Непосредственная демократия и ее институты в механизме народовластия в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 10:07, реферат

Описание работы

Непосредственную демократию отличают от представительной демократии — осуществления власти через избранные народом представительные органы. Главным недостатком выборной демократии по сравнению с прямой — подверженность коррупции.
Одной из форм прямой демократии являются референдумы и плебесциты — всенародные голосования по тем или иным вопросам общественно-политической жизни.

Файлы: 1 файл

5..Непосредственная демократия и ее институты в механизме народовластия в РФ.doc

— 94.50 Кб (Скачать файл)

Дисциплина: «Правоведение»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

на тему

 

«Непосредственная демократия и ее институты в механизме народовластия в РФ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение

Непосредственная  демократия - форма непосредственного волеизъявления народа или каких-либо групп населения. "Высшим непосредственным выражением власти народа, - указывается в Конституции РФ (ст. 3), - являются референдум и свободные выборы". 
Согласно Федеральному конституционному закону от 10 октября 1995 г. "О референдуме Российской Федерации", референдум - это всенародное голосование граждан России по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. Референдум Российской Федерации проводится на всей ее территории.

Непосредственная  демократия (прямая демократия) — форма  политической организации общества, при которой основные решения  принимаются непосредственно гражданами; прямое осуществление власти народом  в общенациональном и местных  масштабах, различные формы принятия решений самим населением общего и местного характера.

Непосредственную  демократию отличают от представительной демократии — осуществления власти через избранные народом представительные органы. Главным недостатком выборной демократии по сравнению с прямой — подверженность коррупции.

Одной из форм прямой демократии являются референдумы  и плебесциты — всенародные голосования  по тем или иным вопросам общественно-политической жизни.

Народные  вече — были одной из исторических форм прямой демократии на территории славянских государств.

Праву народа соответствует конституционное  право каждого гражданина РФ участвовать  в управлении делами государства  как непосредственно, так и через  своих представителей. В Конституции  РФ особо подчеркнута роль непосредственной демократии для местного самоуправления (глава 8).

 

1. Институты непосредственной демократии в управлении государством

Непосредственная демократия может находить выражение в организованных (институциональных) формах и как стихийное, неорганизованное проявление настроений граждан. Последнее не всегда представляет собой антиправительственное выступление, оно может стихийно начаться и в поддержку тех или иных мер правительства, в противовес оппозиции. Чаще всего, однако, стихийная демонстрация является выражением недовольства населения, его определенной части политикой органов государства.

Некоторые проявления непосредственной демократии имеют форму только коллективных действий (один человек, вышедший с плакатом, еще не демонстрация), другие представляют собой индивидуальное действие (например, каждый на выборах голосует лично, и только при суммировании голосов каждого достигается общий результат).

К коллективным формам проявления непосредственной демократии относятся собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования. Они составляют особый институт коллективных публичных мероприятий.1

Один из важнейших  институтов непосредственной демократии в масштабах государства - выборы в парламент (Государственную Думу) и выборы Президента РФ. Такие выборы являются всеобщими, прямыми, равными, свободными и альтернативными и осуществляются путем тайного голосования. Всеобщность выборов означает, что в них могут участвовать как избиратели (активное избирательное право) все граждане, достигшие 18 лет, не признанные судом недееспособными и не лишенные свободы по вступившему в законную силу приговору суда. Иностранцы, лица без гражданства в общегосударственных выборах действовать не могут. Для права быть избранными (пассивное избирательное право) установлены дополнительные условия, прежде всего повышенный возраст (минимум 21 год для депутатов Государственной Думы, 35 лет для кандидата на должность Президента РФ) и некоторые другие условия (например, кандидат на должность Президента РФ не менее 10 лет должен проживать в России)- Прямые выборы означают, что избиратели голосуют непосредственно за кандидатов (не за выборщиков, как, например, на выборах Президента США). Все голосуют и могут быть избраны на равных основаниях (при прочих равных условиях). Свободные выборы исключают искажение волн избирателей (например, путем подкупа пли угроз). Альтернативность предполагает выбор избирателем кандидатов из числа, превышающего число избираемых. Тайные выборы — голосование осуществляется без ведома других лиц, избиратель не обязан отвечать, как он голосовал.

