Новые тенденции в развитии института семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 12:12, реферат

Описание работы

Для большинства людей семья — это некая социальная общность, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общим бытом и взаимной моральной ответственностью. Социология рассматривает семью одновременно и как малую группу, удовлетворяющую личные потребности людей, и как социальный институт с точки зрения ее функций.

Содержание работы

1.Введение
2.Функции семьи
3.Типы семей
4.Современные тенденции в развитии семьи
5.Этнические и конфессиональные особенности современных семей
6.Список литературы

Файлы: 1 файл

реферат по социологии.doc

— 97.00 Кб (Скачать файл)

       Дисгармоничный семейный союз препятствует реализации присущих супругам индивидуальных качеств. Семья превращается в некий театр, где каждый вынужден выполнять навязанную, чуждую, но предписанную семейным союзом роль.

       Принято выделять следующие типы семейных дисгармоний:

  1. Внешне «спокойная семья». Отношения упорядочены и согласованны, события в семье протекают гладко (взгляд со стороны). При более близком знакомстве становится ясно, что муж и жена испытывают чувства неудовлетворённости, скуки, их жизнь сопровождается ощущением зря потраченных лет.
  2. В семье, где отношения строятся на основе видимой благожелательности, ребенок ощущает себя бесполезным. Его жизнь наполнена ощущением постоянной тревоги, ребенок чувствует опасность,  но не понимает ее источника, живет в постоянном напряжении и не в силах его ослабить.
  3. Вулканическая семья. Отношения изменчивы и открыты. Супруги постоянно выясняют отношения, часто расходятся и сходятся, ссорятся и мирятся. Спонтанность и эмоциональная непосредственность преобладает над чувством ответственности.
  4. Семья-крепость. В основе такого семейного союза лежат усвоенные представления об угрозе, агрессивности и жестокости окружающего мира, о всеобщем зле и о людях как носителях зла.
  5. Семья-театр. Такие семьи утверждают стабильность путем специфического «театрализованного образа жизни». Как правило, один из супругов в подобных союзах испытывает острую потребность в признании, в постоянном внимании, поощрении, любовании, он остро испытывает дефицит любви. Иногда члены семьи разыгрывают друг перед другом спектакль, иногда вся семья формируется в один ансамбль, сохраняя видимость благополучия.
  6. Семья – третий лишний. Это семья, где личные взаимоотношения супругов имеют для них особую значимость, а родительство бессознательно воспринимается как помеха супружескому счастью.
  7. Семья с кумиром. В таких семьях воспитание ребенка – единственное, что скрепляет супружеские отношения. Оба родителя с преувеличенным вниманием относятся к ребенку, перенося на него свои нереализованные чувства.
  8. Семья-маскарад. Для подобного типа семьи свойственна несогласованность жизненных целей. Родители ставят ребенка в ситуацию различных требований и несогласованных оценок.

Современные тенденции в развитии семьи

 

     В своем развитии семья стремительно идет от многодетности, среднедетности к малодетности. Рождаемость резко  упала, особенно в последние годы. Во многих областях России смертность превысила рождаемость. Сейчас у нас преобладает однодетная семья. Однодетность нередко негативно влияет на характер ребенка, его личностные качества, в целом, на детско-родительские отношения, особенно тогда, когда в семье есть дедушки и бабушки.

     В настоящее время можно отметить изменения на всех этапах жизненного цикла семьи, начиная с ее зарождения и заканчивая завершением существования  семьи как целого: на добрачном этапе, на протяжении всего периода семейной жизни, на этапе распада семьи.

     Добрачный этап

     Брак  больше не представлен в общественном сознании как единственно возможный  способ проживания жизни. Это проявляется  в том, что произошли изменения в процессе выбора брачного партнера, в отношении к браку и сексуальному поведению, в системе ценностей в области полоролевого поведения.

     Отмечается  изменение системы ценностей  в области полоролевого поведения. Наблюдается ослабление нормативного императива, предписывающего вступление в брак, сохранение брака, обзаведение детьми, ограничение интимных отношений рамками брака и разделение ролей на сугубо мужские и сугубо женские. Это касается не только добрачного или внебрачного секса, но и сексуальной ориентации. Отношение к так называемым «сексуальным меньшинствам» становится более терпимым, а принадлежность к ним реже скрывается.

