетентен, то могут возникать проблемы разного рода, либо найти союзника и помощника. Проблемы неформального лидерства являются одними из ключевых моментов для достижения организационной эффективности. С одной стороны, лидерство рассматривается как наличие определенного набора качеств, приписываемых тем, кто успешно оказывает влияние или воздействует на других, с другой - это процесс преимущественно не силового воздействия в направлении достижения группой или организацией своих целей. Последнее как раз и трактуется, как наиболее эффективное использование фактора неформального лидерства в работе успешного предприятия.
Достижение целей - вот главное в процветающей организации. А цели можно достичь не только при сильном руководителе, а при руководителе, пользующемся поддержкой своего коллектива. Как известно присутствие неформального лидера в организации - это источник и проблем руководства, и при правильном воздействии и взаимодействии помощь руководителю в управлении коллективом. Поэтому работа с неформальным лидером является важным фактором залога эффективности предприятия.
Используя фактор лидерства в своей организации, можно добиться высоких результатов, не прибегая ни к высокой затрате сил, ни к жесткой политике. Лидерство балансирует на грани математики и тонкостях психологии человеческой души.
Сам же руководитель должен быть и чутким психологом, и расчетливым стратегом.
1 Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А.В Петровского, М.Г. Ярошевского. - Ростов н/Д.: Феникс, 1999. - C.185
2 Вебер М. Харизматическое господство // Социологические исследования (СоцИс). - 1988. - № 5. - С.139-147
3 Веснин В.Р. Основы менеджмента. - М., 2002, С.317
4
Кричевский Р.Л. , Если вы - руководитель…Элементы
психологии менеджмента в повседневной
работе. «
5
Кричевский Р.Л. , Если вы - руководитель…Элементы
психологии менеджмента в повседневной
работе. «
6
http://www.hr-portal.ru/