Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 10:07, реферат
Непосредственную демократию отличают от представительной демократии — осуществления власти через избранные народом представительные органы. Главным недостатком выборной демократии по сравнению с прямой — подверженность коррупции.
Одной из форм прямой демократии являются референдумы и плебесциты — всенародные голосования по тем или иным вопросам общественно-политической жизни.
На местный референдум обычно выносятся вопросы о принятии устава муниципального образования (с 2006 г. устав принимается представительным органом), об организации местного самоуправления в данном муниципальном образовании, его органах, об изменении границ муниципальных образований (например, передача населенного пункта из одного муниципального образования в другой, соседний), о программах развития муниципального образования, о возможности строительства объектов, опасных для окружающей среды, о приобретении в собственность крупных объектов или их продаже и др. Некоторые вопросы не могут выноситься на референдум: о досрочном прекращении, продлении и приостановлении срока полномочий органов местного самоуправления и проведении их досрочных выборов; о персональном составе органов местного самоуправления; об избрании, назначении, освобождении от должности депутатов и должностных лиц; о принятии и изменении местного бюджета, финансовых обязательств муниципального образования, о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению безопасности и здоровья местного населения. В ряде субъектов РФ запрещено выносить на референдум также вопросы о приобретении или уступке собственности. Вопросы последнего рода решаются либо на выборах (избрание депутатов, должностных лиц), либо представительным органом (бюджет), либо главой администрации (распоряжение объектами собственности).7
Решение, принятое на референдуме, имеет обязательную силу для всех органов, организаций, должностных лиц, жителей данного муниципального образования. Оно не нуждается в утверждении какими-либо государственными или муниципальными органами, их должностными лицами. Однако если на референдуме принимается решение только принципиального характера (например, об изменении названия муниципального образования, о создании в нем взамен схода представительного органа), то для реализации такого решения требуется издание дополнительного муниципального правового акта (актов). Органы местного самоуправления в течение 15 дней после референдума обязаны установить срок подготовки такого акта (актов). Если референдум консультативный, то издание таких актов часто тоже является необходимым, хотя воля граждан может учитываться и в других актах, во всей деятельности муниципальных органов и должностных лиц.
Голосование об изменении границ и преобразовании муниципального образования. Голосование об изменении границ или преобразовании муниципального образования назначается представительным органом. Для назначения голосования необходимо предварительно собрать подписи избирателей, если инициатива исходит от граждан. При этом не применяется запрет на проведение агитации государственными и, муниципальными органами, должностными лицами — все они могут участвовать в агитации. Решение считается принятым, если в голосовании участвовало более половины избирателей и более половины из них высказались за изменение границ или преобразование муниципального образования.
Сходы граждан. Обязательные решения могут быть приняты также на сходах граждан, которые соответствуют условиям, установленным законом. Сход — это не всякие публичные собрания в соответствии с конституционным правом свободы собраний. Речь идет о собраниях особого рода: собраниях лиц, пользующихся избирательными правами, причем эти собрания выполняют властную функцию.8
Они принимают решения по вопросам местного значения, т.е. выполняют полномочия представительных органов местного самоуправления, в том числе отнесенные к исключительным полномочиям представительного органа. Сход созывается в небольших поселениях, где представительный орган избирать нецелесообразно и основные вопросы местной жизни может решать непосредственно само население. В некоторых субъектах РФ действуют законы о собраниях (сходах) граждан (Башкортостан, Мордовия, Смоленская область и др.).
Иногда законы субъектов РФ устанавливают, что местный представительный орган может не создаваться в населенных пунктах, сельских административных округах (сельсоветах) с населением менее 500 человек. Во многих субъектах РФ предел численности жителей в таком поселении оставлен на усмотрение самого муниципального образования и предусматривается в его уставе.
Федеральный закон 2003 г. об общих принципах местного самоуправления несколько иначе формулирует положения о сходах граждан, в связи с чем некоторые законы, принятые ранее в субъектах РФ, нуждаются в изменениях. Согласно этому Закону сход граждан созывается в поселениях с числом избирателей не более 100 человек. Сход правомочен и решения, принятие им, действительны при участии более половины жителей, обладающих избирательными правами. Сход созывается главой муниципального образования по своему усмотрению или по инициативе группы жителей поселения численностью не менее 10 человек. Решение схода считается принятым, если за него голосовало более половины участников схода — граждан-избирателей. Оно должно быть опубликовано (обнародовано) и подлежит обязательному исполнению.
Если собрания (сходы) граждан муниципального образования, согласно его уставу, действуют параллельно с его представительным органом, они выполняют не властную, а, скорее, совещательную роль. 9
Действующая Конституция РФ устанавливает три главные формы осуществления народом власти: непосредственную (прямую) демократию (когда народ осуществляет свою власть непосредственно); через органы государственной власти; через органы местного самоуправления.
Под непосредственной демократией понимается прямое волеизъявление народа или его части, непосредственное решение ими вопросов государственной и общественной жизни или выражение мнения по этим вопросам. Конституция закрепляет ряд форм непосредственной демократии, в том числе как высшее непосредственное выражение власти народа — референдум и свободные выборы. К этим формам относятся также и другие: собрания, митинги, шествия, демонстрации, пикетирование, индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления; народные обсуждения важных вопросов государственной жизни, законопроектов.
В системе институтов непосредственной демократии важнейшее место принадлежит выборам — форме наиболее широкого участия граждан в управлении государственными делами. Посредством выборов формируются государственные органы, органы местного самоуправления, определяется их персональный состав.
Информация о работе Непосредственная демократия и ее институты в механизме народовластия в РФ