    Еще одним проявлением смягчения нравов в отношении сексуального и брачного поведения является широкое распространение добрачного сожителъста («пробных», фактических браков) среди молодежи.

    Исчезли жесткие критерии для оценивания поведения мужчин и женщин как «порядочного – непорядочного» и «нормального – ненормального». Современная нормативность в большей мере учитывает личностное своеобразие человека и систему его мотивов, чем нормативность традиционная.

Изменение системы  ценностей в области полоролевого поведения привело к изменению  его традиционного рисунка. Все  в меньшей степени от мужчин требуется  демонстрация силы в ее различных ипостасях (физическая сила, власть, деньги, моральная ответственность), и более распространенной стала демонстрация мужчинами мягкости характера и эмоциональности. Для женщин не считается неподходящим проявление инициативы, честолюбия и силы воли, и они чаще являются и открытыми инициаторами знакомства с мужчиной, и активной стороной в формировании отношений. Как проявление этого можно рассматривать тенденцию к изменению соотношения возраста жениха и невесты. Если в начале XX в. чаще заключались союзы, в которых достаточно зрелый и самостоятельный мужчина брал в жены девушку намного моложе себя, то теперь доля браков, в которых муж младше жены по возрасту, значительно возросла.

Подводя итог и  обобщая описанные тенденции, можно  так охарактеризовать изменения на добрачном этапе:

• изменение  общественных норм в отношении брака  и сексуального поведения;

• снижение регулирующего  потенциала этих норм;

• изменение  образцов полоролевого поведения;

• возрастание  личной свободы и усиление проявлений индивидуальности в полоролевом поведении и выборе брачного партнера.

Период  семейной жизни

Первая тенденция, связанная с изменением структуры  семьи, – это изменение числа  ее членов. Место расширенной семьи, в состав которой входило несколько  поколений родственников, характерной для России еще в начале и середине XX в., устойчиво заняла нуклеарная семья, состоящая из двух поколений: родителей и их детей. Это привело к уменьшению числа людей, проживающих вместе, и к ослаблению связей (и экономических, и эмоциональных) между родственниками, живущими раздельно.

Изменяется число  членов и внутри нуклеарной семьи. Число  детей в семье уменьшается  – в большинстве семей их не больше двух. Некоторые семьи вообще не хотят иметь детей и считают  идеальной бездетную семью, явно выраженными становятся тенденции к снижению рождаемости, малодетности и сознательной бездетности.

В качестве второй тенденции, связанной с изменением структуры семьи, а также ее функций, можно назвать изменение преобладающего типа семьи. Бывший «классическим» в XIX в. патриархальный тип становится настоящей «музейной редкостью». Экономическая самостоятельность женщины поколебала ее исключительную зависимость от главы семьи, что способствовало кризису патриархальной моногамии. В некоторых европейских странах имеется тенденция к расширению мужской родительской роли. Например, в ряде скандинавских стран уход за 2-3-летним ребенком стал добровольно осуществляться любым из родителей. На работу предпочитает выходить тот из супругов, у кого выше профессиональная квалификация, а второй получает пособие по уходу за ребенком.

Следующей характерной  чертой в жизни современной семьи  является появление особых, нетрадиционных моделей семей, к которым могут  быть отнесены неполные семьи и семьи  с неродными родителями.

Неполные семьи. Неполные семьи возникают как в результате разводов, так и в результате внебрачного рождения детей. В настоящее время наличие детей все в меньшей степени служит препятствием для развода.

Семья с неродными  родителями порождает много проблем. Когда женщина, имеющая ребенка от первого брака, рожает еще одного от нового партнера, пределы семьи становятся расплывчатыми. Характер отношений женщины с бывшим мужем-отцом, актуальным мужем-отцом, ребенка с матерью, отцом и отчимом, сводных братьев и сестер между собой становится неопределенным и запутанным. В ситуации, когда оба бывших супруга вступают в повторный брак, родственные сети детей, оставленных матери, становятся весьма обширны. Дети могут иметь по 8 бабушек и дедушек. Контакты между новыми родственниками могут быть весьма обширны и разнообразны по степени близости и переживаемым чувствам. Для всех членов этих расширенных союзов вряд ли могут быть предложены четкие и однозначные образцы поведения. Путем переговоров, проб и ошибок со временем устанавливается неустойчивое, в некотором смысле удовлетворительное равновесие, которое позволяет каждому поддерживать без особых конфликтов свои предпочтительные связи.