Досрочный отзыв депутата представительного органа избирателями также является инструментом непосредственной демократии. На федеральном уровне в России такой институт не предусмотрен: депутата Государственной Думы отозвать нельзя, однако в некоторых субъектах Федерации, во многих муниципальных образованиях отзыв депутатов их представительных органов возможен. Необходимо собрать определенное число подписей избирателей и провести голосование, вопрос решается абсолютным большинством голосов участвовавших в голосовании при условии, что в голосовании участвовал требуемый законом (уставом муниципального образования) процент зарегистрированных избирателей. Граждане отзывают досрочно депутатов, плохо выполняющих свои обязанности, и тем самым отзыв депутата содействует совершенствованию работы государственного аппарата. В муниципальных образованиях возможен досрочный отзыв избирателями депутата представительного органа и главы муниципального образования. Досрочный отзыв избирателями главы субъекта РФ, избираемого законодательным собранием и назначаемого Президентом РФ, с 2005 г. невозможен.2

Важнейшим институтом непосредственной демократии является референдум — голосование избирателей за или против какого-либо проекта решения (в том числе проекта закона). Общегосударственный референдум РФ имеет решающий характер (консультативный референдум не предусматривается). Он регулируется Федеральным конституционным законом 2004 г. Инициатива референдума принадлежит: 1) не менее чем 2 млн граждан РФ, подписавшихся под обращением инициативной группы (на территории одного субъекта или за пределами РФ не должно быть собрано более 50 тысяч подписей); 2) Конституционному Собранию РФ, если оно решает вынести на референдум проект новой Конституции РФ; 3) федеральным органам государственной власти, если референдум по данному вопросу предусмотрен международным договором.3

Любой гражданин может  выступить инициатором по созданию инициативной группы, которая регистрируется в Центральной избирательной комиссии, формулирует вопрос (вопросы) референдума и собирает подписи. В ее составе должно быть не менее 100 человек от каждого субъекта РФ в более чем половине субъектов РФ (т.е. при современном числе субъектов - 100 х 45 = 4500 человек). Центральная избирательная комиссия представляет эти документы Президенту РФ, а он направляет их в Конституционный Суд РФ. Лишь после этого Президент РФ может назначить референдум (его дату). Закон запрещает выносить на референдум вопросы об изменении статуса субъекта РФ, о досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента РФ, Государственной Думы, о принятии пли изменений федерального бюджета, о введении или изменении налогов и сборов, о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения, об амнистии и помиловании, о персональном составе федеральных органов государственной власти и др.

Центральная избирательная комиссия признает референдум состоявшимся, если в голосовании приняли участие более половины зарегистрированных избирателей (учестников референдума), решение считается принятым, если за него проголосовало более половины голосовавших.

Референдум на территории России проводился в 1991 г., когда она была еще в составе СССР (по вопросу о сохранении СССР), затем весной 1993 г. (по вопросу о доверии Президенту РФ) и в декабре 1993 г. (принятие Конституции РФ).

Обращения граждан в органы государства со своими предложениями — тоже институт непосредственной демократии, помогающий совершенствовать работу государственного аппарата.

В некоторых субъектах  РФ, муниципальных образованиях предусмотрены и действуют другие институты непосредственной демократии: народная законодательная и правотворческая инициатива, гражданская инициатива группы граждан и др. Они рассматриваются в последующих главах.4

2. Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления

К числу таких форм относятся муниципальные выборы, местный референдум, голосование по отзыву депутата, выборного должностного лица, по вопросам изменения границ или преобразования муниципального образования. Детально все эти вопросы регулируются законами субъектов РФ.

Муниципальные выборы. На муниципальных выборах население (граждане, а при определенных условиях и неграждане) определяет путем голосования состав представительных органов и того главу администрации муниципального образования, которые будут руководить ими в предстоящий период (на срок не более пяти лет, меньшие сроки устанавливаются в России законами субъектов РФ или уставами муниципальных образований).

Регулирование основ  муниципальных выборов осуществляется федеральным законодательством (федеральные законы «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»), более детально —законами субъектов РФ о местном самоуправлении, о выборах депутатов (советников) представительных органов и выборных должностных лиц, а также уставами и иными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В России муниципальные выборы могут быть прямыми и непрямыми (избрание депутатов нижестоящими советами, мэра — советом, хотя мэр может быть избран и непосредственно гражданами (это определяется уставом муниципального образования). Особым образом могут формироваться представительные органы муниципальных районов.

Выборы признаются недействительными, если нарушения, допущенные при их подготовке и проведении, не позволяют с достоверностью установить их результаты (результаты волеизъявления граждан); если результаты выборов признаны недействительными не менее чем в четвертой части избирательных участков; по решению суда.

Во всех случаях признания выборов несостоявшимися или недействительными через определенное время проводятся повторные выборы. От повторных выборов следует отличать повторное голосование (второй тур). На повторных выборах можно выдвигать новых кандидатов (списки), при повторном голосовании — нельзя.5

Досрочный отзыв депутата представительного органа и выборного должностного лица местного самоуправления. В отличие от досрочного отзыва депутата парламента, который в подавляющем большинстве стран невозможен (применяется только в странах тоталитарного социализма), отзыв депутатов муниципального представительного органа (совета) и главы муниципальной администрации (иного выборного должностного лица) применяется во многих странах, в том числе в России. Такая возможность предусмотрена федеральным законодательством, законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований. Федеральный закон предусматривает возможность отзыва депутатов и выборных должностных лиц муниципального образования, основания и порядок отзыва регулируются законами субъектов РФ (Башкортостан, Владимирская область, Красноярский край, Хакасия и др.). В качестве оснований для отзыва названы: нарушение Конституции, законов, устава муниципального образования, невыполнение или ненадлежащее выполнение своих обязанностей, действия, несовместимые со статусом депутата или выборного должностного лица, игнорирование прав и законных интересов жителей соответствующей территории и др.

Отзыв производится практически в том же порядке, в каком проводятся местные выборы. Вопрос об отзыве может возбудить любой избиратель (отзыв проводится только по инициативе населения). Основанием для отзыва являются только конкретные противоправные действия (бездействие) депутата, выборного должностного лица, подтвержденные в судебном порядке. После возбуждения вопроса об отзыве проводится собрание, на котором создается инициативная группа численностью не менее пяти избирателей. Протокол собрания с требованием отзыва и список инициативной группы передаются для регистрации в окружную избирательную комиссию (того же округа, где проводились выборы). Затем инициативная группа приступает к сбору подписей в поддержку инициативы об отзыве депутата, выборного должностного лица. Если речь идет о депутате, сбор подписей осуществляется в том округе, где он был избран. При отзыве выборного должностного лица сбор подписей осуществляется на всей территории муниципального образования (оно составляло единый избирательный округ). Необходимо собрать не менее 5% подписей избирателей в поддержку предложения об отзыве, но конкретный процент устанавливается законами субъектов РФ или уставами муниципальных образований. В разных субъектах РФ он составляет в среднем от 5 до 15% общего числа избирателей (соответственно округа или муниципального образования), есть и иные требования. Подписи необходимо собрать в течение определенного времени (обычно 30 дней), ибо состояние неопределенности не может продолжаться долго.6

Инициативная группа, собрав подписи (если соберет), представляет подписные листы в избирательную комиссию, та уведомляет депутата или выборное должностное лицо об этом и направляет в представительный орган муниципального образования требование о проведении голосования об отзыве. Если последний считает, что все требования закона соблюдены, он назначает в определенный срок (через 15 30 дней) дату голосования об отзыве. Отзываемому должна быть предоставлена возможность дать избирателям свои объяснения. Депутат или выборное должностное лицо считаются отозванными, если за это проголосуют не менее половины избирателей муниципального образования.

Местный референдум. Местный референдум — это голосование граждан (иногда и неграждан), постоянно проживающих в том муниципальном образовании, где он проводится, по вопросам местного значения, отнесенным к компетенции местного самоуправления. Местные референдумы проводятся во многих странах, в том числе тех, где общегосударственные референдумы никогда не проводились (в Канаде, США и др.).

Организация и проведение референдумов в России (в том числе местных) регулируются различными нормативными правовыми актами. Основные положения содержатся в Федеральном законе об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме (он неоднократно принимался в новой редакции), в законе 0б общих принципах организации местного самоуправления. Детально порядок проведения местных референдумов регулируется законами субъектов РФ о местных референдумах и уставами муниципальных образований.

Информация о работе Непосредственная демократия и ее институты в механизме народовластия в РФ