Этап  распада семьи

В рамках христианской традиции развод на протяжении многих лет оставался либо запретным, либо исключительным событием. После 1960 г. повышение частоты разводов последовательно захватывает все европейские страны. В большинстве стран Европы и Америки рост числа разводов за последние 20 лет увеличился в 3-4 раза. Инициаторами развода чаще становятся женщины. 

Так как в  настоящее время большинство  супругов ждет от брака счастья и  возможностей для личностной самореализации, развод стал нормальным явлением семейной жизни.

Повторные браки

Повторные браки  вовсе не современное открытие. Они в прошлом проявлялись как реакция на половозрастную асимметрию и были в основном результатом овдовения. В настоящее время здесь имеются следующие тенденции:

• наблюдается  рост за последние полтора десятилетия  удельного веса повторных браков как среди мужчин, так и среди женщин;

• доля овдовевших среди вступающих в повторные  браки постоянна и невелика;

• рост увеличения числа разводов сопровождается снижением  числа повторных браков.

Однако все  перечисленные варианты семей представляют собой варианты моногамии: мужчина и женщина одновременно живут только с одним партнером. В настоящее время нарастает число и альтернативных моногамии браков.

Альтернативные  браки

Одним из вариантов  альтернативного брака является конкубинат. Конкубинат – это длительный союз мужчины и женщины, не намеревающихся юридически закрепить брак, при этом мужчина образовывает этот союз с женщиной, имеющей от него «внебрачного» ребенка, имея параллельно официальную семью (жену и детей). Следовательно, конкубинат – это длительная, юридически не закрепленная связь, в которой мужчина фактически имеет вторую сексуальную партнершу и общего с ней ребенка, а женщина – ребенка с отцом, но без узаконенного мужа. В качестве причин конкубината называют демографическое неравенство: число женщин детородного возраста превышает число мужчин.

Другим вариантом  альтернативной семьи является коммуна. Современная западная коммуна, как правило, представляет собой большое число людей, не связанных родством (часто и браком), проживающих в общей квартире или доме и совместно ведущих хозяйство. Сюда могут входить и дети. Совместное выполнение работ по дому и воспитание детей дают то преимущество, что они могут быть распределены между большим количеством лиц. Коммуна может владеть совместно средствами производства (например сельскохозяйственным инвентарем), предметами длительного пользования, бытовой техникой. Трудности, однако, возникают в тех случаях, когда кто-либо собирается покинуть коммуну или из-за неаккуратного обращения отдельных членов коммуны с вещами. Как правило, беспорядочные половые отношения в коммуне если и встречаются, то существуют недолго. В настоящее время число коммун незначительно.

Подводя итог, можно говорить о следующем обобщенном современном понимании семьи и ее будущего.

Жизнестойкость  института моногамии предопределена богатством его эволюционного потенциала и инертностью культуры. Ценности моногамии вряд ли будут исчерпаны, по крайней мере, в первые десятилетия XXI в. В настоящее время существуют как семьи «патриархального» типа, так и «дето-центристского» (которых большинство), идет становление «супружеского» типа семьи. Альтернативные модели семей также встречаются и, скорее всего, будут продолжать свое существование, за исключением, может быть, исчерпавшей себя коммуны. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Этнические  и конфессиональные особенности современных  семей

       Россия  является многонациональным и многоконфессиональным  государством. На территории нашей  страны проживают народы, исповедующие все четыре великие мировые религии, такие, как христианство, ислам, иудаизм, буддизм. Существующие семьи, помимо общих характеристик, определяющих развитие и функционирование любой семейной системы, имеют свои специфические особенности. На особенности и развитие семьи влияют этнокультурные условия. Для рассмотрения специфики этнокультурных условий необходимо остановиться на понятиях «этноса (нации)» и «менталитета».

Информация о работе Новые тенденции в развитии института семьи